Технологические карты по теме "Масленица"
методическая разработка (младшая группа)

Волченская Ирина Викторовна
Ясельная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_maslenitsa.docx44.59 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Рождественский детский сад

Технологическая карта

организации совместной деятельности с детьми

Тема недели

Масленица

Выполнила воспитатель

Волченская И.В.

Конспект

Знакомство с Масленицей

Речевое развитие

двигательная, игровая, коммуникативная, продуктивная, музыкально-художественная,  познавательная, конструктивная.

Цель занятия:  Знакомство детей с русским народным        праздником  Масленицей, посвященным концу зимы.

Программные задачи:

Познавательное развитие: познакомить с традициями народного праздника – Масленица.  Дать представление о русских народных играх; расширить знания о традициях и обрядах. Приобщать детей к русской традиции. Учить уважительному отношению к истокам русской культуры.

Речевое развитие: Учить детей правильно и связно формулировать свои мысли.

Социально-коммуникативное развитие: Знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями. Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни; любовь к родному краю.

Художественно-эстетическое развитие: Воспитывать культуру речевого общения, прививать любовь к художественному слову.

Физическое развитие: Учить детей выполнять несложные физические упражнения по команде воспитателя.

Планируемый результат:   Дети смогут рассказать, что такое Масленица, сколько времени происходили гулянья, какие развлечения были у наших предков.

Материалы и оборудование (технические)

Картинки с изображением народных гуляний

Ход образовательной деятельности

Этапы мероприятий

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный этап, мотивация, погружение в ситуацию

Рассматривание картинки с изображением праздника.

Воспитатель: На картине изображен праздник, который называется Масленица. Это праздник проводов зимы. Во время этого праздника люди нарядно одевались, ходили в гости, чтобы угоститься блинами и горячим чаем, участвовали в праздничных гуляньях.

Дети рассматривают картинки

Основной этап (познавательный или деятельностный)

Воспитатель читает стихотворение «Масленица»

Масленица, Масленица,

Дай блинком полакомиться.

Прогони от нас метели,

Прокати на карусели.

Растопи холодный лёд,

Пусть весна скорей придёт!

Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по обычаю пекут блины масляные. Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами.

На тарелке он один — называем просто (блин)

Много испекли их мы — тогда назовем (блины)

Испекли для дочек — назовем (блиночек)

Будет кушать их сынок — назовем тогда (блинок)

Огромный, как домище — назовем (блинище)

Воспитатель интересуется, на что похожи блины (круг, солнышко)

Какого цвета блины (жёлтого, коричневого)

Какой они формы (круглой)

Воспитатель: а ещё на масленичной неделе устраивали разные игры.

Предлагает поиграть в веселую игру «Карусель».

Игры и игровые технологии (дидактические)

П\и «Карусель».

(К обручу  привязаны ленты, дети берутся за ленты одной рукой и идут сначала в одну сторону, затем поменяв в руку в другую).

Еле,еле,еле,еле, закружились карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и закончилась игра.

Заключительный этап (рефлексия)

Воспитатель интересуется у детей, что они запомнили о народном празднике Масленице.

Дети рассказывают воспитателю и друг другу, что они знают о Масленице.

Конспект

Масленичные гуляния.

Познавательное развитие (ФЦКМ)

Форма организации: двигательная, игровая, коммуникативная, продуктивная, музыкально-художественная,  познавательная, конструктивная.

Цель занятия:  Знакомство детей с русским народным праздником  Масленицей, посвященным концу зимы.

Программные задачи:

Познавательное развитие: познакомить с традициями народного праздника – Масленица. Дать представление о русских народных играх; расширить знания о традициях и обрядах. Приобщать детей к русской традиции. Учить уважительному отношению к истокам русской культуры.

Речевое развитие: Учить детей правильно и связно формулировать свои мысли.

Социально-коммуникативное развитие: Знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями. Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни; любовь к родному краю.

Художественно-эстетическое развитие: Воспитывать культуру речевого общения, прививать любовь к художественному слову.

Физическое развитие: Учить детей выполнять несложные физические упражнения по команде воспитателя.

Планируемый результат:   Дети смогут рассказать, что такое Масленица, сколько времени происходили гулянья, какие развлечения были у наших предков.

Словарная работа: Масленица, чучело, гулянье, заигрыш, лакомка.

Материалы и оборудование (технические)

Кукла Масленица, заготовки для аппликации солнца, клей, картинки с изображением масленичных гуляний.

Ход образовательной деятельности

Этапы мероприятий

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный этап, мотивация, погружение в ситуацию

Воспитатель показывает детям необычную куколку. Поясняет, что это Масленица. Ее делали наши предки, и она была самым главным персонажем на празднике.

Дети рассматривают необычный вид и наряд  куклы. Спрашивают, откуда такая куколка появилась.

Основной этап (познавательный или деятельностный)

Воспитатель: Масленица это самый шумный, озорной, веселый праздник в конце зимы. В старину люди думали, что смены времен года не будет, если не провести в свой срок нужный обряд. Зиму надо было проводить, а весну встретить, иначе весна-красна мимо проедет.  Масленица и есть праздник в честь возрождающегося по весне солнца. Все же заметили, что дни стали длиннее, и чаще светит солнышко.

Предлагает поиграть в п\и «Солнце».

Воспитатель: Длился праздник семь дней – с понедельника по воскресенье. В масленицу ребятишки заливали ледяные горки и катались с них на санках (рассматриваем иллюстрации).  На масленицу обязательно ходили в гости и наедались блинов со сметаной, маслом, вареньем; ели пироги, ватрушки с творогом.

Воспитатель показывает картинки блинов и интересуется у детей, на что похожи блинчики? (на солнышко).

Дети играют в пал\и « Блинчики»

Воспитатель: В эти праздничные денечки люди мастерили куклу из соломы - Масленицу, обряжали ее в сарафан  и платок и катали на саночках  Последний день Масленицы - воскресенье, он называется «прощеным». В этот день все просили друг у друга прощения, мирились. А потом сжигали чучело Масленицы, приговаривая: «Полно, Зимушка, зимовать, весна идет!» (рассматриваем иллюстрации).

А потом все отправляются к столу и делают совместную аппликацию «Солнышко», прикрепляют глазки, ротик, носик, ручки и лучики к солнцу.

Игры и игровые технологии (дидактические)

П\и «Солнце»

В центре круга - "солнце", один из детей.

Остальные водят хоровод.

Гори, солнце, ярче -
Летом будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.

На слово "Горю!" - "солнце" догоняет детей.

Пал\и «Блинчики»

Положи блинок в ладошку: (прочертить пальцем круг на ладошке)
Угости Мурлыку - кошку, (загибать пальцы)

Угости щенка Трезорку,
Потом мальчика Егорку,
Дай блиночек мамочке,
Дай блиночек папочке.

Заключительный этап (рефлексия)

Воспитатель интересуется, понравилось ли им играть в новую игру «Солнышко». Красивое ли солнце у них получилось. И о каком празднике они сегодня узнали.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Конспект

Нарисуем Мишке куклу Масленицу

Рисование

Форма организации: двигательная, игровая, коммуникативная, продуктивная, музыкально-художественная, познавательная.

Цель занятия: Развитие художественно-творческой деятельности, воображения, навыки рисования, умение дополнять и заканчивать образ внесением деталей.

Программные задачи:

Познавательное развитие: Познакомить детей с народным праздником Масленицей.

Речевое развитие: Учить детей правильно и связно формулировать свои мысли.

Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать интерес к праздникам своего народа, интерес к творчеству.

Художественно-эстетическое развитие: Формировать умение располагать изображение на весь лист бумаги, аккуратно закрашивать. 

Физическое развитие: Учить детей выполнять несложные физические упражнения по команде воспитателя.

Планируемый результат:  Дети смогут нарисовать куклу из простых геометрических фигур, раскрасить узор на наряде.

Материалы и оборудование (технические)

Картина «Масленица», краски акварельные, белая бумага формата А4, «непроливайка», салфетка, простой карандаш

Ход образовательной деятельности

Этапы мероприятий

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный этап, мотивация, погружение в ситуацию

В группе на стульчике сидит Мишка грустный (большая мягкая игрушка).
Воспитатель: (подходит вместе с детьми) Мишка, что ты такой грустный?
Мишка: (воспитатель говорит за Мишку): я шел к вам и видел, как на улице все люди веселятся, играют. Про какую-то Масленицу говорят. А я хочу узнать, что такое Масленица. 

Дети приветствую Мишку.

Основной этап (познавательный или деятельностный)

Воспитатель:  Ах, вот в чем дело. А я как раз собиралась ребятам про Масленицу рассказать. Присаживайтесь и слушайте.
(Дети садятся полукругом, Мишка сидит лицом к детям).
Воспитатель: Масленица – это праздник. Очень веселый, народный праздник. Появился он очень давно. Все его любят, что его празднуют до сих пор. Масленица длится целую неделю-семь дней. Во время масленичной недели празднуют окончание зимы. Как бы провожают зиму и встречают весну. Делают куклу – Масленицу. Вокруг Куклы Масленицы водят хороводы, играют в игры, катают ее на санках.
Мишка: А почему праздник так называется? 
Воспитатель: Потому, что всю неделю пекут блины и угощают ими всех все семь дней. А потом Куклу-масленицу сжигают на костре.
Я думаю, что все любят веселиться и играть.
Предлагаю поиграть в игру «Блинчик шел по лесу»
Мишка: Какая интересная игра. Я медвежат научу играть в такую игру, расскажу про Масленицу. А как же я медвежатам покажу саму Масленицу?
Воспитатель: Ребята, как можно помочь Мишке?
(Ответы детей: можно нарисовать).
Воспитатель: Да. Нарисуем Куклу-Масленицу. Расскажу, как будем рисовать по порядку. Нарисуем простым карандашом голову большую в верхней части листа, круглую как блин (или солнце). На голове нарисуем лучики треугольные. На лице нарисуем глаза, рот, нос. Платье треугольное, рукава. И после на платье сделаем красивый узор из кружков.

Дети выполняют задание. Воспитатель помогает затрудняющимся.

Игры и игровые технологии (дидактические)

Игра «Блинчик шел по лесу»

Участники встают в круг и берутся за руки. Один ребенок изображает блинчик (становится в центр круга). Дети, двигаясь, по кругу, поют:
Блинчик шел по лесу, по лесу, по лесу,
Искать себе сушку
(все поют эти строки и ходят хороводом по кругу)
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
(все прыгают)
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
(все брыкаются ножками)
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
(все хлопают в ладоши)
И ножками потопаем, потопаем, потопаем,
(все топают)
Головкой покачаем, качаем, качаем,
(все качают из стороны в сторону головой)
И снова начинаем!
(Далее: Бублик шел по лесу…..нашел себе (сушку, пышку, пряник, пончик, пирожок, оладушек и т.п.…..и по тексту)

Заключительный этап (рефлексия)

Мишка: Спасибо, ребята. Очень красивые и интересные работы у вас получились. Я покажу их медвежатам. 

Воспитатель: До свидания, Мишка, приходи к нам еще.

Дети рисуют Куклу-Масленицу и несут Мишке.

Конспект

Веселая Масленица

Игровая деятельность

Форма организации: игровая, двигательная, коммуникативная, музыкально-художественная

Цель занятия: Знакомство детей с русским народным        праздником  Масленицей, посвященным концу зимы.

Программные задачи:

Познавательное развитие: Познакомить детей с народным праздником Масленицей.

Речевое развитие: Расширять знания детей о видах устного народного творчества.

Художественно-эстетическое развитие: Воспитывать культуру речевого общения, прививать любовь к художественному слову.

Физическое развитие: Учить детей выполнять несложные физические упражнения по команде воспитателя.

Планируемый результат: Дети будут знать 2 хороводные игры к празднику Масленицы.

Материалы и оборудование (технические)

Музыкальное сопровождение

Ход образовательной деятельности

Этапы мероприятий

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный этап, мотивация, погружение в ситуацию

Воспитатель загадывает загадку детям:

Всю неделю отдыхаем,

Всех блинами угощаем,

Холод зимний провожаем,

А весну с теплом встречаем.  (Масленица)

Дети отгадывают загадку.

Основной этап (деятельностный)

Воспитатель предлагает детям поиграть в интересные народные игры. 

п\и « Хоровод Масленица» и п\и « Весёлая карусель»

Игры и игровые технологии (дидактические)

П\и « Хоровод Масленица». 

Дети водят хоровод вокруг Масленицы и поют:

Мы с тобою  хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся,

Масленица кривошейка,

Гуляем хорошенько!

П\и « Весёлая карусель».

(К обручу  привязаны ленты, дети берутся за ленты одной рукой и идут сначала в одну сторону, затем поменяв в руку в другую).

Еле,еле,еле,еле, закружились карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два и закончилась игра.

Заключительный этап (рефлексия)

Воспитатель интересуется, понравились ли им игры-хороводы

Дети делятся впечатлениями.

Конспект

Блинчики для Котика

Форма организации: двигательная, игровая, коммуникативная, трудовая, продуктивная, музыкально-художественная.

Цель занятия: Формирование умения передавать в лепке выбранный объект, используя усвоенные ранее приемы.

Программные задачи:

Познавательное развитие: Развивать интерес к национальным праздникам.

Речевое развитие: Учить детей правильно и связно формулировать свои мысли.

Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать интерес к праздникам своего народа, интерес к творчеству.

Художественно-эстетическое развитие: Воспитывать культуру речевого общения, прививать любовь к художественному слову.

Физическое развитие: Учить детей выполнять несложные физические упражнения по команде воспитателя.

Планируемый результат: Дети смогут сделать самостоятельно с помощью пластилина красивый рисунок.

Материалы и оборудование (технические)

Пластилин разных цветов, картинки  с изображением блинов, игрушка котика

Ход образовательной деятельности

Этапы мероприятий

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный этап, мотивация, погружение в ситуацию

Воспитатель рассказывает детям: весна приходит с солнышком лучистым, тёплым. А вы, ребята, любите солнышко? Предлагает  послушать стихотворение о солнышке:

Смотрит солнышко в окошко.

Светит в нашу комнату,

Мы захлопаем в ладоши,

Будет очень весело.

Ответы детей

Основной этап (познавательный или деятельностный)

Воспитатель просит детей посмотреть на окошко, говорит, что к ним пришел гость, который любит на солнышке греться (плюшевый котенок).

Полосатый и усатый,

Спинку гнёт. Мяу-мяу поёт

Воспитатель говорит, что на масленичной неделе принято печь блины, и предлагает тоже испечь детям блинчики. А так же нашего котика угостить блинами.

Котик любит

Блинчики кушать,

Песенки слушать,

С детками играть

И их забавлять

Педагог предлагает сначала с Котиком выполнить пал\и «Блинчики».

Дети приступают к продуктивной деятельности.

Педагог обращает внимание детей на картинку, интересуется,  какого цвета блины? (жёлтого, коричневого и оранжевого)

Спрашивает, какого цвета нужен пластилин (ответы детей)

Воспитатель предлагает сесть за столы, взять заготовки с контуром круглого блина, взять пластилин нужного цвета и пластилином «раскрасить» блин (познакомить детей с техникой — пластилинография).

П\и «Хоровод с Котиком»

Воспитатель хвалит детей.

Игры и игровые технологии (дидактические)

Пал\и «Блинчики»

Положи блинок в ладошку: (прочертить пальцем круг на ладошке)
Угости Мурлыку- кошку, (загибать пальцы)

Угости щенка Трезорку,
Потом мальчика Егорку,
Дай блиночек мамочке,
Дай блиночек папочке.

П\и «Хоровод с Котиком»

Выходи- ка, котик, попляши-попляши.

Лапкой своей серенькой помаши-помаши.

А мы вокруг котика хороводом пойдём,

Песенку весёлую запоём.

Будем в ладошки хлопать, ножками топать.

Будет котик нам плясать и за нами повторять!

Танец повторяют 2-3 раза

Заключительный этап (рефлексия)

Воспитатель интересуется у детей, чьи блинчики самые красивые

Дети угощают Котика  блинчиками. Оценивают  работы друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"...