Семинар с элементами тренинга "Развитие творческого потенциала педагогов"
методическая разработка

Человек-существо творческое. Этим даром наградила нас природа. Чем больше мы проявляем творческую активность в своей деятельности, тем быстрее и лучше развиваются творческие способности. В развитии творческих способностей важную роль играют воображение и интуиция, неосознаваемые компоненты умственной активности, а также потребность личности в самоактуализации. Способность к творчеству - это креативность, а если связать креативность с развитием личности и интеллекта, то креативность рассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskogo_potentsiala.docx155.61 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 2

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «КАПИТОШКА»

Семинар с элементами тренинга «Развитие творческого потенциала педагога»

Подготовила: педагог-психолог Евдокимова Екатерина Александровна

http://moneyandyou.ru/wp-content/uploads/2017/08/photo_596.jpg

Железногорск 2018

Человек-существо творческое. Этим даром наградила нас природа. Чем больше мы проявляем творческую активность в своей деятельности, тем быстрее и лучше развиваются творческие способности. В развитии творческих способностей важную роль играют воображение и интуиция, неосознаваемые компоненты умственной активности, а также потребность личности в самоактуализации. Способность к творчеству - это креативность, а если связать креативность с развитием личности и интеллекта, то креативность рассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека.

Основными критериями творческого потенциала являются:

- оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры;

- быстрота – способность мгновенно адаптироваться в сложной ситуации;

- гибкость – способность предложить новое использование для известного объекта;

- вариативность – умение предложить различные идеи в той или иной

ситуации.

Хорошо известны слова В.А. Сухомлинского о том, что «только творческий педагог может развивать творческое начало в ребенке». Вот почему особое внимание акцентируется на развитие творческого потенциала и повышении профессиональной компетентности педагогов. С этой целью мы проводим наш тренинг.

Напомню главные правила работы тренинга:

- взаимное уважение и полное доверие друг к другу. Общение на «ты».

- открыто высказывать свои мысли и чувства, возникающие «здесь и теперь».

- избегать непосредственных оценок друг друга.

- добровольное участие в процессе тренинга.

Центральным компонентом креативности является воображение. Я приглашаю вас в страну Вообразилию:

В мою Вообразилию

Попасть совсем несложно:

Она ведь исключительно

Удобно расположена!

И только тот, кто начисто

Лишен воображения,-

Увы, не знает,

Как войти в ее расположение!

Упражнение «Доброе животное»

Инструкция: Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное.

Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе. Вдох – делаем шаг вперед. Выдох – шаг назад. Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед, стук-шаг назад и т. п. Очень хорошо!

Каждый из нас в душе артист: только один - больше, другой - меньше. Самым важным в игре актера способность к перевоплощению, т. е умение жить жизнью вымышленного лица, его мыслями и чувствами. Сейчас мы это попробуем.

Упражнение «Ролевая гимнастика»

Инструкция: педагогам предлагается выполнить следующие действия, описанные в карточке, которую они получили.

Не вставая со стула, посидите так как сидит:

-пчела на цветке,

- побитая собака,

-наездница на лошади,

-космонавт в скафандре.

Походите, как ходит:

-младенец, который только что начал ходить,

-утка,

-горилла,

-крадущийся человек.

Улыбнитесь, как улыбается:

-собака своему хозяину,

-ученик, получивший «5».

Упражнение «Мое видение творческого воспитателя».

Инструкция: Вы должны в течение 5 минут для каждой буквы в слове «творчество» подобрать качества, которые, по вашему мнению, характеризуют творческого воспитателя дошкольного учреждения.

Для эффективной работы предлагаю поделиться на группы. (После выполнения творческого задания один представитель группы зачитывает версию расшифровки слова «творчество».)

Т - толерантный, терпеливый…

В -волевой, веселый…

О - оригинальный, оптимистичный, организованный, органический...

Р - решительный, раскованный, реактивный, романтический, разный...

Ч - чуткий, честный, человечный…

Е - естественный…

С - самостоятельный, сознательный, смелый...

Т - тактичный, трудолюбивый...

В - великодушный, выдержанный…

О - общительный, обаятельный…

Творческое упражнение.

Работа по подгруппам. Предлагаю участникам разделиться на 3 группы. Каждая подгруппа выполняет разные упражнения в течение 4-5 мин. Затем все снова садятся в общий круг и демонстрируют упражнения перед всеми.

Первая подгруппа (3 участника) выполняет упражнение «Сказка втроем».

Инструкция: один из тройки выполняет роль сказочника, который рассказывает сказку «журавль и цапля». Второй из участников садится на стул лицом к зрителям. Беззвучно открывая рот и используя мимику, он имитирует роль сказочника. Его руки заложены за спину, поэтому не участвуют в игре. Роль «рук второго участника» исполняют руки третьего. Для этого он встает на колени прямо за спиной второго и просовывает свои руки у него под мышками. Для зрителя создается иллюзия, что эти жестикулирующие по ходу сказки руки- руки сидящего на стуле рассказчика. Иллюзия того, что сказку рассказывает сидящий на стуле голосом первого и руками третьего участника, является доказательством успешности упражнения.

Вторая подгруппа выполняет арт-терапевтическое «Проективный рисунок по кругу»

Инструкция: нарисовать коллективный портрет группы, причем каждый участник рисует по очереди только два элемента. Затем участники подбирают оригинальное название коллективной работе.

Третья подгруппа выполняет упражнение «Оживление»

Инструкция: участникам предлагается в режиме нон-стоп «оживить» посредством мимики и пантомимики, атрибутов известную репродукцию художника. Внимание акцентируется на том, что используемые средства выразительности должны быть настолько убедительными, чтобы другие узнали данное произведение.

Рефлексия по итогам занятия. в группе обсуждаются следующие вопросы:

- что больше всего запомнилось на тренинге, почему?

- что нового «вынес» из тренинга для себя каждый участник?

- раскрылся ли на тренинге ваш творческий потенциал, в какой степени, если

Прощание.

В моей Вообразилии,

В моей Вообразилии –

Там царствует фантазия

Во всем своем всесилии.

Там все мечты сбываются,

А наши огорчения

Сейчас же превращаются

В смешные приключения!

"Источник" (релаксация)

Сядьте удобнее, руки положите свободно на колени. Слушайте только то, что я вам говорю. Сконцентрируйтесь на моём голосе. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха, вдыхайте и выдыхайте спокойно, не напрягаясь. Вдох носом, выдох ртом, губы при этом чуть приоткрыты. Вы слышите только мой голос. Посторонние мысли пролетают мимо. Дыхание спокойное и ровное, спокойное и ровное.

Закройте глаза и установите связь со своим источником творчества. Большинство людей видят довольно постоянное место или образ, откуда приходят творческие импульсы. Например, это может быть большой яркий шар, или энергия вверху, на небе, или бурлящий океан... Войдите в контакт с ним, что бы это ни было. Пообщайтесь с ним, проясните любые огорчения, связанные с ним. Выясните, что нужно или желательно. Установите систему, с помощью которой можно будет при необходимости использовать этот источник...

Вы чувствуете, как тело становится лёгким-лёгким. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться. Потянитесь и на счёт "три" откройте глаза. Вы полны сил и энергии.

Упражнение «Аплодисменты»

- мы хорошо поработали сегодня. Я признаю ваши профессиональные усилия, которые вы сейчас приложили, спасибо и аплодирую вам тихо. А теперь все присоединяйтесь ко мне и аплодисменты будут громкими. Мы – молодцы. Тренинг подошел к концу. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала педагогов - залог продуктивности методического мастерства

Детский сад сегодня – это сложный организм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, отвечающий самым с...

Развитие творческого потенциала педагогов ДОУ.

СОДЕРЖАНИЕШИБАНОВА Н.Я............................................................................................. 5Научно-методическое сопровождение образовательной деятельности МДОУ Д/С ЦРР «...

Психологический тренинг с педагогами ДОУ «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ ДОУ»

Психологический тренинг с педагогами ДОУ"Развитие творческих способностей".Цель: создать условия для формирования у педагогов потребности в организации работы по развитию собственной креативности.Зада...

Семинар-практикум по профессиональному развитию для педагогических работников: «Креативность и развитие творческого потенциала педагога»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениеЦентр Образования «Юлдаш»Табасаранский район, с.Хучни      семинар-практикум по профессиональному развити...

Конструирование как элемент развития творческого потенциала ребёнка

Занятия конструированием оставляют эмоциональный след в памяти ребёнка. Я часто использую яркие, мягкие модули в непрерывной образовательной деятельности при прослушивании и анализе музыкальных произв...

"Развитие творческого потенциала педагога при проектировании развивающей предметно-пространственной среды с целью поддержки детской инициативы" семинар-практикум

Развитие компетентности педагогов при выборе способов поддержки детской инициативы и проектировании развивающей предметно-пространственной среды ГБДОУ является одной из актуальных задач при введении Ф...