Главные вкладки

    Психологический тренинг для педагогов по развитию творческих способностей
    методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

    Бухтоярова Елена Сергеевна

    Тренинговое занятие «Развитие творческих способностей педагога»

    Данное занятие помогает определить черты личности и условия, мешающие проявлению творчества, а также способствует развитию креативных и коммуникативных способностей участников занятия; содействию развития  творческого воображения, любознательности, смелости и гибкости мышления.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение "Детский сад № 12 " Журавушка " комбинированного вида" г. Орска Игровой тренинг «Развитие творческих способностей педагога» Подготовил педагог-психолог Бухтоярова Е.С.

    Слайд 2

    Творчество-процесс культурной человеческой деятельности , в результате которого создаются качественно новые материальные и духовные ценности.

    Слайд 3

    Современный американский ученый Д. Клозен выделяет четыре основные детерминанты на пути к творческой деятельности человека : - ее личные ресурсы , то есть ум, темперамент ,; - «источники поддержки и руководства» (различные нормы, инструкции, рекомендации), которые придают ей возможности ориентироваться в мире; - возможности (или препятствия) для личных целей в зависимости от социальной принадлежности, расы, возраста, пола, а также ситуации в мире (войны, депрессии, значительные социальные изменения и др.); - собственные усилия личности, ее деятельность . Естественная творческая активность человека проявляется в деятельности, внешняя социальная форма которой — труд, который охватывает и психическую, и физиологическую сферы жизни.

    Слайд 4

    Креативность (от англ. create – создавать, англ. creative – созидательный, творческий) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.



    Предварительный просмотр:

    Тренинговое занятие «Развитие творческих способностей педагога»

    Цель:

    - определение черт личности и условий, мешающих проявлению творчества;

    - развитие креативных и коммуникативных способностей участников занятия;

    - содействие развитию творческого воображения, любознательности, смелости и гибкости мышления.

    Необходимые материалы: 

    - листы формата А – 4  по числу участников, простые карандаши, фломастеры, мяч

    - музыка из мультфильмов и фильмов

    Ход проведения тренинга

    Психолог. Я приветствую вас дорогие коллеги на психологическом тренинге тема которого «Развитие творческих способностей воспитателей»

    Приветствие бумажными ладошками.

    Вам было дано домашнее задание, нарисовать и вырезать свою ладошку. Сейчас предлагаю вам используя ладошку неординарно поздороваться с членами группы.

    Принятие правил работы на занятии

    • Группа озвучивает и принимает правила работы на тренинговом занятии.
    • действовать по принципу «здесь и теперь»;
    • придерживаться принципа добровольной активности;
    • позитивно относиться к себе и к другим;
    • быть открытым и откровенным во время общения;
    • говорить только от своего имени;
    • придерживаться принципа толерантности в работе;
    • действовать по правилу: Я + Ты = Мы;
    • ценить свое время и каждого;
    • придерживаться принципа конфиденциальности.

    Упражнение «Мои ожидания»

    Цель: определить ожидания всех участников от занятия.

    Психолог. Упражнение, которое предлагается вашему вниманию, называется «Мои ожидания». Сейчас я вам предлагаю закончить предложение «На сегодняшнее занятие я пришла для того чтобы...»

    Психолог. Профессия воспитателя относится к творческим видам деятельности, поскольку профессиональная деятельность любого педагога направлена на воспитание уникальной, неповторимой личности. Воспитатель всегда должен помнить, что не бывает двух одинаковых детей, что каждый ребенок – это личность, к которому нужно найти свой уникальный творческий подход. Недаром Ш. А. Амонашвили подчеркивает: «Дети страдают от недостатка учительского творчества».

    Творчество, которое поможет ребенку в будущем в достижении цели, к неординарному решению своих проблем. «Разноцветный окрас» жизнь ребенка приобретает под влиянием образца взрослого, поэтому очень важно развивать творческие способности в личности воспитателя, дабы воспитать интересную и разностороннюю личность в ребенке.

    Упражнение - ассоциация «Творчество – это...

    Психолог. С чем у вас ассоциируется творчество. Назовите первое, что приходит вам на ум, когда вы слышите слово творчество.

    Упражнение «Мое видение творческого воспитателя»

    Цель: определить качества, характеризующие креативного воспитателя современного дошкольного учреждения.

    Психолог. Упражнение называется «Мое видение творческого воспитателя». Вы должны в течение 5 минут для каждой буквы  в слове «творчество» подобрать качества, которые, по вашему мнению, характеризуют творческого воспитателя дошкольного учреждения.

    Для эффективной работы предлагаю поделиться на группы. (После выполнения творческого задания один представитель группы зачитывает версию расшифровки слова «творчество».)

    Т - толерантный, терпеливый…

    В -волевой, веселый…

    О - оригинальный, оптимистичный, организованный, органический...

    Р - решительный, раскованный, реактивный, романтический, разный...

    Ч - чуткий, честный, человечный…

    Е - естественный…

    С - самостоятельный, сознательный, смелый...

    Т - тактичный, трудолюбивый...

    В - великодушный, выдержанный…

    О - общительный, обаятельный…

    Педагогическая зарядка:

    - ох уж эти детки (качаем головой);

    - голова кругом (круговые движения головой);

    - что с ними делать (поднимаем-опускаем плечи);

    - но мы гордимся ими (выдвижение грудной клетки вперед);

    - сбросим груз проблем (резкое опускание плеч);

    - родители тянут нас в одну сторону, дети в другую (наклоны в стороны);

    - но мы дружно скажем: все проблемы от нас, а деньги к нам!(работа руками);

    - наша работа бесконечна (круговые движения бедрами в форме восьмерки);

    - но мы любим свою работу (резкое движение бедрами вперед);

    - документацию затопчем (движение ногами);

    - начальство давит с одной стороны, дети с другой (давление на руки соседа в кругу);

    - но мы, воспитатели детского сада, знаем, что вместе мы сила (обхват за локти и наклон назад).

    Упражнение «Я учусь у тебя»

    Участники бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у тебя…» (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику.

    Музыкальная минутка


    Я буду вам зачитывать определённые песни, вы прослушаете мелодию и дадите ответ, что это за песня, из какого она мультфильма, и пропоёте эту строчку.

    Песня о длительном путешествии маленькой девочки в головном уборе. (“Если долго – долго” – песня Красной Шапочки)

    Песня о содержании головы одного из млекопитающих с бурой шерстью. ( “В голове моей опилки…” – песенка Вини-Пуха)

    Песня о трагической смерти маленького насекомого (“В траве сидел кузнечик”)

    Песня о неизвестной игрушке с большими ушами. (“Теперь я чебурашка …”)

    Песня о мальчике, сующем свой нос в чужое дело. (“Буратино”)

    Игра «Путаница»

    Цель: использовать  метод  аналогии  при  нахождении  сходства  между явлениями, предметами или понятиями.

    Одна группа записывает на отдельных листочках имена существительные, другая глаголы. Затем ведущий наугад берет листочки из каждой группы и зачитывает полученное сочетание. Например: «Стол летает», «мороженое танцует», «дождь играет» и т.д.

    Нужно объяснить, как дождь может играть –стук капель напоминает игру на барабане, и можно сказать, что дождь играет

    Упражнение на учение образному видению слова

    Мимикой и пантомимикой передать смысл

    1.Покажи, что ты чувствуешь, когда:
    - На дворе очень холодно;
    - Идет теплый дождь и можно гулять под ним;
    - Светит солнце и очень жарко;

    -читаешь скучную книгу;

    -получил долгожданное  письмо, откытку;

    -когда болит зуб;

    -когда снится  хороший сон;

    -когда смотришь смешной мультик;

    -Промокли ноги ,а ты ждешь друга
    2.Покажи походку:
    • очень спешащего человека;
    • человека, у которого давят ботинки;
    • Задавака;
    • медлительного человека (копухи)
    • человека, о чем размышляет.
    • человека, почему радуется.
    • человека, переходящего по узкому мостику, а кругом вода;
    • манекенщицы;
    • солдата.
    • балерины.
    3.Профессии. Показать в движениях и действиях людей разных профессий:
    • библиотекаря;
    • учителя;
    • капитана теплохода;
    • тракториста;
    • милиционера;
    • регулировщика движения;
    • маляра;
    • плотника;
    • почтальона;
    • сапожника;
    • птичника;
    • повара;
    • доярки;
    4
    .Виды спорта. 

    Показать отдельные сценки, можно парами:
    -Гребля
    - Теннис

    -Хоккей
    -Бокс
    - Фехтование
    - Шахматы
    - Фигурное катание
    - Плаванье
    «Тяжелая атлетика (подъем штанги)

    -Футбол

    5.Покажи, что чувствуешь. Через жесты и мимику показать эмоции, что:
    • когда собаке отдавили лапу; 
    • когда ты ложишься спать;
    • когда ты потерялся;
    • когда на улице очень холодно и темно; 
    • когда у тебя болит живот;
    • если кто отнимает у тебя мороженое;
    • когда пришел в гости и неожиданно увидел нечто интересное.
    • когда смотришь фейерверк;
    • встречу лучшего друга;
    • если в жаркий день искупаться в реке;
    • сильный бьет слабого. 

    Медитация на развитие творческих способностей и творческого потенциала

    Сядьте поудобнее, расслабьтесь, несколько минут медленно и глубоко подышите. Постарайтесь прийти в ровное спокойное состояние. Следите за своим дыханием и постарайтесь отрешиться от посторонних мыслей. Если вы будете просто концентрироваться на дыхании, мысленно повторяя «вдох – выдох», этого будет достаточно чтобы успокоиться и успокоить свои мысли.

    Закройте глаза и представьте, что сейчас солнечный летний день и вы идёте по лесной тропинке. Вокруг вас летают бабочки, жужжат пчёлки. По обочине тропинке растут ягоды и грибы. Всё вокруг покрыто мягкой зелёной травой и цветами. Вы с удовольствием вдыхаете тёплый, душистый лесной воздух и продвигаетесь вдоль по тропинке. Вы видите пенёк на котором растут опята. Над головой  чистое синее небо. В небе проплывают перламутровые облака. Вы дышите тёплым летним воздухом и успокаиваетесь всё больше и больше. Дорожка идёт дальше через лес и вам легко и приятно идти по ней.

    Вы продвигаетесь дальше и дальше вглубь леса и видите перед собой поляну. Вся поляна покрыта мягким зелёным ковром травы, усыпана цветами и ягодами. В кронах деревьев гнездятся птицы, в тёплом воздухе летают пчёлы и бабочки, по деревьям прыгают белки. Вы выходите на поляну и видите, что посреди поляны течёт волшебный ручеёк. В этот момент вы понимаете, что этот ручеёк и есть источник вашей творческой энергии.

    Вы приветствуете всех жителей поляны, желаете им мира и добра и подходите к ручью. Его вода чистая и прозрачная. Она искрится и переливается всеми цветами радуги как хрусталь. Вы приветствуете ручей и наклоняетесь, чтобы почерпнуть из него воду. Вы делаете глоток и умываетесь этой водой. Приятная прохлада, радость и лёгкость входят в вас вместе с этой живительной влагой. Весь воздух вокруг, на поляне наполняется творческой радостью и живительной силой.

    Ручеёк становится всё больше и превращается в реку. Её живительная вода смывает с вас всю грязь и усталость. Вы ощущаете лёгкость и блаженство, плескаясь в этой реке и постепенно становитесь её органичной частью. Вам кажется, что вы давным-давно знаете эту реку жизни, эту поляну и всех, кто живёт на ней.

    Побудьте немного на поляне, поплескайтесь в реке, поиграйте с жителями поляны. Отдохните и наберитесь живительной силы.

    А теперь возвращайтесь обратно. Поблагодарите ручеёк и поляну за то прекрасное время, которое вы провели там. Попрощайтесь и обещайте, что ещё вернётесь к ним.

    Вернитесь обратно той же дорогой, что шли на полянку. Придите в себя. Сделайте глубокий вдох и выдох. Откройте глаза и потянитесь. Сожмите и разожмите кулаки. Теперь вы можете сами в любой момент прикоснуться к живительному источнику творческой силы внутри вас.

    III. заключительный этап

    Упражнение «Рифмовка»

            Цель: упражнение направлено на развитие творческих способностей, беглости мышления, способствует повышению групповой сплоченности, рефлексия.

    Участникам предлагается завершить в рифму несколько фраз, касающихся прошедшего тренинга. В частности, можно предложить такие фразы.

    • Мы встречались, мы играли, творчество мы изучали…
    • Мы на тренинг приходили, где нас с вами научили…
    • Креативность – что за птица?
    • Нам запомнилось так ярко…
    • Завершается наш тренинг…

    Время для размышлений дается исходя из расчета 2-3 минуты на фразу.

      Упражнение «Пожелания»

    Передайте свою ладошку соседу (по очереди все напишут друг другу пожелания и передадут ладошки по кругу).

    Помните, что вас любят и ценят. Когда будет плохое настроение прочитайте пожелания ваших друзей и не забывайте творить, чтобы ваша жизнь была интересной и неординарной. Успехов вам и вдохновения.

    А сейчас помашите своей ладошкой.



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение "Детский сад № 12 "Журавушка" комбинированного вида" г. Орска

    Памятка для педагогов

     " Развитие творческих способностей"

    Подготовил педагог-психолог

    Бухтоярова Е.С.

    Похожее изображение

    Личностные качества

    способность к нестандартному решению;

    поисково-проблемный стиль мышления;

    умение создавать проблемные, нестандартные учебные и воспитательные ситуации;

    оригинальность во всех сферах своей деятельности;

    творческая фантазия, развитое воображение;

    специфические личностные качества (смелость, готовность к риску, изобретательность, целеустремленность, оптимизм, энтузиазм, упорство, уверенность, сообразительность, интуитивное чувство нового и оригинального и др).

    Черты творческой личности:

    творческой личности не свойственен конформизм. Именно независимость суждений позволяет находить пути, которыми, не осмеливаются идти другие люди из-за страха выглядеть смешно и нелепо;

    хотя творческий человек откровенно пользуется популярностью, но ему нелегко войти в жизнь социальной группы;

    творческая личность только тогда воспринимает общепринятые ценности, когда они совпадают с ее собственными;

    творческий ребенок - не догматик, его представления о жизни и обществе, о смысле поступков могут быть неоднозначными;

     он любознателен, постоянно стремится объединить данные из различных областей;

    любит играть, у него появляется множество причудливых идей, имеет детскую способность удивляться и восхищаться;

    любит мечтать, может удивлять других тем, что внедряет в жизнь «нелепые» идеи, интегрируя иррациональные аспекты своего поведения.

    Условия, мешающие проявлению творчества:

    Людям, которые занимаются творчеством, приходится преодолевать много трудностей. Это различные барьеры, что в большей или меньшей степени негативно влияют на творческий процесс.

    Специалисты считают, что к внутренним барьерам можно отнести:

    — несобранность, лень;

    — незаинтересованность в работе;

    — болезни;

    — нестабильное психическое состояние;

    — вредные привычки;

    — работа без режима;

    — неумение организовать свое время;

    — негативные качества характера и мышления.

    Исследователи называют также внешние барьеры:

    - неудобную среду (например, помещение);

    -посторонние помехи (шум, жара, холод и т. др.);

    - плохой психологический климат в коллективе;

    -неадекватная (заниженная) оценка деятельности.

    - стереотипы мышления;

    - страх ошибиться, стремление не оригинально решить задачу, а получить высокую оценку;

    - слишком большое желание может тормозить творческий процесс, мешать импровизации, появлению вдохновения;

    - одноплановые знания не способствуют творчеству, нужны широкие интересы в различных жизненных сферах;

    - страх быть в центре внимания, нежелание казаться «белой вороной», экстравагантной.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Рекомендации для педагогов по развитию творческих способностей дошкольников в процессе ручного труда"

    Условия успешной организации творческой деятельности в процессе ручного труда....

    Конспект психологического занятия для педагогов: «Развиваем свои творческие способности»

    В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождения п...

    Консультация для педагогов «Методика развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности»

    Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру...

    Памятка для педагогов по развитию творческих способностей дошкольников

    1. Если вы осознаете себя как уникальную часть Вселенной, — вы сформируете это представление и у детей. Каждый ребенок должен понимать собственную исключительность и оставаться искренним по отношению ...

    Консультация для педагогов «Методика развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности»

    Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру...

    Психологический тренинг с педагогами ДОУ «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ ДОУ»

    Психологический тренинг с педагогами ДОУ"Развитие творческих способностей".Цель: создать условия для формирования у педагогов потребности в организации работы по развитию собственной креативности.Зада...

    Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыки»

    Творческие задания для педагогов ДОУ по теме «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальной театрализованной деятельности»....