Особенности построения развивающей среды в контексте работы в ДОО по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях перехода на ФГОС.
консультация (подготовительная группа) на тему

.Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства,уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno-patrioticheskoe_vospitanie.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности построения развивающей среды в контексте работы в ДОО по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях перехода на ФГОС.

 «Любовь к родному краю,  родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.»
                                                                                         Д. С. Лихачёв.
 

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Но не просто человека, а человека любящего свою страну, трепетно относящегося к своей малой родине, гордясь своей историей.

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. («Концепция патриотического воспитания граждан РФ»). Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО. Основные задачи патриотического воспитания в детском саду:

1. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.

2. Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

3. Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России

4. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово.

5. Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики России.

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из приоритетных задач дошкольного образования по ФГОС. В примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.

У ребёнка чувство патриотизма начинает проявляться с тёплым отношением в семье, к своим близким и родным людям – маме, папе, дедушке, бабушке. Подрастая, ребёнок расширяет  свой кругозор и ему  становится интересно, что же находится там за пределами его семьи. Так постепенно он узнаёт свой родной посёлок, город, область, страну. Начинает интересоваться историей своего родного края, страны. И чтобы у ребёнка не пропал интерес к изучению своей Родины, взрослые должны помочь поддержать и даже разжечь этот интерес. И у коллектива нашего детского сада встал вопрос, как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации гражданственности, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Для успешной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста были разработаны тематические планы, которые учитывают свои особенности в каждой возрастной группе. На основе этих планов был подобран материал, который был оформлен в уголки по патриотическому воспитанию.

Так в младшей группе оформлен уголок по патриотическому воспитанию «Что мы Родиной зовём?». Чувство Родины у ребёнка начинается с любви к самым близким людям. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детского сада, и родная природа – всё это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребёнок. И хотя многие его впечатления ещё им не осознаны, всё начинается с восхищения того, что видит перед собой маленький человек.

В средней группе – уголок «С чего начинается Родина» - здесь более подробно рассматривается родной поселок, город. Дети получают краеведческие сведения о родном посёлке, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, поселковых зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, знаменитых земляках. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать её лучше.

 В старшей группе оформлен уголок «Наша Родина Россия». В этом возрасте расширяется кругозор детей и рассматривается область, как часть большой страны, изучаются понятия «гимн», «герб».

В подготовительной группе оформлен патриотический уголок «Наш дом Россия». Идёт знакомство детей с нашей страной в целом, с её символикой. Формируется представление о Москве, как о столице нашей Родины, в которой работает правительство и народами, которые населяют Россию. Уделяется внимание истории и традиции нашей необъятной страны.

Полученные знания закрепляются в повседневной жизни детского сада – это:

 оформление уголков для родителей, где совместно с детьми подбирается материал для размещения на стенде, и каждый ребёнок может рассказать родителям, чему посвящена данная выставка;

 проведение государственных и народных праздников;

 проведение сюжетно-ролевых игр, например «Армия», «Пограничники», где дети старших групп с удовольствием применяют на практике, полученные знания о военных профессиях;

 работа с родителями. Родители главные наши помощники, поэтому только в полном сотрудничестве с ними, мы можем гармонично развивать и воспитывать ребёнка. Родителей мы приглашаем на праздники, проводим совместно с детьми родительские собрания, приглашаем на день открытых дверей.

В заключение хочется отметить, что педагогическая теория и практика убедительно показывают, что формирование такого социально значимого качества личности как патриотизм, не просто возможно, но и необходимо начинать с самых ранних лет жизни.  Всё в наших руках!!!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуализация предметно-развивающей среды в контексте ФГОС.

Индивидуализация предметно-пространственной среды в контексте ФГОС.. Мотивационные знаки - как средство осуществления индивидуализации предметно-пространственной среды в группе....

Статья на тему :" Построение развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования"

Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эс...

ПРОЕКТ инновационного подхода к созданию предметно-пространственной развивающей среды в условиях перехода к ФГОС

Проект разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к созданию инновационной модели современной предметно-пространственной развивающей сре...

Консультация для педагогов Тема: " Духовно-нравственное воспитание в условиях перехода на ФГОС"

Одним из путей обновления содержания воспитания и образования в ДОУ является переход на личностно ориентированную модель развития. В ФГОС отмечается, что развивающая образовательная среда обеспечивает...

«Развитие образной связной речи дошкольников в процессе музыкального воспитания в условиях перехода на ФГОС »

Нашей задачей остается не только дальнейшее совершенствование всех сторон речи ребенка, но и формирование потребности в самостоятельной речевой деятельности, создание условий для того, чтобы дети разн...

Современные формы организации работы с дошкольниками по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях реализации ФГОС ДО

Патриотическое воспитание дошкольников довольно актуально в  условиях современности. Это неустанная работа по воспитанию гордости за свою Ррдину, свой народ уважение к его великим свершениям и до...