Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..
статья

Фалалеева  Елена Ивановна

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №13 г. Сердобска

Опыт работы

«Использование

краеведческого материала

в работе с детьми дошкольного возраста».

 

Подготовила:Фалалеева Е. И.

воспитатель I категории

2018г.

Народная культура является источником развития  патриотических чувств у детей.    Национальная культура входит в наше сознание вместе с генами родителей, с культурой других народов мы знакомимся уже с позиции родной культуры. И  чем раньше ребенок придет к пониманию и осмыслению культуры своего народа,  тем больше проникнется чистотой народных ценностей, тем роднее и ближе она станет.

Одной из задач дошкольного образовательного учреждения в образовательной области «социализация» является «формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу».

 Акцент на выборе данной темы не случаен и имеет своё объяснение.

Во-первых, при реализации "Основной образовательной программы

МДОУ детского сада № 13 г. Сердобска", в части формируемой участниками образовательных отношений мы реализуем  парциальную программу «История Пензенского края как средство развития личности ребёнка дошкольного возраста»  (Купецковой Е.Ф.) и методическое пособие «Дошкольникам о родной культуре Пензенского края» (авт. В.В.Гостяева, Л.М.Штанчикова). На основе этого материала  мы  знакомим  дошкольников с народной культурой Пензенского края: особенностями организации быта, народного костюма, декоративно-прикладного искусства, устного народного творчества, приобщая  детей к нравственным идеалам своего народа.

Таким образом, развивается личностная культура ребёнка как основа его патриотических чувств и любви к Родине.

  Во-вторых, при реализации этой программы в средней группе, появились определённые  трудности. Затруднена была и работа по ознакомлению детей с предметами русского быта, так как дети видели их только на иллюстрациях. У большинства детей  наблюдались проблемы с речью, памятью, вниманием. Ряд детей отличали низкая познавательная активность.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Но, к сожалению, часто современные семьи не могут воспитывать своего ребёнка, как это было в прежние времена, на основе преемственных связей с прошлыми поколениями, так как дедушки и бабушки часто живут отдельно. А ведь дедушек и бабушек отличает способность поделиться с детьми эмоциональным теплом. У ребёнка, который не видит в своём ближайшем окружении предметов русского народно-прикладного искусства, не знает народных игр, не слышит песен, никогда не появится интерес к русской культуре. Такой ребёнок не осознает связи с прошлым своего народа, не научится  любить и ценить его.

 Большую часть своего времени ребёнок проводит в детском саду, и кому, как не воспитателю, нужно взять на себя роль человека, который познакомит ребёнка с русской народной культурой, покажет её красоту и разнообразие.  А через различные активные формы работы разбудит интерес к родной культуре и природе, что приведёт к воспитанию  чувства любви к Родине, гордости за достижения своей страны, уважению к народным традициям.

Таким образом, цель моей педагогической деятельности: «Создание условий для патриотического воспитания дошкольников через приобщение к русской народной культуре».  

 Ориентиром для меня стала русская  пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Каким же образом вызвать у ребёнка такой эмоциональный подъём? Нужно начать с создания развивающей предметно- пространственной среды. Это поможет детям с самого раннего детства понять, что они – часть великого русского народа. Созданием в группе необходимой развивающей предметно- пространственной  среды, которая дала бы возможность детям приобщиться к русской народной культуре, мы занялись вместе с родителями. Поиск старинных предметов привёл к  созданию  в группе уголка по народному быту и искусству, который, по существу, является мини-музеем  предметов русского быта и декоративно-прикладного искусства. Также в группе собрано большое количество дидактических игр, которые составляют банк игр. В нём представлены настольно-печатные игры, куклы  и оборудование для театрализованной деятельности

Совместно с коллегами было принято решение создать интерактивный музей «Русская изба» в свободном помещении детского сада. Музей в детском саду занимает  небольшое пространство. Он небольшой, уютный, в чем-то даже домашний. Местоположение  музея позволяет всем желающим посещать музей в любое время. Музей открыт для своих маленьких посетителей постоянно.

 В течение дня дети имеют возможность знакомиться с экспонатами музея, задавать вопросы воспитателям, развивать свои познавательные интересы, потребности и способности и даже заниматься продуктивной и исследовательской  деятельностью: лепить глиняные игрушки, посуду; замешивать тесто для калачей, баранок, пирогов, заниматься вышивкой.

 Материал в музее используется  в  организованной образовательной  и в совместной деятельности с детьми. Ребята выступают в роли ведущих, экскурсоводов, помощников, оформителей, поисковиков.  

 Музей - результат совместной деятельности и  общения воспитателя, детей и их семей. Большую помощь в создании русской избы оказывают семьи воспитанников. Именно они помогли изготовить русскую печь, смастерили сундуки и лавочки, бабушки связали половики, мамы сшили русские народные костюмы.  С гордостью дети приносили старую посуду предметы быта, которые они с родителями отыскали на чердаках у бабушек и дедушек. Мы создали музей, ни где хранятся экспонаты, которые нельзя трогать ,а мы позволили детям самостоятельно исследовать функции предметов русского быта, играть с ними, подражая труду взрослых. Эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, работа становится более эффективной.  Наш музей не выставочный, а функциональный.. Дети впервые в своей жизни увидели, как выглядят предметы утвари, использовавшиеся в быту 100-200 лет назад: глиняные горшки, чугунный утюг, разогревавшийся на углях, рубель, веретено, детские игрушки, плотницкие инструменты, прялка.

 Таким образом, нам удалось сделать так, чтобы предмет, оказавшись в руках ребёнка, стал действительно ценным, значимым для него. Раскрывая функциональное и  символическое значение предмета, выявляя его роль в историко-культурном процессе, связь с сегодняшней жизнью мы сумели превратить вещи из «музейных экспонатов» в «живые объекты». В результате начали происходить изменения в сознании, в мироощущении детей.

 В музее дети знакомятся и с разнообразной народной музыкой. Народная музыка входит в быт ребенка с раннего детства: первые мелодии в его жизни являются колыбельные песни матери.

Одним из направлений работы стало разучивание народных игр. Знакомя детей с народными играми, мы возрождаем добрую традицию, передаём опыт старшего поколения.

Также детей очень привлекает возможность участвовать и в ролевых играх с музейными предметами, использовались элементы театрализации и костюмирование. В проводимых играх «разговаривают» друг с другом прошлое и настоящее, старинная вещь и ребёнок, музейный педагог и ребёнок; и те и другие могут «задавать вопросы» и отвечать на них. А «ответы» нередко воплощаются в увлекающих всех практических действиях- чаепитии, «семейной» трапезе с варёной картошкой. Вместе с родителями проводим праздники народных игр, вечера подвижных игр, в русской избе знакомлю с играми русского народа.

Для самых активных ребят даже была устроена фотосессия.

 

 Большой интерес вызывают у детей тематические праздники, приуроченные к датам народного календаря, которые регулярно проводятся в детском саду: пасха, масленица, святки, день семьи, любви и верности, медовый и яблочный спас, жаворонки. В основе этих праздников лежит подлинный, местный региональный материал, строгое соответствие народному месяцеслову и православному календарю.

 В музее организовываются и тематические выставки, в которых ребята с родителями принимают активное участие: «Народная игрушка», «Пасхальное чудо», герои ВОВ, Мой отчий край, герб семьи.

 Самым увлекательным для детей моментом при знакомстве с русской народной культурой были  экскурсии по разнообразной тематике, в том числе неоднократно по улицам города, в краеведческий музей. Особенно много радости вызвала у детей экскурсия в библиотеку, когда всем разрешили поиграть с предметами старины, а потом угостили хлебом, испеченным в печи.

 Для формирования у детей представления  обо всех многообразных сторонах русской народной культуры вместе с детьми мы  оформили  творческие тематические альбомы «Сказки», «Народное искусство», «Русский костюм», фотоальбомы «Приобщение детей к русской народной культуре», изготовили лэпбуки: русская изба, как жили на Руси, Сердобск

 В результате проделанной работы, русская народная культура стала неотъемлемой частью жизни группы, изменился микроклимат в группе: дети стали дружелюбнее друг к другу, исчезли проявления агрессии, стали активнее взаимодействовать, научились играть сообща, распределять роли в играх. Ребята  проявляют  неподдельный интерес к русской народной культуре, любят  рассказывать о том, что узнали, показывать, чему научились, с удовольствием играют в русские народные игры. Но дошкольники нуждаются в новых впечатлениях, интерес необходимо постоянно поддерживать. Мини-музеи в детском саду служат одним из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры и искусства. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, становятся восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий

Ознакомление с русской народной культурой – это первые шаги на длинной дороге становления личности человека, любящего свою Родину и свой народ. Думаю, нам удалось сделать начало этого пути интересным и значимым для детей

 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)

В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....

Использование ТРИЗ - технологии в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)

ТРИЗ - теория решения изобретательных задач. Главная идея этой технологии, сосотоит в том, что технические системы возникают и развиваются не как попало, а по определённым законам. Приёмы и методы ТРИ...

Использование технологии «синквейн» в работе с детьми дошкольного возраста. (из опыта работы)

Использование "синквейна" в работе учителя - логопеда  с детьми дошкольного возраста....

Статья «Использование техники оригами в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)»

Статья «Использование техники оригами в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)» Воспитателя высшей категорииФлипповой Т. А.     Значение техники ор...

Использование пособия «Игровой парашют» в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)

В России впервые детский игровой парашют был продемонстрирован в 1996 году на Международном практическом семинаре педагогами Голландии, работающими с детьми с различными нарушениями развития...

Использование инновационных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)

Мой опыт работы, с применением педагогических технологий: проектный метод и технология индивидуализации обучения и развития «Детский совет» Л.В.Свирской...