Мастер-классе «Волшебный мир оригами»
методическая разработка

Мейдус Гульнара Раифовна

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончике их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерство в детской ладошке, тем умнее ребенок»

Сухомлинский В.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_origami.doc63 КБ
Office presentation icon master-_klass_origami_szhataya.ppt1.98 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-классе «Волшебный мир оригами»

Мейдус Гульнара Раифовна

воспитатель

МБДОУ «Детский сад №42

«Аленький цветочек»

Цель мастер-класса: создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов через знакомство с техникой «Оригами».

Задачи:

  1. Повысить интерес педагогов к овладению техникой оригами.
  2. Познакомить с историей появления техники оригами, с базовыми формами данной техники, схемами и оперативными (технологическими) картами, их использованием.
  3. Раскрыть воспитательно-образовательную ценность и развивающий потенциал техники оригами для ребенка.
  4. Практически отработать приемы техники оригами через изготовление фигур оригами, рассказывая сказку, и через изготовление оперативной карты.

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Рада приветствовать вас на своем мастер-классе «Волшебный мир оригами».

А как вы думаете что такое оригами?...

Орига́ми (яп. 折り紙, букв.: «сложенная бумага») – вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги

 А когда же появился этот вид искусство?

(Слайд1.) Еще в древности, в Китае бумагу использовали самым различным образом, в том числе и в религиозных обрядах. Из бумаги же изготовлялись и разнообразные полезные в быту вещи, вроде знаменитых подвесных фонариков. При их изготовлении использовался и прием складывания. Однако складывание фигурок из квадратных листов бумаги не получило в Китае такого же названия, как в Японии.

Вообще же красоту, скрытую в вещах, сделанную из бумаги японцы открыли в IX – XII веках, в эпоху Хэйах (794 – 1185) и даже обозначили особым понятием “моно - ноаваре”. Изделиям из бумаги придавали эзотерический смысл.

В периоды Камакура (1185–1333 гг.) и Муромати (1333–1573 гг.) оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора. Аристократия и придворные должны были обладать определенными навыками в искусстве складывания.

(слайд2.) Тогда бумага перестала быть предметом роскоши и оригами стало распространяться и среди простого народа. Именно тогда, триста – четыреста лет тому назад, изобретается ряд новых фигурок, которые позже становятся классическими. Среди них и японский журавлик (цуру)– традиционный японский символ счастья и долголетия.

Искусство оригами в Японии стало традицией, которая передается из поколения в поколение, в основном по женской линии. Историки утверждают, что по манере складывания и набору фигурок можно было определить провинцию Японии, в которой выросла и обучалась девушка.

(слайд3.) Первым японским изданием по оригами считается книга “Сенбадзуру ориката”, которая вышла в свет в 1797 году. Перевод ее названия “как сложить тысячу журавлей”

В 1879 году директор школы для девочек Сани Нобузоу сделал для своих маленьких учениц книгу по оригами, содержащую инструкцию складывания 20 несложных классических фигурок. В 1885 году Окамото Консеки издал книгу для детей по оригами “Ориката”, которая позже была переведена на английский язык.

(слайд4.) Новый этап в развитии оригами начался после второй мировой войны и связан с именем знаменитого японского мастера Акиро Ёсидзава.  

Он является признанным мировым мастером оригами, сумевшим вдохнуть в старинное японское традиционное развлечение истинный дух творчества и поднять его до настоящего искусства, вершины которого пока доступны немногим.

Каждая страна приняла оригами по-своему, в соответствии со своей культурой и традициями. Мы, разумеется, остановимся на нашей стране.

Почему же я, несмотря на древность этой технологии, этого вида искусства, стала использовать его в работе с детьми?

Потому что этот виды деятельность – клад для развития ребенка. Создание фигурок из листа бумаги – для ребенка настоящее волшебство. Занимаясь, такой деятельностью малыш не только успокаивается и прекращает беспорядочную беготню, он погружается в магический мир, ощущая себя волшебником.  

Коллеги, а вы используете в своей работе технику «Оригами»? ...

А в каких случаях? ...

(слайд5.) Разумеется, в-первую очередь это занятия по продуктивным видам деятельности. Данная техника позволяет развивать у ребёнка конструктивные, изобразительные, творческие, оформительские, театральные и другие способности.

Как вы думаете, на каких ещё видах непосредственно образовательной деятельности можно использовать оригами? …

Например, на образовательной деятельности по математике техника оригами при складывание базовых форм помогает детям усвоить такие понятия, как «треугольник», «квадрат», «трапеция», «прямоугольник», решать задачи.

 

Также оригами можно использовать на занятиях по развитию речи, при чтении художественной литературы, применяя данную технику с элементами театрализации, изготавливая атрибуты и используя их для показа представления. Как говорил В.М. Бехтерев: «Движение рук тесно связанно с речью и её развитием». Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается речевое развитие.

А сейчас я предлагаю нам всем вместе рассказать сказку с изготовлением фигурок оригами, так как мы это делаем с детьми. Только сказки мы берём более простые.

( слайд7.)

  1. Жил-был крестьянин и была у него земля. (Покажите всем лист бумаги)
  2. Надоело крестьянину работать. Решил он продать землю, а на вырученные деньги жить да поживать. Измерил он свою землю по диагонали. (Сложите и разверните лист по диагонали)

        Измерил по второй диагонали. (Сложите и разверните лист по второй диагонали)

  1. Продал он часть земли. (Согните четыре угла к намеченному центру листа)

                И на вырученные деньги стал жить. (Повернуть)

        Скоро деньги кончились, и он продал ещё часть земли. (Переверните лист и опять согните четыре угла к центру)

  1. Но и эти деньги скоро кончились. Тогда крестьянин решил мир посмотреть. И продал ещё часть земли. (Переверните лист и опять согните четыре угла к центру)

        На полученные деньги он купил билеты на пароход и отправился в кругосветное путешествие. (Вытяните два другие уголка в стороны и, одновременно, сложите заготовку пополам. Получится кораблик)

  1. Пока он путешествовал, он купил себе новые сапоги. (Заверните боковые уголки - нос и корму корабля – внутрь)
  2. Купил новые брюки. (Теперь выверните завёрнутые на предыдущем шаге уголки наружу вниз)

(слайд8.)

7. Купил свитер. (Переднюю часть опустите вниз)

8. И рубашку. (Выгните бывшие пароходные трубы к центру листа)

9. Купив себе обновку, он решил это отпраздновать. Он зашёл в ресторан, сел за столик, заказал себе много еды и шикарно пообедал. (Выверните два загнутых на предыдущем шаге уголка вниз)

10. Так жил крестьянин пока не кончились деньги. Тогда ему ничего не оставалось делать, как возвращаться домой. Денег на обратную дорогу уже не было. Он нашёл брошенный парусник, сел в него и поплыл домой. (Противоположные углы стола сближаем и складываем друг с другом перпендикулярно вторым углам)

11. Много дней он плавал по морю, пока не прохудился парус, наткнулся наш крестьянин на пустую лодку. («Парус» сворачиваем вдоль борта)

12. Когда он приплыл домой он взялся за ум и принялся за работу. Он зарабатывал много денег и складывал их в кошелёк. (Выверните внутренние уголки наружу и вниз, а боковые уголки к центру. Получившиеся прямоугольники сложите вниз)

13. На этом и сказке — конец. А кто слушал сказку — клади монетку. (Раскрываем коробочку одновременно выдавливая дно вниз и оттягивая ручки коробочки в стороны)

Вот такая сказка у нас получилась.

(слайд9.)

Во время занятий с бумагой тренируется терпение, усидчивость, сообразительность, воображение, мелкая моторика рук, а вместе с ней, как я уже и говорила, развивается речь. А хорошая координация рук поможет ребенку в школе.

Оригами развивает глазомер, художественно-эстетический вкус, логическое мышление, трудолюбие, формируется привычка заканчивать начатое дело.

Большое достоинство искусств оригами – его доступность. В каждом доме найдется бумага, недорогой и самый обычный материал. Этот материал безопасен, его не страшно испортить.

Занимаясь оригами, ребенок весело и увлекательно проводит свой досуг с пользой. Поделки оригами будут замечательным подарком от ребенка для родственников и друзей на любой праздник.

Одного моего желания заниматься с детьми оригами было недостаточно, у меня возник вопрос (проблема): «Как же проводить занятия по оригами с детьми?»

Этот вопрос является одним из главных проблем. Наверняка, именно на этот вопрос желали бы найти ответ многие начинающие педагоги для преподавания оригами. Они хотели бы, заранее, знать о методических приёмах, облегчающих преподавание оригами детям. Однако единой методики, конечно, не существует, да, наверно, и не может быть. Существуют десятки различных приёмов, но все, в конечном счёте, зависит от способностей, таланта и личности педагога и воспитанников. Тем не менее, представлю несколько практических советов, которые могут оказаться полезны:

(слайд10.) В качестве основной формы обучения принято занятие по подгруппам, так как изготовление поделок способом оригами требует от детей точности движения пальцев рук при складывании бумаги, а от педагогов индивидуальной помощи.

Основная форма, используемая в оригами — это квадрат. Квадрат не только геометрическая фигура, но и эталон, имеющий постоянные характеристики. вначале обучения используется метод словесного объяснения. Объясняется последовательность складывания и показывается несколько раз. Затем предлагается детям сделать это самим. Далее постепенно приучаем ребят к условным знакам и схемам, (слайд11.) сначала изредка чертим на доске отдельные рисунки, а после полностью вычерчиваем несколько схем складывания, дополняя чертежи демонстрацией на руках и комментируя словами.

Следующим шагом идет знакомство детей с оперативными картами. (слайд12.) Каждая карта представлена в виде поэтапного выполнения работы от исходной заготовки бумаги до итоговой поделки. Каждый этап работы ребенок может посмотреть и развернуть на образце карты для более точного представления о ее изготовлении.

Первоначально педагог выполняет работу совместно с ребенком, обращая внимание на пошаговую инструкцию технологической карты. Данный вид работы может повториться несколько раз. Постепенно дети могут использовать данный вид карт самостоятельно.

Количество времени, отведенное на работу с картами, зависит от уровня развития и возможностей детей.

Постепенно происходит переход от простого к сложному. Усложняя виды сгибания, когда ребята освоят приемы, можно предложить им стать изобретателями. Может быть, они смогут изобрести свою поделку.

А сейчас я предлагаю вместе изготовит технологическую карту.

При обучении оригами необходимо давать воспитанникам больше самостоятельности. Не надо навязывать свои приемы украшения поделки. Иногда ребята могут сделать это лучше и оригинальнее. Если дети сначала делают отдельные поделки, то в дальнейшем им можно предложить сделать различные сюжетные композиции из знакомых фигур.

(слайд13.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Волшебный мир оригами

Слайд 2

Оригами Д ревнее искусство складывания фигурок из бумаги. «Ори» в переводе с японского - «складывать», «Ками» – бумага. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была изобретена бумага. Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги.

Слайд 3

Японский журавлик (Цуру)- символ счастья и долголетия.

Слайд 4

В 1885 году Окамото Консеки издал книгу «Ориката».

Слайд 5

Акира Ёсидзава (1911-2005)

Слайд 7

1. 2. 3. 4. 5. 6.

Слайд 8

7. 8. 9. 10. 11. 12.

Слайд 10

Базовые формы оригами

Слайд 11

Условные знаки оригами

Слайд 12

Оперативная карта

Слайд 13

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончике их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерство в детской ладошке, тем умнее ребенок» Сухомлинский В.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для педагогов "Модульное оригами".

Мастер класс для педагогов "Модульное оригами"....

Мастер-класс "Пасхальное яйцо" (модульное оригами)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4159862","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 57px; height: 70px; "}}]]Модульное оригами: "Пасхальное яйцо" - выполнено с дет...

Мастер -класс для воспитателей.Искусство оригами как возможность развития математических способностей ребенка.

Цель обучения оригами как всестороннее развитие дошкольников,в процессе обучения ребенок знакомится с геометрическими фигурами,а также учатся легко ориентироватся в пространстве и на листке бумаги....

мастер-класс для родителей по оригами "Елочка"

В канун Нового Года мы всегда готовим подарки своим родным, близким и друзьям. Хочется всем без исключения сделать приятный подарок. И что уж греха таить, не всегда найдется возможность преподнести до...

Мастер – класс «Путешествие в страну Оригами».

Оригами, оригами,Мастерить умеем сами:И фонарик, и хлопушку,И забавную зверюшку.Что такое это оригами?Рассказать давно пора.Это мир фантазий, Это сказка, фокус, и игра Давно известно, что мелкую ...

Семейная гостиная (мастер-класс для родителей) "Искусство "оригами"

Представлен конспект совместного с родителями занятия по знакомству с искусством "оригами"....

Мастер-класс "Кусудама в технике оригами"

мастер-класс Кусудама в технике оригами...