Конспект организационной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию ( с использованием нетрадиционной техники рисования «набрызг») «Рисуем зимний пейзаж»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ищенко Юлия Владимиравна

Познакомить детей с  нетрадиционной техникой рисования  «набрызг».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx30.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 7«Золушка»                                                                                   города Тынды Амурской области

 

Конспект организационной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию

( с использованием нетрадиционной техники рисования «набрызг»)

«Рисуем зимний пейзаж»

(В подготовительной группе)

                                                                         

                                                                                Выполнила: воспитатель

                                                                                1 кв. категории

                                                                                 Ищенко Ю.В.

                                             г. Тында 2020г.

Интеграция по видам деятельности: изобразительная, коммуникативная, игровая.

Цель: познакомить детей с  нетрадиционной техникой рисования  «набрызг».

 

Задачи:

- обучающие:

  • Дать представления о нетрадиционной технике рисования «набрызг».
  •  Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую зимнему настроению.
  • Обобщить знания детей о зиме как  времени года.

- развивающие:

  • С помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности.
  • Развивать  чувство композиции, умение красиво располагать шаблон в заданной форме.
  • Совершенствовать технику « набрызг».
  • Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей.
  • Развивать у детей творческие способности.
  • Развивать у детей эмоциональное  отношение к художественному изображению зимней природы.

 

- воспитательные:

  • Воспитывать интерес к нетрадиционной технике рисования, творческие способности.
  • Воспитывать у детей любовь к природе.
  • Воспитывать аккуратность в работе с гуашью, нетрадиционными материалами.

 

Активный словарь: пейзаж, пейзажист, композитор, поэт, запорошенная снегом, вьюжная.

Словарная работа: «набрызг», репродукция.

 

Оборудование:  мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, музыкальный центр.

Демонстрационный материал: слайд репродукции картины «Зима»; аудиозапись музыкального произведения С.Прокофьева «Утро»,  П.И.Чайковского «Времена года», волшебной музыки; снежинки с заданиями; образец работы воспитателя; слайды последовательности выполнения работы.

 

Раздаточный материал: зубная щётка, стека, гуашь синего и  голубого  цветов; трафареты  деревьев, сугроба, снежинок,  белые листы, простой карандаш, ножницы,  салфетки - на каждого ребёнка.

 

Предварительная работа: беседа на тему «Зимушка – зима», рассматривание иллюстраций с зимней природой, чтение и разучивание стихотворений о зиме, наблюдение за зимней природой, чтение сказок о зиме.

                                              Ход ООД:

                              1.Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас сегодня много гостей. Все они такие красивые, с добрыми глазами. Давайте поздороваемся с ними!

Дети становятся в круг.

«Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся.

И друг другу улыбнемся»

Воспитатель: Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами  весь день было хорошее настроение.

                                2. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Закройте глаза, повернитесь вокруг себя 2 раза. Звучит волшебная музыка.

-Мы отправляемся в путешествие.

-А какое будет путешествие, вы узнаете, отгадав загадку.

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица-

Белокожа, круглолица.

Как махнула рукавом,

Все покрылось серебром.

 

-О каком времени года загадка?(о зиме)

- Что за тройка прилетела?(декабрь, январь, февраль)

-А какой сейчас зимний месяц?(январь)

-Ребята, а в старину, в народе декабрь называли «хмурень». Как вы думаете, почему?(ответы детей)

-Правильно, потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано.

-А январь называли «лютовей». Как вы думаете, почему?(ответы детей).  Потому что лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег.

-А февраль в народе  называли «снеговеем». Почему? Да,  в этом месяце метели и бураны наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправляемся в царство Зимушки-зимы.

Но дорога будет нелегка.

Будет трудно, детвора.

Пусть помогут вам снежинки

Дружно идти  по тропинке.

Вы снежинки поднимите

И задания прочтите.

Снежинка №1. Вот вам первая снежинка и на ней задание. О зиме составьте вы рассказ-описание.

Воспитатель: Сейчас мы рассмотрим  репродукцию картины «Зима», которую написал  русский художник  И.И.Шишкин. Он очень любил родную природу.

- Я предлагаю вам полюбоваться этой картиной под музыку величайшего композитора С.Прокофьева.

Звучит музыка, дети рассматривают картину И.И.Шишкина «Зима» под  аудиозапись музыкального произведения С.Прокофьева «Утро», воспитатель при этом читает стихотворение  Федора Тютчева «Чародейкою Зимою…»

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

- Что вы видите на этой картине? ( выслушиваю всех желающих, задаю наводящие вопросы, затем обобщаю детские ответы).

 -Да, выпал глубокий снег. На переднем плане много поваленных деревьев и молоденьких сосен. Это не тронутый никем участок леса, здесь совсем не видно жизни, нет ничьих следов, ни один заяц, ни лиса здесь не пробегали. Будто все заснуло и замерло в ожидании тепла. Сквозь такую непроходимую чащу не скоро пробьется солнце. Но если внимательно посмотреть, можно увидеть на одной из веток птичку. Она одинока и придает лесу еще большую зачарованность, откуда она появилась в дремучем лесу?

Воспитатель: Какими красками передана грусть, тоска в картине?

Дети: Серой краской, голубоватой.

Дети: Кажется, что лес спит.

Воспитатель: «Околдован невидимкой

                           Дремлет лес под сказку сна.

                           Словно белою косынкой

                           Подвязалася  сосна».

Воспитатель: Как вы думаете, почему художник выбрал холодный колорит?

Дети: Чтобы показать холод, дремучий лес.

Дети: Чтобы показать лес спящим.

Воспитатель: Художник хотел показать, что зимой природа засыпает, как бы замирает, находится в состоянии покоя. Кажется, что зима надолго, когда вокруг такой темный лес.

И в то же время он вселяет надежду, что это ненадолго, не  навсегда. Можно ли это увидеть на картине?

Дети: Да, мы видим узкую полоску голубого, чистого неба.

Дети: Кое-как пробиваются светлые лучи солнца.

Воспитатель: Подходит ли музыка к этой картине? (ответы детей)

Какое настроение возникает у вас, когда вы смотрите на эту картину? (ответы детей)

Дети: Стало немного грустно.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Печально.

Воспитатель: Композитор и художник одинаково грустят.

Воспитатель: Нравится ли вам эта картина? Почему «да», почему «нет»?

-Мне тоже понравилась картина. (Обобщаю ответы детей)

-Вокруг кроме деревьев и огромного количества снега ничего нет, но от картины нельзя оторвать глаз. Художник так естественно и точно передал красоту природы зимнего леса.

 

Снежинка №2. Зрительная гимнастика. Пусть ваши глазки немного отдохнут. Работают только глазки.

Воспитатель: Деревья в лесу бывают высокие (глаза вверх) и низкие (глаза вниз).  Слева  деревья (глаза влево), справа деревья (глаза вправо). Вдруг пошел снег (поморгали). С ветки неожиданно упал большой ком снега (закрыть ладонями глаза).

-Отдохнули глазки. Идем дальше. Вот и следующая снежинка.

 

Снежинка №3. Вы скажите мне, друзья, а какая у нас зима? (холодная, вьюжная, теплая, с оттепелью, суровая, пушистая, мягкая, запорошенная снегом, морозная, радостная, снежная).

 

Снежинка №4.  Ответьте на вопрос.

Воспитатель: Как одним словом можно назвать то, что нарисовано на картине? (природа)

Если видишь на картине, нарисована река,

Или ель и белый иней, или сад и облака,

Или снежная равнина, или поле и шалаш

Обязательно картина называется …. пейзаж.

-А художник, который рисует пейзажи, называется… пейзажистом.

-Картину какого пейзажиста мы рассматривали? (И.И.Шишкина).

Вот и следующая снежинка.

3. Практическая часть.

Снежинка №5. Сюрприз.

Воспитатель: Ребята, теперь посмотрите на эту картину (показ работы). Это нарисовала я. Значит, кто автор этой картины?(ответы детей)

-Как вы думаете, я использовала кисточку?(ответы детей)

-Я нарисовала эту картину не  кисточкой,  а зубной щеткой способом «набрызга». Как называется этот способ рисования? (хоровые и индивидульные ответы).

-Раньше мы с вами чем рисовали?(кисточкой, ватной палочкой, восковыми мелками, пальчиками).

-А сегодня я научу вас очень интересному способу рисования, который называется  «набрызг».

-Вам нравится? Хотите выполнить такую работу?

Объяснение и показ последовательности выполнения работы.

Воспитатель: Тогда подойдите к столам и скажите мне, что нам понадобится для создания рисунка?  (выслушиваю  всех желающих, задаю наводящие вопросы, затем обобщаю детские ответы)

 

 -Сегодня мы не будем рисовать деревья, я для вас приготовила шаблоны деревьев. Обратите внимание, я приготовила на крону  дерева  два трафарета (маленький и побольше), также трафареты сугробов, снежинок.

- Какого трафарета нет?(елочки).

-А  трафарет елочки вы сделаете сами.

 -Ёще нам пригодятся  зубные щётки, стеки,  гуаши голубого и синего цветов, салфетки,  простой карандаш, ножницы.

Воспитатель: Я вам расскажу и покажу, как выполняется работа, а вы внимательно смотрите и слушайте.

-Сначала выкладываем на листе элементы, которые должны остаться белыми.

Это трафареты сугробов, снежинок,  дерева  маленьких крон, елочки

(их не убираем до конца рисования) (1слайд)

-Используя зубную щетку и стеку, наносим первый, самый светлый слой.

 Окунаем щетку в тарелочку с голубой гуашью. Стряхиваем аккуратно  излишки краски. Держим щетку над листом, быстро проводим стекой по щетке по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.

- Как вы думаете, почему этот способ называется «набрызг»?(ответы детей)

-Передвигаем щетку так, чтобы обрызгать весь листочек и бумагу вокруг. Ждем, когда подсохнут брызги.

Здесь должно быть минимальное количество брызг.(2слайд)

Поверх первого трафарета выкладываем второй(3 слайд)  и наносим второй слой, то есть выполняем набрызг синей гуашью.(4слайд)

Ждем, пока подсохнут брызги. Убираем все трафареты и зимний пейзаж готов!(5слайд)

-Вы поняли, как нужно выполнять работу? Тогда расскажите, опираясь на схемы(6 слайд), последовательность работы ( вызвать 1 ребёнка, другие помогают, либо на каждую схему по 1 ребёнку.)

-А теперь проходим в нашу мастерскую к столам.

-Надеваем фартуки.

-Присаживаемся за столы, но, прежде чем начать рисовать, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика.

«Снежок».

Раз, два, три, четыре,                         (загибаем пальчики по одному)

Мы с тобой снежок лепили,                («лепим» двумя руками)

Круглый, крепкий,                              (чертим руками круг)

Очень гладкий,                                    (одной рукой гладим другую)

И совсем, совсем не сладкий.                 (грозим пальчиком).

Раз – подбросим                                     (соответствующие движения),

Два - поймаем,

Три - роняем

И отряхаем.                                            (стряхиваем руки).

Воспитатель: Сначала мы приготовим шаблон ёлочки.

-Давайте вспомним правила работы с ножницами.

-Какие правила работы с ножницами вы знаете?

При работе с ножницами внимательно следите за направлением резания.

Не держите ножницы лезвием вверх, не размахивайте ими.

На столе ножницы должны лежать с закрытыми лезвиями.

-И ещё – правило для самостоятельной работы: во время выполнения работы стараемся  не разговаривать, если надо что-то обсудить - шепотом. Если нужна помощь - поднимаем руку, говорим вполголоса, чтобы не мешать остальным.

-Подумайте, какую ёлочку бы вы хотели нарисовать? Возьмите лист бумаги, согните пополам, нарисуйте половину елочки. Будьте внимательны, рисуем со стороны линии сгиба.

(дети рисуют ёлочку простым карандашом, вырезают ножницами).

                          Выполнение работ детьми. 

    (музыка П.И.Чайковского «Зима»), опираясь на схемы на слайдах.

-Пока высыхает первый слой, давайте немножко отдохнем.

Физминутка.

Выпал беленький снежок                            (движение на месте)

Мы пойдём гулять дружок.

Снег, снег, белый снег                     (раскачивать руками вправо- влево)

Кружит, падает на всех               (плавные движения кистей рук сверху вниз)

Дети все на лыжи встали

Друг за другом побежали                 (имитация ходьбы на лыжах)

Мы из снега мастерили                         (лепят снежок и бабу)

Бабу снежную слепили.

Снег, снег, белый снег                   (раскачивать руками вправо-влево)

Наша баба лучше всех!                         (руки кольцом перед собой)

А потом с горы скатились                   (волнообразные движения руками),

Веселились и резвились                                       (прыжки).

В Катю кинули снежком                            (произвольные движения),

В Вову кинули снежком,

В Мишу кинули снежком -

Получился снежный ком!

Холодно гулять зимой                                 (киваем головой)-

Побежим скорей домой                                (возвращаемся на места)

 

Воспитатель: Садимся все на свои места. Продолжаем работу.

-Берем второй трафарет  дерева (обращаю внимание детей  на схемы выполнения работ).

                             Анализ и оценка детских работ.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Очень красивые  пейзажи у вас получились.

Нравятся ли вам ваши работы? Чья работа вам больше нравится? Почему?

Анализ работ каждого ребенка. (ответы детей)

Мне тоже понравились ваши работы.

Вам понравилось наше путешествие?

Давайте вернемся обратно в детский сад. Звучит волшебная музыка.

Закройте глаза. Повернитесь вокруг себя 2 раза. Вот мы опять с вами в нашей группе.

Рефлексия. Подведение итогов.

-Итак, ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили?

-Что мы с вами рисовали? (пейзажи)

-Если на пейзажах зима, то они какие? (зимние)

-Как называется человек, который рисует пейзажи?(пейзажист)

-Картину  какого пейзажиста мы с вами  рассматривали?(Шишкина)

-Как называется картина?(«Зима»)

- Каким способом мы рисовали? (способом  «набрызга»)

-Что для этого использовали?(зубную щетку)

 

Воспитатель: Спасибо вам, ребята, вы сегодня все хорошо отвечали, и нарисовали такие прекрасные пейзажи. Молодцы! Мне очень понравилось, как вы занимались! Скажите, а вам понравилось наше занятие? Если да, то похлопайте, если нет, то потопайте.

-Мы разместим эти пейзажи на стенах для ваших мам и пап, чтобы они любовались вашими пейзажами.

-Занятие окончено. Дежурные по занятию помогают убирать материалы. А остальные помогают убирать  работы.

  

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с детьми среднего возраста с использованием нетрадиционной техники рисования "Зимующие птицы (снегирь)"

Цели и задачи:- развивать интерес и положительное отношение к нетрадиционной технике рисования – оттиском ладошки;- учить детей располагать изображение по центру бумаги и дорисовывать кисточкой голову...

Статья: Развитие художественно – эстетический способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования.

Опыт педагога по теме: « художественно – эстетический развитие детей дошкольного возраста» Статья: Развитие художественно – эстетический способностей детей через использование нетрадиционных техник...

Конспект организационно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в младшей группе. Тема: "Рыбки"(коллективное рисование)

Коспект итогового занятия по художественно-эстетическому развитию коллективному рисованию. Тема "Рыбки" для детей младшей группы ....

Конспект организационно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию(рисование) в средней группе на тему: "Сказочная гжель"

В данном занятии закрепляем с детьми умение рисовать двумя цветами одновременно. Воспитывать любовь к народным промыслам....

Конспект организационно – образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию для детей старшей группы «Синий кит»

Цель: создание условий для формирования интереса к знаниям о морских обитателях и умения создавать образ подводного мира с помощью художественно – эстетической деятельности – лепке из плас...

Конспект организационно – образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы «Новогодний шарик»

Конспект организационно – образовательной деятельности по художественно-эстетическом развитию для детей старшей группы«Новогодний шарик»Цель: продолжать формировать навыки нетрадицио...