"Виды театра и формы взаимодействия для развития связной речи младших дошкольников".
статья по развитию речи (младшая группа)

Анахина Татьяна Александровна

В статье рассматриваются различные виды театра и способы взаимодействия с ними для младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  

«Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга»

города Губкина Белгородской области

«Виды театра и формы взаимодействия для формирования связной речи младших дошкольников»

Одна из актуальнейших проблем сегодняшнего дня – развитие связной речи детей. Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. Ее формирование происходит именно в дошкольном возрасте. Любое нарушение речи может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Поэтому с первых дней пребывания ребенка в детском саду, мы педагоги и родители объединяем свои усилия для того, чтобы помочь ребенку преодолеть имеющиеся у него трудности.

       С целью развития связной речи дошкольников эффективно использовать театральные игры, которые позволяют заинтересовать воспитанников на занятиях, удержать их внимание, раскрепостить, развивать репродуктивное и элементы творческого воображения, элементарно – логическое мышление, память и главное, формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания. 

       Театрализованная игра представляет собой инсценировку, проигрывание сказок в настольном театре. Театр для ребёнка – это всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления. Сказка же своей доступностью близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично оправдано.

       Интересно и познавательно для детей разыгрывать сюжеты сказок с помощью настольного театра, игрушек, картинок. Сначала это делает сам воспитатель, а затем привлекает и детей, когда они достаточно освоятся и изучат произведение.

        Кукольная театрализация сказок очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы, поговорки из сценария. Театрализация сказок способствует активному эмоциональному, интеллектуальному развитию, прививает социально – нравственные качества. Театр и сказка учат быть добрыми, чуткими, честными, справедливыми. Принимая на себя определённую роль, ребёнок пытается мимикой, речью и движениями передать настроение своего героя, его характер, особенности поведения. Движения становятся более уверенными, эмоционально яркими, речь – интонационно выразительнее. Инсценировка сказок помогает обучиться творческому рассказыванию, которое играет важную роль в развитии словесно – логического мышления, предоставляя большие возможности для самостоятельного выражения ребёнком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем мире.

         К настольному театру относятся самые разнообразные виды, как готовые, фабричные, так и выполненные педагогами и родителями, из самых различных материалов, пособий, включающие не только героев, но и декорации. В нашей группе, начиная с младшего возраста, мы используем следующие из них.

         Театр игрушек или предметный театр. Это плоскостные или обыкновенные игрушки, которыми ежедневно играют дети. Сценическая площадка – детский стол.  Спектакль игрушек рассчитан на небольшую группу детей. Его показывают не в зале на празднике, а в групповой комнате. Цель таких показов – развлечь и порадовать детей, сделать для них куклу более интересной, помочь им внести разнообразие в их игровую деятельность.

        Театр резиновой игрушки - это как правило красочные покупные куклы. В данном случае представлена сказка «Дюймовочка».

         Театр матрёшек. Театр этот обычно располагается на столе, в организации декораций участвуют кубики, конструктор, коробочки, самодельные ширмы. Такой спектакль игрушек, несмотря на большую простоту и примитивность, не лишён театральности; и малыши, и дети старшего возраста смотрят его с большим интересом. Содержание их должно быть предельно простым, без трудных невыполнимых для игрушек действий и движений.

       Театр масок изготавливается из картона и бумаги, позволяет детям активно участвовать в драматизации.

        Театр шапочек можно сшить или связать, красочно изготовленные шапочки привлекут внимание детей и поднимут интерес к театрализации.

         Пальчиковые куклы предоставляют возможность поиграть вместе с ребёнком. Для них не требуется специального оборудования: высокой ширмы, декорации, занавеса и т. д. Показывать его можно из-за простой настольной ширмы или даже стула с высокой спинкой. Способы изготовления различны.

         Театр «Би-ба-бо» заключается в том, что куклы надеваются на руку. На указательный палец — головка куклы, а большой палец и средний служат руками. Для них шьются платья, украшенные деталями (кармашек, фартучек, поясок). Головки можно изготовить из поролона, бумажной массы, ткани, папье-маше.

        Театр мягких игрушек - обычно используются обычные объёмные игрушки. Воспитатель руками манипулирует игрушками. Чаще всего представления настольного театра устраивают в младших группах. Чтобы детям было всё хорошо видно, их усаживают полукругом перед столом - сценой. Инсценируются обычно знакомые детям сказки, рассказы, потешки и стихотворения.

       Театр деревянных игрушек. Особенно полюбился нашим малышам. Представлен в нашей группе несколькими сказками. Замечательно то, что ребята с удовольствием играют, просят его для самостоятельной драматизации сказок во второй половине дня.

          Таким образом, влияние театрализованной деятельности на развитие связной речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Занимаясь с детьми театром, вы сделаете жизнь ваших воспитанников интересной и содержательной, наполните ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.

Театрализованная деятельность в группе возможна только в результате активной скоординированной работы воспитателя, родителей и детей. Надо стараться, чтобы родители не находились в роли наблюдателей, обычных зрителей, напротив, чтобы они также привлекались к работе над кукольной театрализацией. Все это способствует расширению кругозора, развивает речь детей, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «Развитие связной речи младших дошкольников посредством настольного театра»

Актуальность исследования. Овладение родным языком является важным элементом развития личности, оно тесно связано с умственным, нравственным и эстетическим развитием. Освоение ребенком связной речи ак...

Программа инновационной деятельности МБДОУ д/с № 26 «Формирование навыков социально-коммуникативного взаимодействия и развитие связной речи у дошкольников средствами детской журналистики»

laquo;Формирование навыков социально-коммуникативного взаимодействия и развитие связной речи у дошкольников средствами детской журналистики»...

Передовой педагогический опыт работы Форма: индивидуальный Тема: «Развитие связной речи у дошкольников с ТНР посредством обучения составлению рассказов цепной и параллельной организации»

Передовой педагогический опыт работы Форма: индивидуальный Тема: «Развитие связной речи у дошкольников с ТНР посредством обучения составлению рассказов цепной и параллельной организации». ...

Педагогический проект младший возраст "Развитие связной речи младших дошкольников посредством русской народной сказки"

Педагогический проект младший возраст "Развитие связной речи младших дошкольников посредством русской народной сказки"...