Проект "Чудо - молоко"
проект

Попова Екатерина Анатольевна

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип проекта: информационно – исследовательский

По содержанию: ребенок - исследователь

Участники проекта: дети – педагоги – родители

По количеству участников: индивидуальный

Продолжительность реализации проекта:  3 недели

Проблема:  Дети дошкольного возраста не понимают значимость молока и молочных продуктов в развитии организма человека.

  Воспитанник  средней  группы Иванов Иван проявил особый интерес к данной проблеме. Результатом этого интереса стал проект  «Чудо - молоко».

 

Актуальность.

Среди огромного множества пищевых продуктов и изделий, доступных современному человеку, есть продукт, обладающий исключительной питательной ценностью. Речь идет о молоке, уникальном продукте, созданном самой природой и изначально пригодном для питания человека от его рождения и до глубокой старости. Молоко, как и многие другие продукты питания, содержит те же вещества, из которых состоит и тело человека, то есть белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду.

Однако, если построить рацион ребенка так, чтобы обеспечить организм всеми ему необходимыми пищевыми веществами, но исключить из этого рациона молоко, то результат будет неудовлетворительный, ребенок начнет отставать в весе и росте.

Проблема правильного питания очень актуальна для дошкольников. Не все дети с удовольствием пьют молоко и едят блюда, приготовленные на основе молока и молочных продуктов. Поэтому мы решили, узнать и рассказать, как можно больше о молоке, раскрыть его ценные качества.

 

         Цель: обогатить знания детей о молоке как о ценном и полезном продукте для роста детского организма.

Задачи:

  • Расширить кругозор о молоке и молочных продуктах.
  • Формировать исследовательские навыки (поиск информации в различных источниках).
  • Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое.
  • Развивать желание участвовать в опытно-экспериментальной деятельности.
  • Формировать осознанное отношение к здоровому питанию.
  • Привлечь родителей к участию в проекте.

 

 

 

Ожидаемые результаты:

 Осознание детьми важности употребления молока и молочных продуктов

 

Гипотеза:

Если дети узнают больше о ценности молока и молочных продуктов через собственную исследовательскую деятельность, то они поймут, что молоко – ценный продукт питания для детского организма и у них появится желание употреблять его в пищу.

 

 

Содержание проекта

1 этап  

Постановка проблемы.

В чем заключается польза молока и молочных продуктов для детского питания?

 

2 этап    

Сбор копилки.

Самостоятельный поиск и сбор информации на определенную тему.

 (создание развивающей среды, подбор информационных ресурсов, энциклопедической и художественной литературы, создание проблемно – игровых ситуаций). Обращение  к родителям, педагогам

 

Педагог  -  проведение занятий, экспериментов, бесед в утренние и вечерние отрезки времени.

 

Родители – беседы, просмотр телепередач, походы в магазин.

 

1)Чтение стихов, пословиц и поговорок о молочных продуктах, коровах (Л. Толстой «О лягушке, которая попала в молоко», сказок, «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Петушок и бобовое зернышко», рассказ К. Д. Ушинского «Коровка», «Сказка о принцессе Каше и принце Молоке», Е. Карганова «Белая коровушка – рыжие бока», Ю. Черных «Кто пасется на лугу?», В. Берестов «Коровушка», сказка «Как старик корову продавал»).

 

2) Рассмотреть с детьми  проблемную ситуацию «Зачем мы пьем молоко?»

Что такое молоко? Как оно попадает к нам в дом?

Цель: выявить уровень сформированности представлений о молоке у детей дошкольного возраста и круг их интересов.

Используется стартовая модель двух вопросов: Что я знаю? Что я хочу узнать?

Молоко дает корова

• Корова живет в сарае

• Корова пасется на лугу и ест травку

• Молоко белое, дает корова, продается в магазине

• Из молока варят кашу

• В магазин молоко привозит машина

• Какие еще продукты делают из молока и с добавлением молока (творог, сметану, сыр, йогурт, мороженое, простоквашу, блины, омлет, пироги, хлеб, кашу и т. д.)

• Для чего дома нужно молоко (для приготовления разных блюд)

• Что будет, если не употреблять молоко в пищу (слабое здоровье)

• Как молоко попадает в магазин (привозят с молокозавода, где его перерабатывают и изготавливают молочную продукцию)

• Что в молоке полезного (витамины, минеральные вещества, жиры, белки, углеводы)

• Чем полезно молоко для роста детского организма (укрепление костей, зубов, здоровый иммунитет)

• Может ли закончиться молоко (при бережном уходе за коровой –нет)

• Где живет корова и кто за ней ухаживает? (в сарае, на ферме, ухаживает мама, доярка)

 

В молоке есть все, что нужно ребенку: в нем есть и вода, и жир, и сахар, и белок, и соли, и витамины. Молоко богато кальцием, который усваивается из него почти на 100 %, чем не могут похвастаться другие продукты. Молочный белок усваивается из молока очень легко, не в пример мясу! Коровье молоко содержит более 20 витаминов и много микроэлементов! А без них человек просто не может жить. Из питательных веществ, которые есть в молоке, строятся кожа, мускулы, кости, зубы. Пожалуй, самая удивительная пища в мире это та, которой животное кормит своих детенышей, - молоко.

Парное молоко – более полезный продукт, потому что безопасный. Из молочных желез коровы вырабатываются бактерицидные вещества, которые поддерживают стерильность молока в течение двух часов после надоя.

 

 

3)«Лаборатория чудес» (опыты с молоком)

 

Опыт №1 «Молоко имеет цвет»

Налить в один стакан воду, в другой молоко.

Поместить в стаканы кисточки.

Выводмолоко не прозрачное, вода прозрачная. Молоко имеет белый цвет.

 

Почему молоко белого цвета?

 

А ведь действительно, все мы знаем, что корова ест зеленую траву зимой и желтое сено летом. А молоко, которое она дает, всегда получается белым. И не только у коровы белое молоко. На свете живет более 5 тысяч разнообразных млекопитающих (животных, которые кормят своих детенышей молоком), и у всех у них молоко белого цвета. Почему так происходит ? Дело в том, что за цвет молока отвечает одно из веществ, содержащихся в нем - белок казеин. Если посмотреть на каплю молока под микроскопом, то мы увидим белые шарики. Это и есть казеин. Именно он окрашивает молоко в белый цвет.

 

 

 

№ 2 «Превращение молока в простоквашу»

 

Налить в 2 стакана свежего цельного молока. Один стакан поставить в холод (холодильник), другой в тепло (на подоконник). Понаблюдать, как меняется молоко в холоде и в тепле.

Вывод: В холоде молоко не изменяется и хранится. В тепле молоко прокисает и превращается в новый продукт питания - простоквашу.

 

Почему скисает молоко?

 

 В состав молока входит множество различных элементов, в том числе и сахар. Как только молоко соприкасается с воздухом, в него попадают бактерии, которые питаются сахаром и быстро развиваются. Эти бактерии разрушают сахар и превращают его в кислоту, из-за чего молоко становится кислым. Эти бактерии так и называются: «кисломолочные».

 

А как же раньше хранили молоко, когда не было холодильников?

 

Самым древним способом хранения молока считается кипячение. В этом случае бактерии, которые ответственны за брожение, а соответственно и за быстроту скисания, погибают, как, к сожалению, и множество полезных микроорганизмов, но ведь в Древней Руси этого не знали, поэтому достаточно часто использовали кипячение. 

Еще одним способом хранения молока являлась холодная вода, которая остужала молоко, которое соответственно долго не скисало. Как правило, молоко наливали в глиняный кувшин, который был сделан определенным способом из смеси глины и соломы, что создавало эффект термоса. А затем кувшин помещали в таз с холодной водой и оставляли в темном месте.

Многие об этом не знают, но в Древней Руси молоко хранили с помощью листьев хрена, которые опускались в кувшин. В таком виде молоко могло храниться долго, ведь листья хрена тоже в некотором роде способны обеззараживать и, соответственно, препятствовать быстрому скисанию.

Одним из самых необычных способов хранения молока является его хранение с помощью лягушки, которую опускали в кувшин с молоком. Дело в том, что это животное имеет необычный состав слизи, покрывающей её, и именно эта слизь обладает обеззараживающими свойствами, которые не дают молочным бактериям развиваться, что собственно и предотвращает скисание молока. Кстати, молоко таким способом можно хранить более 3-х дней, и оно будет абсолютно свежим. 

Как хранят молоко в современном мире?

В 1960-е годы был разработан процесс непрерывной ультрапастеризации молока, а также асептические упаковочные системы (Tetra Pak), которые позволили продлить срок хранения молока до полугода, с сохранение в нем всех питательных веществ.

Как и где используют молоко?

Из молока получают молочные продукты:

Кефир – кисломолочный напиток, заквашенный с помощью так называемых «кефирных грибков» (эта закваска представляет собой симбиоз множества микроорганизмов, молочнокислых стрептококков и палочек, уксуснокислых бактерий и дрожжей). Кефир благотворно влияет на микрофлору кишечника: всего пара стаканов этого напитка в день предотвращает развитие кишечных инфекций и быстро справляется с дисбактериозом, вызванным, например, антибиотиками. Кефир укрепляет иммунитет, побеждает хроническую усталость, помогает похудеть (если пить его регулярно) и хорошо утоляет жажду в жаркие летние дни.

Масло сливочное- сливочное масло не только питательно, но и полезно – для кожи, волос, зрения, костной и мышечной ткани. Оно богато витаминами, кальцием, содержит фосфолипиды, необходимые для строения клеток, особенно нервных. Кроме того, в состав сливочного масла входят незаменимые аминокислоты - необходимые для нормального функционирования организма вещества, которые поступают только с продуктами питания. Так что в полезности сливочного масла сомневаться не приходится. Надо только помнить, что, когда мы растапливаем его на сковороде, витаминов в нём не остается. Именно поэтому кусочек масла лучше класть в уже готовую пищу.

Простокваша- само слово «простокваша» говорит о простоте приготовления этого продукта. Готовят её так: в охлажденное кипяченое молоко добавляют закваску (это может быть корочка черного хлеба, ложка сметаны, кефира или простокваши прошлого дня) и ставят на 10-12 часов в теплое место. Стоит помнить, что этот напиток хорош лишь в течение суток, потом он портится. Простокваша не столь кислая, как другие кисломолочные продукты, поэтому ею часто кормят детей. А если её делать из обезжиренного молока, она вполне подойдет и для диетического питания.

Сметана- за границу сметана «проникла» только после второй мировой войны, причем в некоторых странах сметану до сих пор называют «русскими сливками». Наши предки делали ее просто: снимали («сметали» – отсюда и название) с молока всплывшие во время брожения сливки.

Творог, домашний сыр - слово творог - славянское: в Европе и Америке похожий на него продукт называют «cottage cheese» («деревенский сыр»). Даже в нашей стране до XVIII века творог называли просто сыром, ведь до петровских времен на Руси не знали сыра в современном понимании. Молоко скисало само, благодаря содержащимся в воздухе бактериям, либо в него добавляли закваску (простоквашу, после чего немного подогревали в печи, и оно распадалось на белые сгустки творога («сыра») и сыворотку. В России изобрели даже рецепт «сухого сыра»: готовый творог высушивали в печи, прессовали, плотно укладывали в глиняные горшки и заливали сверху топленым маслом (в погребе такой продукт мог храниться месяцами). Кстати, в русском языке слово «сыр» до сих пор употребляется в прежнем значении: подсоленный нежирный творог в России именуют «домашним сыром»

Кроме этого молоко и его производные используют в медицине и

косметологии.

Например, горячее молоко, вместе с некоторыми добавками: перцем, маслом, чесноком, медом, содой – применялось для лечения простудных заболеваний, а также заболеваний горла.

Детям, страдающим от простудных заболеваний, делали компресс из теплого топленого молока. Помогало это средство также и при ранах и порезах. К тому же топленое молоко довольно часто использовали в качестве противоядия при змеиных укусах. Если человек страдал от заболеваний легких, в том числе и от туберкулеза, то на молоке заваривали овес и давали его больному.

Стакан теплого молока с медом обладает успокаивающим действием и отлично помогает при бессоннице.

И кислое, и свежее молоко косметологи рекомендуют для отбеливания и улучшения цвета лица, как смягчающее и очищающее средство, для ухода за волосами. Недаром известная царица Клеопатра, каждый день принимала молочные ванны. Даже в далекие путешествия легендарная красавица брала с собой не менее 100 ослиц, ведь кожа нуждалась в постоянном увлажнении. В больших котлах слуги нагревали огромное количество молока, оптимальным вариантом считалась температура тела.

 

Кто дает молоко?

1. Коровье молоко - один из самых широко употребляемых продуктов в мировой кулинарии. Например, пол-литра коровьего молока удовлетворяют суточную потребность человека в кальции

2. Козье молоко ценно большим содержанием белка, жира и кальция, витамином А. Из-за чудодейственных свойств козье молоко в народе называют «живой водой». Козье молоко используют для лечения желудочно-кишечных заболеваний, туберкулеза, выведения из организма тяжелых солей металлов.

3.Ослиное молоко редко можно встретить в магазинах, продается оно только в Европе. Проблема заключается в том, что ослица дает всего 2 литра молока в день, для сравнения от коровы в сутки можно получить до 40 литров молока.

4. Оленье молоко можно встретить только в северных широтах, например отдаленных районах России, в Норвегии и Финляндии. Для некоторых народов севера оленье молоко является единственным источником белка.

5. Верблюжье молоко можно встретить в странах Средней Азии и ОАЭ. Из молока верблюда делают сыры, мороженое и традиционные кисломолочные напитки. В молоке верблюда содержится много антибактериальных веществ, которые позволяют сохранить продукт свежим в течение долгого времени даже в условиях жаркого климата.
 

6. Буйволиное молоко распространено в Индии, Индонезии, Египте, Италии, на Кавказе. Из него готовят знаменитый итальянский сыр моцарелла. В буйволином молоке больше жира, белка, кальция, фосфора, витаминов А, С и группы В.

7. Жители Востока из забродившего кобыльего молока уже много веков делают знаменитый кумыс. В нем в два раза меньше жира, чем в коровьем. При этом по составу оно схоже с материнским молоком, поэтому его часто используют в производстве искусственных смесей для детского питания.

Интересные факты о молоке.

Нашу галактику называют Млечный путь. Это название пришло от древнегреческого мифа о Геракле. Зевс, отец героя, хотел дать своему сыну божественных сил. Самым простым способом было напоить его молоком богини, что Зевс и сделал. Однажды ночью он поднес младенца-Геракла к своей спящей жене Гере. Однако ей совсем не понравилась затея мужа. Богиня оттолкнула ребенка от себя, а ее молоко разбрызгалось по небу, оставив на нем яркий след в форме круга. Отсюда и взялось первоначальное название нашей галактики — «Молочный Круг».  Со временем слово «Круг» заменили на «Путь».

 

Древнейшие известные на сегодняшний день ископаемые остатки одомашненной коровы относятся к VIII тысячелетию до н. э. То есть мы пьем коровье молоко уже больше 10 000 лет, но возможность пить молоко взрослым людям является результатом мутации. Учеными выявлено, что в прошлом,  у взрослого человека не вырабатывался фермент, отвечающий за усвоение лактозы (молочного сахара). Первые мутации были обнаружены в северной Европе. Новые поколения получили возможность усвоения важных для организма веществ из молочных продуктов. Однако, коренные народы Севера, китайцы, аборигены Восточной Африки, Австралии и Америки молоко так и не пьют.

Белки коровьего молока способны связывать токсины в организме. Поэтому до сих пор люди, работающие на вредных производствах, получают бесплатное молоко.

В Древней Руси верили, что молнии – это огонь, который Боги посылают на землю и чтобы их задобрить, пожары от молний тушили не водой, а молоком.

 

1 июня – не только Международный день защиты детей, но и Всемирный  день молока. Впервые он прошел в 2001 году. Предложила идею его учреждения сельскохозяйственная и продовольственная Организация Объединенных Наций. С тех пор данная традиция получила свое широкое распространение в большинстве стран мира. Главная цель праздника – повышение популярности молока и молочной продукции.

В Нидерландах в этот день из фонтанов вместо воды, льется молоко.

 

 

 В Индии "Корова" имея почётное звание "Священное животное", официально охраняется государством и каждый кто посмеет причинить вред здоровью или жизни корове будет наказан по всей строгости закона касающегося этого животного.

Коровы, как и люди, умеют плакать и занимают второе место по численности на земле после человека – 1,3 млрд особей.

Средний возраст жизни коровы составляет 20 лет. Но в мире была корова, которая прожила 48 лет. Её имя – Большая Берта и жила она в Ирландии.

 

 Опыт №3 «Взрыв цвета»

Налить в чашку молоко. Добавить разноцветных пищевых красителей, а затем ватной палочкой добавить несколько капель жидкого мыла или средства для мытья посуды. Вы увидите взрыв красок.

Вывод: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для этого опыта не подходит обезжиренное молоко.

 

Самым жирным, является молоко китов и тюленей. Его жирность достигает 50%, в то время как козье молоко имеет жирность около 5%, а коровье 4%.

 

Жир содержится в молоке и его производном – сыре.

Необычный сырный инцидент произошел в Норвегии в 2013 году. Во время транспортировки грузовик с 30 тоннами деликатесного сыра загорелся в туннеле по неизвестным причинам. Сыр горел на протяжении 5 дней. Пожарным даже не представлялось возможности зайти в туннель из-за густого дыма, вследствие чего туннель был закрыт на несколько месяцев. Сыры относят к легковоспламеняющимся и сложным в тушении продуктам из-за большого процентного содержания жира. Поэтому некоторые сыры могут гореть, как бензин!

Опыт №4 «Тайное послание»

 

 Возьмите тонкую кисточку, напишите или нарисуйте что-нибудь на обычном листе бумаги молоком. Когда надпись высохнет она станет практически не видна. Чтобы буквы проявились, нужно нагреть лист бумаги над свечкой или прогладить его утюгом. И тогда молочные буквы потемнеют и станут видны. Это происходит от того, что молоко подгорает при температуре гораздо меньшей, той, при которой горит бумага. Поэтому места, на которых есть молоко, уже почернеют, а бумага еще останется белой. Значит молоко можно не только пить, им можно писать секретные послания!

 

 

4)  Играли в Сюжетно-ролевую игру «Магазин молочных продуктов»

Цель: закрепить на практике названия молочных продуктов, умение вести диалог покупатель – продавец.

 

5) В продуктивной деятельности дети рисовали на тему «Далеко на лугу пасутся ко…», «Домик в деревне», лепили коров.

 

6) Детям было дано домашнее задание: исследовать дома холодильник и найти в нём молочные продукты, посетить с родителями в магазине молочный отдел и посмотреть разнообразие молочной продукции. В группе дети обменялись своими впечатлениями. Таким образом, мы выяснили, какие молочные продукты предпочитают употреблять в семьях наших воспитанников. Также родителям предложили поучаствовать в выставке «Пейте, дети, молоко-будете здоровы!», на которой были представлены совместные рисунки.

 

 

 

3 этап   

Создание картотеки.

  • «Что могу сделать я сам».  (коллекция загадок, пословиц и поговорок)

«Что могу сделать с помощью взрослых». (сборник рецептов блюд из молока и молочных продуктов, оформление альбома с рисунками)

 

4 этап  

Подготовка проекта к презентации.

Пишем текст выступления, готовим демонстрационный материал.

 

5этп.

Презентация.

  • выставка  коллекций ( загадок, сборника рецептов, альбомов)
  •  рассказ участника проекта

 

6 этап.

Постановка новых задач.

- рассказать детям других групп о пользе молока и молочных продуктов

 - какие еще полезные продукты необходимо использовать в пищу? (овощи, фрукты)

 

 

 

Заключение:

          

В результате работы над проектом дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности: искать и собирать информацию, анализировать, систематизировать и делать выводы, расширили свои знания о молоке и молочных продуктах, узнали, что молоко – не только вкусный, но и ценный, полезный продукт для детского питания, сформировались знания и представления о составе молока, о его пользе и необходимости в рационе ребёнка. Ребята узнали, молоко каких животных употребляет человек в пищу, познакомились с историей использования молока в молочных продуктах. У детей повысился интерес к познанию окружающего мира. Всё это способствовало саморазвитию личности каждого ребёнка, воспитанию в нём целеустремлённости и самоуважения.

А самое главное дети теперь с удовольствием пьют молоко и едят продукты, изготовленные из него!

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chudo_moloko.docx36.62 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип проекта: информационно – исследовательский

По содержанию: ребенок - исследователь

Участники проекта: дети – педагоги – родители

По количеству участников: индивидуальный

Продолжительность реализации проекта:  3 недели

Проблема:  Дети дошкольного возраста не понимают значимость молока и молочных продуктов в развитии организма человека.

  Воспитанник  средней  группы Иванов Иван проявил особый интерес к данной проблеме. Результатом этого интереса стал проект  «Чудо - молоко».

Актуальность.

Среди огромного множества пищевых продуктов и изделий, доступных современному человеку, есть продукт, обладающий исключительной питательной ценностью. Речь идет о молоке, уникальном продукте, созданном самой природой и изначально пригодном для питания человека от его рождения и до глубокой старости. Молоко, как и многие другие продукты питания, содержит те же вещества, из которых состоит и тело человека, то есть белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду. 

Однако, если построить рацион ребенка так, чтобы обеспечить организм всеми ему необходимыми пищевыми веществами, но исключить из этого рациона молоко, то результат будет неудовлетворительный, ребенок начнет отставать в весе и росте.

Проблема правильного питания очень актуальна для дошкольников. Не все дети с удовольствием пьют молоко и едят блюда, приготовленные на основе молока и молочных продуктов. Поэтому мы решили, узнать и рассказать, как можно больше о молоке, раскрыть его ценные качества.

        Цель: обогатить знания детей о молоке как о ценном и полезном продукте для роста детского организма.

Задачи:

  • Расширить кругозор о молоке и молочных продуктах.
  • Формировать исследовательские навыки (поиск информации в различных источниках).
  • Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое.
  • Развивать желание участвовать в опытно-экспериментальной деятельности.
  • Формировать осознанное отношение к здоровому питанию.
  • Привлечь родителей к участию в проекте.

Ожидаемые результаты:

 Осознание детьми важности употребления молока и молочных продуктов

Гипотеза:

Если дети узнают больше о ценности молока и молочных продуктов через собственную исследовательскую деятельность, то они поймут, что молоко – ценный продукт питания для детского организма и у них появится желание употреблять его в пищу.

  1. Содержание проекта

1 этап  

Постановка проблемы.

В чем заключается польза молока и молочных продуктов для детского питания?

2 этап    

Сбор копилки. 

Самостоятельный поиск и сбор информации на определенную тему.

 (создание развивающей среды, подбор информационных ресурсов, энциклопедической и художественной литературы, создание проблемно – игровых ситуаций). Обращение  к родителям, педагогам

Педагог  -  проведение занятий, экспериментов, бесед в утренние и вечерние отрезки времени.

Родители – беседы, просмотр телепередач, походы в магазин.

1)Чтение стихов, пословиц и поговорок о молочных продуктах, коровах (Л. Толстой «О лягушке, которая попала в молоко», сказок, «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Петушок и бобовое зернышко», рассказ К. Д. Ушинского «Коровка», «Сказка о принцессе Каше и принце Молоке», Е. Карганова «Белая коровушка – рыжие бока», Ю. Черных «Кто пасется на лугу?», В. Берестов «Коровушка», сказка «Как старик корову продавал»).

2) Рассмотреть с детьми  проблемную ситуацию «Зачем мы пьем молоко?»

Что такое молоко? Как оно попадает к нам в дом?

Цель: выявить уровень сформированности представлений о молоке у детей дошкольного возраста и круг их интересов.

Используется стартовая модель двух вопросов: Что я знаю? Что я хочу узнать?

Молоко дает корова

• Корова живет в сарае

• Корова пасется на лугу и ест травку

• Молоко белое, дает корова, продается в магазине

• Из молока варят кашу

• В магазин молоко привозит машина

• Какие еще продукты делают из молока и с добавлением молока (творог, сметану, сыр, йогурт, мороженое, простоквашу, блины, омлет, пироги, хлеб, кашу и т. д.)

• Для чего дома нужно молоко (для приготовления разных блюд)

• Что будет, если не употреблять молоко в пищу (слабое здоровье)

• Как молоко попадает в магазин (привозят с молокозавода, где его перерабатывают и изготавливают молочную продукцию)

• Что в молоке полезного (витамины, минеральные вещества, жиры, белки, углеводы)

• Чем полезно молоко для роста детского организма (укрепление костей, зубов, здоровый иммунитет)

• Может ли закончиться молоко (при бережном уходе за коровой –нет)

• Где живет корова и кто за ней ухаживает? (в сарае, на ферме, ухаживает мама, доярка)

В молоке есть все, что нужно ребенку: в нем есть и вода, и жир, и сахар, и белок, и соли, и витамины. Молоко богато кальцием, который усваивается из него почти на 100 %, чем не могут похвастаться другие продукты. Молочный белок усваивается из молока очень легко, не в пример мясу! Коровье молоко содержит более 20 витаминов и много микроэлементов! А без них человек просто не может жить. Из питательных веществ, которые есть в молоке, строятся кожа, мускулы, кости, зубы. Пожалуй, самая удивительная пища в мире это та, которой животное кормит своих детенышей, - молоко.

Парное молоко – более полезный продукт, потому что безопасный. Из молочных желез коровы вырабатываются бактерицидные вещества, которые поддерживают стерильность молока в течение двух часов после надоя.

3)«Лаборатория чудес» (опыты с молоком)

Опыт №1 «Молоко имеет цвет»

Налить в один стакан воду, в другой молоко.

Поместить в стаканы кисточки.

Выводмолоко не прозрачное, вода прозрачная. Молоко имеет белый цвет.

Почему молоко белого цвета?

А ведь действительно, все мы знаем, что корова ест зеленую траву зимой и желтое сено летом. А молоко, которое она дает, всегда получается белым. И не только у коровы белое молоко. На свете живет более 5 тысяч разнообразных млекопитающих (животных, которые кормят своих детенышей молоком), и у всех у них молоко белого цвета. Почему так происходит ? Дело в том, что за цвет молока отвечает одно из веществ, содержащихся в нем - белок казеин. Если посмотреть на каплю молока под микроскопом, то мы увидим белые шарики. Это и есть казеин. Именно он окрашивает молоко в белый цвет.

№ 2 «Превращение молока в простоквашу»

Налить в 2 стакана свежего цельного молока. Один стакан поставить в холод (холодильник), другой в тепло (на подоконник). Понаблюдать, как меняется молоко в холоде и в тепле.

Вывод: В холоде молоко не изменяется и хранится. В тепле молоко прокисает и превращается в новый продукт питания - простоквашу.

Почему скисает молоко?

 В состав молока входит множество различных элементов, в том числе и сахар. Как только молоко соприкасается с воздухом, в него попадают бактерии, которые питаются сахаром и быстро развиваются. Эти бактерии разрушают сахар и превращают его в кислоту, из-за чего молоко становится кислым. Эти бактерии так и называются: «кисломолочные».

А как же раньше хранили молоко, когда не было холодильников?

Самым древним способом хранения молока считается кипячение. В этом случае бактерии, которые ответственны за брожение, а соответственно и за быстроту скисания, погибают, как, к сожалению, и множество полезных микроорганизмов, но ведь в Древней Руси этого не знали, поэтому достаточно часто использовали кипячение. 

Еще одним способом хранения молока являлась холодная вода, которая остужала молоко, которое соответственно долго не скисало. Как правило, молоко наливали в глиняный кувшин, который был сделан определенным способом из смеси глины и соломы, что создавало эффект термоса. А затем кувшин помещали в таз с холодной водой и оставляли в темном месте.

Многие об этом не знают, но в Древней Руси молоко хранили с помощью листьев хрена, которые опускались в кувшин. В таком виде молоко могло храниться долго, ведь листья хрена тоже в некотором роде способны обеззараживать и, соответственно, препятствовать быстрому скисанию.

Одним из самых необычных способов хранения молока является его хранение с помощью лягушки, которую опускали в кувшин с молоком. Дело в том, что это животное имеет необычный состав слизи, покрывающей её, и именно эта слизь обладает обеззараживающими свойствами, которые не дают молочным бактериям развиваться, что собственно и предотвращает скисание молока. Кстати, молоко таким способом можно хранить более 3-х дней, и оно будет абсолютно свежим. 

Как хранят молоко в современном мире?

В 1960-е годы был разработан процесс непрерывной ультрапастеризации молока, а также асептические упаковочные системы (Tetra Pak), которые позволили продлить срок хранения молока до полугода, с сохранение в нем всех питательных веществ.

Как и где используют молоко?

Из молока получают молочные продукты:

Кефир – кисломолочный напиток, заквашенный с помощью так называемых «кефирных грибков» (эта закваска представляет собой симбиоз множества микроорганизмов, молочнокислых стрептококков и палочек, уксуснокислых бактерий и дрожжей). Кефир благотворно влияет на микрофлору кишечника: всего пара стаканов этого напитка в день предотвращает развитие кишечных инфекций и быстро справляется с дисбактериозом, вызванным, например, антибиотиками. Кефир укрепляет иммунитет, побеждает хроническую усталость, помогает похудеть (если пить его регулярно) и хорошо утоляет жажду в жаркие летние дни.

Масло сливочное- сливочное масло не только питательно, но и полезно – для кожи, волос, зрения, костной и мышечной ткани. Оно богато витаминами, кальцием, содержит фосфолипиды, необходимые для строения клеток, особенно нервных. Кроме того, в состав сливочного масла входят незаменимые аминокислоты - необходимые для нормального функционирования организма вещества, которые поступают только с продуктами питания. Так что в полезности сливочного масла сомневаться не приходится. Надо только помнить, что, когда мы растапливаем его на сковороде, витаминов в нём не остается. Именно поэтому кусочек масла лучше класть в уже готовую пищу.

Простокваша- само слово «простокваша» говорит о простоте приготовления этого продукта. Готовят её так: в охлажденное кипяченое молоко добавляют закваску (это может быть корочка черного хлеба, ложка сметаны, кефира или простокваши прошлого дня) и ставят на 10-12 часов в теплое место. Стоит помнить, что этот напиток хорош лишь в течение суток, потом он портится. Простокваша не столь кислая, как другие кисломолочные продукты, поэтому ею часто кормят детей. А если её делать из обезжиренного молока, она вполне подойдет и для диетического питания.

Сметана- за границу сметана «проникла» только после второй мировой войны, причем в некоторых странах сметану до сих пор называют «русскими сливками». Наши предки делали ее просто: снимали («сметали» – отсюда и название) с молока всплывшие во время брожения сливки.

Творог, домашний сыр - слово творог - славянское: в Европе и Америке похожий на него продукт называют «cottage cheese» («деревенский сыр»). Даже в нашей стране до XVIII века творог называли просто сыром, ведь до петровских времен на Руси не знали сыра в современном понимании. Молоко скисало само, благодаря содержащимся в воздухе бактериям, либо в него добавляли закваску (простоквашу, после чего немного подогревали в печи, и оно распадалось на белые сгустки творога («сыра») и сыворотку. В России изобрели даже рецепт «сухого сыра»: готовый творог высушивали в печи, прессовали, плотно укладывали в глиняные горшки и заливали сверху топленым маслом (в погребе такой продукт мог храниться месяцами). Кстати, в русском языке слово «сыр» до сих пор употребляется в прежнем значении: подсоленный нежирный творог в России именуют «домашним сыром»

Кроме этого молоко и его производные используют в медицине и

косметологии.

Например, горячее молоко, вместе с некоторыми добавками: перцем, маслом, чесноком, медом, содой – применялось для лечения простудных заболеваний, а также заболеваний горла.

Детям, страдающим от простудных заболеваний, делали компресс из теплого топленого молока. Помогало это средство также и при ранах и порезах. К тому же топленое молоко довольно часто использовали в качестве противоядия при змеиных укусах. Если человек страдал от заболеваний легких, в том числе и от туберкулеза, то на молоке заваривали овес и давали его больному.

Стакан теплого молока с медом обладает успокаивающим действием и отлично помогает при бессоннице.

И кислое, и свежее молоко косметологи рекомендуют для отбеливания и улучшения цвета лица, как смягчающее и очищающее средство, для ухода за волосами. Недаром известная царица Клеопатра, каждый день принимала молочные ванны. Даже в далекие путешествия легендарная красавица брала с собой не менее 100 ослиц, ведь кожа нуждалась в постоянном увлажнении. В больших котлах слуги нагревали огромное количество молока, оптимальным вариантом считалась температура тела.

Кто дает молоко?

1. Коровье молоко - один из самых широко употребляемых продуктов в мировой кулинарии. Например, пол-литра коровьего молока удовлетворяют суточную потребность человека в кальции

2. Козье молоко ценно большим содержанием белка, жира и кальция, витамином А. Из-за чудодейственных свойств козье молоко в народе называют «живой водой». Козье молоко используют для лечения желудочно-кишечных заболеваний, туберкулеза, выведения из организма тяжелых солей металлов.

3.Ослиное молоко редко можно встретить в магазинах, продается оно только в Европе. Проблема заключается в том, что ослица дает всего 2 литра молока в день, для сравнения от коровы в сутки можно получить до 40 литров молока.

4. Оленье молоко можно встретить только в северных широтах, например отдаленных районах России, в Норвегии и Финляндии. Для некоторых народов севера оленье молоко является единственным источником белка.

5. Верблюжье молоко можно встретить в странах Средней Азии и ОАЭ. Из молока верблюда делают сыры, мороженое и традиционные кисломолочные напитки. В молоке верблюда содержится много антибактериальных веществ, которые позволяют сохранить продукт свежим в течение долгого времени даже в условиях жаркого климата.
 

6. Буйволиное молоко распространено в Индии, Индонезии, Египте, Италии, на Кавказе. Из него готовят знаменитый итальянский сыр моцарелла. В буйволином молоке больше жира, белка, кальция, фосфора, витаминов А, С и группы В.

7. Жители Востока из забродившего кобыльего молока уже много веков делают знаменитый кумыс. В нем в два раза меньше жира, чем в коровьем. При этом по составу оно схоже с материнским молоком, поэтому его часто используют в производстве искусственных смесей для детского питания.

Интересные факты о молоке.

Нашу галактику называют Млечный путь. Это название пришло от древнегреческого мифа о Геракле. Зевс, отец героя, хотел дать своему сыну божественных сил. Самым простым способом было напоить его молоком богини, что Зевс и сделал. Однажды ночью он поднес младенца-Геракла к своей спящей жене Гере. Однако ей совсем не понравилась затея мужа. Богиня оттолкнула ребенка от себя, а ее молоко разбрызгалось по небу, оставив на нем яркий след в форме круга. Отсюда и взялось первоначальное название нашей галактики — «Молочный Круг».  Со временем слово «Круг» заменили на «Путь».

Древнейшие известные на сегодняшний день ископаемые остатки одомашненной коровы относятся к VIII тысячелетию до н. э. То есть мы пьем коровье молоко уже больше 10 000 лет, но возможность пить молоко взрослым людям является результатом мутации. Учеными выявлено, что в прошлом,  у взрослого человека не вырабатывался фермент, отвечающий за усвоение лактозы (молочного сахара). Первые мутации были обнаружены в северной Европе. Новые поколения получили возможность усвоения важных для организма веществ из молочных продуктов. Однако, коренные народы Севера, китайцы, аборигены Восточной Африки, Австралии и Америки молоко так и не пьют.

Белки коровьего молока способны связывать токсины в организме. Поэтому до сих пор люди, работающие на вредных производствах, получают бесплатное молоко.

В Древней Руси верили, что молнии – это огонь, который Боги посылают на землю и чтобы их задобрить, пожары от молний тушили не водой, а молоком.

1 июня – не только Международный день защиты детей, но и Всемирный  день молока. Впервые он прошел в 2001 году. Предложила идею его учреждения сельскохозяйственная и продовольственная Организация Объединенных Наций. С тех пор данная традиция получила свое широкое распространение в большинстве стран мира. Главная цель праздника – повышение популярности молока и молочной продукции.

В Нидерландах в этот день из фонтанов вместо воды, льется молоко.

 В Индии "Корова" имея почётное звание "Священное животное", официально охраняется государством и каждый кто посмеет причинить вред здоровью или жизни корове будет наказан по всей строгости закона касающегося этого животного.

Коровы, как и люди, умеют плакать и занимают второе место по численности на земле после человека – 1,3 млрд особей. 

Средний возраст жизни коровы составляет 20 лет. Но в мире была корова, которая прожила 48 лет. Её имя – Большая Берта и жила она в Ирландии.

 Опыт №3 «Взрыв цвета»

Налить в чашку молоко. Добавить разноцветных пищевых красителей, а затем ватной палочкой добавить несколько капель жидкого мыла или средства для мытья посуды. Вы увидите взрыв красок.

Вывод: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для этого опыта не подходит обезжиренное молоко.

Самым жирным, является молоко китов и тюленей. Его жирность достигает 50%, в то время как козье молоко имеет жирность около 5%, а коровье 4%.

Жир содержится в молоке и его производном – сыре. 

Необычный сырный инцидент произошел в Норвегии в 2013 году. Во время транспортировки грузовик с 30 тоннами деликатесного сыра загорелся в туннеле по неизвестным причинам. Сыр горел на протяжении 5 дней. Пожарным даже не представлялось возможности зайти в туннель из-за густого дыма, вследствие чего туннель был закрыт на несколько месяцев. Сыры относят к легковоспламеняющимся и сложным в тушении продуктам из-за большого процентного содержания жира. Поэтому некоторые сыры могут гореть, как бензин!

Опыт №4 «Тайное послание»

 Возьмите тонкую кисточку, напишите или нарисуйте что-нибудь на обычном листе бумаги молоком. Когда надпись высохнет она станет практически не видна. Чтобы буквы проявились, нужно нагреть лист бумаги над свечкой или прогладить его утюгом. И тогда молочные буквы потемнеют и станут видны. Это происходит от того, что молоко подгорает при температуре гораздо меньшей, той, при которой горит бумага. Поэтому места, на которых есть молоко, уже почернеют, а бумага еще останется белой. Значит молоко можно не только пить, им можно писать секретные послания!

4)  Играли в Сюжетно-ролевую игру «Магазин молочных продуктов»

Цель: закрепить на практике названия молочных продуктов, умение вести диалог покупатель – продавец.

5) В продуктивной деятельности дети рисовали на тему «Далеко на лугу пасутся ко…», «Домик в деревне», лепили коров.

6) Детям было дано домашнее задание: исследовать дома холодильник и найти в нём молочные продукты, посетить с родителями в магазине молочный отдел и посмотреть разнообразие молочной продукции. В группе дети обменялись своими впечатлениями. Таким образом, мы выяснили, какие молочные продукты предпочитают употреблять в семьях наших воспитанников. Также родителям предложили поучаствовать в выставке «Пейте, дети, молоко-будете здоровы!», на которой были представлены совместные рисунки.

3 этап    

Создание картотеки.

  • «Что могу сделать я сам».  (коллекция загадок, пословиц и поговорок)

«Что могу сделать с помощью взрослых». (сборник рецептов блюд из молока и молочных продуктов, оформление альбома с рисунками)

4 этап  

Подготовка проекта к презентации.

Пишем текст выступления, готовим демонстрационный материал.

5этп.

Презентация.

  • выставка  коллекций ( загадок, сборника рецептов, альбомов)
  •  рассказ участника проекта

6 этап.

Постановка новых задач.

- рассказать детям других групп о пользе молока и молочных продуктов

 - какие еще полезные продукты необходимо использовать в пищу? (овощи, фрукты)

Заключение:

         

В результате работы над проектом дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности: искать и собирать информацию, анализировать, систематизировать и делать выводы, расширили свои знания о молоке и молочных продуктах, узнали, что молоко – не только вкусный, но и ценный, полезный продукт для детского питания, сформировались знания и представления о составе молока, о его пользе и необходимости в рационе ребёнка. Ребята узнали, молоко каких животных употребляет человек в пищу, познакомились с историей использования молока в молочных продуктах. У детей повысился интерес к познанию окружающего мира. Всё это способствовало саморазвитию личности каждого ребёнка, воспитанию в нём целеустремлённости и самоуважения.

А самое главное дети теперь с удовольствием пьют молоко и едят продукты, изготовленные из него!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Молоко, молоко-это очень хорошо».

Тип проекта: исследовательский, среднесрочныйЦели: - Помочь детям узнать, что молоко входит в состав многих продуктов.- Формировать исследовательские навыки (поиск информации в энциклопедиях...

Проектная деятельность "Молоко, молоко- это очень хорошо"!

Проектная деятельность "Молоко, молоко- это очень хорошо"!...

Конспект экскурсии на предприятие ОАО «КУБАРУС - МОЛОКО по теме: «Пейте, дети, молоко» (старший и подготовительный возраст)

Данный материал подходит для организации виртуальной экскурсии на предприятие молочной промышленности в любом населенном пункте. В конспекте подробно представлен весь процесс  молочного производс...

Конспект педагогического мероприятия с детьми старшей группы общеразвивающей направленности по здоровьсберегающей деятельности «Молоко, молоко для здоровья нам дано» (с использованием экспериментально-игровой и здоровьесберегающей технологий).

Конспект педагогического мероприятия "Молоко, молоко для здоровья нам дано"для детей старшей группы, с использованием эксперементально-игровой и здоровьесберегающей технологии.Педогогическое...

Исследовательская работа «Волшебное молоко» Подг гр Опыт с молоком №2

Исследовательская работа «Волшебное молоко» Подг гр Опыт  с  молоком  №2...

Исследовательская работа «Волшебное молоко» Подг гр ОПЫТ с МОЛОКОМ №1

Исследовательская работа «Волшебное молоко» Подг гр ОПЫТ  с  МОЛОКОМ   №1...