Особенности построения РППС ДОО в условиях введения ФГОС ДО
учебно-методический материал на тему

Кондрашова  Лариса  Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_postroeniya_pprs.ppsx637.3 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности построения развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования

Слайд 2

«Среда воспитывает человека… Путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды» (Л. С. Выготский).

Слайд 3

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот , кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени . Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы … Е . И. Тихеева

Слайд 4

Ведущие факторы развития личности Наследственность Социальная среда Воспитание

Слайд 5

Нормативно-правовые документы Федеральный закон «Об образовании в РФ» Федеральные государственные образовательные стандарты Государственная долгосрочная целевая программа «Доступная среда для инвалидов на 2011–2015 гг.» . СанПиН (2013)

Слайд 6

Основные характеристики, ориентиры и сущность ФГОС ДО 17 октября 2013 г. был утверждён ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Стандарт ДО – это совершенно особый документ, связанный с поддержкой разнообразия детства. Новый стандарт – это совокупность государственных гарантий и требований.

Слайд 7

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Требования к результатам освоения образовательной программы ДО Требования к условиям реализации образовательной программы ДО Требования к структуре образовательной программы Общие положения

Слайд 8

Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы ДО Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы ДО Требования к развивающей предметно-пространственной среде Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы ДО Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы ДО Требования к условиям реализации образовательной программы ДО

Слайд 9

Концепция построения развивающей среды в ДОО под редакцией А. А. Петровского Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Принцип активности, самостоятельности, творчества. Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Принцип эмоциогенности среды , индивидуальной комфор - тности и эмоционального благополучия каждого ребёнка. Принцип открытости и закрытости. Принцип учёта половых и возрастных различий детей. Принцип стабильности и динамичности. Принцип эстетической организации среды. Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.

Слайд 10

Теория Л. С. Выготского В основе ФГОС ДО лежит теория Льва Семёновича Выготского о социальной ситуации развития, которая определяет своеобразие, специфическое для дошкольного возраста. В раннем возрасте социальная ситуация развития заключается в возникновении совместной деятельности ребенка и взрослого, а также в том, что данная деятельность становится предметной. В дошкольном возрасте социальная ситуация развития меняется – интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей.

Слайд 11

Социальная ситуация развития

Слайд 12

Предметно-пространственная среда ДОО Это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольной организации.

Слайд 13

Цель создания предметно-пространственной развивающей среды ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО: обеспечить возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Слайд 14

Функции предметно-пространственной развивающей среды согласно ФГОС ДО образовательная К оммуникативная стимулирующая О рганизационная В оспитывающая развивающая О бразовательная С тимулирующая Р азвивающая Р азвитие самостоятельности и самодеятельности ребенка

Слайд 15

ФГОС ДО : Требования к развивающей предметно-пространственной среде Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: 2. Н аличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности. Максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации – участка .

Слайд 16

ФГОС ДО: Требования к развивающей предметно-пространственной среде 5. Двигательную активность детей, а также возможность для уединения . 3. Охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития. 4. Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) во всей группе и в малых группах .

Слайд 17

При создании предметной среды необходимо руководствоваться следующими принципами , определенными во ФГОС ДО: – полифункциональности : предметная развивающая среда должна открывать перед детьми множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной; – трансформируемости : данный принцип тесно связан с полифункциональностью предметной среды, т . е . предоставляет возможность изменений, позволяющих (по ситуации) вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством);

Слайд 18

– вариативности: предметная развивающая среда предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность всех детей; – насыщенности: среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей; – доступности: среда обеспечивает свободный доступ всех детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям; – безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности.

Слайд 19

ФГОС ДО: Требования к предметно-пространственной развивающей среде ДОО ; Наполняемость предметно-пространственной среды должна обеспечивать : Стабильность и динамичность предметного окружения. Интеграцию образовательных областей. Учёт психолого-возрастных и индивидуальных особенностей детей. Целостность образовательного процесса.

Слайд 20

предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования для активности детей во взаимодействии с предметным окружением. Информативность предметной среды, ФГОС ДО: Требования к предметно-пространственной развивающей среде ДОО

Слайд 21

Предметно-пространственная развивающая среда должна отвечать : критериям оценки материально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в образовательных организациях; санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.

Слайд 22

При создании предметной среды необходимо учитывать: – гендерную специфику ( обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков); – виды деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства ( игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-­ художественная деятельности, а также организация двигательной активности в течение дня); Практические рекомендации по организации предметно-пространственной среды ДОО

Слайд 23

– гигиенические, педагогические и эстетические требования; При создании предметной среды необходимо учитывать: – условия каждой образовательной организации: количество детей в группах, площадь групповых и подсобных помещений.

Слайд 24

Факторы проектирования предметно-пространственной развивающей среды – П сихологические факторы, определяющие соответствие параметров предметной развивающей среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики ребенка; – психофизиологические факторы, обусловливающие соответствие объектов предметной развивающей среды зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования; – зрительные ощущения (учитывать освещение и цвет объектов как факторы эмоционально-эстетического воздействия, психофизиологического комфорта и информационного источника);

Слайд 25

Факторы проектирования предметно-пространственной развивающей среды – слуховые ощущения (учитывать совокупность звучания звукопроизводящих игрушек); – тактильные ощущения (материалы , используемые для изготовления объектов предметной развивающей среды не должны вызывать отрицательных ощущений при контакте с кожей ребенка); – физиологические факторы призваны обеспечить соответствие объектов предметной среды силовым, скоростным и биомеханическим возможностям ребенка; – антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие ростовозрастных характеристик параметрам предметной развивающей среды.

Слайд 26

Программа «Развитие». Детские КАБИНЕТЫ развития Программа «Из детства – в отрочество». Детские ЗОНЫ развития 1. Кабинет сенсорного развития. 2. Кабинет-мастерская. 3. Кабинет изодеятельности . 4. Кабинет театральной деятельности. 5. Кабинет сюжетно-ролевых игр. 6. Кабинет природоведческой деятельности. 7. Кабинет строительных и конструк-тивных игр. 1. Библиотечная зона. 2. Театральная зона. 3. Логозона . 4. Изозона . 5. Математическая зона. 6. Интеллектуальная зона. 7. Зона именинника. 8. Календарь настроений. 9. Экспериментальная зона. 10. Зона конструирования. 11. Экологическая зона. В примерных программах для ДОО предметно-пространственную среду наполняют: кабинеты, зоны, уголки, центры, секторы.

Слайд 27

Программа «Радуга». Детские УГОЛКИ развития Программа «Детство». Детские ЦЕНТРЫ развития 1. Мини-библиотека, книжный уголок. 2. Уголок сюжетно-ролевых игр. 3. Уголок свободной самостоятельной деятельности. 4. Уголок труда. 5. Уголок конструирования. 6. Уголок интеллектуальной деятельности. 7. Уголок личной коллекции. 8. Уголок комнатных растений и цветочных аранжировок. 1. Игровой центр. 2. Центр грамотности. 3. Центр науки. 4. Центр строительно-конструктивных игр. 5. Центр занимательной математики (игротека). 6. Центр искусства. 7. Центр природы. 8. Центр физической культуры. 9. Творческая мастерская. 10. Центр повседневного бытового труда. В примерных программах для ДОО предметно-пространственную среду наполняют:

Слайд 28

Программа «Детский сад 2100». Детские СЕКТОРЫ развития 1. Сектор физического развития. 2. Сектор игровой деятельности. 3. Сектор социально-личностного развития. 4. Сектор познавательной деятельности. 5. Сектор ознакомления с окружающим. 6. Сектор синтеза искусств. 7. Сектор строительных игр и конструирования. В примерных программах для ДОО предметно-пространственную среду наполняют:

Слайд 29

Кто же формирует предметно-пространственную развивающую среду ДОО? Воспитатель – профессионал, ориентирующийся на потребности детей, нормативные документы, научные разработки. Воспитанники – совместно с воспитателем дети создают творческие работы для сезонного, темати - ческого оформления, простейшие игры и игрушки. Родители – совместно с детьми под руководством воспитателя.

Слайд 30

ФГОС ДО: взаимодействие с родителями Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи (п. 3.2.5).

Слайд 31

Привлечение родителей к созданию предметно-пространственной развивающей среды ДОО Информационное просвещение родителей – выявление уровня сформированности представлений по проблеме, изложение актуальности вопроса и совместное планирование по его решению. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей – реализация намеченных планов.

Слайд 32

Каждый маленький ребёнок Д олжен знать уже с пелёнок: ФГОС для дошкольников необходим – В игре развиваться всегда мы хотим. А папе и маме мы скажем уверенно: «ФГОС – не реклама, а стандарт нового поколения!»

Слайд 33

Презентацию подготовили: Н. Н. Волохова , заведующий МОУ детским садом комбинированного вида № 279; М. Н. Емельянова, учитель-дефектолог. Фотографии размещены с разрешения родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принцип содержательности и насыщенности в построении РППС в соответствии с ФГОС ДО

В публикации кратко описано, в чём заключается принцип содержательности и насыщенности....

Построение РППС по ФГОС ДО

В современных условиях. с принятием ФГОС ДО одним их главных показателей качества дошкольного образования учреждения является развивающая предметно-пространственная среда. организация современного пед...

Особенности построения развивающей среды в контексте работы в ДОО по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях перехода на ФГОС.

.Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Нево...

Особенности построения образовательного процесса в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Особенности построения образовательного процесса  в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования...

Консультация "Особенности построения РППС старшей группы в ДОУ"

Консультация на тему "Особенности построения РППС старшей группы в ДОУ"...

Обмен опытом работы по теме «Особенности организации РППС по речевому развитию в условиях реализации ФОП ДО»

Настоящие рекомендации разработаны во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 16 марта 2022 г. № Пр-487 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации ...