Тренинг развития творческого потенциала педагога ДОУ
методическая разработка по психологии

Обмок Екатерина Александровна

Методическая разработка тренингового занятия с педагогами дошкольного учреждения с целью повышения их креативности. Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_kreativnosti.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства

Цель: создать условия для формирования у педагогов потребности в организации работы по развитию собственной креативности.

Задачи:

  • создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу; 
  • формирование и развитие установки на самопознание и самооценку;
  • активизация индивидуальных и творческих способностей;
  • преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению;
  • профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДОУ.
  1. Введение.

Сегодня наш тренинг посвящен такому понятию, как творчество. Оно не обязательно связано с такими видами деятельности, традиционно относимыми к «творческой», как рисование, сочинение стихов или музыки, игра на сцене и т. д. Оно проявляется, когда приходится действовать в ситуациях неопределенности, можно рассматривать как способ решения встающих перед человеком проблем, непредсказуемо меняющихся условий. Креативность подразумевает под собой систему творческих способностей.

Креативные люди – смелые люди. Они не боятся пробовать новое. Интуиция для них не менее важный инструмент принятия решений, чем логика. У креативных людей отличное чувство юмора. Креативные люди - это те, кто делится своими мыслями и идеями с другими, легко разбираются в самых запутанных переплетениях информации. Креативные люди подвергают полученную информацию критическому осмыслению, никогда не идут на поводу у толпы. Им интересен сам процесс, а не только результат.

И так, сегодня в раках тренинга мы предлагаем поучиться искать нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить творчески и тем самым поднять свой профессиональный уровень.

Креативность является ведущим компонентом педагогической деятельности и является решающим фактором продвижения педагога к вершинам педагогического мастерства. Творческим продуктом креативного педагога могут быть новые образовательные технологии, формы, методы обучения и воспитания.

В последние годы укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». Еще В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности.

Педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие у педагога совокупности творческих способностей, качеств, среди которых важное место занимают инициативность и активность, внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция.

Креативность не является врожденной способностью. Да, к ней должны быть предпосылки, но ее можно развивать.

Когда мы начинаем делать что-то не по привычным нам шаблонам, то включается такой компонент личности как творчество.

  1. Сплочение коллектива, создание в группе атмосферы свободы самовыражения, расслабленности, готовности к творчеству.

Игра «Кто вы?»
Участники садятся в круг. Инструкция: «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано "слон", знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано "слон"».
Тренер раздает карточки (если в группе нечетное количество участников, тренер тоже принимает участие в упражнении).
«Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого — найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки "вашего животного". Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».
После того как все участники группы нашли свою пару, тренер спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?»
Это упражнение обычно проходит очень весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость. Оно способствует дальнейшему раскрепощению участников.
В то же время оно способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой — искать такие средства самовыражения, которые будут понятны другим.
После завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как участники находили свою пару.

Упражнение «Что нарисовано?»

Цель: осознать влияние предыдущего опыта на восприятие.

Участники сидят полукругом, у тренера в руках лист бумаги с изображением куба. «Посмотрите, пожалуйста, на этот лист и скажите, что вы видите». Участники называют свои версии.

У нас возникли разные мнения по поводу того, что изображено на этом листе. В то же время очевидно, что на листе кроме 12-ти отрезков прямых. Таким образом, вы сумели проявить свои творчески способности, увидев необычное в обычном.

Задание «ВОКЛ»
(развитие гибкости, беглости, точности мышления, чувство юмора)
Вам дана аббревиатура «ВОКЛ». Составьте мини – рассказ. Причем каждое предложение должно начинаться с первой предложенной в аббревиатуре буквы. Первое начинается на букву «В», второе – «О», третье «К», и четвертое, соответственно – «Л».
Например: Воспитатель…
Очень…
Креативная…
Личность…
Анализ задания - разный стиль (разговорный, стихотворный), содержание, и другие возможные вариации. 

Игровое упражнение «Путешествие» (развивает воображение, гибкость, оригинальность мышления).
Психолог: сейчас я бросаю мяч игроку и говорю, куда его отправляю, это может быть самое фантастическое и даже не существующее место. Участник, поймавший мяч называет три предмета, которые он берет с собой, которые ему там пригодятся. И затем бросает мяч другому участнику, озвучивая его место путешествия. Проявляем креативность, не ограничивая свое воображение. Важное правило - не повторять объект путешествия и предметы.

Упражнение «Хиппи».
Психолог: все вы прекрасно помните популярное движение – хиппи. Это особенные традиции, стиль одежды, мировоззрение. Главной чертой движения Хиппи было использовать какие-нибудь надписи на своей одежде, как некий девиз её обладателя.
Сейчас мы будем перебрасывать мяч друг другу, представляя, что мы представители этого движения. И говорить: «Если бы у тебя была надпись, то это было бы...» (озвучиваете девиз, наиболее характеризующий человека в жизни). Важно, чтобы все приняли участие и «получили надпись на футболку».

Упражнение «Случайные слова». 

 Цель: генерирование богатое разнообразие непредсказуемых идей. Из списка наугад берутся случайные слова, которые необходимо связать в предложения  связанные с жизнью подопечных (учеников).  КОВШ МОСТ  НАСЕКОМОЕ ВЕРЕВКА  РОЗА СУП  МУХА ПАЛЕЦ  КАМЕНЬ НОГИ  ФУТБОЛ ЗНАК

Упражнение «Продолжи известное выражение» 

 Цель: способствовать развитию смелости в высказываниях, остроумия, любознательности и гибкости мысли. 

 Пословицы, поговорки, народные приметы -  неоценимая сокровищница народного творчества и мудрости. Есть очень много метких выражений, которые отражают различные   аспекты нашей жизни. И сейчас мы попробуем приобщиться к этой сокровищнице народной мудрости, выполняя упражнение «Продолжи известное выражение».  Все участники игры сидят кругом. По кругу пускается «таинственная шкатулка» с записанными незавершенными высказываниями. Каждый участник по очереди достает записку с выражением и пытается оригинально его завершить. После этого ведущий озвучивает предыдущий вариант высказывания.  Примеры высказываний: Не имей сто рублей… 

 Тише едешь…  Человек имеет два уха, чтобы больше слушать, а один язык, чтобы...  Лучше, чтобы ребенок плакал теперь, чем...  Не бойся умного врага, а бойся...  Незваный гость…  В чужом глазу сучок видим, а ….  Там хорошо, где....  Век живи — ...  Все полезно, что... Все течет, ...  Ученье свет, а …  Дают — бери, а….  Делу — время, ….  Если хочешь потерять друга — ….  Жизнь прожить — …  Знает кошка, …  Из грязи — …  Каждой бочке — …  Как потопаешь — …. 

Заключительная часть. Упражнение «Мешочек пожеланий»

Педагог использует данное упражнение в качестве момента “прощания”. Передавая мешочек друг другу по кругу, участники  достают из него по одному предмету.  Начиная со слов: “я тебе желаю”, придумывают пожелание, ассоциируя его с данным предметом, например, стаканчик – «Я желают тебе, чтоб этот стаканчик для тебя был всегда на половину полон, чем на половину пуст».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала педагогов - залог продуктивности методического мастерства

Детский сад сегодня – это сложный организм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, отвечающий самым с...

Развитие творческого потенциала педагогов ДОУ.

СОДЕРЖАНИЕШИБАНОВА Н.Я............................................................................................. 5Научно-методическое сопровождение образовательной деятельности МДОУ Д/С ЦРР «...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ В ДОУ.

Давно отмечено, что создание благоприятного психологического климата благотворно влияет на работу педагогического коллектива и является одним из  факторов развития творческого потенциала педагого...

Психологический тренинг с педагогами ДОУ «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ ДОУ»

Психологический тренинг с педагогами ДОУ"Развитие творческих способностей".Цель: создать условия для формирования у педагогов потребности в организации работы по развитию собственной креативности.Зада...

Семинар с элементами тренинга "Развитие творческого потенциала педагогов"

Человек-существо творческое. Этим даром наградила нас природа. Чем больше мы проявляем творческую активность в своей деятельности, тем быстрее и лучше развиваются творческие способности. В развитии тв...

Семинар-практикум по профессиональному развитию для педагогических работников: «Креативность и развитие творческого потенциала педагога»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениеЦентр Образования «Юлдаш»Табасаранский район, с.Хучни      семинар-практикум по профессиональному развити...