Анализ предметно развивающей среды группы "Носики- курносики" подготовительная к школе группа
консультация (подготовительная группа)

Ворогушина Алёна Александровна
В развивающей среде, окружающей ребенка, должна быть заложена возможность того, что и ребенок становится творцом своего предметного мира, в процессе личностно-развивающего взаимодействия с взрослыми, сверстниками становится творцом своей личности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предметно – развивающая среда Воспитатель Ворогушина Алёна Александровна группа «Носики - курносики »

Слайд 2

В развивающей среде, окружающей ребенка, должна быть заложена возможность того, что и ребенок становится творцом своего предметного мира, в процессе личностно-развивающего взаимодействия с взрослыми, сверстниками становится творцом своей личности . Кирьянова Р.А. (ИНФОУРОК)

Слайд 3

Группа начинается с приёмной.

Слайд 4

Предметно пространственная среда: сюжетно-ролевые игры: магазин

Слайд 5

Предметно пространственная среда: сюжетно-ролевые игры: дом

Слайд 6

Предметно пространственная среда: сюжетно-ролевые игры: парикмахерская

Слайд 7

Предметно пространственная среда: мастерская

Слайд 8

Предметно пространственная среда: сюжетно-ролевые игры: поликлиника

Слайд 9

Центр уединения

Слайд 10

Центр активности театра и музыки.

Слайд 11

Центр физической культуры

Слайд 12

Центр активности «Маленький строитель».

Слайд 13

Центр активности по правилам дорожного движения.

Слайд 14

Центр патриотического воспитания

Слайд 15

Познавательное развитие: центр «Почемучки»

Слайд 16

«В гостях у сказки»

Слайд 17

«Зимний сад»

Слайд 18

центр «Народно-прикладное искусства»



Предварительный просмотр:

Анализ изменения предметно - пространственной среды в группе «Носики-курносики»:

Идеальная цель педагогического процесса, к которой должен стремиться каждый воспитатель ДОУ – это воспитание всесторонне развитой личности и счастливого ребенка. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому главная задача воспитателя создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам: создавать положительное состояние у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха.

Изменения начались с обустройства раздевалки так, как раздевалка в детском саду — это место особое. В нем ежедневно проходит прием детей в группу и очень важно, чтобы она излучала уют, создавала такое настроение, чтобы в детский сад хотелось приходить снова и снова. 

Для правильного и гармоничного развития ребенку важно общаться со сверстниками. Думаю, это основная причина, по которой малышей отдают в детский сад. Также важную роль играют такие факторы, как занятость родителей, необходимость в адаптации и обучении и многое другое. Дети проводят в детском саду много времени и деятельность их там очень разнообразна: от подвижных игр до спокойных занятий с воспитателем.

Поэтому особой тщательности требует правильное размещение и оформление игровых центров активности группы. В нашей группе центры оформлялись с учётом требований ФГОС

Предметно-развивающая, игровая среда группе в соответствии с ФГОС

 

Направления

Физическое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально – коммуникативное

 развитие

Художественно – эстетическое развитие

Центры

Двигательный центр

Центр здоровья

Центр математики

Центр конструктивной деятельности

Центр науки, экологии и экспериментирования

Речевой центр

Центр книги

Центр

игры

Центр безопасности

Центр социально – эмоционального развития

Центр изобразительной деятельности

Центр музыки и театра

Создан центр уединения

с коробочкой спрячь всё плохое

Телефон, по которому ребёнок «звонит» маме или папе поделиться чем-то сокровенным и т. д.

Цель которого создать условия для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня 

Художественно – эстетическое развитие.

Создание условий для самовыражения средствами искусства,
в дошкольном возрасте дети должны получить опыт осмысления происходящих событий и выражения своего отношения к ним при помощи
культурных средств — линий, цвета, формы, звука, движения, сюжета и пр.
Для того чтобы дети научились выражать себя средствами искусства, была оформлена мастерская.

Мастерская.

 Создание в группе обстановки для творческой активности детей, способствование возникновению и развитию самостоятельной художественной деятельности у детей 

Название центра

Оборудование

Центр

изобразительной

 деятельности

«Мастерская» 

наборы цветных карандашей, фломастеров, разноцветных мелков

краски (гуашь, акварель,)

кисти для рисования

палитра, емкости для воды, клей

салфетки для вытирания рук и красок

бумага разных форматов, цветов и фактуры, картон для рисования и аппликаций

пластилин (не липнущий к рукам)

печатки, губки, ватные тампоны для нанесения узоров, штампы

трафареты для закрашивания, раскраски для мальчиков и девочек

стенд для демонстрации детских рисунков и поделок

альбомы с цветными фотографиями произведений декоративно-прикладного искусства, схемы рисования животных, машин

картинки с красочными иллюстрациями, репродукции

В 2015/2016 уч.год

Оформили полочки где расставили всё необходимое для творчества ребёнка, в центре прикрепили вешалки и повесили два фартука для работы с красками чтобы защитить одежду детей от краски.

Игра портрет, игра человек спортсмен.

В 2016/2017уч.год

Оформлены полки для хранения наборов для творчества

Добавлены альбомы художников

Центр музыкального и театрального развития 

способствует формированию интереса к музыке, восприятию и пониманию характера музыкальных произведений, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах (колокольчики, погремушки, металлофон, барабан, бубны, неваляшка, юла).

Название уголка

Оборудование

Центр музыки

Альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов

Игрушечные музыкальные инструменты: бубны, трещотки, ложки, колокольчики, дудочки, металлофоны,

Аудиосредства (магнитофон, музыкальный центр; наборы дискет с записями музыкальных произведений)

Театральный центр

Оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, игрушек-персонажей сказок, маски, театральные атрибуты и пр.)

Различные виды театров (настольный плоскостной, пальчиковый, кукольный)

Аудио - и видео средства для демонстрации детских спектаклей, мультфильмов.

В 2015/2016 уч.год

Купили магнитофон

В 2016/2017 уч.год

Познавательное развитие

Центр природы

– необходимая составляющая воспитательного процесса в детском саду. Он помогает научить детей воспринимать красоту природы, привить милосердие и сострадание к растениям и животным, понимание необходимости беречь природу, другими словами – сформировать экологическую культуру личности.

Название центра

Оборудование

Центр науки, экологии и экспериментирования

Набор

для эксперимента

 

Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверхностью из пластика.

пластмассовые тазики, пластиковый коврик, халатики, нарукавники.

Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито.

магнит, ветряные мельницы (вертушки).

Приборы: лупа, песочные весы, компас, разные термометры

Зеркальце для игр с солнечным зайчиком

Набор для труда

Наборы для улицы: ведерко, формочки, совочек, лопатка, грабельки.

Леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, кисточки для протирания листьев, фартуки.

 

Картина сезона, модели года и суток.

Календарь с моделями значками (ясно, пасмурно, дождливо, облачно и т.п.) и указывающей на них передвигающейся стрелкой.

Комнатные растения 5-7 подбираются с учетом следующих требований. Разнообразие:

- поверхности и размеров листьев (гладкие, опушенные, мелкие, с небольшими зубчиками);

-  способы очищения листьев: гладкие моют губкой, мелкие опрыскивают из пульверизатора, опушенные протирают влажной кисточкой и т.п.;

-       величины и формы листьев и стеблей (тонкие, толстые, продолговатые, округлые и др.);

-       способов полива (например, луковичные, розеточные, клубневые требуют полива в поддон);

-       видов одного рода – бегонии, фуксии.

Парные картинки типа лото 

(количество   элементов в каждой

игре от 2-4)

Наборы    объемных     и плоских   игрушек «Зоопарк», «Домашние        животные», «Овощи», «Фрукты»

Дидактические игры «Кто что ест?»,

«Чей    малыш?»

Природный и бросовый материал:

желуди, 

шишки; камешки, пробки и т.д.

Оформить паспорт растений

В 2015/2016 уч.год

Приобрели лупы, пластиковый коврик. Календарь с моделями значками (ясно, пасмурно, дождливо, облачно и т.п.) и указывающей на них передвигающейся стрелкой время дни недели (1 деревянный 1 пластмассовый).

В 2016/2017 уч.год

Наборы для посадки, семена, оформлен зимний сад, куплены лупы,

Центр конструирования.

 Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.
На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей.

Дети приобретают:

  1. конструктивно-технические умения:
  • сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т.д.;
  • делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т.д.;
  1. обобщенные умения:
  • целенаправленно рассматривать предметы,
  • сравнивать их между собой и расчленять на части,
  • видеть в них общее и различное,
  • находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей,
  • делать умозаключения и обобщения. умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.);
  • работать дружно, не мешая друг другу.

Название центра

Оборудование

 

Центр конструктивной деятельности

 

Тип

 оборудования

 

Наименование

Конструкторы

Крупный строительный конструктор.

Средний строительный конструктор

Конструкторы типа «Лего»

Игровые наборы (транспорт и    строительные машины; фигурки   животных, людей.

Нетрадиционный материал: подборка из бросового материала – бумажные коробки, цилиндры, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки и т.п.

Плоскостные    
конструкторы

Наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования        

Мозаики

Мелкая мозаика с картинками - образцами      

Рисунки и простые схемы, алгоритмы выполнения построек.

«Автосалон»: игрушечный транспорт средний и крупный.

Машины грузовые и легковые, пожарная машина, машина «скорой помощи», подъемный кран, железная дорога, кораблики, лодки, самолеты, ракета-робот (трансформер).

Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных и т.п.)

В 2015/2016 уч.год

Мозаика.

Средний строительный конструктор

Нетрадиционный материал (шишки, кварцевый песок, ткани) вяжем половички из полосок ткани.

В 2016/2017 уч.год

Конструкторы типа «Лего» для мальчиков и для девочек

Мозаика мелкая с образцами, 2 набора кубиков серии «цветной город», волшебный мешочек с геометрическими фигурами, строительный набор «собери домик для гнома», конструктор по развитию фантазии.

Центр математики «Почемучки»

Целенаправленное формирование у детей 4 – 7 лет интереса к элементарной математической деятельности. Развитие качеств и свойств личности ребёнка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность.

Воспитание у детей потребности занимать своё свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. Занимательный математический материал в дошкольные и последующие годы должен стать средством организации полезного досуга, способствовать развитию творчества.

Название центра

Оборудование

Центр математики

«Почемучки»

Мозаика разных форм и цвета (мелкая), доски-вкладыши, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения. Лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры.

Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал на «липучках», набор разноцветных палочек с оттенками (по 5-7 палочек каждого цвета), наборы для сравнения по величине (6-8 элементов).

Блоки Дьенеша. (запланировали купить в 2017г)

Палочки Кюизенера. (запланировали купить в 2017г)

Чудесный мешочек с набором объемных тел (6-8 элементов).

Игрушки-головоломки (из 4-5 элементов)

Платформа с колышками и шнуром для воспроизведения форм.

Часы с круглым циферблатом и стрелками. 29 шт. самодельные

Набор карточек с изображением количества (от1 до10) и цифр.

В 2015/2016 уч.год

 Подарок детей шнуровки, оформили игру плетение

Купили полочку для центра

В 2016/2017 уч.год

Чудесный мешочек с набором объемных тел (6-8 элементов).

Головоломка шар

Речевое развитие

«В гостях у сказки».

Цель: Прививать любовь, уважение и интерес к книге, стремление к общению с ней. Воспитывать в детях будущих книголюбов

Название центра

Оборудование

 «В гостях у книжки»

Альбомы для рассматривания: «Профессии», «Семья» и др.

Стеллаж для книг (запланировали купить в 2017г),  

стол и два стульчика,

 мягкий диванчик (запланировали купить в 2017г)

Детские книги по программе, любимые книжки детей.

Ламинированные иллюстрации, портреты детских писателей

В 2016/2017 уч.год

Подарены книги детьми,

Книга для обучения чтению

Дидактические игры по подготовке детей к чтению

Социально – коммуникативное развитие

Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Название центра

Оборудование

Центр игры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игрушки и наборы для сюжетно – ролевой игры

Работники муниципальных служб

Игровой детский домик

Лейка пластмассовая детская

Служебные машинки различного назначения

Комплект транспортных средств

Грузовые, легковые автомобили

Дидактическая кукла-девочка в одежде с застежками и шнуровкой

Кукла в одежде

Комплект мебели для игры с куклой

Комплект приборов домашнего обихода

Комплект (модуль-основа, соразмерная росту ребенка, и аксессуары) для ролевой игры «Магазин»

Набор медицинских принадлежностей доктора в чемоданчике

Комплект (модуль-основа, соразмерная росту ребенка, и аксессуары) для ролевой игры «Парикмахерская»

Игровой модуль «Кухня» (соразмерная ребенку) с плитой, посудой и аксессуарами

Комплект кухонной посуды для игры с куклой

Коврик со схематичным изображением населенного пункта, включая улицы с дорожными знаками и разметкой, строения, ландшафт

Комплект транспортных средств к напольному коврику «Дорожное движение»

Комплект игровой мягкой мебели (запланировали купить в 2017г)

Пазлы

Лото

Центр безопасности

Дорожная

безопасность

Игрушка «Светофор»

Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов, плакаты.

Средний транспорт.

Макеты домов, деревьев, светофор, дорожные указатели.

Небольшие игрушки (фигурки людей, животных). 

Книги по ПДД, дорожные знаки

Опасности

в быту

Картинки с изображением опасных предметов

Сюжетные картинки с изображением проблемных ситуаций

Игра «Что лишнее?»

Игра «Опасно – не опасно»

Игра «Пожарные»

Человек и

природа

Сюжетные картинки с изображением проблемных опасных в природе

Игра «Полезное - вредное»

Игра «Собери грибы в корзинку»

 Физическое развитие

Физкультурный уголок служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни.

Название центра

Оборудование

Спортивный уголок

Комплект разноцветных кеглей

 

Скакалка детская

Мячи резиновые (комплект)

Обруч пластмассовый малый

 

В 2015/2016 уч.год

Спортивный уголок, Черепаха для равновесия,

Центр здоровья

Ширма «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья» (о значении движений, гигиенических процедур, закаливания для здоровья)

Схема: «Как правильно чистить зубы»

Альбом «Помоги себе сам» (об элементарной помощи при царапинах, ушибах и т. д.)

Дидактические игры:

«Составь портрет»

«Какую пользу приносят?»

«Угадай настроение»

«Собери фигуру человека»

«Что полезнее?»

Пособия   для   развития   дыхания  

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка, вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Оформлена спальня

Цель создать условия полноценного отдыха детей. Цветовая палитра, присутствующая в детской спальне имеет теплые тона и оттенки, которые оказывают успокаивающий эффект на состояние человека. В этом случае, дети быстро расслабиться и погрузиться в спокойный здоровый сон. И сон этот будет полноценным и крепким.

Анализируя Требования к развивающей предметно-пространственной среде  ФГОС ДОУ  где прописано что развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. В нашей группе была освобождена центральная часть, оформлена мини спортивная площадка для предоставления условий для двигательной активности детей, для уединения создан центр уединения  

Насыщенность среды группы соответствует возрастным особенностям детей, имеется разнообразие материалов, оборудования, инвентаря и обеспечивает детям игровую, познавательную, творческую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики. В группе постоянно ведётся работа по пополнению центров активности, привлекаются к планированию и пополнению центров, и родители так как план на следующую неделю обсуждается воспитателем и детьми в четверг, а в пятницу план дополняется родителями, которые прописывают что они могут принести в центры активности.

Для детей доступны все помещения группы включая приёмную где дети играют в подвижные игры, в спальне воспитанники играют в спокойные игры, слушают детское радио или детскую музыку также оформлен в группе  зимний сад где дети отдыхают.

Таким образом, подводя итоги вышесказанному, можно заключить, развивающая предметно-пространственная образовательная среда группы «Носики - курноики» направлена на создание социальной ситуации которая способствует  развитию каждого участника образовательных отношений, включая создание образовательной среды и гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает их эмоциональное благополучие; создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; обеспечивает открытость дошкольного образования; создает условия для участия родителей в образовательной деятельности.
Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включающий в себя: 
-центр игры (магазин, дом, парикмахерская, аптека и поликлиника, школа)
-центр двигательной деятельности (мини спортивная площадка которая  пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дети занимаются и закрепляют разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. п. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

-центр конструирования
-центр музыкально театрализованной деятельности
Спокойный сектор:
-центр книги «В гостях у сказки» имеется в наличие печатные буквы, слова, книги с крупными буквами серии читаем сами, детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
-центр отдыха «Зимний сад» и центр уединения
-центр природы «Зимний сад» служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. В центре природы подобраны и размещены растения, требующие разных способов ухода, приготовлено необходимое оборудование: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы для ухода за растениями. В природном уголке размещаются детские поделки из природного материала.  Зимний сад был создан усилиями детей, родителей и воспитателя

Рабочий сектор: (Рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности.

 Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач.

Центр активности «Почемучки» который включает в себя:

 -центр познавательной и исследовательской деятельности пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами

Художественно – эстетическое развитие
- центр продуктивной и творческой деятельности «Мастерская», полочки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, находятся в тумбочке. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла. Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде "Наше творчество",
Речевое развитие

-центр развития речи и моторики.
Среда, окружающая детей в моей группе обеспечивает безопасность их жизни, стараюсь учитывать  возрастные особенности детей оформлен игровой центр школа так как у меня подготовительная группа,  дети в игровой форме знакомятся с правилами поведения в школе и примеряют на себя новый социальный статус школьника а экскурсии в школьную библиотеку и на занятия подготовленные для дошкольников в рамках экологического проекта придают данному статусу более яркую окраску проведя опрос детей 80% детей желают идти в школу для того чтобы получить новые знания.

Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в моей группе, а также развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.

                                           Воспитатель: Ворогушина Алёна Александровна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта анализа предметно-развивающей среды в группе ДОУ

Карта анализа предметно-развивающей среды в группах ДОУ с точки зрения создания условий для обеспечения эмоционального комфорта (авторская разработка С.А.Медведевой)...

Предметно-развивающая среда в подготовительной к школе группе

    Развивающая среда – это комфортная и безопасная обстановка, в которой ребенок может спокойно заниматься любимым делом, имеет возможности для исследования, и в которой обеспе...

Консультация для воспитателей «Построение предметно-развивающей среды в подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация для воспитателей «Построение предметно-развивающей среды  в подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС ДО»...

Модель предметно - развивающей среды в подготовительной к школе группе

Развивающая предметно - пространственная среда в ДОУ должна строиться, таким образом, чтобы дать возможность развивать индивидуальность каждого ребёнка, учитывая его склонности, интересы. Она яв...

Организация предметно -развивающей среды в подготовительной к школе группе

Развивающая предметно - пространственная среда - одно из основных средств,формирующих личность ребенка. Развивающая предметно - пространственная среда - часть образовательной среды,представленная спе...

Анализ предметно-развивающей среды в ДОУ. РППС как фактор формирования у дошкольников предпосылок готовности к обучению в школе.

В каждой возрастной группе создана благоприятная предметно – развивающая среда, которая осуществляет следующие функции: организующую, воспитывающую и развивающую....