Проект к 80-летию Ростовской области "Полезные ископаемые Ростовской обоасти"
проект (старшая группа)

Выборова Валентина Викторовна

Проект расчитан на детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_k_80_letiyu_r.o.docx35.96 КБ

Предварительный просмотр:

Проект,  приуроченный к 80-летию Ростовской области «Полезные ископаемые Ростовской       области».

                                                                                                             «Я узнал, что у меня

                                                                                                    Есть огромная семья:

                                                                                                    И тропинка, и лесок,

                                                                                                    В поле - каждый колосок,

                                                                                                    Речка, небо голубое-

                                                                                                    Это все мое, родное!

                                                                                                    Это Родина моя!

                                                                                                    Всех люблю на свете я!»

Тип  проекта:  познавательно-исследовательский.

Срок проекта:  среднесрочный

Участники проекта: воспитатель, дети, родители

Актуальность: Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный.

Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием полезных ископаемых помогает ближе познакомиться с природой родного края. Непосредственное общение с полезными ископаемыми  оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности  является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного  отношения к природным богатствам. Знакомя детей с новыми понятиями, названиями полезных ископаемых, использованию камня в жизни человека, какая техника работает при их добычи, тем самым способствует развитию речи, познавательных способностей, приобщению детей к исследовательской деятельности. Все это будет являться средством бережного отношения к природным богатствам.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Проблема: Традиционно в детском саду больше внимания уделяется растениям и животным, а объекты неживой природы рассматриваются мало. Поэтому у детей недостаточно знаний об окружающих нас полезных ископаемых. Исходя из этого, я и решила провести такой проект в нашей группе.

Цель: Дать детям представления о полезных ископаемых, залегающих в глубинах и на поверхности земли Ростовской области.

Задачи для детей:

  • Продолжать работу по знакомству детей с символами Ростовской области (герб, флаг, гимн);
  • расширение представлений о городах Ростовской области;
  • познакомить с природными полезными ископаемыми родного края;
  • рассказать, почему они «ископаемые» и почему «полезные».
  • прививать интерес к исследованию природных ресурсов и учить рационально их использовать в будущем;
  • развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
  • воспитание у ребенка любви к родному  городу, Донскому краю, как «Малой Родине» через все виды детской деятельности.

Для родителей:

  1. Заинтересовать родителей, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;
  2.  Обогатить развивающую предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами для ознакомления с полезными ископаемыми.

Предполагаемый результат:
Пробуждение интереса к истории и культуре своего города, любви к родному краю.

Приобрели  знания о полезных ископаемых: песок, глина,  уголь, щебень, керамзит, известняки,  гранит, мел, минеральные воды, нефть, газ.                                            
 Умеют определять свойства и качества, знакомы со способами образования и добычи полезных ископаемых, знают о пользе их  в природе и жизни человека.
Сформированы  познавательный  интерес к окружающему миру, навыки  наблюдения и экспериментирования. 

Развиты начальные формы сотрудничества детей друг с другом. 
 Вызван  интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Ознакомлены с профессией геолог, шахтёр, гончар, скульптор.

Этапы проведения и реализации проекта
1.  
Подготовительный этап (сентябрь 2017 г.).

Цель: подготовить базу к внедрению проекта; познакомить родителей с предстоящей работой над проектом.

  • Составление плана проекта.
  • Изучение материалов по теме на различных сайтах.
  • Знакомство родителей с проектом.
  • Создание развивающей среды.
  • Пополнение уголка экспериментирования необходимым инвентарём.
  • Подбор и изготовление наглядно-демонстрационного материала: папки «Полезные ископаемые Ростовской области», «Загадки о полезных ископаемых», «Сказки»;
  • Совместно с родителями подобрать информацию о городах Ростовской области.

2.Основной этап (октябрь – ноябрь 2017г.):
Цель: Формирование знаний у детей о полезных ископаемых  и их свойствах через разные виды деятельности. 

Содержание мероприятий

Предполагаемый результат

Познавательное развитие:

Беседы и НОД:

«Наш край родной».

«Города Ростовской области»

Тема: «Что мы знаем о полезных ископаемых?»

Тема НОД:  «Кто такие геологи и чем они занимаются?».

Тема: «Песок - природный материал».

Тема: «Бывают ли мягкие камни?» («Что делают из глины?»).

Тема: «Каменный уголь и мел».

Тема: «Щебень и гравий».

Тема: «Простые и ценные камни в природе».

Тема: «Известняк».

НОД «Камни, которые подарило море».

 

Опытно-экспериментальная деятельность:

 «Могут ли менять форму камни и глина»

«Исчезающий мелок»

«Тонет-не тонет?»,

«Прочный камешек»,

«Рисуют ли  камни?»

«Меняют ли камни цвет?»

«Может ли камень издавать звуки?»

Дидактические игры:

Д\и с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики:  "Отыщи такой же камень",  "Узнай на ощупь"; «Ящик ощущений»,«Пирамида», «Что исчезло?», «Камень, ножницы, бумага», «Отгадай загадку, нарисуй отгадку», «Нарисуй, мы отгадаем», «Угадай в какой руке».

Дидактические  настольно-печатные игры: «Где применяется?»; «Что лишнее?»,  «Найди пару», «Собери картинку»,  «Польза - вред», «Помоги геологу», «Где применяется»

Дать знания детям о родном крае, городе:  символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в крае. Создание альбома «Волгодонск».

 Рассматривание карты Ростовской области; беседа об истории Ростовской области, городах Ростовской области, их достопримечательными; взаимодействие с эколого-историческим музеем. Создание книги «Города Ростовской области».

Дать детям представления о полезных ископаемых, залегающих в глубинах и на поверхности земли. Рассказать, почему они «ископаемые» и почему «полезные». Познакомить детей с разнообразием богатств родного края. Прививать интерес к исследованию природных ресурсов и учить рационально их использовать в будущем.

Продолжать знакомить детей с интересными профессиями, дать представление о структуре трудового процесса геолога (цель и мотив, материалы, инструменты, оборудование, трудовые действия, результат). Дать представление о роли современной техники и оборудования в трудовой деятельности геологов (ускорение получения результатов труда, улучшение его качества, облегчение труда геологов).

Познакомить детей с песком — рыхлой горной породой. Выявить в лаборатории свойства влажного и сухого песка.

Работа в уголке природы

Рассказать о применении песка:

—    в строительстве (применяется как добавка при строительстве дорог, при изготовлении цемента и скреплении этим раствором кирпичей при постройке зданий);

—     при производстве стекла и зеркал;

—     при производстве стеклянной посуды и хрусталя;

—     для обустройства пляжей.

Работа в уголке природы

1.    Продолжать знакомить детей с новыми интересными профессиями (гончар, скульптор), с различными изделиями из глины (сувениры, посуда).

2.    Рассказать, что в природе глина встречается разного цвета (красная, белая, голубая, коричневая) и разного качества; из белой глины делают столовую посуду.

3.    Дать представление о способах изготовления кирпича и его значении в строительстве.

Работа в мини – лаборатории

1.    Выявить свойства и качества сухой и влажной глины.

2.    Сравнить глину  с камнем. Рассказать о том, что под воздействием рук человека влажная глина становится пластичной и хорошо лепится. Сравнить песок и глину, подвести детей к выводу о том, что пластичность глины человек использует для изготовления посуды.

1.   Познакомить детей со свойствами каменного угля и мела.

2.   Используя схему (разрез шахты), дать детям представление о том, как происходит добыча каменного угля закрытым способом, как каменный уголь и мел используются человеком (отапливание помещений, заводов, изготовление лаков, красок, лекарств и др.).

3.   На моделях показать этапы образования каменного угля в толще земли.

Работа в мини- лаборатории

1.   Закрепить умение обследовать предметы с помощью разных органов чувств, называть их свойства и особенности, развивать у детей сенсорные ощущения.

2.   Определять основные свойства каменного угля (цвет, блеск, прочность, прозрачность, шероховатость, способность оставлять следы, нерастворение в жидкостях).

1.    Закрепить знания детей о разработке карьеров при добыче полезных ископаемых, находящихся под землей, работе подрывников (сложная и опасная).

2.    Познакомить с новой породой — бутовым камнем. Рассмотреть схему завода по переработке бутового камня в щебень, крошку, гравий. Рассказать об их применении в строительстве дорог, мостов, изготовлении железобетонных плит.

Работа в мини – лаборатории

1.    Рассмотреть бутовый камень, щебень, гравий. Выявить их основных свойства (цвет, блеск), сравнить по плотности/рыхлости с песком, по тяжести/легкости между собой. Выявить, как ведут себя эти материалы в различных средах — на воздухе, в воде, в цементе.

Объяснить детям, что щебень и гравий — нужные компоненты для производства строительных растворов, они придают большую прочность изделиям и покрытиям.

1.  Дать детям представление о том, что камни в природе есть везде — в земле, по берегам рек и озер, на дне морей; камни тяжелые, очень твердые и прочные, поэтому их используют при строительстве зданий, мостов, дорог и других сооружений.

2.  Показать детям, что гранит состоит из отдельных зерен (кварца, слюды и полевого шпата).

3.  Дать представление о поделочных камнях (мрамор, гранит), которые хорошо полируются и благодаря этому применяются для отделки зданий, изготовления постаментов, памятников.

Работа в лаборатории

Развивать сенсорные ощущения; умение обследовать камни и полезные ископаемые с помощью органов чувств; называть их свойства и особенности (крепкий, твердый, неровный, гладкий, тяжелый, блестящий, красивый, округлый, угловатый, окатанный, отполированный).

1.    Дать понятие об извести, получаемой из известняка.

2.   Показать известняк и известняк-ракушечник, рассказать о них.

Работа в мини-лаборатории

1.   Рассмотреть известняк, выявить его основные свойства, сравнить с известняком-ракушечником — выявить их сходства и различия, растворимость в жидкостях.

2.   Рассказать об использовании и значении известняка в строительстве, в быту, в сельском хозяйстве.

познакомить детей с камнями, которые подарило море: галька, известняк. Дать представление о жизни полипов, мидий и о том, как образуется  известняк. Закреплять умения детей обследовать предметы с помощью разных органов чувств, называть их свойства и особенности. Развивать сенсорные ощущения детей, поддерживать интерес к опытнической работе.

Формировать представления о свойствах
полезных ископаемых. Развивать наблюдательность и познавательную активность.

Создание настольно-печатных игр: «Где применяется?»; «Что лишнее?»,  «Найди пару», «Собери картинку»,  «Польза - вред», лабиринты: «Помоги геологу».

Речевое развитие:

П.П. Бажов «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка»;
И.Н. Рыжова «О чем шептались камни?»;
Чтение стихов, сказок, отгадывание загадок.

Пополнение знаний о полезных ископаемых через чтение художественной литературы.

Создание папки: «Сказки, рождённые из-под земли», «Загадки о полезных ископаемых».

Физическое развитие:

Хождение по каменной  дорожке; подвижные игры:  «В какой руке камешек?», «Спрячь и найди», «Кто дальше», «Найди камешек», «Меткий стрелок»

Развивать ловкость и быстроту при организации подвижных игр.

Художественно-эстетическое:

Аппликация: «Флаг Ростовской области»

Рисование песком: «Черепашка», «Танк», «Улитка»; «Рисование отгадок».

Выкладывание букв, цифр, имён, рисунков, пирамид, башен  из камешков.

Лепка камней из пластилина
Рисование мелками на доске, бумаге

Закреплять знания, полученные в процессе формирования мини – музея  в продуктивной деятельности в рисунках, лепке, в конструировании.

Видеть красоту родного района при рассматривании картин, презентаций.

Социально-коммуникативное:

Сбор полезных ископаемых.

Сюжетно-ролевая игра: «Я – геолог».

Игра - исследование «Какие камешки бывают»: учить самостоятельно через лупу рассматривать узор на камнях и находить такие же в коллекции.

Развивать любознательность, внимание, наблюдательность, память;

Воспитывать культуру общения со сверстниками взрослыми в процессе обмена мнениями;

Развивать мыслительные способности: уметь анализировать, сравнивать, обобщать;

Учить подводить итоги, делать  выводы;

Создание коллекции «Полезные ископаемы Ростовской области».

Закрепление знаний о профессии геолога.

Работа с родителями:

Беседы, консультации, подбор информации по теме проекта, пополнение экспериментального уголка.

Консультации: «Расскажите детям о полезных ископаемых», «Каменная эпидемия»; пополнение экспериментального уголка мерными ложками, колбами; помощь в создании коллекции «Полезные ископаемые Ростовской области».

3.Заключительный этап.
 Цель: подведение итогов работы с детьми и родителями по теме проекта.

Представление проведённого проекта в виде презентации «Полезные ископаемые Ростовской области» на педагогическом совете.

Экскурсия для родителей по мини-музею: «Какими полезными ископаемыми богат наш родной край».

Список литературы

  • Бондаренко Т.М. Экологическое занятие с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов  ДОУ. -  Воронеж:   ТЦ « Учитель» 2004;
  • Дыбина О.В., Разманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005;
  • Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду (человек).- М.: Сфера, 2005;
  • Комплексное  занятие по экологии для старших дошкольников. Методическое пособие под ред. С.Н. Николаевой. – М. Педагогическое общество России, 2005;
  • Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – Педагогическое общество России, 2005;
  • Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические редакции/ Под ред. Прохоровой Л.Н. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект для воспитанников средней группы "Зимующие птицы Ростовской области"

Экологический проект «Зимующие птицы Ростовской области»  во 2 средней группе        Воспитатель: Тимченко И. А    г.Гуково 2013 –...

Природные ископаемые Ростовской области

Презентация посвящена полезным ископаемым в Ростовской области.В Ростовской области разведаны и эксплуатируются месторождения каменного угля, природного горючего газа, флюсовых и конверторных известня...

ПРОЕКТ К 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ «Я помню! Я горжусь!» Информационно-ориентированный проект посвященный 70-летию великой Победы в Великой отечественной войне.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–па...

Пою тебя, мой край родной! Музыкально - литературная композиция, посвященная празднованию 80 - летия Ростовской области

Данный материал может быть полезен музыкальным руководителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования....

Квест-игра «Путешествие по Донскому краю», посвящённая 80 летию Ростовской области

Игра, посвященная 80 летию образования Ростовской области поможет  детям закрепить знания о природе родного края , гостепреимстве и говоре  Донских казаков,...

«История родного края» (проект, посвященный 75-летию Кемеровской области и 100-летию г. Кемерово)

laquo;История  родного края» (проект, посвященный 75-летию Кемеровской области и 100-летию г. Кемерово)...

Совместный познавательный проект к 75-летию Победы в ВОВ и 75-летию Синарского района города Каменска-Уральского «Улицы нашего города, названные в честь героев ВОВ. Улица Абрамова»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Современные дети мало что знают о своём родном городе, о событиях, которые происходили в нашей ...