Доклад "Опыт взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в развитии связной речи младших дошкольников".
материал

Гольямова Елена Раифовна

Выступление на ГМО музыкальных руководителей 15.12.2020г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_golyamova_e.r.docx27.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 22 «Павушка»

143988, Московская область, г. Балашиха, мкр. Новое Павлино, ул. Бояринова, д. 22

тел.: 8 498 785-75-75

E-mail:madou_ds22@mail.ru

«Опыт взаимодействия воспитателя

и музыкального руководителя

в развитии связной речи дошкольников»

Воспитатель МАДОУ д/с № 22

Гольямова Е.Р.

г.о. Балашиха, 2020г.

«Опыт взаимодействия воспитателя

и музыкального руководителя в развитии связной речи дошкольников»

        Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми

нарушениями остается стабильно высоким. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

        Речь — это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.

         Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей.

        Речь и пение. Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение.   Развитию речевого слуха и речевого дыхания способствуют пение попевок на различных звуках (например, «Ду-ду-ду-дудочка, ду-ду-ду-ду-ду, заиграла дудочка в зеленом лугу» и др.). Оно приучает детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии песни. Попевки и песни приучают пользоваться естественным голосом без напряжения и крика, вырабатывают умение владеть голосом: петь громко и тихо. Пение дает так же возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произнесение согласных звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить слова песни, т.е. помогает вырабатывать хорошую дикцию. Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения. И сами, того не замечая, дети изучают основы поэзии!

Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губы, язык), это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка (например: «Да-дэ-ди-до-ду», «На-ра-рим-пам-пам»). Пение помогает развитию даже навыка чтения. Дети овладевают ритмическим строем языка, ведь им приходится пропевать каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги.

        Есть и другие примеры того, как пение способствует развитию речевых навыков. Например, пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями. 

        Все части музыкального занятия способствуют развитию у детей нормального темпа и ритма, вырабатывают слитность и плавность речи, умение пользоваться интонационными средствами выразительности. Музыка развивает способность различать звуки на слух, развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами, движениями и жестами.

Речь и голос. Большое внимание я уделяю голосу ребёнка. Голос – инструмент общения, сигналы в речи, интонации. Детям очень нравятся развивающие игры с голосом. Это подражающие игры со звуками мира (кашель, чихание, голоса животных и птиц, неживой природы: часики, дождик, скрип дверей, звук автомашины) (например: игра «Кто кричит, что звучит»). В этих играх непроизвольно формируется звукообразование. Если систематически использовать развивающие игры с голосом, то можно почувствовать, как дети выплескивают дополнительную энергию, учатся слушать свой голос и играть с ним. В таких упражнениях развивается интонационный и фонематический звук.

Речь и артикуляционная гимнастика. В ходе работы над текстом, разучиваемой песни, проводим работу по коррекции устной речи. В этом нам помогает артикуляционная гимнастика. В неё включаем упражнения для языка, щёк, губ, а также мимические упражнения, направленные на развитие подвижности речевых органов. Такие упражнения вызывают положительные эмоции у детей, а также развивают мимику.

Речь и пальчиковые игры. Кроме пения, речь ребёнка можно развивать через другие виды музыкальной деятельности. Одной из важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является – развитие мелкой моторики.    Очень важное значение в процессе развития ребёнка имеет развитие мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики положительно влияет на активизацию речевых центров в головном мозге. Эта зона расположена близко от речевой моторной зоны. Учёные отмечают, что проекция кисти руки занимает одну треть в коре головного мозга. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Так учёными, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.

Одним из направлений совместной деятельности музыкального руководителя являются музыкально – пальчиковые игры. Очень нравятся детям пальчиковые игры под музыку, но она не должна при этом быть с четко подчеркнутым ритмом и излишне громким звучанием. Например, игра «Пальчик мой» - звучит легко и дети быстро придумывают к ней персонажи: зайчик, курочка и выполняют движения в их соответствии.

        Хочется отметить, что виды музыкально – пальчиковой гимнастики усложняются в зависимости от возраста детей.

     Виды пальчиковой гимнастики:

        1. Игры-манипуляции:

«Ладушки - ладушки» - дети ритмично хлопают в ладоши,

«Сорока - белобока» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.

«Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик - дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире», "Пальчики пошли гулять» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик.

        Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

        2. Сюжетные пальчиковые упражнения

«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.

«Домик» - изучаем части тела, ощущая их тактильно.

       Стенка, стенка, (потрогать щечки).

       Потолок, (потрогать лобик).

       Две ступеньки, (прошагать пальцами по губам).

       Дзинь — звонок! (нажать на носик).

        К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья,

        3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. Ребёнок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки (например: б-п; т-д).

        4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»)

        С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.

«Колечко» - это упражнение хорошо выполнять под вальс. Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе, затем с переходом от одной руки к другой – в этом случае начинаем с левого мизинца, доходим до указательного пальца, переходим на правую руку с указательного пальца, доходим до мизинца и возвращаемся обратно к левому мизинцу.

        «Кулак-ребро-ладонь» - это упражнение хорошо выполнять под бодрую маршевую музыку, например под всем известную песенку «Гуси у бабуси». Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости стола; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола. (Можно эти жесты условно назвать «камень», «нож», «бумага» или как угодно по-другому.) Сначала учимся выполнять эти движения отдельными руками, затем вместе, затем с переходом от левой руки к правой.

        Речь и движение.        Музыка, движение и речь не являются обособленными друг от друга, а представляют собой единое целое для ребёнка. Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и речь. Занятия движениями под музыку в сопровождении с речью имеют неоценимое значение. Ведь двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению, у них совершенствуется моторика (общая, мелкая и артикуляционная), координация движений, развивается произвольность движений, коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки, движений и речи.

        Движения под музыкальное сопровождение положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени, согласно метроритмическому рисунку музыкального произведения. Метрическая пульсация, с которой связаны движения, вызывает у человека согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной систем), а также оказывает эмоционально-положительное влияние на психику, что содействует общему оздоровлению организма.

        Многими учеными отмечено, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

        Речь и речевое музицирование. Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма.         Здесь мы используем следующие формы работы: пальчиковые игры, звучащие жесты, речевое музицирование (ритмическая декламация стихов, потешек, прозаического текста), музыкально – дидактические игры и упражнения. Например: звучащие жесты - учимся ритмично проговаривать ритм своего имени. Затем отхлопываем, отстукиваем (игры с именами). Речевое музицирование - прочитать стихотворение в ритме и сопровождать его ритмичными движениями.

Музыкально – дидактические  игры и упражнения. Воспроизвести ритмический рисунок хлопками, на металлофоне или шумовых инструментах, глядя на ритмическую карточку.  Ребенок произносит свое имя или другое слово по слогам и выкладывает соответственное количество карточек или кубиков. (Игра «Сыграй-ка», «Ритмические кубики», «Сложи словечко»). Музыкально-дидактические игры  развивают звуковысотный слух и речевой слух.

Перечень дидактических игр: «Сколько нас поет», «Кто в домике живет». «Весело и грустно», «Чьи детки», «Определи по ритму».  «Музыкальная лесенка», «Тучка и солнце».

        Речь и логоритмика. На музыкальных занятиях в нашем детском саду дети активно занимаются логоритмикой, которая основана на использовании связи слова, музыки и движения. Другими словами, дети под музыку произносят ритмизованный текст. Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Это укрепляет мышечный аппарат, развивает голос ребенка.

В логоритмические занятия включаются:

  • ходьба и маршировка в различных направлениях;
  • упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус;
  • упражнения, активизирующие внимание и память;
  • счетные упражнения, формирующие чувство музыкального размера;
  • упражнения, формирующие чувство музыкального темпа и ритма;
  • пение;
  • игровая деятельность.

        Слушание музыки. Слушание музыки расширяют речевые возможности ребёнка. Словарь «эстетических эмоций» обогащает речь эпитетами. Сравнивая произведения, контрастные по звучанию или близкие по настроению, развиваем у детей компоненты устной речи.

        Навыки монологической и диалогической речи формируем в процессе беседы после слушания музыки, когда дети делятся впечатлениями от прослушанного произведения, высказывают своё отношение к его образам, дают им оценку.         Слова - подговорки – обогащают речь русским народным фольклором. Одним из направлений пения является народно-музыкально-поэтическое творчество (дразнилки, частушки и т. д.).

        Все выше изложенные приемы положительно действуют на познавательно-речевое развитие дошкольников:

        Таким образом, развитие речи дошкольников осуществляется всесторонне в разных видах музыкальной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии общей культуры ребенка через театрализованную деятельность в соответствии с ФГОС"

Представленный материал позволит создать модель взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в соответствии с новыми требованиями ФГОС ДО....

Консультация для воспитателей Тема: «Сказка как средство развития связной речи старших дошкольников».

Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Россия 21-го века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традици...

Арт-студия «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»

Практические приёмы организации и проведения музыкально-дидактических игр для   музыкально- творчески -  способных детей....

Консультация для воспитателей: "Современные образовательные технологии для развития связной речи у дошкольников"

Связная речь - это последовательность связанных друг за другом мыслей, которые выражены точными словами, в правильно построенных предложениях....

Сценарий мастер-класса «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»

Сценарий мастер-класса«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитиимузыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»   Здравствуй...

"Виды театра и формы взаимодействия для развития связной речи младших дошкольников".

В статье рассматриваются различные виды театра и способы взаимодействия с ними для младшего дошкольного возраста....