Обучение дошкольников игре в шашки
консультация (подготовительная группа)

Варганова Надежда Викторовна

Обучение дошкольников игре в шашки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shashki.odt26.63 КБ

Предварительный просмотр:

Девчонки и мальчишки
Никитки и Наташки
Грызут гранит науки,
Зовут который «шашки». 

Не легкая задача,
Не куклы – неваляшки!
Познать хотят игрушку
С названьем «чудо – шашки»!

И вскоре от победы
Забегают мурашки,
В восторге скажут детки:
« Ох уж эти шашки!»

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт.

Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Существует легенда, что бог Гермес, придумавший эту игру, предложил  богине Луне поиграть с ним в шашки с тем условием, что в случае проигрыша он получит от нее 5 дней. Одержав победу, Гермес прибавил эти 5 дней к тем трехсот шестидесяти дням, которые до этого составляли год. И теперь год равен трехсот шестидесяти пяти дням.

Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Шашки – игра творческая. В этом и заключается секрет ее привлекательности.

Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.

 Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических, творческих, умственных способностей детей.

Шашки по праву признана одной из самых интеллектуальных игр, поэтому, прежде всего, она стимулирует мыслительную деятельность детей, способствует их логическому мышлению, развивает пространственное воображение, память и внимание, что очень важно для подготовки к школе.

      Поскольку большая часть детей в дошкольном возрасте по своей природе очень подвижны и активны и им трудно сосредоточить свое внимание на продолжительное время, то эта волшебная игра ненавязчиво формирует у них такое качество, как усидчивость.

       А также эта игра воспитывает в детях такие немаловажные для их будущей жизни качества, как умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям . Более того, эта игра предусматривает совместную деятельность детей, что совершенствует навыки общения, воспитывает доброжелательное отношение детей друг к другу, тем самим создавая благоприятный эмоциональный фон в группе.

     Начинать обучение детей игре в шашки рекомендуется со старшей группы.  Именно в этом возрасте внимание детей становится более устойчивым и произвольным, развивается прогностическая и наглядно – образная функции мышления, которые позволяют решать уже более сложные задачи. К пяти годам дети становятся больше усидчивы ( могут заниматься одним видом деятельности в течение 20 – 25 минут ) и способны играть по установленным правилам.

     Проведенное анкетирование с родителями старших групп нашего ДОУ показало, что в шашки умеют играть все родители, но семейной игрой они не являются. Дети предпочитают играть в монополию, кубики, мозаику, лото, нарды, собирать пазлы. Тем не менее родители положительно отнеслись к предложению обучать детей игре в шашки и обещали оказывать помощь воспитателям.

                              Нами был разработан проект  «Играем в шашки»

Тип: интеллектуально – игровой

Участники: старший воспитатель, воспитатели старших групп, музыкальные руководители, дети, родители.

Цель: формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в настольную игру шашки.

Задачи:

- научить детей играть в настольную игру шашки, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие;

- проинформировать родителей о пользе шашечной игры, о её значимости в воспитании и развитии детей, способами подачи детям.

      На первом подготовительном этапе мы приобрели комплекты шашек и досок (8 комплектов), воспитатели познакомились с методической литературой по теме, с родителями были проведены консультации на тему- "Как научить ребёнка играть в шашечную игру и её роль в развитии детей", была оформлена  наглядная информация (ширмы – передвижки) с описанием истории шашечной игры, его видов, правил игры.

     С помощью собеседований, опроса на первых занятиях воспитатели выявили  уровень подготовленности детей для определения готовности к восприятию материала. Было установлено, что в основном дети знакомы с шашками, умеют расставлять их на поле, делают 2-3 хода. До конца доводить игру могли 3 человека.

   На следующем этапе начался процесс обучения игре в шашки.
        При обучении игре в шашки, прежде всего, важно знать, что детей ни в коем случае нельзя заставлять, они должны сами этого захотеть. В группе всегда найдутся активные и любопытные дети, которые любят «что – то новенькое», сначала они включаются в работу, затем и другие дети, глядя на них, тоже начинают увлекаться игрой в шашки. Главное, чтобы процесс обучения детей проходил ненавязчиво и интересно. Количество занятий в неделю –1 продолжительностью не  более 25 минут, чтобы у детей не было переутомления, результатом которого может стать снижение мозговой активности и внимания.

     Знакомили детей с новым для них материалом  в простой и очень доступной для их понимания форме.

      Правила игры в шашки на первый взгляд кажутся несложными, но для игры  не достаточно просто знать правила, так как эта игра содержит в себе много разного рода трудностей, тонкостей и хитросплетений. Для того, чтобы дети хорошо научились играть в шашки, мы проводили систематические занятия, которые заключают в себе минимум теории и максимум практики.

     Знакомство и обучение детей игре в шашки происходил поэтапно,по принципу "от простого к сложному". Сначала детей  познакомили с историей возникновения этой игры, затем демонстрировали им доску, фишки черного и белого цветов, после чего научили правильно расставлять шашки на игровом поле, объяснить, почему все шашки ставятся только на темные клеточки. Объясняли детям шашечные термины – белое поле, черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, дамочные поля, простая шашка, блокировка, дамка, рубить и т.д..

     После того, как дети усвоили общие сведения о шашках,  приступили к знакомству с основными правилами игры.

      Использовали стихотворный вариант, который очень помогает детям быстро освоить правила этой умной игры.

1) Начинать бой можешь смело –
Первый ход всегда за белой!


2) Шашки медленно, но метко
Шагают лишь по черным клеткам!


3) Наверно, шашкам не везет,
Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!

4) Знают все : и стар, и млад,
Шашкой бьем вперед – назад!


5) Шашка соперника сразу погибнет,
Если твоя ее перепрыгнет!


6) Поля вдруг конец настанет,
Сразу шашка «дамкой» станет!


7) Чтоб твою «дамку» не поймали,
Ход ее по всей диагонали!

8) Цель игры – побить «врагов»
И чтоб им не было ходов!

   Планировали занятия  таким образом, чтобы чередовались несколько видов деятельности: теоретическая ( знакомство с новым материалом), практическая  (демонстрация простых, но показательных и увлекательных фрагментов игры в шашки и решение простых шашечных задач) и игровая (игры соревновательного характера ).

    Необходимо помнить, что играть в шашки ребенку нужно не только с игроками сильнее, но также и слабее него ( победы в игре будут стимулировать его, подогревать интерес, а вот частый проигрыш может отрицательно повлиять на дальнейшее желание ребенка играть в шашки ). Важно каждого ребенка время от времени хвалить ( за победу, даже за один верно сделанный им ход ), и никогда нельзя его критиковать за проигрыш — это отобьет у него желание вообще когда – либо в будущем заниматься не только шашками, но и, быть может, другими играми соревновательного характера.

    Играя в шашки, ребенок учится логически и абстрактно мыслить, принимать важные решения, продумывать на несколько ходов вперед. Поэтому в ходе игры никогда нельзя его торопить, потому что правильные решения, которые влияют на итог игры, должны приниматься не спеша, ибо он сам несет за них ответственность. В случае поражения в игре, необходимо научить ребенка относиться к данной ситуации спокойно и выдержано, не огорчаться, а делать выводы, учить анализировать ошибки.

           По окончанию всех занятий по обучению игре в шашки все дети научились:

  •  ориентироваться на шашечной доске,
  •  правильно помещать доску между партнерами,
  •  правильно расставлять шашки, различать диагональ, вертикаль, горизонталь,
  •  применять на практике правила игры,
  •   анализировать правильные и ошибочные ходы
  •  следить за ходами противника, поправлять,
  •  предвидеть ходы соперника на несколько шагов вперед,
  •  решать простейшие комбинации,
  •  расставлять позиции с заданными условиями,
  •  рассчитывать соотношение сил.
  •   из множества ходов выделять самый верный и целесообразный.

          На заключительном этапе для подведения  итогов всего курса обучения мы  организовали соревнования по шашкам между детьми подготовительных групп, а его победители приняли участие в шашечном турнире между воспитанниками детских садов.     Турнир начался с веселого приветствия хозяевами гостей и участников соревнований. Затем дети просмотрели презентацию на тему возникновения игры, ее развития.

       Ведущий еще раз напомнил детям правила игры и турнир начался. По окончании игр из каждой пары выбирался  победитель, в результате этого определился победитель.  

        В то время, когда спортсмены продумывали над досками свои ходы, с болельщиками были проведены веселые конкурсы познавательного характера.

          Всем участникам по окончанию турнира были вручены подарки.

          Закончился турнир веселой дискотекой.

    Традицией в нашем ДОУ стало проведение шашечного турнира с родителями. Выяснилось, что дети играют не хуже родителей и во многих партиях выигрывают.

       Воспитанники нашего ДОУ приняли участие в районном шашечном турнире, где заняли почетное третье место.                     

           Шашки – это волшебная игра. Она одновременно и простая, и сложная. Она подразумевает под собой соревнования, борьбу, и это закаляет детскую психику и характер.  Игра в шашки в детском саду – интеллектуальный досуг, который направлен на формирование предпосылок учебной деятельности и на развитие интегративных качеств детей, обеспечивающих им социальную успешность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей игре в шашки

Обучение детей игре в шашки...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Обучение детей игре в шашки»

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. Эта игра прочно вошла в наш быт. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.Мирная шашечная борьб...

кружок обучение детей игре в шашки

С начала учебного года продолжит свою работу кружок по обучению детей старшего возраста игре в шашки...

"Обучение детей игре в шашки."

В данной статье рассказывается о том,что такое игра в шашки,основные правила игры, приводится краткий словарь терминов....

Тематический план по обучению детей игре в шашки по программе "Умные шашки"

Основной целью программы "Умные шашки" является стимулирование предпосылок учебной деятельности, раскрытие умственного, нравственного, волевого потенциала личности ребёнка посредством освоен...

Конспект занятие по обучению детей игре в шашки «Царство шашек»

Царство шашек.Цель: Обучение дошкольников принципам шашечной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре.Задачи:1. Познакомить с игрой в шашки. Понятиями: шашечная доска, шашки.2. Познако...

Методика обучения детей игре в шашки.

Методика обучения детей игре в шашки .В представленном  материале дается подробная последовательность обучения детей старшего дошкольного возраста игре в шашки.  [[{"type":"media","view_mode...