РОДИТЕЛЬСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОО
статья

Абросимова Юлия Владимировна

Достоинством родительских тренингов, как интерактивной и нестандартной формой взаимодействия между семьей и ДОО, является получение новых знаний, навыков, моделей поведения по отношению к ребёнку, возможности посмотреть на проблемы взаимоотношений с ребенком со стороны и научиться их разрешать.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОО

Абросимова Юлия Владимировна,

старший воспитатель, МБДОУ «ЦРР – детский сад № 4.»,

Шелег Надежда Викторовна,  

воспитатель, МБДОУ «ЦРР – детский сад № 4.»

          Семья – это первый и значимый социальный институт в жизни каждого человека. В современном мире, семья претерпевает значительные изменения. Нельзя утверждать, что проблемы семейного воспитания возникли только в «наше время». С развитием информационно-коммуникационных технологий проблемы семейного воспитания стали широко обсуждаться и озвучиваться в медиапространстве.

           Семья представляет собой сложную систему отношений, которая объединяет не только супругов и их детей, но и близких родственников. Но основным связующим звеном между всеми членами семьи являются родители. Сегодня жизнь устроена таким образом, что родителям приходится много работать, иначе можно забыть о достойном существовании. В связи с чем, детей воспитывают родственники, или в худшем случае, они предоставлены сами себе. Так же причиной перекладывания с себя ответственности за воспитание своих детей является то, что большинство вообще не представляет, что такое воспитание. Ребёнок случайно разбил чашку - его поругали, поставили в угол, еще хуже, применили в целях воспитания ремень. Факторы, которые регулируют поведение ребёнка, находятся за пределами его восприятия. Как следствие, совершенно случайное поведение. Ребёнок не воспитывается, а просто вырастает. Родители, в большинстве своём, не умеют воспитывать, потому нельзя их винить в том, что плохо делают то, чего не умеют. Зачастую, обязанности за воспитание своих детей перекладываются родителями на дошкольную образовательную организацию.

           Дошкольная образовательная организация и семья представляют собой два важных института социализации детей. Воспитательные функции этих институтов различаются, но для всестороннего развития, проявления собственной активности дошкольника необходимо взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации. В семье должен быть создан особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, ценностные ориентации и мировоззрение.

           Таким образом, на дошкольную образовательную организацию, как второй по значимости институт социализации дошкольников, возложена ответственность не только за укрепление здоровья детей, обеспечение их всестороннего развития, подготовку детей к обучению в школе, но и за взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей.

           Так, согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) воспитатель должен уметь «выстраивать партнёрское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения».

            Среди основных принципов дошкольного образования, определенных п. 1.4.  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в свете вышеописанной проблемы, выделяется принцип «сотрудничество организации, осуществляющей образовательную деятельность с семьёй». Стоит обратить внимание, что ФГОС ДО направлен на решение задач, одной из которых является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

           Таким образом, для обеспечения полноценного развития личности ребенка педагоги дошкольных образовательных организаций должны осуществлять взаимодействие с родителями с целью их систематического просвещения и формирования педагогической компетентности.

           В терминологическом словаре, составленном Н.А. Виноградовой и Н.В. Микляевой, компетентность рассматривается как «степень выраженности присущего человеку профессионального опыта в рамках круга вопросов (полномочий), соответствующих конкретной должности; обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское авторитарное мнение; качество личности персонала» [2, с. 175].  Термин «педагогическая компетентность» первоначально рассматривался в отношении к профессиональной деятельности педагога, выступая в качестве синонима понятия «профессиональная компетентность», имеющего ту же смысловую нагрузку [1, с. 4].  

           Статус родителей как «первых педагогов» своих детей, установленный законодательно, способствовал проведению исследований их педагогической компетентности.      

           Л.А. Метлякова и А.В. Фофанова  в своем исследовании определили понятие педагогической компетентности родителей как эффективное родительское поведение, проявляющееся в готовности и способности родителей на основе знаний, умений, навыков и опыта в области воспитания ребенка целенаправленно создавать эмоционально комфортную, развивающую общность с ребенком, обеспечивающую ему субъектную позицию собственной жизнедеятельности, решая проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях воспитательной практики.

            Педагогическая компетентность родителей является структурным компонентом педагогической культуры родителей. В словаре «Семейное воспитание» педагогическая культура родителей определяется как составная часть общей культуры человека, в которой воплощён накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье [5, с. 301].  Под педагогической культурой родителей (в узком педагогическом смысле) понимается такой уровень их педагогической направленности, который отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитания [3, с. 64].

Взаимодействие педагогического коллектива с семьей в целях формирования и повышения педагогической компетентности родителей для обеспечения эмоционального, физического и социального благополучия дошкольников должно осуществляться в системе.

Так, коллектив авторов (Атрощенко Н.А., Прищепа С.С., Финк А.В., Храмцова Н.В., Шатверян Т.С.) выделяют несколько направлений в работе ДОО с семьей:

  • Информационно-аналитическое: знакомство с родителями, выявление потребностей родителей в образовательных услугах, определение уровня педагогической компетентности родителей, изучение и оценка работы педагогического коллектива с родителями, прогнозирование дальнейшего сотрудничества;
  • Просвещение: расширение объёма элементарных педагогических знаний и практических умений родителей по вопросам психофизического развития детей;
  • Информирование: знакомство родителей с образовательными и оздоровительными услугами ДОО, с содержанием и методами воспитания детей.
  • Совместная деятельность «Педагоги-родители-дети»: оказание помощи родителям в изучении интересов детей, вовлечение родителей в совместную двигательно-игровую и творческую деятельность детей [4, с.19-20].

           В нашей статье мы рассмотрим такую форму взаимодействия с родителями, как родительский тренинг, в рамках направления работы с семьей «Просвещение».

           Родительский тренинг представляет собой активную форму взаимодействия между педагогами и родителями для достижения тех или иных педагогических задач, направленных на решение проблемных ситуаций в семье, формирование открытого и доверительного взаимодействия родителей с собственным ребенком, приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка и т.д.  Достижение результативности родительского тренинга обусловлено активным и регулярным участием обоих родителей.

        В тренинге можно обозначить несколько составляющих:

  1. Вводная часть. На первоначальном этапе педагог актуализирует тему тренинга, выявляет ожидания родителей от тренинга; создает условия для сплочения участников и создания доброжелательной атмосферы для взаимодействия, снятия эмоционального напряжения (организует приветствие и знакомство); предлагает принять правила работы группы.

          Например, в водной части актуализировать тему тренинга «Успешные родители» возможно вопросом «Каким по вашему мнению должен быть успешный родитель?».

         Для знакомства предложить родителям, передавая мяч по кругу, продолжить фразу «Добрый день, я (имя), мама (имя ребенка)» и назвать несколько качеств своего ребенка.

  1.  Основная часть включает совокупность нескольких тематических упражнений и приемов, направленных на снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие познавательных процессов, формирование необходимых социальных навыков.

         Например, с целью выделения положительных сторон своего ребенка, побуждать родителей чаще говорить ласковые слова ребенку, предложить родителям нарисовать цветок, в сердцевине цветка записать имя своего ребенка, на лепестках положительные качества ребенка и ласковые слова.

         Для выявления способов проявления родительской любви к ребенку, обмена родительским опытом предложить на заранее приготовленных лучиках ответить на вопрос «Чем я согреваю своего ребенка?». Далее все лучики разместить около круга и озвучить ответы родителей.

  1. Заключительная часть тренинга включает подведение итогов в форме рефлексии (обмен мнениями о проведенном занятии, получение обратной связи по тематике тренинга), прощание способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе.

           На этапе рефлексии обмен мнениями можно инициировать вопросами: «Выполнение каких заданий вызвало трудности?  Какие ощущения остались у Вас от нашей встречи? С какими заданиями было легко справиться?» Также можно предложить родителям оставить свои впечатления о встрече в письменной форме.

        Для снятия эмоциональной усталости и улучшения настроения завершить тренинг можно аплодисментами.  

        Достоинством родительских тренингов, как интерактивной и нестандартной формой взаимодействия между семьей и ДОО, является получение новых знаний, навыков, моделей поведения по отношению к ребёнку, возможности посмотреть на проблемы взаимоотношений с ребенком со стороны и научиться их разрешать.

Литература

  1. .Горлова Е.Л. Характеристика родительской компетентности как фактора нормативного развития детей раннего возраста / Е.Л. Горлова  // Психолог в детском саду. – 2006. -  № 4. – С. 59-65.
  2. Дошкольное образование. Словарь терминов / сост. Н.А. Виноградова, Н.В.Микляева, С.Н.Толстикова и др. – М. : Айрис-Пресс, 2005. – 400 с.
  3. Недвецкая М. Н. Теория и практика организации педагогического взаимодействия школы и семьи. М.: УЦ Перспектива, 2011. - 152 с.
  4. Партнерство дошкольной образовательной организации и семьи / Под ред. С.С. Пришепа, Т.С. Шатверян. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.- 96 с.
  5. Семейное воспитание: Краткий словарь / сост.: И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. – М.: Политиздат, 1990. – 319 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проекта как средство повышения педагогической компетентности родителей.

Статья об опытно-экспериментальной проектной деятельности в ДОУ.написана: Арсентьева Т.З.Ломовцева Л.Б.Харчевникова Т.М.Государственное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №83 Центрально...

Использование метода проекта как средство повышения педагогической компетентности родителей.

Данный материал поможет воспитателем повысить педагогическую компетентность родителей в рамках проектной деятельности....

Использование метода проекта как средство повышения педагогической компетентности родителей

В данном метериале представлен опыт работы по вовлечению родителей (законных представителей) воспитанников в образовательную деятельность посредством использования технологии проектной деятельности...

Обобщенный педагогический опыт на тему: «ИКТ - технологии как средство повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях внедрения ФГОС»

За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Перспективность  обусловлена современностью  информационной...

РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Аннотация: в рамках обновленной системы дошкольного образования важное значение имеет такая форма взаимодействия с родителями как Родительский университет. Понимание возможностей и условий использован...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ...