Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Удивительный песок» в старшей группе.
план-конспект занятия (старшая группа)

Лосева Татьяна Владимировна

Тема: « Удивительный песок»

Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, посредствам ознакомления с песком, как с природным материалом.

Основная образовательная область: познание.

Задачи:

1.Образовательные:

-Систематизировать знания детей о песке и его свойстве;

-Дать элементарные представления о свойствах фильтрования песка;

-Продолжать формировать умения осуществлять осознанную деятельность (Как это делать? Что я знаю?  Что сделано?)

2. Развивающие:

-развивать память, логику, мышление, внимание, речь, мелкую моторику;

-продолжать развивать навыки опытно- экспериментальной деятельности.

3.Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе;

-воспитывать чувства ответственности и работы сообща.

Методы и приемы;

-беседа, наблюдение, совместная деятельность с детьми, экспериментально-опытный.

Предварительная работа:

Беседа о свойствах песка, рассматривание иллюстраций, наблюдения, чтение познавательной литературы.

Материал и оборудование:

-песок, цветной мел( измельченный) , вода, пробирки , воронки, лупы, сода, лимонная кислота , клей –карандаш,  листы белой бумаги, тарелочки для мела, белые халаты, заготовки деталей цветка.

Ход занятия:

В- Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Я предлагаю всем вам стать исследователями, а для этого нам нужно отправиться в научную лабораторию, где мы будем проводить самые настоящие опыты и эксперименты. А вот что мы будем исследовать, вам нужно отгадать (воспитатель читает загадку)

« Он и желтый и сыпучий

Во дворе насыпан кучей,

Если хочешь, можешь брать,

И в куличики играть.» ( песок).

В –Верно, это песок. А сейчас я вам предлагаю посмотреть небольшой сюжет о песке (показ презентации о песке).

В- Действительно песок- это одно из самых удивительных полезных ископаемых на  нашей планете Земля и чтобы лучше узнать о его свойствах, я предлагаю вам  пройти в нашу научную лабораторию ( дети одевают белые халаты).

В- Предлагаю вспомнить, как нужно вести себя в лаборатории с материалом.

Ответы детей( нельзя громко разговаривать, без просьбы воспитателя руками ни чего не трогать, на песок дуть нельзя, грязные руки в рот брать нельзя).Дети занимают свои места и приступают к работе.

Опыт№1 « Рассматривание сухого и мокрого песка»

Детям предлагаются 2 стакана с песком. В один стакан налить воды.

В- Песок стал каким? (мокрый). Давайте сравним сухой и мокрый песок. Для этого на два лист белой бумаги нужно положить сухой и мокрый песок. Взять в руки лупы и рассмотреть его.

В- Из чего состоит песок? (из песчинок) Какие они по форме? (круглые, треугольные, квадратные- разные).

В- Попробуйте, сыпется сухой песок или нет ( дети выполняю манипуляции- сыпется)

В – Рассмотрим мокрый песок. Видно ли в мокром песке отдельные песчинки? (нет).

Вывод: Между песчинками сухого песка находится воздух, поэтому их можно рассмотреть, а между песчинками мокрого песка находится вода , все песчинки слиплись и их формы не видны.

Опыт №2 « Растворение песка»

В- Предлагаю перейти ко второму опыту. Кто из вас знает,  может ли песок растворяться в воде? ( ответы детей).

В- Хотите проверить? У вас на столах стоят пробирки с водой. Возьмите маленькие ложечки и очень аккуратно всыпьте  в пробирку сухой песок .Закройте ее пробкой и очень хорошо потрясите. Что вы  видите? ( вода стала грязного цвета, не прозрачная).

Вывод: Самые мелкие песчинки растворились в воде, а крупные легли на дно пробирки. Песок растворяется в воде.

В- В любой лаборатории есть перерыв и я предлагаю вам  немножко отдохнуть. Проводится физминутка:

« Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели- встали, сели- встал

И на месте побежали.

В- Ребята, посмотрите, какая грязная вода стала в пробирках с песком. Я предлагаю превратить грязную воду в чистую.

Опыт №3 «Фильтрация воды»

Дети с помощью воронок и мокрого песка фильтруют воду из пробирок.

В- Посмотрите, какая стала вода? (чистая). Но все ровно ее пить нельзя. Дети  делают вывод.

Вывод: Песок можно использовать как фильтр.

В- А как вы думаете, можно ли сухой песок покрасить? ( ответы детей). А давайте попробуем?

Опыт№4 « Окрашивание сухого песка»

Детям предлагается в тертый цветной мел добавить сухой песок.

В- Что произошло с песком?( он окрасился).

В- Я предлагаю окрасить песок, который находится у вас на тарелочках разноцветным мелом.

Вывод:  Сухой  песок можно красить.

В- А хотите, чтобы в нашей лаборатории распустился волшебный цветок «Цветик-семицветик». Для этого нужно взять детали цветка и нанести на него клей- карандаш. Затем посыпать эти детали цветным песком и сложить их. Что получилось? (ответы детей).

Вывод: Песком можно рисовать.

В- Я для вас приготовила сюрприз. Хотите, чтобы в нашей лаборатории было настоящее извержение вулкана.

Опыт№5 « Извержение вулкана»

Воспитатель в мокрый песок кладет чайную соду и поливает ее лимонной кислотой .Происходит химическая реакция. Образуется пена, которая стекает вниз.

Воспитатель  с детьми подводит итог занятия.

Занятие закончено.

Воспитатель: Лосева Т.В.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ЛЮБИМИЦА-КАРТОШКА" для детей старшего дошкольного возраста

Расширять знания детей о картофеле, его свойствах. Познакомить детей с историей появления картофеля на Руси....

Конспект непрерывной образовательной деятельности "Удивительный мир архитектуры" в старшей группе компенсирующей направленности

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №35Пушкинского района Санкт-Петербурга Конспектнепрерывной образовательной деятельности«Удивительный мир архитект...

Конспект развлечения по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в Лабораторию чудес» (старшая группа от 5 -6 лет)

Конспект развлечения по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в Лабораторию чудес» (старшая группа от 5 -6 лет) ...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Секреты обыкновенной бумаги» в старшем дошкольном возрасте

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Секреты обыкновенной бумаги» в старшем дошкольном возрасте...

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в Лабораторию чудес» (старшая группа)

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в Лабораторию чудес»(старшая  группа)Цель: развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в п...

Проект по опытно-экспериментальной деятельности: «Удивительный мир камней» в старшей группе.

Проект по опытно-экспериментальной деятельности:" Удивительный мир камней" в старшей группе....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в Лабораторию чудес» (старшая группа от 5-6 лет)

Развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования....