РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
статья (старшая группа)

Ведерникова Лариса Александровна

Аннотация: в рамках обновленной системы дошкольного образования важное значение имеет такая форма взаимодействия с родителями как Родительский университет. Понимание возможностей и условий использования этой формы необходимо для повышения педагогической компетентности родителей в дошкольном образовательном учреждении.

Ключевые слова: Родительский университет, педагогическая компетентность, формы взаимодействия с родителями, лекции, тренинги, родительские чтения, родительские ринги, конференции.

Обновление системы дошкольного образования характеризуется реализацией ФГОС дошкольного образования [9], в котором подчеркивается, что работа с родителями должна строиться в рамках дифференцированного подхода, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы, степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольной организации. Сотрудничество с семьей является важнейшим принципом современного дошкольного образования, в связи с чем современные исследователи все чаще подчеркивают значимость такой формы взаимодействия с родителями как Родительский университет.

Для начала определим понятие и значимость Родительского университета с точки зрения современных исследователей.

М.Н. Гринько определяет Родительский университет как форму работы с родителями, которая строится на основе анализа потребностей родителей в получении информации по разным вопросам обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В рамках родительского университета реализуются программы повышения педагогической компетентности родителей [1].

По мнению Ф.Р. Султановой, Родительский университет выступает как многоуровневая система пассивного и активного информирования, просвещения и обучения родителей через привлечение их к взаимодействию в процессе образования детей [8].

Многие исследователи возможностей Родительского университета как формы взаимодействия отмечают его роль в реализации гуманно-личностного подхода к детям. С точки зрения А.В. Спесивцева, Родительские университеты выполняют функцию психолого-педагогического просвещения родителей, на основе которого происходит повышение уровня знаний родителей, их осведомленности и, как следствие, изменение их представлений, их подходов к воспитанию детей. Основу взаимодействия родителей и педагогов при этом составляют сотрудничество и совместное творчество [7].

Н.Б. Мельник подчеркивает, что координация действий разных специалистов в организации работы Родительского университета обеспечивает разностороннее просвещение родителей, которое помогает удовлетворять потребности родителей в разных видах знаний [2].

Главной целью Родительского университета, с позиции А.С. Разорвиной, является создание благоприятной психолого-педагогической атмосферы для развития ребенка в семье посредством решения комплекса задач, который отражает основные направления работы Родительского университета [6].

Д.С. Нестерев обращает внимание на то, что родительское образование и просвещение организуется как вариативная многофункциональная открытая система с помощью привлечения профессионального потенциала различных общественных организаций, которые используют спектр образовательных и просветительских программ, а также программ консультативной помощи [4].

Интересным представляется вопрос и о формах взаимодействия с родителями в рамках Родительского университета. Так, Г.Н. Нарыкова, говоря о разных формах просветительско-образовательных программ для родителей в рамках Родительского университета, особое внимание обращает на формат лекций, который предполагает приглашение лекторов-экспертов для выступления с тематическими лекциями по теме [3].

В свою очередь М.П. Нечаев считает востребованной такую форму повышения родительской компетентности, как тренинг. Ее предпочтение связано с тем, что активные методы обучения способствуют уменьшению стресса, улучшению качества взаимодействия между ребенком и родителем. Тренинг в рамках повышения компетентности позволяет формировать содержательные компоненты психологической поддержки, важные для развития самоэффективности родителя [5]. Однако в рамках Родительского университета могут использоваться не только указанные, но и другие формы взаимодействия с родителями (таблица 1).

Таблица 1

Формы взаимодействия в рамках Родительского университета*

Форма взаимодействия

Описание формы взаимодействия

Лекции

Наиболее концентрированный и быстрый способ передачи знаний, необходимый для введения основных понятий, знакомства родителей с важными фактами, результатами научных исследований, основами права

Тренинг

Востребованная форма повышения родительской компетентности, которая позволяет формировать содержательные компоненты психологической поддержки, важные для развития самоэффективности родителя, такие как анализ собственного опыта, наблюдение за опытом окружающих, получение обратной связи и поддержки от значимого окружения, повышение толерантности к неопределенности и получение ярких эмоциональных впечатлений

Родительские чтения

Форма взаимодействия родителей, при которой они не только воспринимают информацию, но и принимают участие в обсуждении, знакомятся с разной литературой, обсуждают ее

Родительские ринги

Дискуссионная форма общения, при которой родители отвечают на разные вопросы, обсуждают различные позиции, стремясь достичь взаимопонимания

Конференция

Форма, которая направлена на углубление знаний родителей о воспитании детей по какому-то конкретному вопросу или направлению

 

*Составлено автором по: [2; 5].

 

Организация работы Родительского университета, способствующая повышению уровня педагогической компетентности требует обозначения для дальнейшей экспериментальной проверки ряда условий, способствующих повышению педагогической компетентности родителей. Одним из таких условий выступает определение структурных компонентов педагогической компетентности и критериев их оценки. По нашему мнению, в такой структуре процесса можно выделить несколько блоков (таблица 2).

Таблица 2

Структура процесса повышения педагогической компетентности родителей

Наименование блока в структуре

Что отражает блок

Целевой блок

отражает главную цель и задачи работы

Структурный блок

отражает компоненты педагогической компетентности, над которыми будет осуществляться работа. Основу содержательного блока составляет программа Родительского университета, включающая в себя разнообразные мероприятия по работе с родителями

Содержательный блок

отражает научно-методическое обеспечение содействия семейному воспитанию, разработку содержания семейного воспитания с учетом социокультурных форм и исторических традиций, а также задачу раскрытия воспитательного потенциала каждого родителя.

Оценочно результативный блок

включает в себя критерии оценки педагогической компетентности родителей, характеристики уровней педагогической компетентности

 

 

Таким образом, под родительским университетом мы понимаем форму работы с родителями, которая строится на основе анализа потребностей родителей в получении информации по разным вопросам обучения и воспитания детей дошкольного возраста и организуется на основе разных форм работы и взаимодействия с широким спектром специалистов в соответствии с запросом родителей. Формами взаимодействия с родителями в рамках Родительского университета являются лекции, тренинги, родительские чтения, родительские ринги, конференции.

 

Родительский университет будет способствовать повышению педагогической компетентности родителей при условии определения структурных компонентов педагогической компетентности в рамках Родительского университета, включающего в себя разные формы работы с родителями на основе изучения и запросов, интересов в отношении воспитания детей; использования разных форм взаимодействия, строящихся на эффективных стратегиях взаимодействия (сотрудничество, партнерство).

 

Литература

  1. Гринько М.Н. Родительский университет как вариативная форма развития педагогической компетентности родителей дошкольников в условиях сельского детского сада // В сборнике: Стратегические направления развития образования в Оренбургской области. Научно-практическая конференция с международным участием. 2017. С. 667-671.
  2. Мельник Н.Б., Смирнова Т.В. Образование родителей: опыт реализации проекта «Родительский университет» в ИППК УРГУ // Материалы Международной научно-практической конференции; под ред. Е.С. Черепанова. 2009. С. 309-312.
  3. Нарыкова Г.В. «Родительский университет» как форма повышения родительского просвещения и образования // Аллея науки. 2018. Т. 4. № 4 (20). С. 893-900.
  4. Нестеров Д.С. Развитие педагогической компетентности студентов в процессе открытого обучения // Компетентность. 2005. № 6 (23). С. 19-22.
  5. Нечаев М.П., Ермолина Н.В. «Родительские университеты» в практической деятельности дошкольной образовательной организации // Конференциум АСОУ: сб. научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2016. № 2. С. 257-263.
  6. Разорвина А.С. Родительский университет как новая форма взаимодействия семьи и образовательных организаций // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Т. 9. № 1-2. С. 167-172.
  7. Спесивцев А.В. Особенности организации родительского университета в условиях образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № T11. С. 2606-2610.
  8. Султанова Ф.Р., Сидорова Л.А., Миннегалиева Г.Н. Программа родительского всеобуча «Университет для родителей» // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № Т14. С. 26-30.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электр. ресурс].

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_vedernikova.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВЕДЕРНИКОВА ЛАРИСА АЛЕКСАНДРОВНА

ВОСПИТАТЕЛЬ

МБДОУ « ДЕТСКИЙ САД № 37»

ИРКУТСКАЯ ОБЛ., Г. УСОЛЬЕ-СИБИРСКОЕ

РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Аннотация: в рамках обновленной системы дошкольного образования важное значение имеет такая форма взаимодействия с родителями как Родительский университет. Понимание возможностей и условий использования этой формы необходимо для повышения педагогической компетентности родителей в дошкольном образовательном учреждении.

Ключевые слова: Родительский университет, педагогическая компетентность, формы взаимодействия с родителями, лекции, тренинги, родительские чтения, родительские ринги, конференции.

Обновление системы дошкольного образования характеризуется реализацией ФГОС дошкольного образования [9], в котором подчеркивается, что работа с родителями должна строиться в рамках дифференцированного подхода, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы, степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольной организации. Сотрудничество с семьей является важнейшим принципом современного дошкольного образования, в связи с чем современные исследователи все чаще подчеркивают значимость такой формы взаимодействия с родителями как Родительский университет.

Для начала определим понятие и значимость Родительского университета с точки зрения современных исследователей.

М.Н. Гринько определяет Родительский университет как форму работы с родителями, которая строится на основе анализа потребностей родителей в получении информации по разным вопросам обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В рамках родительского университета реализуются программы повышения педагогической компетентности родителей [1].

По мнению Ф.Р. Султановой, Родительский университет выступает как многоуровневая система пассивного и активного информирования, просвещения и обучения родителей через привлечение их к взаимодействию в процессе образования детей [8].

Многие исследователи возможностей Родительского университета как формы взаимодействия отмечают его роль в реализации гуманно-личностного подхода к детям. С точки зрения А.В. Спесивцева, Родительские университеты выполняют функцию психолого-педагогического просвещения родителей, на основе которого происходит повышение уровня знаний родителей, их осведомленности и, как следствие, изменение их представлений, их подходов к воспитанию детей. Основу взаимодействия родителей и педагогов при этом составляют сотрудничество и совместное творчество [7].

Н.Б. Мельник подчеркивает, что координация действий разных специалистов в организации работы Родительского университета обеспечивает разностороннее просвещение родителей, которое помогает удовлетворять потребности родителей в разных видах знаний [2].

Главной целью Родительского университета, с позиции А.С. Разорвиной, является создание благоприятной психолого-педагогической атмосферы для развития ребенка в семье посредством решения комплекса задач, который отражает основные направления работы Родительского университета [6].

Д.С. Нестерев обращает внимание на то, что родительское образование и просвещение организуется как вариативная многофункциональная открытая система с помощью привлечения профессионального потенциала различных общественных организаций, которые используют спектр образовательных и просветительских программ, а также программ консультативной помощи [4].

Интересным представляется вопрос и о формах взаимодействия с родителями в рамках Родительского университета. Так, Г.Н. Нарыкова, говоря о разных формах просветительско-образовательных программ для родителей в рамках Родительского университета, особое внимание обращает на формат лекций, который предполагает приглашение лекторов-экспертов для выступления с тематическими лекциями по теме [3].

В свою очередь М.П. Нечаев считает востребованной такую форму повышения родительской компетентности, как тренинг. Ее предпочтение связано с тем, что активные методы обучения способствуют уменьшению стресса, улучшению качества взаимодействия между ребенком и родителем. Тренинг в рамках повышения компетентности позволяет формировать содержательные компоненты психологической поддержки, важные для развития самоэффективности родителя [5]. Однако в рамках Родительского университета могут использоваться не только указанные, но и другие формы взаимодействия с родителями (таблица 1).

Таблица 1

Формы взаимодействия в рамках Родительского университета*

Форма взаимодействия

Описание формы взаимодействия

Лекции

Наиболее концентрированный и быстрый способ передачи знаний, необходимый для введения основных понятий, знакомства родителей с важными фактами, результатами научных исследований, основами права

Тренинг

Востребованная форма повышения родительской компетентности, которая позволяет формировать содержательные компоненты психологической поддержки, важные для развития самоэффективности родителя, такие как анализ собственного опыта, наблюдение за опытом окружающих, получение обратной связи и поддержки от значимого окружения, повышение толерантности к неопределенности и получение ярких эмоциональных впечатлений

Родительские чтения

Форма взаимодействия родителей, при которой они не только воспринимают информацию, но и принимают участие в обсуждении, знакомятся с разной литературой, обсуждают ее

Родительские ринги

Дискуссионная форма общения, при которой родители отвечают на разные вопросы, обсуждают различные позиции, стремясь достичь взаимопонимания

Конференция

Форма, которая направлена на углубление знаний родителей о воспитании детей по какому-то конкретному вопросу или направлению

*Составлено автором по: [2; 5].

Организация работы Родительского университета, способствующая повышению уровня педагогической компетентности требует обозначения для дальнейшей экспериментальной проверки ряда условий, способствующих повышению педагогической компетентности родителей. Одним из таких условий выступает определение структурных компонентов педагогической компетентности и критериев их оценки. По нашему мнению, в такой структуре процесса можно выделить несколько блоков (таблица 2).

Таблица 2

Структура процесса повышения педагогической компетентности родителей

Наименование блока в структуре

Что отражает блок

Целевой блок

отражает главную цель и задачи работы

Структурный блок

отражает компоненты педагогической компетентности, над которыми будет осуществляться работа. Основу содержательного блока составляет программа Родительского университета, включающая в себя разнообразные мероприятия по работе с родителями

Содержательный блок

отражает научно-методическое обеспечение содействия семейному воспитанию, разработку содержания семейного воспитания с учетом социокультурных форм и исторических традиций, а также задачу раскрытия воспитательного потенциала каждого родителя.

Оценочно результативный блок

включает в себя критерии оценки педагогической компетентности родителей, характеристики уровней педагогической компетентности

Таким образом, под родительским университетом мы понимаем форму работы с родителями, которая строится на основе анализа потребностей родителей в получении информации по разным вопросам обучения и воспитания детей дошкольного возраста и организуется на основе разных форм работы и взаимодействия с широким спектром специалистов в соответствии с запросом родителей. Формами взаимодействия с родителями в рамках Родительского университета являются лекции, тренинги, родительские чтения, родительские ринги, конференции.

Родительский университет будет способствовать повышению педагогической компетентности родителей при условии определения структурных компонентов педагогической компетентности в рамках Родительского университета, включающего в себя разные формы работы с родителями на основе изучения и запросов, интересов в отношении воспитания детей; использования разных форм взаимодействия, строящихся на эффективных стратегиях взаимодействия (сотрудничество, партнерство).

Литература

  1. Гринько М.Н. Родительский университет как вариативная форма развития педагогической компетентности родителей дошкольников в условиях сельского детского сада // В сборнике: Стратегические направления развития образования в Оренбургской области. Научно-практическая конференция с международным участием. 2017. С. 667-671.
  2. Мельник Н.Б., Смирнова Т.В. Образование родителей: опыт реализации проекта «Родительский университет» в ИППК УРГУ // Материалы Международной научно-практической конференции; под ред. Е.С. Черепанова. 2009. С. 309-312.
  3. Нарыкова Г.В. «Родительский университет» как форма повышения родительского просвещения и образования // Аллея науки. 2018. Т. 4. № 4 (20). С. 893-900.
  4. Нестеров Д.С. Развитие педагогической компетентности студентов в процессе открытого обучения // Компетентность. 2005. № 6 (23). С. 19-22.
  5. Нечаев М.П., Ермолина Н.В. «Родительские университеты» в практической деятельности дошкольной образовательной организации // Конференциум АСОУ: сб. научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2016. № 2. С. 257-263.
  6. Разорвина А.С. Родительский университет как новая форма взаимодействия семьи и образовательных организаций // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Т. 9. № 1-2. С. 167-172.
  7. Спесивцев А.В. Особенности организации родительского университета в условиях образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № T11. С. 2606-2610.
  8. Султанова Ф.Р., Сидорова Л.А., Миннегалиева Г.Н. Программа родительского всеобуча «Университет для родителей» // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № Т14. С. 26-30.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электр. ресурс].

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по повышению педагогической компетентности родителей детей дошкольного возраста

Публикация содержит рекомендации для родителей по вопросам организации совместной деятельности с детьми дома; организации их  продуктивной деятельности....

«Стратегия развития социального партнёрства «Детский сад- семья» в процессе создания «открытого учреждения» и повышения педагогической компетентности родителей воспитанников, в соответствии с ФГОС ДО»

В данном материале представлен опыт работы по развитию партнерских взаимоотношений с родителями (законными представителями) воспитанников Учреждения и формированию единого образовательного пространств...

ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольн...

РОДИТЕЛЬСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОО

Достоинством родительских тренингов, как интерактивной и нестандартной формой взаимодействия между семьей и ДОО, является получение новых знаний, навыков, моделей поведения по отношению к ребёнку, воз...

Работа по педагогическому просвещению родителей воспитанников дошкольных образовательных учреждений

Одним из направлений в работе с родителями в нашем  ДОО является организация совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения через просвещение....