"Виды детской деятельности по поликультурному воспитанию"
консультация

Шарова Елена Сергеевна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polikulturnoe.docx189.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная         организация  «Детский сад  № 1 «Чебурашка» ст. Гиагинской»

Консультация на тему:

Виды детской детской деятельности по поликультурному воспитаниюhttps://pbs.twimg.com/profile_banners/489019619/1542432650/1500x500

                             Воспитатель первой

                                                                                        квалификационной категории

Шарова Елена Сергеевна

                                                2019г.


       Каждый ребенок наделен правом, развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи, обряды. Знать только о своем народе, для современного ребенка, очень мало. Хочется же еще уметь делать то, что могут делать другие народы: танцевать, играть в их игры, петь и говорить, как они. Такое стремление способствует расширению кругозора у ребенка, формированию мировоззрения дружелюбия. У детей развиваются познавательные способности, ум, мышление, чувство патриотизма, гордости за свой народ, и не только за свой. Значит, ребенок должен получать не только национальное, но и поликультурное воспитание.

          Работая в детском саду с детьми, мы погружаем их в культуру своего края, своей местности, позволяя ребенку почувствовать и понять особенности национальных культур. Постигая региональную культуру, дошкольник усваивает этнические нормы и правила, предписывающие симпатию, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей, интерес к их жизни, их культуре.

Поликультурное воспитание – это залог успешного обучения детей в школе, поскольку дошкольный возраст – это период, когда начинает формироваться базис личностной культуры. Именно поликультурное воспитание помогает решить вопросы, связанные с привитием у подрастающего поколения уважительного отношения к человеческой личности.

 Поликультурное воспитание детей осуществляется в трех направлениях:

- информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.);

- эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);

- поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

Для реализации этих трех направлений используются разнообразные средства:

- устное народное творчество;

- художественная литература;

- музыкальное народное творчество;

- декоративно-прикладное искусство, живопись;

- народные праздники, обряды, традиции;

- этнические мини-музеи.

Основными направлениями, через которые реализуется поликультурное образование детей в дошкольной образовательной организации, является: 

- образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности;

- образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

- самостоятельная деятельность детей;

- взаимодействие с семьями детей.

Поликультурное образование дошкольников интегрируется в различных видах деятельности и реализуется в образовательных областях:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Для решения задач поликультурного воспитания в группах создаются уголки с поликультурным содержанием. Там размещаются куклы в национальных костюмах, муляжи национальных блюд, альбомы о разнообразии народного искусства, художественных промыслов, материалы для познавательных бесед, картотеки игр  и т.д.

На музыкальных занятиях дети знакомятся с обрядовыми песнями, танцами разных народов. В процессе непосредственной образовательной деятельности, через восприятие произведений художественной культуры дошкольники открывают для себя мир ценностей человека, отраженных в искусстве художественно-выразительными средствами музыки, живописи, литературы и способами коммуникации. Приобщение детей к культурному богатству русского народа осуществляется через устное народное творчество: пословицы, поговорки, сказки, легенды.

Важным моментом в освоении детьми поликультурного пространства является ознакомление с художественной литературой. Знакомство с литературным богатством родного края позволяет привить детям любовь к "малой" родине, уважение к своей истории, народам, языку; сформировать первичные ценностные ориентации.

       Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Очень любят дети народные игры: подвижные, словесные, хороводные. Музыкальный руководитель уделяют большое внимание народному творчеству, фольклору, которые как нельзя лучше способствуют развитию мира душевных переживаний ребёнка и многообразной гамме его чувств, настроений, учит понимать красоту национальной музыки. Деятельность воспитателя с детьми по физической культуре, способствует знакомству с национальными народными играми.

      Театрализованная деятельность по произведениям писателей разных народов, позволит глубже окунуться в обычаи народов и закрепить содержание ранее прочитанных художественных произведений.

        Важным  компонентом  в работе  по поликультурному  воспитанию, является изобразительная деятельность. Дети отображают свои впечатления  в рисунке, раскрывают собственные мысли, чувства, творческие замыслы. Именно изобразительная деятельность, знакомит дошкольников с национальным декоративно – прикладным искусством, живописью и элементами орнаментов. Дети постигают азы, используют национальный колорит красок и узоров.

         В процессе дидактических игр мы имеем возможность закладывать у детей основы поликультурного образования, например, «Назови элементы национального костюма», «Четвертый лишний», «Из какой сказки герой?», «Назови блюдо», «Одень куклу в национальный костюм».

Одним из важных звеньев поликультурного образования дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Вовлечение родителей в образовательный процесс осуществляем, через подготовку детей к этническим праздникам, к тематическим выставкам, изготовлению книжек-самоделок, альбомов, поделок.

Таким образом, целостная система позволяет в условиях дошкольной организации формировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а также приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).

Следовательно, необходимо продолжать работу в этом направлении.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Решение задач патриотического воспитания через разнообразные виды детской деятельности"

Доклад раскрывает задачи, направленные на воспитание  патриотических чувств у дошкольников....

Доклад на тему: «Решение задач патриотического воспитания через разнообразные виды детской деятельности».

Этот доклад раскрывает, как решаются задачи патриотического воспитания через разные виды детской деятельности...

Интеграция содержания различных образовательных областей и видов детской деятельности в процессе физического воспитания.

 Интеграция содержания различных образовательных областей и видов детской деятельности в процессе физического воспитания дает возможность для самореализации и самовыражения детей....

«Патриотическое воспитание через разнообразные виды детской деятельности»

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощуще...

«Патриотическое воспитание через разнообразные виды детской деятельности»

laquo;Патриотическое воспитание через разнообразные виды детской деятельности»...

«Патриотическое воспитание через разнообразные виды детской деятельности».

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощуще...