Программа инновационной деятельности МБДОУ д/с № 26 «Формирование навыков социально-коммуникативного взаимодействия и развитие связной речи у дошкольников средствами детской журналистики»
рабочая программа

Клочкова Светлана Васильевна

«Формирование навыков социально-коммуникативного взаимодействия и развитие связной речи у дошкольников средствами детской журналистики»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_innovatsionnoy_deyatelnosti_na_2017-20250_g.g.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

«УТВЕРЖДАЮ»                                                             «УТВЕРЖДАЮ»

Директор АФ ННГУ им. Н.И. Лобачевского                Заведующий МБДОУ «Детский сад № 26»

__________________ С.Н. Пяткин                                  _________________ М.В. Жаркова                                              

Программа инновационной работы

муниципального бюджетного дошкольного

 образовательного учреждения

 «Детский сад № 26»

г. Арзамаса

Тема: «Формирование навыков социально-коммуникативного взаимодействия и развитие связной речи у дошкольников средствами детской журналистики»

Арзамас,

 2017

Научный руководитель:

Филиппова Людмила Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики дошкольного и начального образования АФ ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

Авторы:

Жаркова Марина Вячеславовна – заведующий МБДОУ «Детский сад № 26» г. Арзамаса

Клочкова Светлана Васильевна - старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 26».

Срок реализации:

сентябрь 2017 г. - май 2020 г.

Пояснительная записка

Формирование социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений развития ребенка в дошкольном возрасте. Социально-коммуникативное развитие — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений.

         Актуальность социально-коммуникативного развития возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. 
         Введение ФГОС дошкольного образования предусматривает создание условий развития ребенка, открывающих возможности для   его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности; создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Таким образом,
в рамках реализации ФГОС ДО в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития. 

Успешная социализация и накопление общечеловеческого опыта происходит в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Основным фактором, влияющим на успешное общение, является речь. Грамотная, развитая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Основополагающим направлением программы является помощь дошкольнику в ощущении себя свободной полноценной личностью, равноправно со взрослыми включенной в систему коммуникации и общения, формирование у детей социально-коммуникативных навыков, развитие грамотной и содержательной речи через детскую журналистику.

Цель работы экспериментальной площадки:

Разработка и внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ системы работы по формированию творческой, социально-активной личности, владеющей навыками социально-коммуникативного взаимодействия; развитие связной диалогической и монологической речи дошкольников средствами детской журналистики.

Объект исследования:

Процесс формирования навыков социально-коммуникативного взаимодействия и развитие диалогической речи детей средней группы.

Предмет исследования:

Познавательное, коммуникативное, речевое развитие детей экспериментальной группы.

Гипотеза исследования:

Мы предполагаем, что внедрение в образовательный процесс ДОУ системы работы по Детской журналистике будет способствовать развитию у дошкольников навыков социально-коммуникативного взаимодействия, т.е. формированию навыков успешного общения со сверстниками и взрослыми, умения избегать и выходить из конфликтных ситуаций, умения отстаивать свою точку зрения; а также развитию связной монологической и диалогической речи у детей.

Задачи исследования:

  1. Обобщить имеющиеся научные знания по развитию речи и формированию социально-коммуникативных навыков у дошкольников.
  2. Создать необходимые условия в образовательном пространстве ДОУ для речевого и социально-коммуникативного развития детей средствами детской журналистики.
  3. Разработать модель деятельности по развитию связной речи, обогащению словаря, развитию творческих способностей дошкольников и навыков социально-коммуникативного взаимодействия.
  4. Обобщить в виде методических рекомендаций полученные результаты экспериментальной работы.

Методы исследования:

  1. Теоретические методы: изучение и анализ теоретической литературы по проблеме исследования, моделирование, анализ и обобщение материала, полученного в результате наблюдений за детьми, педагогами, родителями; изучение опыта работы по данной теме других дошкольных учреждений.
  2. Эмпирические методы: наблюдение за участниками экспериментальной деятельности (детьми, педагогами, родителями), беседы, анкетирования, интервью.
  3. Экспериментальные методы: диагностика речевого развития и развития детской одаренности; внесение изменений в воспитательно-образовательный процесс экспериментальной группы, пополнение предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с темой эксперимента.

Методики исследования:

  1. Дейкина А.Ю. Возраст творчества. Содержание и организация практических занятий по детской журналистике.
  2. Нечаев М.П., Романова Г.А. Интерактивные технологии в реализации ФГОС дошкольного образования.
  3.  Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя: Игры и упражнения со звучащим словом.
  4. Бизикова О.А. «Развитие диалогической речи дошкольников в игре».
  5. Клаус Фопель «Как научить детей сотрудничать?»

Диагностический инструментарий:

  1. Методические рекомендации по проведению психолого-педагогической диагностики (в рамках программы «Развитие детской одаренности». /Под ред. И.Ю. Троицкой, Э.А. Кочкиной)
  2. Методика выявления уровня развития речи дошкольников (Ушакова О.С, Струнина Е.М.)

Этапы эксперимента:

1 этап – ориентировочный (сентябрь 2017г. – ноябрь2017 г.) - разработка программы, перспективного плана работы экспериментальной площадки; подбор, изучение и анализ литературы, опыта работы педагогов других дошкольных учреждений по данной теме.

2 этап – диагностический (декабрь 2017 г.) – психодиагностическое обследование детей, входной мониторинг по теме эксперимента.

3 этап – постановочный (январь 2018 г. – май 2018г.) – расширение и систематизация научно-исследовательской базы МБДОУ «Детский сад №26» по теме эксперимента; обогащение и пополнение предметно-пространственной развивающей среды (оформление в экспериментальной группе «ПРЕСС-центра», центра речевого развития), приобретение методических пособий, дидактических игр, оборудования, атрибутов, канцелярских товаров и др.

4 этап – преобразующий (сентябрь 2018 г. – декабрь 2019 г.) – непосредственная экспериментальная работа со всеми участниками образовательного процесса по теме экспериментальной площадки. Отслеживание и преобразование результатов экспериментальной деятельности, распространение педагогического опыта, взаимодействие с социальными партнерами.

5 этап – итоговый (январь 2020 г. – май 2020 г.) – итоговый мониторинг результатов экспериментальной деятельности, подведение итогов экспериментальной работы, обобщение опыта педагогической деятельности, разработка и подготовка к печати методических рекомендаций по теме «Формирование навыков социально-коммуникативного взаимодействия и развитие связной речи у дошкольников средствами детской журналистики».

Состав участников экспериментальной площадки:

  1. Жаркова М.В. – руководитель экспериментальной площадки, заведующий МБДОУ «Детский сад №26»
  2. Филиппова Л.В. – научный консультант, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики дошкольного и начального образования АФ ННГУ им. Н.И. Лобачевского
  3. Клочкова С.В. – старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №26», первая квалификационная категория
  4. Парамонова Е.В. – музыкальный руководитель, первая квалификационная категория
  5. Кашаева Е.Н. – воспитатель, высшая квалификационная категория
  6. Бирюкова Т.А. – воспитатель, первая квалификационная категория
  7. Воспитанники средней группы – 26 человек
  8. Родители воспитанников, участвующих в эксперименте

Функциональные обязанности участников эксперимента:

Руководитель экспериментальной площадки

  1. Организует работу творческой группы
  2. Контролирует результаты эксперимента
  3. Проводит практические семинары в ходе экспериментальной деятельности.

Научный консультант

  1. Обеспечивает научное сопровождение при разработке программы экспериментальной деятельности
  2. Консультирует по вопросам организации исследовательской деятельности, информационно-аналитическое сопровождение экспериментальной работы
  3. Проводит просветительскую работу среди участников эксперимента.

Старший воспитатель

  1. Осуществляет информационно-аналитическое сопровождение всей экспериментальной работы
  2. Оказывает помощь педагогам-исследователям в освоении и разработке экспериментальной программы
  3. Осуществляет контроль   учебной нагрузки воспитанников
  4. Контролирует качество воспитательно-образовательного процесса
  5. Составляет технологические карты, таблицы отчетов и т.д.

Музыкальный руководитель

  1. Оказывает помощь педагогу-исследователю в составлении конспектов образовательной   деятельности, сценариев представлений, подборе атрибутов, литературных произведений, досугов и т.д.
  2. Преобразует развивающую среду в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ «Детский сад №26» и темой экспериментальной деятельности.

Педагог-исследователь

  1. Участвует в учебно-методической деятельности, проводит образовательную деятельность с детьми
  2. Внедряет методику исследовательского обучения в учебно-воспитательный процесс
  3. Участвует в работе по накоплению наглядно-методических и дидактических пособий, справочных информационных материалов для обеспечения экспериментальной деятельности детей
  4. Работает над созданием и апробацией новых методических пособий
  5. Повышает свою квалификацию, занимаясь самообразованием, посещая методические консультации, лекции и занятия по повышению профессионального мастерства по организации и планированию экспериментальной деятельности
  6. Проводит мониторинг и фиксирует результаты
  7. Консультирует родителей детей, участвующих в эксперименте.

База эксперимента

  1. МБДОУ «Детский сад №26»
  2. Группа №3 (эксперимент проводится на базе группы №3 в течение трех лет, возраст воспитанников с 4 до 7 лет)
  3. Музыкальный зал с музыкальным и интерактивным оборудованием
  4. Методический кабинет с фондом научно-методической и справочной литературы

Партнерский связи

  1. АФ ННГУ им. Н.И. Лобачевского
  2. Департамент образования Администрации города Арзамаса
  3. Детская библиотека №7
  4. МБОУ СШ №6 им. А.С.Макаренко
  5. МБОУ ДОД «Музыкальная школа» им. М.К. Бутакова
  6. МБУК литературно-мемориальный музей им. А.П. Гайдара
  7. МБУК Историко-художественный музей г. Арзамаса

Ожидаемые результаты

  1. Овладение детьми навыками успешного общения с людьми разного возраста, умение дошкольников вести дискуссию, выходить из конфликтных ситуаций
  2. Положительная динамика развития диалогической речи, повышение общего уровня речевого развития, обогащение словарного запаса
  3. Положительная динамика развития личностной и познавательной сферы, творческого потенциала дошкольников, участвующих в эксперименте
  4. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области социально-коммуникативного развития воспитанников

Фактор риска

  1. Возможно отстранение некоторых родителей от участия в экспериментальной деятельности ДОУ
  2. Возможно повышение уровня тревожности и эмоциональной чувствительности некоторых детей, участвующих в эксперименте

Критерии оценки

  1. Результаты психолого-педагогической диагностики (в рамках программы «Развитие детской одаренности»), уровня развития речи дошкольников; выявление динамики в личностном развитии ребенка
  2. Отчеты участников эксперимента о результатах каждого этапа работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

отчет по инновационной деятельности МБДОУ д/с № 26 по теме "Формирование навыков социально-коммуникативного взаимодействия и развитие речи у дошкольников средствами детской журналистики"

отчет по инновационной деятельности МБДОУ д/с № 26 по теме "Формирование навыков социально-коммуникативного взаимодействия и развитие речи у дошкольников средствами детской журналистики"...

Развитие связной речи старших дошкольников средствами театрализованной деятельности

Цель опыта работы: введение ребенка в мир прекрасного, пробуждение способностей к состраданию и сопереживанию, активизирование  мышление и познавательного интереса, раскрепощение его творческих в...

Развитие связной речи у дошкольников посредством книгоиздательства, словотворчества, журналистики, сочинения пятистиший

В разработке раскрыты приемы развития связной речи дошкольников (книгоиздательство, словотворчество, журналистика, сочинение пятистиший....

"Развитие связной речи младших дошкольников средствами мнемотехники"

Развитие связной речи младших дошкольников средствами мнемотехники...

"Виды театра и формы взаимодействия для развития связной речи младших дошкольников".

В статье рассматриваются различные виды театра и способы взаимодействия с ними для младшего дошкольного возраста....