Технология проблемно-диалогического обучения
презентация

Балажегитова Кира Евгеньевна

 

Проблемно-диалогическая технология - это технология организации познавательной деятельности дошкольников в Образовательной системе «Школа.2100. Детский сад 2100», на основе которой построены занятия открытия новых знаний, специально адаптированная к возрасту детей.

Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы дошкольники ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на занятии изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

  • Постановка проблемы – это этап формулирования темы занятия или вопроса для исследования.
  • Поиск решения – этап формулирования нового знания. Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения дети осуществляют в ходе специально  выстроенного педагогом диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.
  • Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ребёнку работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы дети осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
  • Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление детей. На этапе постановки проблемы педагог пошагово подводит дошкольников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного педагогом диалога. Сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает детям поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему занятия или вопрос для исследования, тем самым вызывая у детей интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога педагог организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание детьми материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам. В отличие от этого традиционное обучение – это тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний, умений и навыков. При этом постановка проблемы сводится к сообщению воспитателем темы занятия; поиск решения редуцирован до изложения готового знания, что не гарантирует его понимания большинством детей. Центральную часть технологии составляет характеристика проблемно-диалогических методов обучения.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Как зритель, не видевший первого акта, В догадках теряются дети. И все же они ухитряются как-то Понять, что творится на свете. С.Я. Маршак

Слайд 2

Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний детей посредством специально организованного воспитателем диалога. «проблемный» постановка проблемы поиск решения «диалог» побуждающий подводящий

Слайд 3

Методы постановки учебной проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приёмом

Слайд 4

Методы постановки учебной проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог 1) создание проблемной ситуации; 2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации; 3) побуждение к формулированию учебной проблемы; 4) принятия предлагаемых детьми формулировок учебной проблемы.

Слайд 5

Приёмы создания проблемной ситуации «с удивлением» Приём 1 . Воспитатель одновременно предъявляет противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения. Приём 2. Воспитатель сталкивает разные мнения детей, предложив вопрос или практическое задание на новый материал. Приём 3. Между житейским представлением детей и научным фактом: шаг 1. Воспитатель обнажает житейское представление детей вопросом или заданием « на ошибку»; шаг 2. Предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наг лядностью. «с затруднением» Приём 4. Воспитатель даёт практическое задание, невыполнимое вообще (возникает только вопрос) Приём 5. Воспитатель даёт практическое задание, не сходное с предыдущими Приём 6. шаг 1. Воспитатель даёт невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим шаг 2. Доказывает, что задание всё-таки не выполнено.

Слайд 6

Методы постановки учебной проблемы Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приёмом «яркое пятно» «актуальность»

Слайд 7

Методы поиска решения учебной проблемы Подводящий от проблемы диалог Побуждающий к гипотезам диалог Подводящий без проблемы диалог имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь детей обеспечивает подлинно творческую деятельность детей и развивает их речь и творческие способности .

Слайд 8

Технология проблемно-диалогического обучения является : результативной обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей дошкольников, воспитание активной личности дошкольников, развитие универсальных учебных действий; здоровьесберегающей позволяет снижать нервно-психические нагрузки детей за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний; общепедагогической реализуется на любом предметном содержании и в любой образовательной ступени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

     Речевой материал на первом году обучения используется как в устной форме (слухозрительное предъявление и побуждение детей отражен...

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год обучения...