Консультация для педагогов
консультация

Тугачева Лилия Александровна

Консультация для педагогов на тему:"Развитие логического мышления у дошкольников на занятиях математикой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Отрадинская средняя общеобразовательная школа» структурное подразделение

«Отрадинский детский сад»

Консультация для педагогов на тему:

«Развитие логического мышления на занятиях математики у детей дошкольного возраста»

                                                     Подготовила: воспитатель Тугачёва Л.А.

Развитие логического мышления на занятиях по математике детей дошкольного возраста

Цель:

повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога – психолога с дошкольниками по развитию логического мышления при формировании математических представлений в процессе игровой деятельности.

Задачи:

• Познакомить педагогов с опытом работы по использованию логико-математических игр с детьми дошкольного возраста;

• Обучить участников мастер-класса методам и приёмам использования развивающих игр в педагогическом

• Развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям,

инициативу, желание применять на практике данные технологии;

• Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Всестороннее развитие дошкольника происходит на основе игровой деятельности, в процессе которой у ребенка формируется воображение, приобретается опыт общения со сверстниками.

Благодаря использованию игровой технологии процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.

Ребенок стремится к активной деятельности, но сама по себе пытливость, понятливость и интеллект не развиваются, поэтому свою работу с детьми я построила на основе логико – математических игр.

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышлениятребует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.

Актуальность.

В чем же заключается актуальность данной темы?

Зачем нужна логика маленькому ребенку? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков и качеств является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать математические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.

Как вы сами, знаете в нашем современном мире, все стремительно меняется и развивается, у детей с первого класса сложная программа, которая ориентирована на логическое мышление ребенка. В подготовительной к школе группе обучение детей решению задач на смекалку способствует дальнейшему развитию их умственной деятельности, способности планировать ход поисков.

Цель:

- создание условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.

- развитие логико-математического мышления через интеграцию образовательных областей.

Задачи:

1) Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

2) Увеличение объема внимания и памяти.

3) Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии) .

4) Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

5) Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

6) Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

7) Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т. д.

Задача педагога – развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления.

Детям очень нравиться заниматься, в этом возрасте, они очень любознательны, пытливы. Большой интерес к развитию интеллектуальных способностей своих детей проявляют родители.

Логические операции – сравнение, синтез, анализ, классификация – применяются во всех видах деятельности. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить себя и других людей в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Характеристика логических операций:

Сравнение – заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам;

Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части, проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов;

Синтез – это мыслительное соединение частей предметов в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете. Игра«Сложи фигуру»«Построй домик» и др;

Упорядоченность действий – логический прием, формирующий навыки последовательных действий. Игры«Продолжи ряд» (с чередованием фигур, «Что сначала, что потом?» и др.

Классификация – это распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков.

Классификация включает 2 логических действия:

Выделение общего признака – основание классификации;

Деление на классы по основанию классификации.

Развитие логического мышления через загадки и задачи.

В воспитании и обучении большое значение я уделяю занимательным играм и задачам. Они интересны для детей, захватывают их, а чтобы найти верный ответ, надо подумать.

Логические задачи - это упражнения, которые развивают мышление, умение думать, улавливать связь между понятиями. Такие задачи учат детей связывать причину и последствия, учат угадывать результат.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огоньки пытливости и любознательности», - писал выдающийся педагог В. А. Сухомлинский.

В работе можно использовать технологии А. Никитина, которые являются средствами интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста. Благодаря использованию игровых технологий процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.

Цель технологии – развитие интеллектуальных способностей детей.

Кубики Никитина

Хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, целостному восприятию. и способность к комбинированию. Сначала дети работают по готовым образцам, а затем придумывают узоры сами.

Сложи узор.

В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу – этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, - и способность к комбинированию. Сначала дети работают по готовым образцам, а затем придумывают узоры сами.

Игры-головоломки (геометрические конструкторы).

Это игры «Танграм»«Волшебный круг»«Колумбово яйцо»«Вьетнамскую игру». Суть игр состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов, животных, птиц, человека по образу или замыслу.

Сложи квадрат.

Складывая квадраты из разноцветных фрагментов различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. Все детали необходимо перевернуть на лицевую сторону и сообразить, как из фрагментов одного цвета сложить квадрат. То есть в процессе игры ребенок знакомится с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части, учится разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм игры. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей.

Собери фигуру из палочек.

Учить детей составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек. Пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу. При использовании мелких палочек у детей развивается мелкая моторика рук, координация движений.

Сегодня я хочу предложить вам логические задачи-шутки. Многие они нам знакомы с детства. Давайте попробуем ответить на эти задачи-загадки. Они больше подходят для детей старшего дошкольного возраста. Ведь они уже хорошо умеют рассуждать и думать

Логичекие загадки

Жираф, крокодил и бегемот

жили в разных домиках.

Жираф жил не в красном

и не в синем домике.

Крокодил жил не в красном

и не в оранжевом домике.

Догадайся, в каких домиках жили звери?

****

Три рыбки плавали

в разных аквариумах.

Красная рыбка плавала не в круглом

и не в прямоугольном аквариуме.

Золотая рыбка — не в квадратном

и не в круглом.

В каком аквариуме плавала

А сейчас я хочу поделиться с вами некоторыми играми, и как можно использовать игры. Логическое мышление - это мышление при помощи рассуждений. Это связывание между собой разных знаний, чтобы в итоге получился ответ на поставленный вопрос. Все виды логического мышлениятесно связаны с речью.

Заключение.

Таким образом, при использовании логико-математических игр в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, ведёт к развитию логического мышления и повышения уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....