А.П.Чехов всегда в нашей памяти
презентация по художественной литературе

Киенко Елена Петровна

Чехов! Прекрасное чистое имя. Когда говоришь - Чехов, возникает особое чувство, может быть, даже счастье, что жил этот человек. Это один из спутников жизни. Не только у нас. Во всём мире. Он входит в жизнь человека. Разных людей, разных возрастов.

Разных занятий…

Вежливый доктор в старинном пенсне и с бородкой,
Вежливый доктор с улыбкой застенчиво-кроткой,
Как мне ни странно и как ни печально, увы,
Старый мой доктор, я старше сегодня, чем вы.

Грустная старая лампа в окне мезонина,
Чай на веранде, вечерних теней мешанина.

Белые бабочки вьются над желтым огнем,
Дом заколочен, и все позабыли о нем.

Пахнет грозою, в погоде видна перемена.
Это ружье еще выстрелит –  о, непременно!
Съедутся гости – покинутый дом оживет.
Маятник медный качнется, струна запоет…

Дышит в саду запустелом прохлада,

Белые бабочки вьются над желтым огнем,
Дом заколочен, и все позабыли о нем.

Пахнет грозою, в погоде видна перемена.
Это ружье еще выстрелит –  о, непременно!
Съедутся гости – покинутый дом оживет.
Маятник медный качнется, струна запоет…

Дышит в саду запустелом прохлада,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chehov_a.p._v_nashey_pamyati.pptx2.18 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Вежливый доктор в старинном пенсне и с бородкой, Вежливый доктор с улыбкой застенчиво-кроткой, Как мне ни странно и как ни печально, увы, Старый мой доктор, я старше сегодня, чем вы. Грустная старая лампа в окне мезонина, Чай на веранде, вечерних теней мешанина.

Слайд 3

Белые бабочки вьются над желтым огнем, Дом заколочен, и все позабыли о нем. Пахнет грозою, в погоде видна перемена. Это ружье еще выстрелит – о, непременно! Съедутся гости – покинутый дом оживет. Маятник медный качнется, струна запоет… Дышит в саду запустелом прохлада,

Слайд 4

Мы старомодны, как запах вишневого сада. Сад тот Россией был Чеховым назван, И сохранить его каждый обязан! Вежливый доктор в старинном пенсне и с бородкой, Вежливый доктор с улыбкой застенчиво-кроткой, Как мне ни странно и как ни печально, увы, Старый мой доктор, я старше сегодня, чем вы.

Слайд 6

Чехов! Прекрасное чистое имя. Когда говоришь - Чехов, возникает особое чувство, может быть, даже счастье, что жил этот человек. Это один из спутников жизни. Не только у нас. Во всём мире. Он входит в жизнь человека. Разных людей, разных возрастов. Разных занятий…

Слайд 7

Зажглась, как тысячи свечей, заря. Глава семейства Богу помолился – Антоша Чехов – третий сын родился. Красив, здоров, и вес богатыря! Он стал писателем, пленившим мир, Таких, как Чехов, мало на планете, О нем в ходу легенды и сонеты, Он – гордость таганрожцев , всех кумир. В доме купца, торговавшего чаем и хлебом, У малых окошек, глядящих в завьюженный сад, Родился младенец, крещенный морозом и снегом, Чья жизнь начиналась с отцовских долгов и заплат.

Слайд 8

Родился Чехов в 1860 году на берегу Азовского моря в городе Таганроге, городе былой морской славы: еще каких-то 10-20 лет назад это был один из крупнейших торговых портов Юга России, куда из всех стран Средиземноморского бассейна приходили торговые суда. Ко времени Антона Чехова Таганрог жил воспоминаниями былой славы. В семье купца третьей гильдии Павла Егоровича Чехова царила мещанская бедность. Дети росли покорными и тихими: домашние богослужения, церковный и домашний хор, в котором они пели, лавка, в которой трудились все домашние от зари до зари, уроки домашние и гимназические – все это отнимало силы и время, отбивало охоту к шалостям. И все-таки детей учили уму-разуму подзатыльниками, розгами и не по злобе или вредности характера, но с искренней верой и по глубокому убеждению. Так было всегда, так растили и воспитывали и Павла Егоровича, отца Антона. П.Е. Чехов был глубоко религиозным человеком, но в его вере не было места терпимости и добродушию, церковные догматы и наставления святых отцов понимались им слишком буквально; свои обязанности и в семье, и в лавке он выполнял с избыточным рвением, что зачастую осложняло жизнь не только семьи, но и его собственную. Итак, молчаливая мать, истовый и строгий отец, гимназия да отцовская лавка – вот и весь мир семьи Чеховых.

Слайд 9

Когда Антоша был в четвертом классе гимназии, при таганрогском уездном училище был открыт ремесленный класс, где обучали сапожному и портняжному ремеслу. В этот класс принимали и из других учебных заведений. Антоша с братьями Иваном и Николаем стали учиться в этом классе. Антоша учился портняжному ремеслу, выучился шить себе брюки и жилеты, и был очень доволен. Так между гимназией, спевками, сидением в лавке, шитьем брюк и жилетов проходили детские годы Чехова. Позднее, вспоминая о них, Антон Павлович не раз повторит грустную фразу: «В детстве у меня не было детства».

Слайд 10

Но, несмотря на трудную жизнь, Антон оставался человеком весёлым и жизнерадостным, всегда готовым на остроумную шалость, розыгрыш, шутку. Нужна была большая сила характера, чтобы на всю жизнь сохранить в себе эти качества, не озлобиться на весь мир, не потерять бодрости, надежды, чувства юмора. Последнее качество Чехов особенно ценил и в окружающих людях. Современники отмечают умение Чехова вносить в любую компанию веселье, смех, шутку.

Слайд 11

Когда Чехову исполнилось 19 лет, он переехал из Таганрога в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета. Здесь в печати появились и первые произведения автора. В эти годы жизнь писателя складывалась нелегко. Отец, Павел Егорович, разорился, и Чехов стал фактически кормильцем большой семьи. Ему приходилось обеспечивать мать и отца, платить за учебу в университете, платить и за обучение младших – сестры и брата – в гимназии. На всё были нужны деньги, и Чехов зарабатывал их своими произведениями и уроками.

Слайд 12

В 30 лет Чехов отправился в далёкое путешествие на остров Сахалин. В то время Сахалин был самым страшным местом в России: на острове была каторга, там же селились отбывшие свой срок каторжане, которым запрещалось возвращаться на материк. Здесь Чехов провел перепись населения, собрал большое количество сведений о ссыльной колонии и каторге, а когда вернулся, написал книгу «Остров Сахалин». Путешествие на Сахалин много дало Чехову. Он начинает задумываться над смыслом человеческой жизни, над судьбой человечества. После сахалинских переживаний Чехов пишет трагическое произведение - повесть «Палата № 6»

Слайд 13

90-е годы были временем расцвета творчества писателя. Один за другим появляются замечательные рассказы « Ионыч », «Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви». Чехов показал, как много заложено в людях прекрасного и доброго и как незаметно и необратимо все это может утонуть в тине мелочей жизни.

Слайд 15

Дом с мезонином. Парк. Две девушки-сестры. Люблю ли я? Люблю. И вот рука невольно Палитру ищет, кисть. И чувства вновь остры. И молод снова я: мне радостно и больно. И с мезонином дом – как он уныл и пуст! Она уехала, чужой покорна власти… Прохлада осени. И облетает куст… Зацветший поздно так под дуновенье страсти. И все же не хотят опасть мои мечты, И много лет шепчу: « Мисюсь , где ты?» 1939

Слайд 16

Чехов лечил больных бесплатно, да ещё лекарства давал, а подношений не принимал. На мелиховские годы приходится самый активный период медицинской деятельности А.П.Чехова. На «Карте врачебной сети Московской губернии» можно отыскать деревни, исхоженные доктором Чеховым. «У меня в участке 25 деревень, 4 фабрики и 1 монастырь» (А.П.Чехов А.С.Суворину, 16 августа 1892 года). В усадьбе Чехова лекарственные травы выращивались на специальной делянке. Справа от входа в «Амбулаторию» воссоздан «лекарственный огород». В мелиховские годы Антон Павлович создал более сорока произведений, вошедших в сокровищницу отечественной и мировой литературы. Это: «Палата №6», «Мужики», «Человек в футляре», «О любви», «Крыжовник», «Учитель словесности», «Чайка» и др.

Слайд 17

Весной 1897 года у А.П. Чехова началось резкое обострение туберкулезного процесса, давно подтачивавшего его здоровье. В больнице Чехова посетил Л.Н. Толстой: «В клинике был у меня Лев Николаевич, с которым вели мы преинтересный разговор… Говорили о бессмертии». «Пройдёт время, мы уйдём навеки, но страдания наши перейдут в радость для тех, кто будет жить после нас, счастье и мир настанут на земле...»- так писал Чехов в своей пьесе «Три сестры»

Слайд 19

Чехов - это писатель, о котором можно рассказывать еще долго и много. Он был мужественным и честным, удивительно скромным и мягким в обращении с людьми, умным, веселым и добрым - таким человеком был Антон Павлович в жизни. Таким предстает он перед нами в своих повестях и рассказах. Таким видят его те, кто слагает стихи. Стихи о нем.

Слайд 27

За увитой ветками оградой, Как во сне, я вижу это сад. Он стоит, не тронутый распадом, Как и двадцать лет тому назад. До последней черточки знакома И щемящей нежности полна Одинокость чеховского дома, Грусть венецианского окна. Кипарис. И в легкой дымке горы, Словно годы в дальнем далеке … До сих пор слышны здесь разговоры. Чей-то смех… И тени на песке… Но в ряду волшебных превращений Мне другой запомнился сюжет: Сад ночной, и на твои колени Молоком пролился лунный свет. Ты была юна и белокура В том далеком памятном году, И стрела, разящая Амура Угодила в сердце, на беду. А когда в саду погасли свечи Южных звезд и день встал без прикрас, - Понял я значенье нашей встречи, Краткой, словно чеховский рассказ.

Слайд 28

Чехов Антон Павлович великий русский сочинял, создавал, лечил оказал огромное влияние на литературу и театр прозаик, драматург, писатель, врач Писатель чуткий, чудесный увлекает, удивляет, волнует судьбами сада, героев, России. Чехов... Чехов Светлый, грустный, Творил, страдал, мечтал… Твоя «святая святых» – человек! Созидатель!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"День нашей памяти" (Фотоотчёт, посвященный Дню Победы для старшей, подготовительной группы)

Ежегодно, в нашем детском саду, мы отмечаем Великий День Победы. Заранее воспитатели, под руководством музыкального руководителя, разучивают песни, танцы, стихи к празднику, знакомят детей с соответст...

Музыкально - литературный вечер “Тукай - в нашей памяти всегда!»

Праздник, посвященный 130 летию рождения Г. Тукая для старшего дошкольного возраста. Дети знакомятся с жизнью и творчеством татарского писателя Г. Тукая. Через развличение, в детях воспитываем любовь ...

Совместный утренник для детей и родителей подготовительной группы "На волнах нашей памяти"

Наступил последник праздник, где встретятся дети и родители, чтобы отправиться в новую  жизнь - в школу....

Мастер-класс «Эйдетика - секреты нашей памяти».

Мастер-класс «Эйдетика - секреты нашей памяти»....

Конспект образовательной ситуации в средней группе «Вы всегда в нашей памяти герои войны»

Конспект образовательной ситуации в средней группе «Вы всегда в нашей памяти герои войны»Елена СизикинаКонспект образовательной ситуации в средней группе «Вы всегда в нашей памяти ге...

мероприятие "Их подвиг всегда в наших сердцах"

Мероприятие посвящено 80-й годовщине освобождения села Дивное от немецко - фашистских захватчиковЦель: формировать чувство патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну на примере ...