Использование метода проекта как средство повышения педагогической компетентности родителей.
статья по теме

Татьяна Михайловна Харчевникова

Данный материал поможет воспитателем повысить педагогическую компетентность родителей в рамках проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

Арсентьева Т.З.

Ломовцева Л.Б.

Харчевникова Т.М.

21.04.2012

Использование метода проекта как средство повышения педагогической компетентности родителей.

Арсентьева Т.З.

Ломовцева Л.Б.

Харчевникова Т.М.

государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №83 Центрального района Санкт-Петербурга

 Семья является важнейшей сферой определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы. В семье происходит становление характера ребенка, формирование его отношения к окружающим, первые навыки общения. Семья обеспечивает удовлетворение важнейшей потребности ма ленького ребенка - потребности в признании, любви, эмоциональной за щищенности.

 Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осу ществляется постоянно, начиная с рождения ребенка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми.

Однако проблемы современного общества не могут не влиять на благополучие семьи, семейных отношений. Такие факторы как социальная нестабильность, постоянно возрастающий темп жизни, повышенное вни мание к материальной обеспеченности семьи отвлекают родителей от задач воспитания и развития собственных детей.

Влияние этих факторов усугубляется стремлением молодых семей жить отдельно от старших, частым отсутствием у родителей опыта обще ния и взаимодействия с младшими братьями и сестрами, утерей традиций семейного воспитания и приводит к серьезным проблемам воспитания ре бенка в семье. Среди них - уменьшение продолжительности и формализа ция общения матери и отца с ребенком, дефицит с их стороны внимания и душевного тепла, недостаток практического взаимодействия взрослых с ребенком, неумение разобраться в мотивах его поведения, игнорирование духовных потребностей ребенка, незнание методов в содержания воспита ния дошкольника.

 Исследования показывают, что большинство молодых родителей чувствуют себя неуверенно в роли воспитателей собственных детей, часто считают себя плохими  воспитателями. Неуверенность взрослых негативно влияет на становление личности ребенка, порождая в его поведении неуравновешенность, тревожность, стремление управлять поведением  родителей, затрудняет нормальные взаимоотношения в семье.

Очень часто родители не реализуют весь комплекс возможных мер воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не понимают, зачем нужно воспитывать детей, другие не умеют это делать, третьи не знают как.  

 Одним из направлений работы дошкольных образовательных учреждений является педагогическое просвещение родителей.

Педагогическое образование родителей должно быть направлено на их личностное развитие,  давать им возможность добиваться успеха в семейном воспитании, получать радость от общения со своими детьми.

В настоящее время существует большой выбор методов и приемов по привлечению пап и мам к воспитанию детей, а так же обогащению родителей необходимыми  психолого-педагогическими знаниями. Это консультации, родительские собрания, беседы, круглые столы, газеты, открытые занятия, сайты для родителей и д.р.

В связи с модернизацией системы дошкольного образования педагоги ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей.

В нашем детском саду проводилась опытно-экспериментальная работа по теме: «Корпоративное обучение как способ изменения функции воспитателя в условиях модернизации дошкольного образования»

В результате этого педагогического проекта педагоги ДОУ нашли новые способы получения информации, развили  критическое мышление, способность к рефлексии. Кроме того коллектив стал более сплоченным, чему способствовало умение взаимодействовать друг с другом.

Видя положительный результат эксперимента, мы решили спланировать  аналогичный проект, основными участниками которого будут родители и педагоги ДОУ.

Свой проект мы назвали: «Воспитываем вместе»

В данном проекте могут принимать участие родители одной группы или сада целиком.

Данный проект рассчитан на разные возрастные группы родителей.

Цель проекта: повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

Основные задачи проекта:

- передача личного опыта родителей (в том числе и педагогов ДОУ) в воспитании и развитии своих детей;

- выработка единой позиции в воспитании и развитии детей всеми членами семьи и детского сада;

- сплочение родителей.

Деятельность проекта основывалась на поиске наиболее эффективных способов развития детей, организации положительных взаимоотношений между ребенком и взрослыми.

На первом этапе реализации проекта путем анкетирования и индивидуальных бесед были выявлены насущные вопросы и интересы,  возникающие  у родителей при воспитании детей. Это, как мы и предполагали:

- отсутствие единых требований к ребенку у родителей внутри семьи так и педагогов ДОУ и родителей;

- знания родителей, полученных в ходе изучения литературы и интернет-сайтов, не давали положительного результата на практике;

- не всегда родители являются авторитетом для детей.

На втором этапе было созвано общее родительское собрание, на котором было решено организовать родительский клуб «Воспитываем вместе». Так же была выбрана группа родителей, взявших на себя ответственность руководить деятельностью клуба. Они вместе с воспитателями сада и старшим воспитателем спланировали предстоящую работу.

С помощью старшего воспитателя, разработали  положение о деятельности клуба.

Также на этом этапе сформировались группы родителей, имеющих общие интересы, что позволило определить нагрузку участникам проекта.

На третьем этапе родители и педагоги ДОУ собирали и обобщали необходимую информацию, выбирали способы ее подачи и устанавливали даты  проведения. Кроме того выявилась необходимость пригласить на встречи с родителями дополнительных специалистов: психолога, педиатра, иммунолога, ортопеда, стоматолога, юриста.

По окончании этого этапа всем родителям ГДОУ была выдана брошюра, где были указаны все мероприятия и время их проведения.

Первые три этапа, посвященные разработке плана работы по психолого-педагогическому просвещению родителей  заняли несколько месяцев, т.к. учитывалась занятость родителей и их неопытность в области образования взрослых людей.

Четвертый этап. Реализация проекта «Воспитываем вместе» осуществляется через несколько подпроектов. После каждой встречи родителям предлагаем  оставить свои впечатления: статья, отзыв, фотографии и другие творческие решения.

  1. Серия мастер-классов «Молодым родителям».

Цель: передача опыта взаимодействия с детьми от многодетных родителей молодым семьям.

Итог проекта – журнал «Советы начинающим»

  1. Лекции «Бабушкины секреты».

Цель: передача опыта развития и воспитания детей старшего поколения младшему.

Итог проекта – книги «Рецепты от бабушки».

  1. Семенары-практикумы «Воспитывают папы» и «Воспитывают мамы».

Цель: дать родителям возможность увидеть особенности воспитания и развития детей с позиции мужчин и женщин.

Итог проекта – свод правил и соглашений пап и мам.

  1. Мастерская «Готовимся к празднику».

Цель: расширять представления родителей о том, как можно детский праздник сделать интересным, создать подарки своими руками.

На встречах в мастерской предполагается, что основным видом деятельности будет  художественно-конструктивная. В связи с этим  родителям можно приводить с собой детей.

Итог проекта – музей поделок родителей.

  1. Пресс-конференции «Специалисты советуют».

Цель: получение профессиональной помощи.

Итог проекта – картотека «Вопрос – ответ».

Таким образом, итогом проекта «Воспитываем вместе» мы предполагаем создание библиотеки для родителей, где будут находиться журнал «Советы начинающим», книги «Рецепты от бабушки», своды правил и соглашений пап и мам, поделки родителей и картотека вопросов и ответов. Вновь поступающие родители смогут пользоваться накопленным материалом.

Не смотря на то, что проект еще не закончен, мы видим определенные результаты:

- у родителей повысился интерес к проблемам воспитания детей в семье;

- родители охотнее стали общаться друг с другом.

В перспективе мы планируем для реализации проекта «Воспитываем вместе» организовать подпроект, в котором активное участие принимали бы и дети.  

Например: организовать психологические тренинги, где родители участвовали вместе с детьми, менялись социальными ролями. Это давало бы возможность наглядно родителям понять, что в некоторые моменты чувствуют их дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проекта как средство повышения педагогической компетентности родителей.

Статья об опытно-экспериментальной проектной деятельности в ДОУ.написана: Арсентьева Т.З.Ломовцева Л.Б.Харчевникова Т.М.Государственное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №83 Центрально...

Тема: Родительское собрание."Развитие речи детей, как средство повышения педагогической культуры родителей 2 младшей группы с использованием интерактивных форм и методов работыРодительское

Родительское собрание проводится в форме путешествия по станциям.Станция " Творческая", станция " Сказочная",станция " Наши руки не для скуки", станция " Игровая". Родители знакомятся с речевыми играм...

Использование метода проектов как средства повышения компетенции педагогов в условиях обеспечения качества образования в ДОУ

Современное дошкольного учреждение, обеспечивающее качество образования требует  определения понятий профессионального становления и профессиональной компетентности педагога, которые понимаются к...

Использование метода проекта как средство повышения педагогической компетентности родителей

В данном метериале представлен опыт работы по вовлечению родителей (законных представителей) воспитанников в образовательную деятельность посредством использования технологии проектной деятельности...

РОДИТЕЛЬСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОО

Достоинством родительских тренингов, как интерактивной и нестандартной формой взаимодействия между семьей и ДОО, является получение новых знаний, навыков, моделей поведения по отношению к ребёнку, воз...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ...