Тема: «Сказки и были Петропавловской крепости» .
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Лавриненко Ксения Леонидовна

Развивать познавательный интерес к изучению архитектурных и исторических достопримечательностей города на примере Петропавловской крепости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_i_byli_petropavlovskoy_kreposti.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

в подготовительной группе

Образовательная область: познавательное развитие

Тема: «Сказки и были Петропавловской крепости» .

Используемые технологии:

ИКТ - технология

Разработала

Воспитатель ГБДОУ № 6

 Выборгского  района

Лавриненко К.Л.

Цель: развивать познавательный интерес к изучению архитектурных и исторических достопримечательностей города на примере Петропавловской крепости.

        ОО «Познавательное развитие»

  1. Сформировать у детей представление о типе фортификационного сооружения крепость.
  2. Закрепить умение соотносить формы предметов с геометрическими фигурами.

ОО «Речевое развитие»

  1. Активизация словаря: «остров», «крепость», «башня», «стена», «Петропавловская».
  2. Обогащение словаря: «Петропавловская», «бастион», «апостол».
  3. Развивать умение отвечать на вопросы педагога и доказывать свою точку зрения.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

  1. Воспитывать у детей чувство любви и гордости к своему городу, уважение к труду создателей Санкт-Петербурга.

Демонстрационный материал: мультимедиа-презентация «Что такое крепость?» Тайна имени крепости».

Раздаточный материал: конструктор «Крепость» и макеты домиков из разных материалов, выполненные на занятии по конструированию, синяя ткань (для изображения воды). Набор геометрических фигур, включающий пятиугольники (обозначение бастиона) и прямоугольники (обозначение стен).

Предварительная работа:

  1. Рассматривание и чтение книг о Санкт-Петербурге:

«Санкт-Петербург. Три века архитектуры» И. С. Храбрый;

«Чудесный город» Л. К. Ермолаева, И. М. Лебедева;

«Санкт-Петербург» В. Воскобойников.

  1. Беседа о достопримечательностях Санкт-Петербурга.

Методическая литература:

  1. О.В. Солнцева, Е.В. Корнева-Леонтьева учебно-методическое пособие «Город-сказка, город быль» знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом изд-во «Речь» 2013 г.
  2. Т.Ю. Толкачева Системы работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга. Изд-во Детство-пресс», 2012 г.

Ход занятия

Вводная часть:

Воспитатель: Жил-был король, у которого был очень красивый дворец, он хотел его защитить от врагов.(Педагог выставляет на ковер макет дворца). Приказал король построить вокруг дворца толстые…(стены). (При помощи конструктора дети выставляют на ковре вокруг дворца стены). Но стены оказались не прочными, пришлось королю приказать поставить по углам высокие…(башни). А за стенами вырос целый город! (Выставляются маленькие домики, выполненные детьми в конструктивных играх). Тогда король приказал построить внешние стены и защитить город. (Дети берутся за руки, изображая стены). А вокруг крепости – вырыть ров и напоить его водой. (выкладывается синяя ткань, изображающая воду). Теперь враг не мог захватить город. Он стал очень крепким. Такой укрепленный город стали называть…(крепостью) (слайд «Король и дворец»)

Воспитатель: В нашем городе тоже есть крепость. Крепость расположена на острове.(слайд «Общий вид Петропавловской крепости»)

Воспитатель: А что такое остров? (ответы детей)

Воспитатель: Верно, остров – это часть земли, со всех сторон окруженная водой. Говорят, что крепость, построенная на острове, имеет вторые водные стены. Почему так говорят? (ответы детей)

Воспитатель: Вот в нашем городе у крепости, кроме каменных стен (слайд «Что такое остров» (рисунок острова. Фотография Заячьего острова (вид сверху)), еще и водные стены имеются. Крепость эту велел построить царь Петр первый.  Долго он думал, какое место ему выбрать. Но однажды высадился царь на острове, что на реке Неве находился.

Остров тот называли Заячьим. Как вы думаете, кто на нем жил? (ответы детей)

Воспитатель: Сегодня на этом острове можно увидеть скульптуру зайца (слайд «Фотография зайца. Скульптура зайца у Иоановского моста»)

Воспитатель: Крепость Петр первый назвал Петропавловской, в центре ее заложил церковь святых Петра и Павла. Как вы думаете, в честь кого Петр первый назвал крепость? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, в честь святых апостолов Петра и Павла. Апостол Петр был покровителем (ангелом) царя Петра первого.(слайд «Фотографии «Петропавловской собор», «Апостол Петр и апостол Павел»)

Воспитатель: Крепость была построена из… Давайте рассмотрим стены крепости.(слайд «Крепостная стена Петропавловской крепости»). Как вы думаете, из чего они сделаны? (ответы детей).

Воспитатель: Сначала стены делали из земли, а потом Петр первый решил укрепить стены. Поэтому стены стали выкладывать из камня.

Какими должны быть стены крепости, чтобы они смогли защищать? (ответы детей).

Физкультминутка: «По болоту Петр шел»

По болоту Петр шел      - дети идут на месте широким  шагом;

Остров заячий нашел.  –  дети смотрят  в бинокль ;

Он собрал рабочий люд  - дети машут руками, созываем людей;

И построил крепость тут. – дети стучат молотками кулак об кулак;

Крепость новая стоит   - дети вытягивают руки вверх и изображаем шпиль

Пушками врагу грозит. –дети грозят пальцем;

Бам, бам, бам, бам!  - дети топают поочерёдно ногами;

Не осталось зайцев там. – дети садятся на корточки и прячут руками глаза;

Я по острову пойду, - ходьба на месте;

Шевельнется кто- найду.- дети стоят ровно и не шевелятся;

Зайцы пушек испугались,- дети трясут руками

По кустам все разбежались. - (Дети убегают на места).

Воспитатель: А что еще защищает крепость, кроме воды? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, конечно же пушки! (слайд «Пушки Петропавловской крепости») Как вы думаете, почему стреляет пушка? Разве на крепость кто-нибудь нападает? (ответы детей)

       Воспитатель: Пушки Петропавловской крепости стреляют каждый день в 12 часов.

Воспитатель: Но пушкам было мало места на стенах, поэтому в углах крепости были построены широкие выступы – башни (слайд «бастион Петропавловской крепости  (план)», «Фотография бастиона»). Давайте посчитаем , сколько углов  каждой башни. (Дети рассматривают план башни, считают углы.)

 Воспитатель: Правильно, углов всего пять. Пятиугольные башни называются бастионами. Выберите геометрические фигуры, подходящие по форме для обозначения бастиона.

 Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько бастионов в Петропавловской крепости?(ответы детей) .

Воспитатель: Верно, шесть (слайд «План Петропавловской крепости»).

Давайте положим шесть найденных вами фигурок – бастионов, а теперь их нужно соединить стенами. Какими фигурами можно обозначить стены?(ответы детей).

Воспитатель: Правильно, прямоугольниками (при помощи прямоугольников и пятиугольников дети собирают вид внешней крепости стены).

Воспитатель: Правильно построить бастион, дело очень важное. Потому за строительством бастионов следили друзья Петра первого. По их фамилиям названы бастионы Петропавловской крепости. Но один бастион государь Петр никому не доверил, строил его сам. Как вы думаете, как его могли назвать?(ответы детей).

Воспитатель: Его называли Царским или Государевым бастионом (слайд «Государев бастион – Петр первый»).

Воспитатель: Крепость мы построили. Но, как же в нее попасть? Ведь должны же защитники крепости получать еду, снаряды, уезжать в отпуск? (ответы детей).

Воспитатель: Для этого в крепости были сделаны…ворота (слайд «Петровские ворота Петропавловской крепости»). У ворот всегда стояли солдаты- часовые. Они охраняли вход в крепость.

       Рефлексия:

       Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомились с Петропавловской крепостью. Если вы захотите увидеть ее своими глазами, то можете пригласить свою семью пойти туда на прогулку.

Воспитатель: Напомните мне пожалуйста, почему остров на котором стоит Петропавловская крепость называют «Заячьим островом»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий по теме «Петропавловская крепость»

Краткий  рассказ детям об истории строительства крепости в устье НевыЦели и задачи. Закрепить дату рождения города – 1703 г.Познакомить с понятиями «чертеж», «схема».Рассказать детям историю...

презентация "Сказки и были Петропавловской крепости"

Развивать познавательный интерес к изучению архитектурных и исторических достопримечательностей города на примере Петропавловской крепости у детей старшего возраста...

Тема 1 Сказки и были Петропавловской крепости.

А этот город мной любим,За то, что мне не скучно с ним......                                        ...

Конспект по Петербурговедению на тему:"Петропавловская крепость" средняя группа.

Петербург – город с удивительной судьбой, хранитель замечательных исторических и культурных традиций. Его духовное возрождение немыслимо без воспитания в каждом юном петербуржце чувства любви к родном...

Презентация на тему : "Петропавловская крепость"

Петербург – город с удивительной судьбой, хранитель замечательных исторических и культурных традиций. Его духовное возрождение немыслимо без воспитания в каждом юном петербуржце чувства любви к родном...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему "Сказки и были Петропавловской крепости"

Конспект непрерывной образовательной деятельности по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста....

«Сказки и были Петропавловской крепости»

Совместная деятельность воспитателя  и детей старшей группы.  Тема: «Сказки и были Петропавловской крепости»Задачи:1. Сформировать у детей представление о типе фортификационноого...