Психологический тренинг с педагогами ДОУ «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ ДОУ»
учебно-методический материал на тему

Оробец Ольга Ивановна

Психологический тренинг с педагогами ДОУ

"Развитие творческих способностей".

Цель: создать условия для формирования у педагогов потребности в организации работы по развитию собственной креативности.

Задачи:

·        создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу; 

·        формирование и развитие установки на самопознание и самооценку;

·        активизация индивидуальных и творческих способностей;

·        преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению;

·        профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_seminara.docx31.09 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический тренинг с педагогами ДОУ

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ ДОУ»

Подготовила :

Воспитатель Оробец О. И.

Психологический тренинг с педагогами ДОУ

"Развитие творческих способностей".

Цель: создать условия для формирования у педагогов потребности в организации работы по развитию собственной креативности.

Задачи:

  • создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу; 
  • формирование и развитие установки на самопознание и самооценку;
  • активизация индивидуальных и творческих способностей;
  • преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению;
  • профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДОУ.

. В последнее время такие слова как «творчество» и «креативность» прочно вошли в наш обиход. Современное общество требует от человека умения быстро принимать важные решения, самостоятельно выбирать пути и возможности своего развития. Человеку с творческим складом ума легче найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высоких результатов!!!

 . Отечественный философ Н.А. Бердяев отмечал, что «к творчеству призван всякий человек, оно пронизывает практически все виды человеческой деятельности». По мнению философа С.С. Гольдентрихта, сущность творчества  

  По мнению Василия Александровича Сухомлинского «Только творческий педагог может развить творческое начало в ребёнке».

По мнению Николая Александровича Бердяева « Творческий потенциал — это динамическое, интегративное свойство личности, являющееся предпосылкой и результатом творческой деятельности, определяющее направленность, готовность и способность личности к самореализации».

Проблема роли развития творческого потенциала личности — далеко не новый предмет научных исследований. Она привлекала внимание мыслителей всех эпох развития мировой цивилизации, решалась с позиций различных отраслей научного знания. Существует очень много мнений и позиций на такие понятия как «творчество», «креативность», «задатки», «способности», «творческие способности», «творческая позиция» и т.д. Эта сфера очень интересна для изучения.

Развитие творческих способностей личности – актуальная и наиболее интригующая проблема психолого-педагогической науки.

Творческая активность педагога - это стремление к преобразующей деятельности в учебно-воспитательном процессе и к нестандартным решениям, способствующим развитию личности. Область проявления педагогического творчества определяется структурой педагогической деятельности, охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую.

Каковы же источники и условия творчества педагога?

Источниками творчества могут быть:

• анализ учебно-воспитательного процесса, выявление проблем;

• изучение опыта коллег;

• чтение научной литературы;

• картотека интересных фактов, высказываний;

• вопросы детей, которые педагог записывает и анализирует;

• общение с коллегами, друзьями, воспитанниками;

• система перспектив в работе, которые сменяют друг друга, усложняются, обновляются;

Условиями творчества могут быть:

• нравственно - психологический климат коллектива (атмосфера доброжелательности, уважение к личному мнению, творческому поиску каждого педагога) ;

• стимулирование к нестандартным решениям. Например: организация конкурсов творческих работ, проведение дней и недель творчества в ДОУ, организация методических выставок и др. ;

• обогащение общей культуры, кругозора педагогов, повышение уровня информированности (новинки в методической и научной литературе, статьи в педагогических источниках) ;

• наличие свободного времени для пополнения интеллектуального багажа;

• материальная обеспеченность, материальная база;

• свобода критики, проведение творческих дискуссий;

• использование потребности педагога в самовыражении и самоутверждении;

• влияние личности руководителя учреждения;

• изучение и внедрение учебно-воспитательных программ, направленных на повышение проф. мастерства педагогов и уровня развития воспитанников.

Опыт творческой педагогической деятельности - возникновение замысла, его переработка и преобразование в идею, обнаружение способа воплощения замысла и идеи - приобретается при условии систематических упражнений в решении специально подобранных задач, направленных на развитие тех или иных структурных компонентов творческого мышления (целеполагание; анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов; перебор вариантов, классификация и оценка и т. п.) и является важнейшим условием развития творческого потенциала личности педагога.

Педагогическое мастерство - это деятельность педагога на уровне образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях. Мастерство педагога прямо не связано со стажем его работы. В отличие от мастерства педагогическое творчество (как отмечает А. К. Маркова, автор книги "Психология труда учителя") - это всегда поиск и нахождение нового: либо для себя (обнаружение педагогом вариативных нестандартных способов решения педагогических задач, либо для себя и для других (создание новых оригинальных подходов, отдельных приемов, перестраивающих известный педагогический опыт) .

В последние годы в педагогике укоренилось утверждение "У творчески работающего педагога - творчески развитые ученики".

Творчески работающий педагог своими личностными качествами побуждает в воспитанниках развитие творческой активности.

К качествам такого педагога относятся:

• нацеленность на формирование творческой личности (социальный выбор содержания, методов, приемов, форм и средств педагогической деятельности) ;

• педагогический такт;

• способность к сочувствию, сопереживанию;

• артистизм;

• развитое чувство юмора;

• умение ставить неожиданные, интересные, парадоксальные вопросы;

• создание проблемных ситуаций;

• умение побуждать вопросы детей;

• поощрение воспитателем детского воображения;

• знание детьми творческих способностей и склонностей своего воспитателя.

Ступеньками к творчеству служат такие способности человека как:

• умение наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, предвидеть, соединять точный расчет с фантазией и догадкой;

• научная интуиция;

• гибкость и нестандартность мышления;

• готовность памяти выдать в нужную минуту необходимую информацию;

• видеть проблемы и противоречия;

• легкость генерирования идей.

Непременным условием реализации творческого потенциала является самообразование педагогов, повышение уровня их информированности через изучение новинок методической и научной литературы, периодических изданий, курсы повышения квалификации, дни открытых дверей, взаимопосещения, подбор детской художественной литературы, комплекс методических пособий, наглядно и содержательно обеспечивающий воспитательно-образовательный процесс в детском учреждении.

При формировании образовательной среды педагоги исходят из необходимости создания условий, помогающих каждому ребенку познать себя, раскрыться, почувствовать себя одаренным, осознать свою оригинальность и исключительность.

Уровень педагогического мастерства зависит от личной заинтересованности и воли педагога, степени его участия в творческом процессе.

Практическая часть:

Мне бы хотелось подробнее остановиться на практическом примере одной из форм работы по развитию творческого потенциала педагогов ДОУ через использование психотренинговых информационно-практических занятий. Сегодня мы будем стараться активно проявлять креативные качества: гибкость мышления, изобретательность, наблюдательность и воображение. Давайте знакомиться! (участники сидят в кругу).

Игра «знакомство». Для этого расскажем всем, кто здесь присутствует о себе, и начнем со слов: “Здравствуйте, меня зовут...”. Нам поможет поиграть мячик (психолог показывает небольшой плюшевый мячик). Мы будем его передавать по кругу и тот, к кому он попадет в руки, громко себя назовёт и поздоровается».

             Игра «Алфавит» 
Участники сидят по кругу. Для выполнения этого упражнения нам понадобится знание алфавита. Все его помнят? Я начну и скажу существительное, начинающееся на букву «А». Далее  по кругу,  каждый должен сказать слово-ассоциацию, возникшую у него в ответ на прозвучавшее слово, но только начинающееся  на букву «Б». Пусть это тоже будет существительное. Далее  следующий  называет свое слово-ассоциацию, начинающееся на букву «В» и так далее. Таким образом, у нас получится ряд существительных, начальные буквы которых составят алфавит. 
Это упражнение, с одной стороны, направлено на развитие способности привлекать из своего опыта необходимую информацию, на совершенствование ассоциативных механизмов мышления; с другой стороны, характер задания таков, что требуется одновременной работы левого (надо следить за последовательностью букв в алфавите) и правого (возникают ассоциации) полушарий головного мозга. Кроме того, происходит тренировка беглости мышления.

Игра «Кто вы?»
Участники садятся в круг. Инструкция: 
«Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано "слон", знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано "слон"».
Тренер раздает карточки (если в группе нечетное количество участников, тренер тоже принимает участие в упражнении).
«Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого — найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки "вашего животного". Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».
После того как все участники группы нашли свою пару, тренер спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?»
Это упражнение обычно проходит очень весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость. Оно способствует дальнейшему раскрепощению участников.
В то же время оно способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой — искать такие средства самовыражения, которые будут понятны другим.
После завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как участники находили свою пару.

12й слайд. Упражнение «Сочиняем стихи»
Дано начало стихотворение, нужно придумать окончание (на выполнение дается 5 минут):

  • Утром настроение плохое, 
    Глаз накрасить не могу никак…
  • Вместе с мужем мы собрались
    Выйти вдруг куда - нибудь…
  • Весной везде повсюду лужи,
    В ручьях кораблики плывут…
  • Я решила похудеть,
    Села на диету…
  • После смены я решила
    Быстренько уйти домой…
  • Всех решила удивить
    И французский суп сварить…
  • Родители, часто сердясь и бранясь,
    С ребенком теряют душевную связь…

Музыкальная минутка
Я буду вам зачитывать определённые песни, вы прослушаете мелодию и дадите ответ, что это за песня, из какого она мультфильма, и пропоёте эту строчку.

  • Песня о длительном путешествии маленькой девочки в головном уборе. (“Если долго – долго” – песня Красной Шапочки)
  • Песня о содержании головы одного из млекопитающих с бурой шерстью. ( “В голове моей опилки…” – песенка Вини-Пуха)
  • Песня о животных, благодаря которым наша планета совершает движение вокруг своей оси. (“Где то на белом свете..” – к/ф. “Кавказская пленница”)
  • Песня о животных с длинными ушами, которые работают косильщиками лужаек. (“Где-то в синем лесу..” – к/ф. “Бриллиантовая рука”)
  • Песня о четырёх мужчинах в шляпах с перьями, которые за многое благодарны своей судьбе. (“Опять скрипит потёртое седло..” – к/ф. “Д’Артаньян и три мушкетёра”)
  • Песня о трагической смерти маленького насекомого (“В траве сидел кузнечик”)
  • Песня о неизвестной игрушке с большими ушами. (“Теперь я чебурашка …”)
  • Песня о мальчике, сующем свой нос в чужое дело. (“Буратино”)

Упражнение “Суперскрепка”
Цель: решить проблемы творческим подходом.
Инструкция: разделить группу на 2 мини-группы, каждой группе даётся лист формата А4.
(Ваша задача – записать на листе бумаги все способы использования канцелярской скрепки.)
Необходимо ограничить упражнение во времени. После выполнения задания группы презентуют свои варианты. Победителем считается та группа, у которой будет максимальное количество самых оригинальных способов использования скрепки.

Упражнение «Портрет креативного человека»
Группа делится на две группы. На листах ватмана необходимо изобразить портрет творческого человека. На создание образа дается 10 минут. Каждая команда представляет свой портрет. Обсуждение.

.Заключительная часть. Упражнение «Мешочек пожеланий»

Педагог использует данное упражнение в качестве момента “прощания”. Передавая мешочек друг другу по кругу, участники  достают из него по одному предмету.  Начиная со слов: “я тебе желаю”, придумывают пожелание, ассоциируя его с данным предметом, например, стаканчик – «Я желают тебе, чтоб этот стаканчик для тебя был всегда на половину полон, чем на половину пуст».

Интернет-источники

1.  Работа психолога с педагогическим коллективом ДОУ по развитию креативности посредством тренингов http://www.pandia.ru

2. Развитие творческого потенциала педагогов - залог продуктивности методического мастерства http://nsportal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала педагогов - залог продуктивности методического мастерства

Детский сад сегодня – это сложный организм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, отвечающий самым с...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ В ДОУ.

Давно отмечено, что создание благоприятного психологического климата благотворно влияет на работу педагогического коллектива и является одним из  факторов развития творческого потенциала педагого...

Семинар с элементами тренинга "Развитие творческого потенциала педагогов"

Человек-существо творческое. Этим даром наградила нас природа. Чем больше мы проявляем творческую активность в своей деятельности, тем быстрее и лучше развиваются творческие способности. В развитии тв...

Семинар-практикум по профессиональному развитию для педагогических работников: «Креативность и развитие творческого потенциала педагога»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениеЦентр Образования «Юлдаш»Табасаранский район, с.Хучни      семинар-практикум по профессиональному развити...

Тренинг развития творческого потенциала педагога ДОУ

Методическая разработка тренингового занятия с педагогами дошкольного учреждения с целью повышения их креативности. Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогич...

Описание опыта работы старшего воспитателя по теме «Психологический климат в коллективе как фактор развития творческого потенциала педагогов дошкольного образовательного учреждения»

В современных условиях возрастает значение личностных качеств, поскольку главный потенциал общества – это возможности самого человека. В этих условиях возрастает потребность общества в творческо...