Построение РППС
материал (старшая группа)

Ирганова Наталья Викторовна

Построение РППС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postroenie_rpps.docx997.47 КБ

Предварительный просмотр:

Построение развивающей предметно-пространственной среды

в старшей группе «Дюймовочка» в соответствии с ФГОС ДО

Организованная развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе предоставляет каждому ребенку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности дляего всестороннего развитии.

        Развивающая предметно-пространственная средаорганизована в соответствии с требованиями ООП ДО, с учетом ведущего вида детской деятельности - игры, соответствует возрастным особенностям детей 5-6 лет и теме недели, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.

При организации развивающей предметно-пространственной среды для детей в группе, использовано несколько вариантов ее построения:

  1. Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.
  2. Создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.

В центрах активности детей чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

  1. социально-коммуникативная,
  2. познавательная,
  3. речевая,
  4. художественно-эстетическая,
  5. физическая.

Наполнение детских центров активности осуществлялось на основе следующих характеристик детского сообщества:

- в соответствии с возрастом;

- с психологической характеристикой группы;

- исходя из количественного соотношения мальчиков и девочек.

Поскольку у ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении и познании, то развивающую среду группы организовала так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть.

        Для каждой детской деятельности оформлены центры на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям:

Образовательная область «Познавательное развитие»

Центр  логико-математический «Развивайка»

В данном центре размещен разнообразный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам. В центре есть наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурками, набор счетных палочек для каждого ребенка. Представлены цифровое лото, домино, мозаика. Достаточно широкий выбор игр на логическое мышление: «Лабиринты», «Танграм», кубики Никитина; для развития мелкой моторики руки: «Тактильные книги», различные шнуровки, дидактические игры и т.д.

 Центр занимательной математики решает следующие задачи: целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности, воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

20181224_171532.jpg

                      До                                                       После

Центр патриотического воспитания «Россияночка»

Этот центр нравственно-патриотического воспитания. В нем размещены: фотография президента, российский флаг, герб, карта Красноярского края, куклы в национальных костюмах, макет памятника города Назарово, набор открыток достопримечательностей и предприятий города Назарово, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, края. Подобран материал о родном Красноярском крае и городе Назарово, поэты и художники (как нашего города так и Красноярского края), оформлены альбомы «Народные промыслы Сибири», «Моя семья», «История образования Назаровского угольного разреза».

20181224_151435.jpg20181224_151704.jpg

                     До                                                             После

Центр экспериментальной деятельности и природы «Солнышко»

В центре размещен необходимый инвентарь по уходу за растениями: лейки, клеёнка, фартуки, тряпочки, палочки для рыхления земли, пульверизатор, где в процессе трудовых действий детей знакомятся с различными свойствами почвы, наблюдают за всходами. Лупы, ёмкости, лабораторное оборудование, мерная посуда- все это вызывает у детей особый интерес к экспериментированию. Собраны различные коллекции: семена, природный материал, камни. Для познавательного развития подобрана специальная  детская литература, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. Здесь так же представлены:  дидактическое пособие «Познавательный Куб», игры по теме растительный и животный мир, фрукты, овощи. Различные энциклопедии, серия картин «Времена года», «Домашние животные», плакаты «Морские обитатели», «Природные явления», «Круговорот воды в природе», «Дикие и Домашние животные», «Насекомые», рукописная книга «Природа», макет аквариума, лэпбук.

В этом центре дети наблюдают за изменениями в природе, учатся систематизировать и обобщать свои знания. Календарь погоды помогает детям познакомиться с такими понятиями, как времена года, месяц, день недели, дошкольники узнают больше о природе, природных явлениях, погодных условиях.

С помощью ярких картинок, ребята ежедневно отражают погоду, природные явления, связанные с данным временем года.

Центр решает следующие задачи: развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, внимание и т. д.), посредством наблюдения, опытно-экспериментальной деятельности; формирование элементарных экологических навыков, трудовых навыков по уходу за растениями; обогащение представлений об окружающем мире, о природе родного края; воспитание трудолюбия, наблюдательности, бережного отношения к окружающей природе.

20180406_103221.jpg20181224_180753.jpg20180227_144511.jpg

                        До                                                          После

Центр конструирования «Умные пальчики»

В группе расположен центр строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов: строительный деревянный набор (брусочки, арки, конусы), конструктор - трасформер, блочный конструктор (геометрической формы), конструктор с болтовым соединением, криволинейный, конструктор по схемам.

Задачи: создание построек по индивидуальному и совместному замыслу; развитие творчества, изобретательности, эстетического вкуса в гармоничном сочетании деталей, в красоте и целесообразности оформления постройки  дополнительным материалами, преобразовывать их по разным параметрам, сооружать их по словесной инструкции; совершенствование элементарных навыков пространственной ориентации (спереди, сзади, посередине, внутри), моделирование по элементарным чертежам и схемам, несложным планам.

20181226_161711.jpg

                         До                                                              После

Центр безопасности (ОБЖ, ППБ и ПДД) «Пешеходик»

Центр отражает безопасность дома, на улице и пожарную безопасность. Он оснащен необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит макет дороги (можно перемещать по всей группе). В центре находится костюм полицейского, макеты домов, дорожных знаков, «светофорик», книги, дидактические игры, атрибуты к подвижным играм (рули, жезл), лото, плакаты, лэпбук. Центр безопасности помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведенияпо ППБ и ПДД, формирует основы безопасности собственной жизнедеятельности.

20181224_154319.jpg20181224_155214.jpg20180816_155111.jpg

                     До                                                            После       

Образовательная область «Речевое развитие»

Центр правильной речи и моторики «Говорунок»

Этот центр предоставляет возможность нашим воспитанникам действовать индивидуально, парами и небольшими группами, используя для организации речевых игр, разнообразные настольно-печатные игры, наборы сюжетных и предметных картинок, панно по  речевому развитию «Море грамотных»,  игру «Магнитная азбука», игры для развития мелкой моторики рук. Для проведения артикуляционных упражнений имеется набор мелких зеркал, создана картотека упражнений.

Мною накоплен и систематизирован практический материал для рассказывания  (мнемотаблицы, изготовлено наборное полотно, карточки с буквами). Здесь же находятся Альбомы для рассматривания: «Профессии», «Сюжетные картинки», «Детский сад» и т.д. Задачи: формирование навыков общения; формирование целостной картины окружающего мира; развитие речи и расширение кругозора детей.

                      До                                                            После

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

Центр театрально-музыкальный «Матрешка»

Центр представлен различными  видами театров (настольный картонажный театр, теневой, настольный, бибабо, пальчиковый, маски и шапочки с изображением сказочных героев). Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, ширма, домик для показа сказки, экран для теневого театра, элементы костюмов для персонажей. Музыкальные инструменты: бубны, барабан, дудочки, маракасы, погремушки, колокольчики, дидактические игры, а так же игры из неоформленного материала изготовлены совместно с детьми, картотека музыкальных игр.

В театральной деятельности дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своих творческих способностей.

Задачи: приобщение к словесному искусству; развитие литературной речи, театрально-музыкальных и актерских способностей.

20181224_162923.jpg20181224_164007.jpg20181224_163546.jpg

                      До                                                       После

Центр продуктивной и творческой деятельности «Цветные ладошки»

Оборудование и материалы центра: наборы цветных карандашей, наборы фломастеры, альбомы, акварель, цветные мелки, кисточки (толстые, тонкие, тычки), непроливайки, ватные палочки, диски.Трафареты, раскраски по теме недели, пластилин, доски для лепки, стеки, клей, ножницы (фигурные, обычные), цветная бумага, картон, ткань. В центре так же находятся папки с образцами декоративной росписи, портреты художников-иллюстраторов, а так же папки с  технологическими картами  поэтапного рисования. Оформлено выставочное пространство для работ детей.

Задачи: развитие творческой продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественное конструирование)

20180406_102837.jpg                      20181224_153941.jpg

                      До                                                                        После

Книжный центр  «Здравствуй, книга!»

           В центре размещены книги: русские народные сказки, рассказы, стихотворения, в том числе книги по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки (созданные детьми),  хрестоматии по возрасту детей, портреты детских писателей.

На магнитно-маркерной доске размещаю иллюстрации по теме недели. Так же,  в этом центре часто появляются  книги (по теме недели) которые родители изготовляют совместно с детьми.

Также  мною была организована библиотека  для родителей,   которые являются главным примером в приобщении детей к художественному чтению, формированию запаса литературных, художественных впечатлений, развитию литературной речи.

Задачи: создание положительной мотивации к обучению чтению; знакомство с произведениями устного народного творчества и авторскими произведениями; знакомство с классиками детской литературы. Развитие эмоционального отклика на содержание книг; развитие памяти и фантазии; стимулирование речевой активности, пополнение словарного запаса, привитие любви к литературе. Нравственное воспитание через знакомство с историями о вечных человеческих ценностях: добре, семье, дружбе, верности и т. д.

20180406_103141.jpg20181224_164312.jpg20181224_164533.jpg

                       До                                                               После

Образовательная область «Физическое развитие»

Центр двигательной активности «Здоровейка»

Материалы и оборудование центра: мячи, кегли, ленточки,  кольцеброс,  дартс, ростометр, флажки, платочки, косички, маски для подвижных игр, мешочки для равновесия, картотека подвижных игр, утренней гимнастики, корригирующей гимнастики, дорожки из неоформленного материала для корригирующей гимнастики, сухой дождик из ленточек, альбом со спортсменами нашего города и края, настольные  игры «Футбол», «Баскетбол».

Задачи: развитие основных движений детей; сохранение и укрепление здоровья воспитанников; воспитание физических и личностных качеств; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

20181224_182503.jpg

                              До                                                                  После

Образовательная область «Социально- личностное развитие»

Центр сюжетно-ролевых игр «Игралочка»

Оборудование и материалы центра: куклы, кукольная мебель для комнаты и кухни, кровати с набором постельных принадлежностей, утюг, касса, наборы кухонной и чайной посуды, наборы овощей и фруктов, весы, сумки, корзинки для игры в «Дом», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», одежда для ряженья.

Вся мебель и игровые модули передвигаются в зависимости от сюжета игры. Оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы старших дошкольников весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные(чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещены в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих.

        Задачи: формирование коммуникативных навыков; развитие умения выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий.

20181224_162150.jpg                                20181228_163502.jpg     

                     До                                                                                     После                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принцип содержательности и насыщенности в построении РППС в соответствии с ФГОС ДО

В публикации кратко описано, в чём заключается принцип содержательности и насыщенности....

Построение РППС по ФГОС ДО

В современных условиях. с принятием ФГОС ДО одним их главных показателей качества дошкольного образования учреждения является развивающая предметно-пространственная среда. организация современного пед...

Буклет-памятка "Принципы построения РППС"

Принципы построения предметно-развивающей среды (по А.Г. Асмолову, В.А. Петровскому) + Принципы создания предметно-пространственной развивающей среды интегрированных видов деятельности (Дыбина О.В., П...