Родительское собрание «РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ДЕТЕЙ 3 – 4 лет»
презентация к уроку (младшая группа)

Кагарманова Светлана Николаевна

Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В.А.Сухомлинский.


Сегодня НА РОДИТЕЛЬСКОМ собрании мы с вами поговорим о  «Взаимосвязи развития речи и развития дифференцированных движений пальцев и кисти рук у детей.
Вначале я хочу спросить у вас: что развивают пальчиковые игры и для чего они нужны? 
 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание группа «Незабудка» « РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ДЕТЕЙ 3 – 4 лет» Подготовила Кагарманова С.Н.

Слайд 2

Тема родительского собрания: «Развитие речи у детей 3 – 4 лет»

Слайд 3

Повестка родительского собрания: 1. Особенности психо –физического развития детей 3 – 4 лет ( педагог-психолог); 2. Развитие речи детей через развитие мелкой моторики (воспитатель группы «Незабудка ») 3. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через малые фольклорные формы ( воспитатель группы «Незабудка »); 4. Разное

Слайд 4

1. Особенности психо – физического развития детей 3 – 4 лет

Слайд 5

2. Развитие речи детей через развитие мелкой моторики (воспитатель группы «Незабудка» ) ;

Слайд 6

«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В.А.Сухомлинский .

Слайд 7

Игра с мячиками : Для этого мы используем массажные гладкие и колючие мячики су- джок . ( Можно катать по ладошке, столу, коврику): « Мячик» Мячик мой не отдыхает, На ладошке он гуляет, Взад, вперёд его качу, Вправо – влево, как хочу Сверху- левой, снизу- правой, Я его катаю браво!

Слайд 8

ИГРА с грецкими орехами – катать два ореха между ладонями . Прокатывать один орех между двумя пальцами . « Научился два ореха Между пальцами катать Это в школе мне поможет Буквы ровные писать».

Слайд 9

Игры с разноцветными резиночками для волос 1 вариант. Растягивание резинки для волос поочерёдно большим и указательным пальцами , большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала ведущей рукой.

Слайд 10

Игры с разноцветными резиночками для волос 2 вариант. Кисти рук ребёнка соединены в запястьях. Взрослый надевает резинку поочерёдно на указательные, средние, безымянные пальцы, мизинец ребёнка. Ребёнок растягивает резинку пальцами, не разводя кисти рук (взрослый помогает удерживать кисти рук ребёнка в исходном положении).

Слайд 11

Игры с разноцветными резиночками для волос 3 вариант. Для игры необходима цилиндрическая баночка и резинки для волос. Используя , все пять пальцев ведущей руки нанизываем резиночку на баночку. И так пока не кончатся все резиночки . Затем руку меняем.

Слайд 12

Игра с использованием бельевых прищепок Пощипываем ими кончики пальцев (предварительно проверяем, чтобы она не была слишком тугой ). «У котят, как у ребят зубки режутся, болят . Стал кусачим котик мой, шустрый шарик озорной ! Хвать за палец и кусь – кусь ! Пусть кусает, не боюсь ! Так играет он со мной, котик мой совсем не злой .»

Слайд 13

Игры «нанизывание» Игры с бусинами, макаронами отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

Слайд 14

Рисование Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты ), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная

Слайд 15

Конструирование и работа с мозаикой, пазлами . Выкладывание фигур, цифр и букв из счетных палочек, из семян, из всего, что есть под рукой

Слайд 16

игра « Пальцеход » может проводиться с помощью решетки для раковины. «Ходить» указательными и средними пальцами по клеточкам. На каждый ударный слог стихотворения, делая по шагу. Можно ходить средними и безымянными, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочерёдно или одновременно и т. д . «В зоопарке мы бродили, «Идёт собака, кот идёт, К каждой клетке подходили И дождь идёт и град… И смотрели всех подряд — Ещё часы идут вперёд, Медвежат, волчат, бобрят». Хоть на столе стоят».

Слайд 17

Игры с пуговицами Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попросите ребенка выложить рисунок по образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы

Слайд 18

Игры с сыпучими материалами 1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, можно сопровождать стихотворным текстом : "Месим, месим тесто, есть в печи место. Будут-будут из печи Булочки и калачи".

Слайд 19

Игры с сыпучими материалами 2.«Горох ». Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук . «В миску насыпали горох И пальцы запустили, Устроив там переполох, Чтоб пальцы не грустили».

Слайд 20

Игры с сыпучими материалами 3. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу (манку и т.д.) Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д) .

Слайд 21

Игры с сыпучими материалами 4. В «сухой бассейн» помещаем горох или бобы, а также мелкие игрушки от киндер-сюрприза. Ребенок запускает в него руку и старается наощупь найти и определить игрушку.

Слайд 22

Игра-забава "Поймай игрушку" Цель . Развивать моторику и координацию обеих рук ребенка; воспитывать усидчивость. Материал: по две игрушки игрушки , цветные веревочки, палочки. Использование . Мышка бежит по веревочке, кто быстрее накрутит веревочку на палочку, тот первым поймает игрушку. Длину шнурка можно регулировать в зависимости от возраста ребенка.

Слайд 23

Игрушка «Мякиш » Цель : массаж (самомассаж) ладони ребёнка. Материал : мука, воздушные шары, разноцветные нитки мулине, простой карандаш, ножницы небольших размеров, воронка. Изготовление: берём воздушный шарик, помещаем в него воронку и насыпаем чайной ложкой муку (наполнитель может быть разный, например, круглый горох, греча). Для того чтобы мука более плотно находилась в воздушном шарике, необходимо утрамбовать её с помощью простого карандаша. Когда в воздушном шарике будет достаточно муки, завязываем его нитками мулине. Рисуем с помощью цветных маркеров глазки, носик, ротик. И у нас получается «Мякиш» с разноцветными волосами и весёлым личиком.

Слайд 24

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики разнообразной систематической и регулярной.

Слайд 25

3. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через малые фольклорные формы



Предварительный просмотр:

 «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В.А.Сухомлинский.


Сегодня мы с вами поговорим о  «Взаимосвязи развития речи и развития дифференцированных движений пальцев и кисти рук у детей.
Вначале я хочу спросить у вас: что развивают пальчиковые игры и для чего они нужны? 
Воспитатель: Да, правильно! Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Исследования учёных показали, что чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.
Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляционной речью.
Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Развитие движений пальцев рук как бы подготавливают почву для последующего формирования речи.
 Ребенку  необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.
    Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками: мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться..

Воспитатель: Я предлагаю вашему вниманию некоторые из игр, которые я использую в своей работе с детьми:
Для начала сделаем массаж пальчиков и ладоней:
Игра с мячиками:
Для этого мы используем массажные гладкие и колючие мячики су-джок. (Можно катать по ладошке, столу, коврику):
«Мячик»

Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет,

Взад, вперёд его качу,

Вправо – влево, как хочу

Сверху- левой, снизу- правой,

Я его катаю браво!

• грецкими орехами – катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.
«Научился два ореха
Между пальцами катать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать».

Игры с разноцветными резиночками для волос
1 вариант. Растягивание резинки для волос поочерёдно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала ведущей рукой.
2 вариант. Кисти рук ребёнка соединены в запястьях. Взрослый надевает резинку поочерёдно на указательные, средние, безымянные пальцы, мизинец ребёнка. Ребёнок растягивает резинку пальцами, не разводя кисти рук (взрослый помогает удерживать кисти рук ребёнка в исходном положении).
3 вариант. Для игры необходима цилиндрическая баночка и резинки для волос. Используя, все пять пальцев ведущей руки нанизываем резиночку на баночку. И так пока не кончатся все резиночки. Затем руку меняем.


Игра с использованием бельевых прищепок
Пощипываем ими кончики пальцев (предварительно проверяем, чтобы она не была слишком тугой).
У котят, как у ребят зубки режутся, болят.
Стал кусачим котик мой, шустрый шарик озорной!
Хвать за палец и кусь – кусь! Пусть кусает, не боюсь!
Так играет он со мной, котик мой совсем не злой.

Еще Игра - круг с использованием разноцветных бельевых прищепок

Игры с бусинами, макаронами отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.  

   

 Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование “петелькой” и “штрихом” (упражнения выполняются только простым карандашом).  

 Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.

 Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.  

 Выкладывание фигур из счетных палочек.  

 

игра «Пальцеход» может проводиться с помощью решетки для раковины. «Ходить» указательными и средними пальцами по клеточкам. На каждый ударный слог стихотворения, делая по шагу. Можно ходить средними и безымянными, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочерёдно или одновременно и т. д.
«В зоопарке мы бродили,                 «Идёт собака, кот идёт,
К каждой клетке подходили                  И дождь идёт и град…
И смотрели всех подряд —                 Ещё часы идут вперёд,
Медвежат, волчат, бобрят».               Хоть на столе стоят».

Работа с предметами и материалом. Игры с пуговицами Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попросите ребенка выложить рисунок по образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы

     

 Игры с сыпучими материалами

  1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, можно сопровождать стихотворным текстом:
    "Месим, месим тесто, есть в печи место.  Будут-будут из печи Булочки и калачи".
  2. «Горох».  Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.
    «В миску насыпали горох
    И пальцы запустили,
    Устроив там переполох,
    Чтоб пальцы не грустили».

 3. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д) .

 4. В «сухой бассейн» помещаем горох или бобы, а также мелкие игрушки от киндер-сюрприза. Ребенок запускает в него руку и старается наощупь найти и определить игрушку.

 

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной,

Можно изготовить самим игры:

Игра-забава "Поймай игрушку"  

 

 

Цель. Развивать моторику и координацию обеих рук ребенка; воспитывать усидчивость.  Материал: по две игрушки игрушки, цветные веревочки, палочки.  Использование. Мышка бежит по веревочке, кто быстрее накрутит веревочку на палочку, тот первым поймает игрушку. Длину шнурка можно регулировать в зависимости от возраста ребенка.  

 

 

 «Мякиш»

 

Цель: массаж (самомассаж) ладони ребёнка.  Материал: мука, воздушные шары, разноцветные нитки мулине, простой карандаш, ножницы небольших размеров, воронка.  Изготовление: берём воздушный шарик, помещаем в него воронку и насыпаем чайной ложкой муку (наполнитель может быть разный, например, круглый горох, греча). Для того чтобы мука более плотно находилась в воздушном шарике, необходимо утрамбовать  её с помощью простого карандаша. Когда в воздушном шарике будет достаточно муки, завязываем его нитками мулине. Рисуем с помощью цветных маркеров глазки, носик, ротик.  И у нас получается «Мякиш» с разноцветными волосами и весёлым личиком.

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании "Развиваем речь детей младшего возраста"

В данной консультации родители  познакомятся с речевыми особенностями детей младшего дошкольного возраста...

Сценарий родительского собрания "Развиваем речь детей вместе"

Цель собрания -  раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка....

Конспект родительского собрания “Развиваем речь детей в условиях детского сада и семьи”

Продолжать знакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье....

Родительское собрание "Развиваем речь детей в старшей группе"

Конспект родительского собрания для детей старшей группы...

Родительское собрание "Развиваем речь детей в старшей группе"

1. Расширить знания родителей о речевых особенностях детей 6-го года жизни;2. Формировать знания родителей о значении развития правильной речи детей;3. Побуждать родителей, помогать ребёнку уста...

Родительское собрание «Развиваем речь детей в старшей группе»

1. Расширить знания родителей о речевых особенностях детей 6-го года жизни;2. Формировать знания родителей о значении развития правильной речи детей;3. Побуждать родителей, помогать ребёнку уста...