«Чудо песок» (экспериментирование с детьми 3 - 4 лет)
методическая разработка (младшая группа)

Баклыкова Юлия Евгеньевна

Образовательная технология – экспериментальная деятельность

НОД во второй младшей группе.

«Чудо песок»

(экспериментирование с детьми 3 - 4 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudo_pesok_2.docx23.93 КБ
Файл chudo_pesok_2.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная технология – экспериментальная деятельность

НОД во второй младшей группе.

«Чудо песок»

(экспериментирование с детьми 3 - 4 лет)

Форма организации подгрупповая

Учебно-методический комплект:  собственная разработка,

Средства:

наглядные:  сундучок, мешочек с песком, картинки – схемы.

литературные: загадка о песке.

музыкальные: аудио запись «Шум дождя», «Весёлое настроение»  для подвижной игры «Солнышко и дождик»

Оборудование для детей:  фартуки, разносы с песком, влажные салфетки, лупы, лейки, совочки, баночки разной формы, формочки для песка, крышки;  для подвижной игры: зонт.

Цель: Формирование у детей представления о свойствах песка.

Задачи

  1. Сформировать представления детей о свойствах песка (сухом, мокром песке) и изменчивости его формы (Круглой, квадратной, овальной, прямоугольной, фигурной).
  2.  Развивать мелкую моторику рук, наблюдательность, способность замечать характерные особенности  предметов, размышлять, обобщать результаты.
  3. Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательных задач.

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы

1. Развивать мелкую моторику рук у Никиты С., Артёма К., Данила Б.

2.Воспитывать доброжелательные отношения между Димой Д. и Егором Д., между Ксюшей К. и Миленой Х., между Ваней К. и Данилом Б.    

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание  деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

Подготовительный этап

Дети заходят  в зал вместе с педагогом.

-Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня! Я улыбнусь вам, а вы, если хотите, улыбнётесь мне и друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь вместе!

Устраивайтесь, пожалуйста, как вам удобно.

Организует детей, концентрирует внимание, включает детей в образовательную деятельность.

Дети слушают и выполняют действия, предложенные педагогом.

Дети приветствуют педагога и друг и друга, улыбаются, радуются.

Устраиваются так, как им удобно.

Создание  хорошего настроения.

Включение в образовательную деятельность.

Этап

формулирования цели

эксперимента  или опыта.

- У меня сегодня с собой с сундучок, он не простой, а  волшебный. А хотите ли вы  узнать, что в нем?

 «Он и желтый и сыпучий во дворе насыпан кучей, если хочешь, можешь брать и играть(песок)

- Хотите проверить, правильно ли мы с вами отгадали загадку?

- Чтобы всем было видно  достаньте из мешочка, то, что там находится.

- Можно ли это достать рукой?

Как можно песок показать другим детям? (высыпать)

- Что происходит с песком? (сыпется)

- Значит он какой? (сухой, сыпучий)

- А вы хотите узнать еще что-нибудь о песке?

- Я предлагаю вам пойти в лабораторию и стать настоящими исследователями.

- А вы знаете кто такие исследователи?  (Это люди, которые узнают что – то новое)

- Что мы с вами будем исследовать?

- Я предлагаю вам одеть фартуки и пройти в лабораторию.

Загадывает загадку.

Задаёт вопросы.

        

Побуждает детей к выполнению  исследовательской деятельности.

Предлагает детям стать  исследователями.

Помогает одеть фартуки.

Ребёнок открывает  мешочек,  смотрит и высыпает песок на разнос.

Ответы детей.

Одевают фартуки.

Ответы детей.

Заинтересованность в предстоящей деятельности.

Этап

планирования

экспериментальной

деятельности

Здесь мы с вами узнаем:

- Имеет ли форму песок?

- Из чего состоит песок?

- Что можно сделать из мокрого песка?

Знакомит с  опытами

( показ карточек – схем)

Слушают педагога.

Желание и заинтересованность в  выполнении опытов.

Практический  этап детского

экспериментирования

- С кем из друзей ты хочешь поработать? Выберите себе друга?

Опыт № 1 «Имеет ли  форму песок?»

- Какие у вас банки?

- Какую форму принял песок?

Песок принимает форму предмета, в котором находится.

Опыт № 2  «Из чего состоит песок?»

- Рассмотрите песок, из чего он состоит? (песчинок, камушек)

- Хотите узнать каких размеров они?

- С помощью чего можно рассмотреть их? (Лупы)

- Давайте возьмём лупу и рассмотрим их.

- Какие песчинки? (маленькие)

Правильно, песок состоит из множества мелких камушек и песчинок.

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Опыт № 3 «Впитывает ли песок воду?»

- Куда исчезла вода? (впиталась)

- Каким стал песок? (мокрый)

- Как это проверить? (потрогать рукой)

- Что осталось на песке? (след ладони)

- Что произошло с песчинками?

 (они прилипли друг к другу)

Что можно сделать из мокрого песка? (построить, замок, испечь пирожки).

А хотите  проверить, получатся  ли пирожки?

Изготовление «печенья» песочного.

- Песок впитывает воду и становится мокрым. Песчинки слипаются друг с другом. На мокром песке хорошо виден след от ладони.

- Молодцы, какие красивые у вас пирожки получились.

- Сейчас, как настоящие исследователи мы с вами вытрем руки салфетками, снимем фартуки и выйдем из лаборатории.

Побуждает детей к выполнению  опытов.

Объясняет ход выполнения опытов.

Наблюдает и оказывает необходимую помощь детям.

Обращает внимание детей на аккуратность в работе.

Помогает вытирать салфетками руки и снимать фартуки.

Делают выбор и расходятся по рабочим местам.

Рассматривают банки. Насыпают и высыпают песок.

Рассматривают песчинки под лупой,сравнивают, делают выводы.

Дети играют в подвижную игру.

Поливают песок из лейки.

Оставляют след ладони на мокром песке.

Делают выводы.

Дети наполняют формочки песком и пекут печенье.

Вытирают руки влажными салфетками, снимают фартуки и выходят с лаборатории.

Активное, самостоятельное  участие детей.

Получение новых знаний, умений, навыков в ходе экспериментальной деятельности

.

Заключительный этап

Рефлексия

- Кем мы были?

- Что мы исследовали?  

- Вам понравилось быть исследователями?

- Что вы узнали нового о песке?  

- Ребята, а хотите  показать пирожки друзьям из группы?

- Сейчас мы пойдём в группу, там вы расскажите своим друзьям, что мы делали, а на прогулке вы все вместе напечёте пирожков для вашего воспитателя.

Воспитатель ведёт детей в группу и несёт поднос с пирожками.

Делают выводы, отвечают на вопросы.

Идут в группу вместе с педагогом, показывают и рассказывают о проделанной работе.

Анализируют свою деятельность:

- чему научились?

- что понравилось?

- что было трудно?



Предварительный просмотр:

Образовательная технология – экспериментальная деятельность

НОД во второй младшей группе.

«Чудо песок»

(экспериментирование с детьми 3 - 4 лет)

Форма организации подгрупповая

Учебно-методический комплект:  собственная разработка,

Средства:

наглядные:  сундучок, мешочек с песком, картинки – схемы.

литературные: загадка о песке.

музыкальные: аудио запись «Шум дождя», «Весёлое настроение»  для подвижной игры «Солнышко и дождик»

Оборудование для детей:  фартуки, разносы с песком, влажные салфетки, лупы, лейки, совочки, баночки разной формы, формочки для песка, крышки;  для подвижной игры: зонт.

Цель: Формирование у детей представления о свойствах песка.

Задачи

  1. Сформировать представления детей о свойствах песка (сухом, мокром песке) и изменчивости его формы (Круглой, квадратной, овальной, прямоугольной, фигурной).
  2.  Развивать мелкую моторику рук, наблюдательность, способность замечать характерные особенности  предметов, размышлять, обобщать результаты.
  3. Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательных задач.

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы

1. Развивать мелкую моторику рук у Никиты С., Артёма К., Данила Б.

2.Воспитывать доброжелательные отношения между Димой Д. и Егором Д., между Ксюшей К. и Миленой Х., между Ваней К. и Данилом Б.    

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание  деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

Подготовительный этап

Дети заходят  в зал вместе с педагогом.

-Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня! Я улыбнусь вам, а вы, если хотите, улыбнётесь мне и друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь вместе!

Устраивайтесь, пожалуйста, как вам удобно.

Организует детей, концентрирует внимание, включает детей в образовательную деятельность.

Дети слушают и выполняют действия, предложенные педагогом.

Дети приветствуют педагога и друг и друга, улыбаются, радуются.

Устраиваются так, как им удобно.

Создание  хорошего настроения.

Включение в образовательную деятельность.

Этап

формулирования цели

эксперимента  или опыта.

- У меня сегодня с собой с сундучок, он не простой, а  волшебный. А хотите ли вы  узнать, что в нем?

 «Он и желтый и сыпучий во дворе насыпан кучей, если хочешь, можешь брать и играть(песок)

- Хотите проверить, правильно ли мы с вами отгадали загадку?

- Чтобы всем было видно  достаньте из мешочка, то, что там находится.

- Можно ли это достать рукой?

Как можно песок показать другим детям? (высыпать)

- Что происходит с песком? (сыпется)

- Значит он какой? (сухой, сыпучий)

- А вы хотите узнать еще что-нибудь о песке?

- Я предлагаю вам пойти в лабораторию и стать настоящими исследователями.

- А вы знаете кто такие исследователи?  (Это люди, которые узнают что – то новое)

- Что мы с вами будем исследовать?

- Я предлагаю вам одеть фартуки и пройти в лабораторию.

Загадывает загадку.

Задаёт вопросы.

        

Побуждает детей к выполнению  исследовательской деятельности.

Предлагает детям стать  исследователями.

Помогает одеть фартуки.

Ребёнок открывает  мешочек,  смотрит и высыпает песок на разнос.

Ответы детей.

Одевают фартуки.

Ответы детей.

Заинтересованность в предстоящей деятельности.

Этап

планирования

экспериментальной

деятельности

Здесь мы с вами узнаем:

- Имеет ли форму песок?

- Из чего состоит песок?

- Что можно сделать из мокрого песка?

Знакомит с  опытами

( показ карточек – схем)

Слушают педагога.

Желание и заинтересованность в  выполнении опытов.

Практический  этап детского

экспериментирования

- С кем из друзей ты хочешь поработать? Выберите себе друга?

Опыт № 1 «Имеет ли  форму песок?»

- Какие у вас банки?

- Какую форму принял песок?

Песок принимает форму предмета, в котором находится.

Опыт № 2  «Из чего состоит песок?»

- Рассмотрите песок, из чего он состоит? (песчинок, камушек)

- Хотите узнать каких размеров они?

- С помощью чего можно рассмотреть их? (Лупы)

- Давайте возьмём лупу и рассмотрим их.

- Какие песчинки? (маленькие)

Правильно, песок состоит из множества мелких камушек и песчинок.

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Опыт № 3 «Впитывает ли песок воду?»

- Куда исчезла вода? (впиталась)

- Каким стал песок? (мокрый)

- Как это проверить? (потрогать рукой)

- Что осталось на песке? (след ладони)

- Что произошло с песчинками?

 (они прилипли друг к другу)

Что можно сделать из мокрого песка? (построить, замок, испечь пирожки).

А хотите  проверить, получатся  ли пирожки?

Изготовление «печенья» песочного.

- Песок впитывает воду и становится мокрым. Песчинки слипаются друг с другом. На мокром песке хорошо виден след от ладони.

- Молодцы, какие красивые у вас пирожки получились.

- Сейчас, как настоящие исследователи мы с вами вытрем руки салфетками, снимем фартуки и выйдем из лаборатории.

Побуждает детей к выполнению  опытов.

Объясняет ход выполнения опытов.

Наблюдает и оказывает необходимую помощь детям.

Обращает внимание детей на аккуратность в работе.

Помогает вытирать салфетками руки и снимать фартуки.

Делают выбор и расходятся по рабочим местам.

Рассматривают банки. Насыпают и высыпают песок.

Рассматривают песчинки под лупой,сравнивают, делают выводы.

Дети играют в подвижную игру.

Поливают песок из лейки.

Оставляют след ладони на мокром песке.

Делают выводы.

Дети наполняют формочки песком и пекут печенье.

Вытирают руки влажными салфетками, снимают фартуки и выходят с лаборатории.

Активное, самостоятельное  участие детей.

Получение новых знаний, умений, навыков в ходе экспериментальной деятельности

.

Заключительный этап

Рефлексия

- Кем мы были?

- Что мы исследовали?  

- Вам понравилось быть исследователями?

- Что вы узнали нового о песке?  

- Ребята, а хотите  показать пирожки друзьям из группы?

- Сейчас мы пойдём в группу, там вы расскажите своим друзьям, что мы делали, а на прогулке вы все вместе напечёте пирожков для вашего воспитателя.

Воспитатель ведёт детей в группу и несёт поднос с пирожками.

Делают выводы, отвечают на вопросы.

Идут в группу вместе с педагогом, показывают и рассказывают о проделанной работе.

Анализируют свою деятельность:

- чему научились?

- что понравилось?

- что было трудно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Чудо-песок"

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка....

Спортивно- тематический досуг "Наш чудо песок" в младшей группе на улице.

Спортивно- тематический досуг "Наш чудо песок" в младшей группе на улице....

Конспект непрерывной образовательной деятельности Познавательное развитие (экспериментирование) с детьми с задержкой психического развития старшая группа «Удивительный песок».

Ход занятияОрганизация детей перед занятиемДеятельность воспитателяПредполагаемая деятельность детейМотивация и целеполаганиеПредварительная работа педагога: оповестить детей в группе о том, что сегод...

Конспект занятия - экспериментирования " Чудо песок"

Формирование знаний о свойствах сухого и влажного песка. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, способствовать расширению знаний о свойствах сухого и влажного песка....

Конспект непрерывной образовательной деятельности Познавательное развитие (экспериментирование) с детьми с задержкой психического развития старшая группа «Удивительный песок».

Цель: Учить детей определять физические свойства песка через игру Задачи: Развивающие:- продолжать совершенствовать связную речь, развивать зрительное восприятие, через внимание, память.- ра...

Экспериментирование "Чудо песок"

Летом малыши в основном находятся на улице, а на прогулочном участке основная игровая деятельность связана с песком. Это хорошая возможность познакомить детей со свойствами и особенностями песка.Напри...