Консультация для родителей "Копейка рубль бережет".
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Тиняева Ольга Николаевна

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopeyka_rubl_berezhet.docx521.4 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Иван\Desktop\Ольга\money-background-border-5847625.jpg

КОПЕЙКА РУБЛЬ БЕРЕЖЕТ!

Сложно найти родителей, которые бы не желали для своего ребенка самого лучшего. Мы мечтаем, чтобы малыш вырос красивым и здоровым, дисциплинированным и умным.

Финансовая грамотность — еще один навык, играющий важную роль во взрослой жизни. Наличие всех положительных качеств, но полное неумение распоряжаться средствами ни к чему хорошему не приведет.

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Дети как губка, впитывают впечатления, знания, стили поведения взрослых, окружающих их. Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться только на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни, и в частности о финансово-экономических отношениях, потому что деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием как честность, доброта, трудолюбие. Если взрослые вовремя не объяснят ребёнку что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то у него сложится об этой теме собственное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам.

Финансы, экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая, как область “разумного ведения домашнего хозяйства”, искусство его ведения они могут быть преподнесены детям в форме элементарных сведений:

* научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;

* с помощью игр, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;

* объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» – с другой;

* научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней;

* вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

  Как правило, в возрасте трех лет дети начинают понимать различия в стоимости предметов, разбираться в видах профессиональной деятельности. В возрасте четырех лет приходит понимание операций обмена. В возрасте пяти лет дети уже осознают идею сбережений. Первые шаги в обучении малышей начинаются с понимания того, что такое монеты, банкноты и банковские карты. Дошкольники начинают понимать, как оплачиваются покупки: с помощью наличности или банковских карт. Наблюдая за работой банкоматов, они понимают их функции, в частности, что родители с помощью банкомата обналичивают деньги. Таким образом, выявляется следующая закономерность в получении детьми знаний и представлений о финансах: понимание денег и путей их использования; знание, откуда приходят и куда уходят деньги, понимание таких категорий, как риск, сбережения и процентные ставки.

 Главная образовательная и воспитательная задача – дать простые экономические знания, сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам, подсказать, как обращаться с ними, накапливать, тратить и вкладывать.

Психологи считают, что приобщать ребенка к финансам следует с 4−5 лет. В таком возрасте дети учатся считать, так что занятия принесут двойную пользу — ребенок поймет «цену» денег и усовершенствует навыки в арифметике.

«Существуют простые уроки, которые помогут родителям в игровой форме привить ребенку финансовую грамотность».

Урок № 1. Самостоятельные покупки

С маленького возраста нужно приучать ребенка к самостоятельным покупкам. Конечно, для этого не следует отправлять его в магазин за молоком и хлебом. Придя в супермаркет, дайте ему небольшую денежную сумму и предложите купить что-нибудь. Шоколадка, упаковка сока, книга — подойдет все. Главное, чтобы ребенок сделал самостоятельный выбор. Как только малыш выбрал товар, попросите его посчитать хватит ли ему денег. Не хватает на шоколадку? А на несколько шоколадных конфеток? Ребенок на таком простом примере начнет осознавать ценность денег. Постепенно усложняйте задачу — научите ребенка экономить. К примеру, на полке лежит несколько шоколадок. Попросите его выбрать сладость по лучшей цене, а на сдачу купить леденец. Этот урок научит ребенка рационально распоряжаться деньгами.

Урок № 2. Личная зарплата

Приучите малыша к «зарплате». Вы же все равно выделяете ему определенную сумму для детского садика, школы. Установите перечень домашних обязанностей, выполнив которые, ребенок сможет в определенный день получить свой заслуженный гонорар. На протяжение всей недели старательно выполнял домашние задания, помогал маме по дому и собирал за собой игрушки? Молодец, получи «бонус». Как он им распорядится — его дело. Главное, ребенок должен знать, что потратив все деньги в первый день после «зарплаты», ему придется «куковать» до следующей выплаты. Не балуйте ребенка. «Зарплата» должна быть зарплатой — единая сумма, единый срок выплаты, выполнение всех обязанностей. По мере взросления сумму можно увеличивать (конечно, в пределах разумного). Тем самым родители смогут развить дисциплинированность, умение планировать доходы и расходы на определенный промежуток времени.

Урок № 3. Копилка

Предложите ребенку завести копилку, а лучше сразу несколько. На каждой из них напишите цель, для какой в ней копится денежка. Например, копилка № 1 — игрушки, копилка № 2 — роликовые коньки, копилка № 3 — подарок подружке в детском саду, копилка № 4 — подарок на день рождения бабушке и дедушке. Копилки можно поменять на красочные коробочки, которые ребенку будет приятно доставать и рассматривать. На таком простом примере вы сможете развить умение анализировать и откладывать деньги на покупки. Ребенок будет знать, что ничего не положив с «зарплаты» в коробку, не сможет купить себе вожделенные роликовые коньки или понравившуюся игрушку.

https://cdn2.static1-sima-land.com/items/2811327/0/700-nw.jpg

В  возрасте 5-6 лет разбираемся с отношением к деньгам, закладываем основу.

Ребенок в этом возрасте:

• способен понять природу денег, их назначение и источник их появления;

• может различать номинал денежных знаков, находить признаки настоящих;

• может осуществлять простой счет денег;

• способен понять суть процесса накопления на минимальном сроке и на визуально понятных примерах.

Формируется здоровая основа восприятия денег .

Закладываем базу для понимания необходимости сбережений на самых простых примерах. Например, предложите накопить на киндер сюрприз, складывая в прозрачную банку по 5 или 10 рублей. Договоритесь с ребенком позвать вас в магазин за киндер-сюрпризом, как только он увидит, что денег там достаточно. Для этого в мягкой форме предложите ему в магазине посмотреть, сколько стоит киндер, чтобы оценить эту финансовую цель.

Также этот метод поможет научить различать деньги и ассоциировать их с возможностью покупки.

Уже в этом возрасте можно начинать обращать внимание на материальные и нематериальные ценности. Задавайте вопрос про разные вещи и явления, можно ли купить за деньги. Например:

Можно купить за деньги шоколадку? Можно.

Можно купить за деньги мамину любовь? Нельзя, конечно. Мама любит, потому что она мама. 

Вместе с тем в этом возрасте надо дать понять, что деньги получают за работу. 

Понимание труда, понимание профессий. Для этих целей может быть игра – для понимания процесса (спросите, кем ребенок хотел бы быть, и организуйте игру с настоящей оплатой труда и возможностью купить настоящие товары в формате одного дня, можно пробовать разные профессии)

И еще одно важное правило можно закладывать в этом возрасте: прежде чем что-то купить – обычно нужно подождать. Особенно если речь идет о крупных покупках.

https://cdn2.static1-sima-land.com/items/2811327/0/700-nw.jpg

В возрасте 6-7 лет учимся управлять собственным бюджетом и делать накопления.

Ребенок в этом возрасте:

• может самостоятельно принимать решение о том, как потратить карманные деньги и обосновать это решение;

• может сравнивать цены перед покупкой и умеет экономить;

• может распознавать рекламные манипуляции и умеет противостоять им;

• может запомнить и применить основные правила финансовой безопасности при использовании карты, телефона, при осуществлении платежных операций в компьютерных играх;

• может совершать накопления в среднесрочном периоде от 1 до 3 месяцев;

• способен понять важность благотворительности.

В этом возрасте ребенок уже может понимать необходимость принятия решения о том, как потратить деньги.

Также ребенку важно понимание, что разные товары и услуги в разных местах стоят тоже по-разному. Чтобы быстрее это понимание сформировалось, выберите один или несколько товаров и предложите найти вместе с ребенком магазин, где они стоят меньше всего. Например, выбираем молоко определенной марки и объема. И договариваемся, что во всех магазинах, где мы будем, ребенок фиксирует цену. В итоге, например, через 2 недели он делится с вами, в каком магазине самое дешевое молоко, а в каком самое дорогое. Подобная игра позволит ребенку сформировать привычку выбирать, а не брать первое попавшееся.

С детьми этого возраста также можно уже объяснять про «онлайн безопасность». Про то, что нельзя вводить свои данные на сайтах, в которых не уверен. Также игры на телефоне могут иметь встроенные покупки. Покажите, что это, и объясните, когда их можно использовать, а когда лучше не тратить деньги попусту.

https://cdn2.static1-sima-land.com/items/2811327/0/700-nw.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Копейка рубль бережет. Почему?»

Творческий краткосрочный проект в подготовительной группе № "6"   Тема: «Копейка рубль бережет. Почему?»...

Конспект фестиваля чтецов "Копейка рубль бережет"

Фестиваль чтецов по финансовой грамотности в ДОУ...

Проект: "Копейка рубль бережет. Почему?"

Подготовительная группа...

Проект: «Копейка рубль бережет»

Вид проекта: исследовательски-творческийСроки реализации: краткосрочный с 10.02.2020 –по 21.02.2020Возраст детей: 6-7 летУчастники проекта: дети, педагоги и родители гр. «Почемучки»...

"Копейка рубль бережет"

Практические советы родителям по фомиованию финансовой грамотности у дошкольников....

Дополнительная образовательная программа по формированию финансовой грамотности "Копейка рубль бережет"

Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово грамотным. На кружке я даю базовые финансовые знания для...

Технологическая карта по финансовой грамотности «Копейка рубль бережет».

Технологическая карта  в помощь воспитателю для  проведения интерактивной  игре  по формированию  основ финансовой грамотности с детьми  старшего дошкольного возрас...