Метод «Каталога» (Метод «Нанизывания на нитку»)
презентация к уроку (старшая группа)

Антонова Ольга Владимировна

Цель метода:

vПостроение связного текста сказочного содержания с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий…) в единую сюжетную линию.
vФормирование умения составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_kataloga_-_kopiya.pptx2.09 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Применение метода «Каталога» в обучении детей творческому рассказыванию» ТРИЗ Разработала Воспитатель ГБДОУ №3 Колпинского р-на СПБ. Антонова О.В.

Слайд 2

Методика ТРИЗ была придумана и разработана Генрихом Сауловичем Альтшуллером, который изобретал с самого детства. Будучи инженером и учёным, он задался вопросом: есть ли у подобного творчества свои закономерности? Работа над ТРИЗ была начата Генрихом Альтшуллером и его коллегами в 1946 году. Первая публикация спустя 10 лет доказывала, что творчество изобретения связано с техническим процессом, его закономерностями и определённой системой законов.

Слайд 3

Генрих Альтшуллер понял: чтобы стать изобретателем, нужно понять законы системы, увидеть алгоритм, обучиться ему, используя определённые шаги. Этим шагам можно научить. И детей, и взрослых. Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. ТРИЗ – это инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Слайд 4

Этапы работы по использованию ТРИЗ-технологий в ДОУ Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Игры: «Теремок», «Черное – белое», «Хорошо – плохо»… Цель второго этапа – учить детей фантазировать, изобретать. Игры: «Фантазия», «Волшебные картинки», «Сказочное животное (растение)», «Придумай конец сказки»… Цель третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Игры: карты В.Я.Проппа; «Волшебная дорожка»; «Волшебный треугольник»; «Сказочные бусы»… Цель четвертого этапа - применение ребенком полученных знаний, использование нестандартных, оригинальных решений проблем, умение находить выход из любой сложной ситуации. Игры: «Необитаемый остров»; «Предложи выход из ситуации»; «Эмпатия»; «Маша-растеряша»; «Красная шапочка».

Слайд 5

Работа по составлению текстов сказочного содержания строится по двум направлениям Игры и творческие задания Усвоение детьми моделей составления сказок

Слайд 6

Игры и творческие задания по подготовке детей к составлению текстов сказочного содержания «Назови героя» Цель: Учить объединять героев по заданному признаку; «Действия героя» Цель: Учить перечислять все возможные действия героя ,проводить аналогии в действиях героев разных сказок «Волшебник» Цель: учить наделять фантастическими свойствами реальные предметы «Где- то, кто-то» Цель: учить детей представлять объект в каком – либо месте и составлять про него небольшой сюжет сказочного содержания «Парад волшебников» Цель: учить преобразовывать объект с помощью изменения свойств времени «Сказочные слова» Цель: учить перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку «В какой сказке» Цель :учить находить сказочные тексты, которые бы учили какому-либо жизненному правилу

Слайд 7

Моделирование сказок Обучать дошкольников составлению сказки по предметно – схематической модели; Предложить несколько карточек с уже готовыми схематичными изображениями героев. Коллаж из сказок Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок Знакомые герои в новых обстоятельствах Сказка от стишка

Слайд 8

Ситуации - помощники в сказках Цель: сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Умение, находить выход из, порой, трудных обстоятельств. Сказки на новый лад; Сказки от "живых” капель и клякс.

Слайд 9

Метод «Каталога» (Метод «Нанизывания на нитку») разработан профессором Берлинского университета Эмилем Кунце в 1932 году. Цель метода: Построение связного текста сказочного содержания с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий…) в единую сюжетную линию. Формирование умения составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.

Слайд 10

Этот метод можно использовать с детьми начиная с 3-3,5 лет . С детьми этого возраста работа проводится с помощью «Чудесного мешочка». В нем могут находиться игрушки, картинки – объекты для составления 2-3 предложений связного текста с помощью вопросов. Для составления текста с детьми старшего возраста используют незнакомые им тексты.

Слайд 11

Классический алгоритм (правила) построения сказки (с помощью книги): Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю): Задается вопрос детям. Например: «Жил-был кто?» Взрослый открывает книгу на любой странице, предлагает ребенку указать пальчиком на слово: «Жил-был... башмачок!». Значит, история будет про «башмачок», который попал в беду. Следующий «ответ» на вопрос ищется на любой другой странице. Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а ребенок указал на другую часть речи, педагогу необходимо переделать слово в нужную часть речи, либо найти другое на этой же строчке. Ответы, «найденные» в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию. Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают. Продуктивная деятельность детей по придуманному сюжету рисование, лепка, аппликация, конструирование или схематизация (запись действий сказки с помощью схем). Через некоторое время воспитатель предлагает научить кого-нибудь из детей вспомнить вопросы, по которым составляли сказочный текст, и пересказать сказку.

Слайд 13

Методические рекомендации Цепочка вопросов для детей 3 лет -Жил- был…Кто? -С кем он дружил? -Пришел злой… Кто? -Кто помог друзьям спастись? Цепочка вопросов для детей 6 лет -Жил-был…Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать?) -Пошел гулять, ( путешествовать, смотреть…)…Куда? -Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинил? -Был у нашего героя друг? Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем? -Где наши друзья стали жить? -Что стали делать?

Слайд 14

Как поддержать интерес к сочинительству: «Собирать» сюжет в быстром темпе; Эмоционально реагировать на каждый «найденный ответ» (удивление, ужас, радость…); Использовать приемы драматизации; Прекратить искать «ответы» в книге, а придумывать вместе с детьми окончание истории, используя элементы «мозгового штурма». Работа по сочинению сказок носит:

Слайд 15

Я. Каменский: «Взрослые могут научить ребенка всему, что они умеют делать сами: творчески научить может только творческий человек». Согласно теории ТРИЗ творчески одарённые личности составляют: - дети 5 лет дают до 90% оригинальных ответов, - 7 лет – 20%, - взрослые – лишь 2%. Девиз ТРИЗОВЦЕВ «Можно говорить все!», «Творчество во всём!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД «Путешествие в волшебную страну» (с использованием элементов ТРИЗ (метод каталога)

Цель: развитие творческого потенциала детей и связной речи....

ТРИЗ. Использование метода "Каталога" в ДОУ

ТРИЗ. Использование метода "Каталога" в ДОУ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим по методу каталога

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим по методу каталога...

Презентация опыта работы Степановой О.А. на ярмарке педагогических идей: «Работа с методом «Каталог» (конструирование текстов сказочного содержания)

Составление сказок с помощью метода “Каталога”Метод разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932 году.Цель работы с методом: научить ребенка связывать в единую сюжетную ...

Составление сказки с использованием метода «Каталога»

Составление сказки с помощью метода "Каталога" заключается в том, чтобы  научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять ска...

Занятие с детьми 4-5 лет по развитию речи с применением "Метода "Каталога" на тему "Колобок"

занятие с детьми 4-5 лет по развитию речи с применением "Метода"Каталога" на тему  «Колобок»Цель: Формирование нравственных качеств: умение дружить, беречь дружбу, обща...

Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Составление сказки с использованием метода «Каталога»

Материал может быть полезен воспитателям и учителям-логопедам для работы с детьми старшего дошкольного возраста....