Рабочая дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Узорье» для детей 5-7 лет
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Латкина Ирина Васильевна

Народное песенное творчество 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uzore.docx68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение

«Ярсалинский детский сад «Солнышко»

Рассмотрено на заседании педагогического совета муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ярсалинский детский сад «Солнышко»

Протокол  №______ от «____»_________  201__г

Утверждаю

Заведующая Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Ярсалинский детский сад «Солнышко» __________ Чечикова О.Е.                                      «___»_____________20__г        

Приказ №____________

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Узорье»

 для детей 5-7 лет

срок реализации программы 1  учебный год

                           Музыкальный руководитель Латкина Ирина Васильевна

Яр-Сале 2019

Содержание

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка
  2. Актуальность
  3. Цель, задачи
  4. Принципы и педагогические подходы в реализации программы
  5. Возрастные особенности детей группы
  6. Планируемые результаты (целевые ориентиры)
  7. Срок реализации программы. Объём образовательной нагрузки

  1. Содержательный раздел
  1. Учебно - тематический план
  2. Содержание образовательной деятельности
  3. Формы подведения итогов

  1. Организационный раздел
  1. Материально-техническое обеспечение
  2. Методическое обеспечение
  3. Список литературы

Приложение

  1. Календарно-тематическое планирование
  2. Примерное расписание

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка

Опыт работы с детьми дошкольного возраста показал, что формирование художественно-эстетических и, в частности, музыкальных навыков является частью общего развития ребенка. Элементарные музыкально-звуковые понятия невозможно вводить без ознакомления детей с явлениями окружающего мира, без развития образного, абстрактного, логического мышления, краткосрочной и долгосрочной памяти. Поэтому занятия с детьми носят комплексный характер.

В данной программе реализуется всесторонний целостный подход к музыкальному развитию ребёнка. Музыка является важным средством творческого, умственного и физического развития детей.

Содержание программы включает все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, музыкальное движение, пение, художественное слово, музыкальные игры-драматизации.  Музыкальные занятия строятся на взаимосвязи музыки, движения и слова. При сочетании различных видов деятельности происходит взаимодействие органов чувств, у детей развивается фантазия, интеллект, воображение, артистичность, формируются коммуникативные отношения. Маленький ребёнок полон неистребимого любопытства, жажды познания, жизнерадостности и оптимизма. Именно этот период самый благоприятный для приобщения к миру прекрасного! У детей в этом возрасте формируется эмоциональное, психическое и интеллектуальное развитие, и неважно, какие природные способности есть у детей, каждый из них уникален и неповторим.

Предлагаемая программа построена на основе обучения, которое носит развивающий характер, что способствует эстетическому, нравственному и интеллектуальному развитию детей.

Практический материал преподносится в виде игровых упражнений, с которыми можно работать как в изложенном порядке, так и в каком-либо другом. Музыкальный руководитель может применять те или иные упражнения для коррекции уже имеющихся у учащихся навыков.

Программа составлена на основе обязательного минимума содержания по музыкальному развитию детей дошкольного возраста федерального компонента государственного стандарта, примерной программы дошкольного образования Л.М.Васильевой с учётом  программы  авторов О.Л.Князевой и М.Д.Маханёвой “Приобщение детей к истокам русской народной культуры», рекомендованной  Министерством образования Российской Федерации.

  1. Актуальность

 Народное песенное творчество является значительной частью культурного опыта человека. Детские народные песни, попевки и колыбельные предлагают детям обширный круг поэтических ассоциаций, которые становятся основой формирования системы художественных воззрений, проникнутых любовью к родной природе, к родной речи, к Родине. Народные песни, частушки, хороводы,  календарные праздники и развлечения, входящие в жизнь детей в соответствие с датами народного земледельческого календаря, делают жизнь  более эмоционально насыщенной.

Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности.   

  1. Цель, задачи

Цель:

выявление одаренных детей в области музыкального искусства в

детском возрасте, приобщая их к истокам русской культуры, создавая условия для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей.

Задачи:

Обучающие:

  • знакомить детей с русским народным поэтическим, песенным и танцевальным творчеством.
  • знакомить с  традиционными праздниками.
  • формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движения.
  • обогащать словарный запас

Развивающие:

  • развивать самостоятельность,  инициативу, творческие и импровизационные способности у детей.
  • развивать любознательность и интерес к музыкальным жанрам.
  • способствовать развитию активного восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
  • развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления.
  • развивать певческие навыки, умение петь индивидуально, в ансамбле и хоре.
  • закреплять навык инсценирования и драматизации песенного фольклора.

Воспитательные:

  • формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей.
  • создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа.
  • воспитывать чувство патриотизма.
  • воспитывать дружелюбие, самооценку, честность и чувство справедливости.
  • воспитывать внимание, выдержку и терпение.
  • воспитывать в детях толерантность.

  1. Принципы и педагогические подходы в реализации программы

  • Принцип полноты и целостности музыкального образования детей, подразумевающий совокупность знаний умений и навыков по всем видам музыкальной деятельности, их органическую взаимосвязь в музыкальном искусстве.
  • Принцип деятельностного подхода - обучение осуществляется не как простая подача готового материала, а через самостоятельное познание и открытие, способствует формированию интереса к музыкальному обучению, мотивирует, учит ребенка самостоятельности в получении знаний.
  • Принцип культуросообразности основан на ориентации ребёнка на общечеловеческие ценности в соответсвии с особенностями поликультурной среды.
  • Принцип последовательности предусматривает постепенное усложнение поставленных задач .
  • Принцип системности - непрерывность и регулярность занятийдисциплинируют ребенка, приучают его к регулярной работе.
  • Принцип интеграции -музыкально-творческая деятельность позволяет интегрировать практически все образовательные области в зависимости от педагогических целей и задач.
  • Принцип психологической комфортности - создается образовательная среда, обеспечивающая не только снятие всех стрессообрзующих факторов, но и обеспечивающая переживание радости, чувство удовлетворения, увлеченности деятельностью
  • Принцип вариативности- предоставление детям возможности выбора  степени форм активности в различных видах музыкально-творческой деятельности

Методические приемы:

1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

  • знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
  • работа над вокальными и хоровыми навыками;
  • проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение хором).

2. Приемы работы над отдельным произведением:

  • пение песни с полузакрытым ртом;
  • пение песни на определенный слог;
  • проговаривание согласныхв конце слова;
  • произношение слов шепотом в ритме песни;
  • выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;
  • настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);
  • остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;
  • анализ направления мелодии;
  • использование элементов дирижирования;
  • пение без сопровождения;
  • зрительная, моторная наглядность.

3. Приемы звуковедения:

  • выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
  • образные упражнения;
  • оценка качества исполнение песни

  1. Возрастные особенности детей группы

Особенности слуха и голоса детей 5-6 лет.

На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.

Особенности слуха и голоса детей 6-7лет.

      У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально – слуховая координация.

В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка.      Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким.

Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-7 лет увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон  (до – ре). Дети правильно интонируют мелодию.

Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка  два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

  • песни хором в унисон
  • группами (дуэт, трио и т.д)
  • тембровыми подгруппами
  • при включении в хор солистов
  • пение под фонограмму.

Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.

Для того чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать, соединять возможности слуха и голоса), нужно соблюдение следующих условий:

  • игровой характер занятий и упражнений,
  • активная концертная деятельность детей,
  • доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях
  • атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
  • звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)
  • сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста

Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.

  1. Планируемые результаты (целевые ориентиры)

5-6 лет

  • Уметь петь попевки, заклички, колыбельные песни, интонировать в пределах терции.
  • Знать название музыкальных инструментов и отличать на слух.
  • Владеть навыком инсценирования.
  • Владеть элементарными способами игры на них (ложки, бубен, колокольчик, дудочка).
  • Уметь находить пару, и ходить парами друг за другом по кругу.
  • Выполнять притопывание ногами на месте и с продвижением вперёд.
  • Разыгрывать простейшие русские народные сказки и инсценировать русские народные песни.
  • Участвовать в играх с театральными действиями и более развёрнутыми диалогами.
  • Разыгрывать и инсценировать русские народные песни.
  • Уметь применить речевые фольклорные обороты в быту.
  • Слышать и правильно интонировать в пределах октавы.
  • Иметь представления о народных праздниках, их обрядах и традициях (Осенины, Колядки, Святки, Масленица).
  • Использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы…).
  • Владеть более сложными приёмами игры на ложках, играть в оркестре.
  • Знать название инструментов (треугольник, дудочка, гармонь, трещётки, балалайка) и различать их по звучанию.
  • Уметь сочетать движения рук и ног. Выполнять хороводные движения: «Улитка», «Ручеёк», два круга в противоположные стороны, «стенка на стенку», выполнять движения в свободной пляске.
  • Оказывать помощь сверстникам и взрослым.
  • Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.
  • Правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.
  • Проявлять внимание и заботу к близким.
  • Передавать полученные знания малышам.

6-7 лет.

  • Уметь импровизировать.
  • С желанием участвовать в любом виде деятельности.
  • Знать традиции и обычаи Родного края, понимать смысл народных праздников, уметь рассказать об этом.
  • Владеть навыками передачи эмоционально-образного содержания песни.
  • Петь интонационно чисто, правильно передавая мелодию и ритм песен, уметь пользоваться дыханием.
  • Самостоятельно используя элементы инсценирования, согласовывать движения с текстом.
  • Петь открытым звуком с чёткой артикуляцией.
  • Уметь плясать «дробью», исполнять элементы хоровода: «Капуста»,

«ниточка с иголочкой».

  • Иметь представление о предметах быта, которые народ использовал как музыкальные инструменты (рубель, пила, гребень).
  • Уметь творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.
  • Передавать полученный опыт малышам.

  1. Срок реализации программы. Объём образовательной нагрузки

Программа вокального кружка «Узорье» предназначена для детей  

5 – 7  лет. Предполагается 60 занятий в год. Занятия проводятся с октября по май,  два раза в неделю во второй половине дня.

Продолжительность занятия 20 – 30 минут.

  1. Содержательный раздел
  1. Учебно - тематический план

Месяц

Количество занятий

Тема

Октябрь

8 занятий

«Осенины»

Календарные попевки, песни об осени и осенних приметах. Осенние хороводы и игры.

Ноябрь

8 занятий

«Делу время – потехе час»

Музыкальный фольклор развлекательного характера: потешки, попевки, пляски, хороводы, игры, наигрыши с использованием музыкальных инструментов.

Декабрь

8 занятий

«Здравствуй, зимушка – зима»

Зимние забавы. Зимние хороводы, игры.

Январь

4 занятия

«На пороге – коляда»

Календарные песни, игры.

Февраль

8 занятий

«Масленица»

Народные приметы, попевки, заклички, хороводы, символы окончания зимы.

Март

8занятий

 «Грач на горе, весна на дворе»

Народные весенние приметы.

Календарные песни.

Весенние хороводы и игры.

 

Апрель

8 занятий

«На зелёном, на лугу».

Самостоятельная музыкальная деятельность детей: импровизации, пантомимы, инсценирование, основанные на знакомом фольклорном материале.              

Май

8 занятий

«В хороводе были мы»

Хороводы, хороводные игры.

  1. Содержание образовательной деятельности

месяц

тема

цель

октябрь

«Осенины»

1 занятие

«Милости просим!»

Вызвать интерес и желание приходить на занятия. Рассказать детям о особенностях русского гостеприимства. Освоить русский  поклон.

2 занятие

«Русская изба»

Расширять представления детей о русской избе, знакомить с новыми предметами в устройстве избы: горница, сени, ставни.Разгадывать загадки фольклорной тематики.

3 занятие

«Осенние хлопоты»

Воспитывать трудолюбие и взаимовыручку.

4 занятие

«Что летом родится – зимой пригодится»

Расширять представления детей о огородных работах, урожае, средствами пословиц и поговорок.

5 занятие

«Сентябрь – листопадник»

Пополнять

словарный запас народных названий.

6 занятие

 «Осень – сноп последний косим»

Расширять знания детей об осенних праздниках  и сельхоз работах.

7 занятие

«Всякому делу своя пора».

Продолжать знакомить детей с календарными осенними праздниками, их традициями.

8 занятие

«Сделал дело - гуляй смело»

Воспитывать любовь к русскому народному творчеству. Доставить детям радость, привлечь в совместную деятельность.

ноябрь

«Делу время – потехе час»

1 занятие

«Делу время – потехе час»

Познакомить детей с малыми формами фольклора, с прибаутками,  с жанром считалка. Использовать на занятии считалки при проведении игр. Разучить русскую народную круговую игру Учить, точно передавать хлопками  и притопами простой ритмический рисунок.

2 занятие

«На золотом крыльце сидели»

Знакомить с формой проведения народных праздников – посиделки.

3 занятие

«Маленькие помощники»

Познакомить детей с предметами обихода в русской избе: коромысло, ведра, корыто.

4 занятие

«Трудно жить без посиделок»

Продолжать знакомить детей с обрядом русских посиделок.

5 занятие

«Небылицы в лицах»

Слушать небылицы и распознавать, что быль, а что небыль.

6 занятие

«Шутку шутить – людей насмешить»

Развивать чувство юмора, а так же логическое мышление, стимулировать познавательную деятельность.

7 занятие

«Золотые ворота»

Освоить танцевальное движение «воротце», подводить к выразительному исполнению танцевально-игровых образов.

8 занятие

«Потешные посиделки»

Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

Доставить детям радость, привлечь в совместную деятельность.

декабрь

«Здравствуй, зимушка – зима»

1 занятие

«Здравствуй, зимушка – зима»

Знакомить детей с традициями встречи зимы, народными играми, хороводами.

2 занятие

«Зима – не лето, в шубу одето»

Расширять знания детей о народных приметах зимы с помощью пословиц и поговорок.

3 занятие

«Валенки не подшиты, стареньки»

Познакомить детей в зимней обувью – валенками и процедурой их изготовления.

Знакомить с танцевальными движениями «ковырялочка», кружение в парах с разным положением рук («лодочка», «бараночка»).

4 занятие

«Зимние забавы»

Обогащать знания детей о зимних забавах, народных зимних приметах.

5 занятие

«Живет в народе песня»

Рассказать детям о видах народной песни (колыбельная, частушки, трудовые песни, обрядные, календарные).

6 занятие

«Песня – душа народа»

Прививать любовь к народной песне, уметь использовать ее в игре, учить исполнять песню без аккомпанемента.

7 занятие

«Ходит сон близ окон»

Расширять представление детей о колыбельной песне и пестушке. Учить детей петь колыбельные напевно, протяжно, ласково. Развивать навык пения без аккомпанемента. Пополнить фольклорный словарный запас новыми словами: колыбель, люлька, зыбка.

8 занятие

«Новый год у ворот»

Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

Доставить детям радость, привлечь в совместную деятельность.

январь

«На пороге – коляда»

1 занятие

«Пришла Коляда - отворяй ворота»

Познакомить с календарным праздником Зимние Святки, его обычаями, традициями.

2 занятие

«Хороши зимние праздники»

Учить исполнять колядки, правильно проговаривая фольклорные обороты.

3 занятие

«Народные обычаи: гадания и приметы»

Рассказать о такой традиции как гадания, познакомить с жанром «подблюдные» песни

4 занятие

«Русская  Зима»

Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

Доставить детям радость, привлечь в совместную деятельность.

февраль

«Масленица»

1 занятие

«Народные наигрыши»

Знакомиться и осваивать игру на  народных музыкальных инструментах: коробочке, трещотке, дудочке.

2 занятие

«Народный оркестр»

Формировать ритмический слух и музыкальную память. Учить, правильно извлекать звук в игре на металлофоне, ударных и ритмических инструментах.

3 занятие

«Умельцы - мастера»

Рассказать о народных промыслах в русских селениях, о мужском труде.

4 занятие

«Не перевелись на Руси богатыри русские…»

Рассказать детям о войнах-защитниках Отечества, о русских богатырях. Учить поговорки о храбрости, смелости.

5 занятие

«Масленичный  переполох»

Рассказать о особенностях праздника Масленица.

6 занятие

«Госпожа, честная Масленица»

Рассказать о масленичных лакомствах.

7 занятие

«Встреча Масленицы»

Рассказать о первом дне, который  называют «встречей Масленицы», который сопровождался молодёжным гуляньем, а начиналось оно с изготовления чучела. Продемонстрировать соломенное чучело.

8 занятие

«Проводы Масленицы»

Рассказать  о традициях сжигания чучела Масленицы.

март

«Грач на горе, весна на дворе»

1 занятие

«При солнышке – тепло, при матушке – добро»

Воспитывать уважительное отношение к матери, бабушке, женщине.

2 занятие

«Бабушка – рассказушка»

Закрепить знание фольклорных произведений о матери, эмоционально передавать их содержание. Создать атмосферу радости общения с мамами.

3 занятие

«Кличим Матушку-Весну»

Познакомить детей с весенними закличками. Закреплять приметы наступающей весны.

4 занятие

«Весна, весна, поди сюда!»

Продолжать знакомство с весенними закличками. Закреплять приметы наступающей весны.

5 занятие

«Жаворонушки»

Рассказать с использованием ярких иллюстраций о том, что в народном календаре есть день прилёта птиц. Когда по традиционному обычаю выпекались из теста фигурки в виде птичек «жаворонки» и когда ребятишки выбегали на улицу, то поднимали его  высоко к небу и громко закликали птиц.

6 занятие

«Птицы летите, весну несите»

Продолжать знакомить с весенними попевками,  закличкам, которыми зазывали  птиц прилетать из тёплых стран и приносить с собой весну.

7 занятие

«Поскорей подрастай, да к работе поспевай»

Дать представление о весенних земельных работах, привлечь детей к посадке семян. Разучить пословицы о труде. Побеседовать с детьми о взаимосвязи в жизни птиц с явлениями, происходящими в природе весной. Воспитывать бережное отношение к птицам.

8 занятие

 «Весенняя ярмарка»

Воспитывать любовь к русскому народному творчеству. Доставить детям радость, привлечь в совместную деятельность.

апрель

«На зелёном, на лугу»

1 занятие

«На зелёном, на лугу»

Продолжать знакомство с малыми формами фольклора –потешки, прибаутки…

2 занятие

«Дудочка – дуда»

Знакомство с русским народным инструментом дудочкой. Разучивание русской народной песней «Пастушок» с музыкальными инструментами: ложками, трещоткой, дудочкой и свистульками.

3 занятие

«Во долине- луговине»

Продолжать разучивание русской народной песней «Пастушок» с музыкальными инструментами: ложками, трещоткой, дудочкой и свистульками. Учить правильно извлекать звук на дудочке, а так же работать над ритмическим рисунком.

4 занятие

«Гармошечкаговорушечка»

Познакомить с русским народным музыкальным инструментом – гармошка.

5 занятие

«Не лопата, не совок, что захватит – то в роток»

Знакомить с историей создания деревянной ложки и приемами игры на них.

6 занятие

«Русская народная игрушка»

Познакомить с деревянной игрушкой – Матрешкой, историей ее создания, вариантах росписи.

7 занятие

«Без частушек прожить можно, да чего-то не живут»

Рассказать о характерных признаках частушки.

8 занятие

«Весела была беседа»

Воспитывать любовь к русскому народному творчеству. Доставить детям радость, привлечь в совместную деятельность.

май

«В хороводе были мы»

1 занятие

«В хороводе были мы – лучше русской нет игры»

Рассказать о  многообразии русских  хороводов.

2 занятие

«Закружись наш хоровод».

Пение песен в хороводе, отрабатывать переменный шаг.

3 занятие

«У наших ворот всегда хоровод»

Учить, неторопливо двигаться в хороводе спокойного напевного содержания в умеренном темпе, спокойным и размеренным шагом.

4 занятие

«Родной матушки платок по середочке

цветок»

Познакомить с платочными узорами. Вызвать восхищение красотой павлопосадских платков. Обучать хороводному шагу и перестроениям с платками.

5 занятие

«Чудо - балалайка»

Узнавать балалайку по тембру.

6 занятие

«Развесёлый хоровод»

Учить передавать в движении весёлый, задорный характер хороводных игр, согласовывая движения с содержанием песни.

7 занятие

«Как у наших у ворот»

Совершенствовать исполнительские навыки детей в театрализации, пении, танцах и играх.

8 занятие

«Приходите в гости к нам»

Воспитывать любовь к русскому народному творчеству. Доставить детям радость, привлечь в совместную деятельность.

3. Формы подведения итогов

-Занятия интегрированного типа

-Развлечения

-Театрализованные представления, концерты.

-Календарные праздники

-Конкурсы

-Видео и фотоматериалы

-Отзывы родителей, педагогов детского сада       

III.  Организационный раздел

  1. Материально-техническое обеспечение

Музыкальный зал, русские народные музыкальные и шумовые инструменты, предметы народного быта, игрушки, народные костюмы,фортепиано,музыкальный центр,ноутбук, мультимедийное оборудование, микрофоны, CD диски – фонограммы.

  1. Методическое обеспечение

Сборник музыкально - дидактических игр, сборник вокальных упражнений, сборник устного и музыкального фольклорного материала, презентации - для знакомства с новыми музыкальными произведениями, с песнями и т.д., сценарии концертов и праздников.

  1. Список литературы

  1. Будем песни петь / Сост. П. Сорокин. – М., 1998.
  2. Гармошечка – говорушечка. Песни, пьесы, инсценировки для детских садов города и села / Сост. С. Мерзлякова. – М.: Музыка, 1983.
  3. Гилярова Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. 1-2 год обучения. – М.: Родникъ, 1996.
  4. Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Вып. 3 / Сост. Г. Науменко. – М.: Советский композитор, 1984.
  5. Заинька, попляши. Русские народные песни для детей / Сост. К. Савастру. – Киев: МузичнаУкраiна, 1983.
  6. Мельникова Л., Зимина А. Детский музыкальный фольклор в ДОУ (на примере земледельческих праздников): Пособие для методистов, воспитателей и музыкальных руководителей. – М.: Гном-Пресс, 2000.
  7. Музыкальный фольклор и дети. Песни Алтая: Учебное пособие / Сост. О. Щербакова. – М., 1997.
  8. Музыка в детском саду / Сост. Н.Ветлугина, И.Дзержинская, Л.Комиссарова – М.: Музыка, 1988.
  9. Науменко Г.М. Фольклорный праздник изд. – М.: Линка – пресс – 2000.
  10. НауменкоГ.М. Русское народное детское музыкальное творчество.- М. :Сов. композитор, - 1988.  
  11. Поёт и играет «Медуница»: Учебно-творческий репертуар детского фольклорного объединения «Медуница»: Методическое пособие / Сост. О. Щербакова., О. Голомидова. – Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2008.
  12. Учите детей петь: (песни и упражнения для развития голоса у детей). Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / Сост. Т.М.Орлова, С.И.Бекина.- М.: Просвещение, 1986.

Приложение

  1. Календарно-тематическое планирование

месяц

тема

цель

Музыкальный репертуар

октябрь

«Осенины»

1 занятие

«Милости просим!»

Вызвать интерес и желание приходить на занятия. Рассказать детям о особенностях русского гостеприимства. Освоить русский  поклон.

Коммуникативная игра «Приветствие»

Пляска «Начинаем перепляс»

2 занятие

«Русская изба»

Расширять представления детей о русской избе, знакомить с новыми предметами в устройстве избы: горница, сени, ставни.Разгадывать загадки фольклорной тематики.

Пляска «Начинаем перепляс»

«Как у наших у ворот» плясовая

3 занятие

«Осенние хлопоты»

Воспитывать трудолюбие и взаимовыручку.

«Как у наших у ворот» плясовая

4 занятие

«Что летом родится – зимой пригодится»

Расширять представления детей о огородных работах, урожае, средствами пословиц и поговорок.

 «Яблочко» лирическая

5 занятие

«Сентябрь – листопадник»

Пополнять

словарный запас народных названий.

Хоровод  «Осень- гостья годовая»

«Яблочко» лирическая

6 занятие

 «Осень – сноп последний косим»

Расширять знания детей об осенних праздниках  и сельхоз работах.

Хоровод  «Осень- гостья годовая»

7 занятие

«Всякому делу своя пора».

Продолжать знакомить детей с календарными осенними праздниками, их традициями.

Прибаутка «Барашеньки –

крутороженьки»

8 занятие

«Сделал дело - гуляй смело»

Воспитывать любовь к русскому народному творчеству. Доставить детям радость, привлечь в совместную деятельность.

Знакомый репертуар

ноябрь

«Делу время – потехе час»

1 занятие

«Делу время – потехе час»

Познакомить детей с малыми формами фольклора, с прибаутками,  с жанром считалка. Использовать на занятии считалки при проведении игр. Разучить русскую народную круговую игру Учить, точно передавать хлопками  и притопами простой ритмический рисунок.

Считалка «Сорока»

Игра «Пошла коза по лесу»

2 занятие

«На золотом крыльце сидели»

Знакомить с формой проведения народных праздников – посиделки.

Считалка «На золотом крыльце сидели»

Прибаутка «Скок, скок»

3 занятие

«Маленькие помощники»

Познакомить детей с предметами обихода в русской избе: коромысло, ведра, корыто.

Прибаутка «Скок, скок»

«Пошла млада за водой» хороводная

4 занятие

«Трудно жить без посиделок»

Продолжать знакомить детей с обрядом русских посиделок.

«Пошла млада за водой» хороводная

«Дрема» игровая

5 занятие

«Небылицы в лицах»

Слушать небылицы и распознавать, что быль, а что небыль.

Небылица «Рано утром, вечерком»

«Дрема» игровая

6 занятие

«Шутку шутить – людей насмешить»

Развивать чувство юмора, а так же логическое мышление, стимулировать познавательную деятельность.

Коммуникативная игра-приветствие «Буратино»

7 занятие

«Золотые ворота»

Освоить танцевальное движение «воротце», подводить к выразительному исполнению танцевально-игровых образов.

Игра «Золотые ворота»

8 занятие

«Потешные посиделки»

Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

Доставить детям радость, привлечь в совместную деятельность.

Знакомый репертуар

декабрь

«Здравствуй, зимушка – зима»

1 занятие

«Здравствуй, зимушка – зима»

Знакомить детей с традициями встречи зимы, народными играми, хороводами.

«Уж, ты, зимушка-зима» хороводная

2 занятие

«Зима – не лето, в шубу одето»

Расширять знания детей о народных приметах зимы с помощью пословиц и поговорок.

«Уж, ты, зимушка-зима» хороводная

3 занятие

«Валенки не подшиты, стареньки»

Познакомить детей в зимней обувью – валенками и процедурой их изготовления.

Знакомить с танцевальными движениями «ковырялочка», кружение в парах с разным положением рук («лодочка», «бараночка»).

Пляска «Валенки»

4 занятие

«Зимние забавы»

Обогащать знания детей о зимних забавах, народных зимних приметах.

Игра «Как у дяди Трифона»

5 занятие

«Живет в народе песня»

Рассказать детям о видах народной песни (колыбельная, частушки, трудовые песни, обрядные, календарные).

«Как на тоненький ледок» плясовая

6 занятие

«Песня – душа народа»

Прививать любовь к народной песне, уметь использовать ее в игре, учить исполнять песню без аккомпанемента.

«Как на тоненький ледок» плясовая

7занятие

«Ходит сон близ окон»

Расширять представление детей о колыбельной песне и пестушке. Учить детей петь колыбельные напевно, протяжно, ласково. Развивать навык пения без аккомпанемента. Пополнить фольклорный словарный запас новыми словами: колыбель, люлька, зыбка.

«Котя, котенька - коток» колыбельная

8 занятие

«Новый год у ворот»

Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

Доставить детям радость, привлечь в совместную деятельность.

Знакомый репертуар

январь

«На пороге – коляда»

1 занятие

«Пришла Коляда - отворяй ворота»

Познакомить с календарным праздником Зимние Святки, его обычаями, традициями.

«Ходила Коляда»   календарная

2 занятие

«Хороши зимние праздники»

Учить исполнять колядки, правильно проговаривая фольклорные обороты.

«Коляда» календарная

3 занятие

«Народные обычаи: гадания и приметы»

Рассказать о такой традиции как гадания, познакомить с жанром «подблюдные» песни

«Будем песни петь»

4 занятие

«Русская  Зима»

Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

Доставить детям радость, привлечь в совместную деятельность.

Знакомый репертуар

февраль

«Масленица»

1 занятие

«Народные наигрыши»

Знакомиться и осваивать игру на  народных музыкальных инструментах: коробочке, трещотке, дудочке.

«Во саду ли в огороде» русская народная мелодия

2 занятие

«Народный оркестр»

Формировать ритмический слух и музыкальную память. Учить, правильно извлекать звук в игре на металлофоне, ударных и ритмических инструментах.

«Во саду ли в огороде» русская народная мелодия

«Во кузнице» плясовая

3 занятие

«Умельцы - мастера»

Рассказать о народных промыслах в русских селениях, о мужском труде.

«Во кузнице» плясовая

«Посмотрите ка у нас-то в мастерской»

плясовая

4 занятие

«Не перевелись на Руси богатыри русские…»

Рассказать детям о войнах-защитниках Отечества, о русских богатырях. Учить поговорки о храбрости, смелости.

«Посмотрите ка у нас-то в мастерской»

плясовая

5 занятие

«Масленичный  переполох»

Рассказать о особенностях праздника Масленица.

«А мы масленицу дожидаем» календарная

6 занятие

«Госпожа, честная Масленица»

Рассказать о масленичных лакомствах.

«Блины» плясовая

7 занятие

«Встреча Масленицы»

Рассказать о первом дне, который  называют «встречей Масленицы», который сопровождался молодёжным гуляньем, а начиналось оно с изготовления чучела. Продемонстрировать соломенное чучело.

«А мы масленицу дожидаем» календарная

8 занятие

«Проводы Масленицы»

Рассказать  о традициях сжигания чучела Масленицы.

«Блины» плясовая

«Ты прощай, прощай» календарная

март

«Грач на горе, весна на дворе»

1 занятие

«При солнышке – тепло, при матушке – добро»

Воспитывать уважительное отношение к матери, бабушке, женщине.

«Барыня ты моя»

«Купим мы бабушка» шуточная

2 занятие

«Бабушка – рассказушка»

Закрепить знание фольклорных произведений о матери, эмоционально передавать их содержание. Создать атмосферу радости общения с мамами.

«Купим мы бабушка» шуточная

3 занятие

«Кличим Матушку-Весну»

Познакомить детей с весенними закличками. Закреплять приметы наступающей весны.

Прибаутка «Тук-тук»

«Солнышко-ведрышко» календарная

4 занятие

«Весна, весна, поди сюда!»

Продолжать знакомство с весенними закличками. Закреплять приметы наступающей весны.

«Солнышко-ведрышко» календарная

5 занятие

«Жаворонушки»

Рассказать с использованием ярких иллюстраций о том, что в народном календаре есть день прилёта птиц. Когда по традиционному обычаю выпекались из теста фигурки в виде птичек «жаворонки» и когда ребятишки выбегали на улицу, то поднимали его  высоко к небу и громко закликали птиц.

«Жаворонушки прилетели» календарная

6 занятие

«Птицы летите, весну несите»

Продолжать знакомить с весенними попевками,  закличкам, которыми зазывали  птиц прилетать из тёплых стран и приносить с собой весну.

«Жаворонушки прилетели»

7 занятие

«Поскорей подрастай, да к работе поспевай»

Дать представление о весенних земельных работах, привлечь детей к посадке семян. Разучить пословицы о труде. Побеседовать с детьми о взаимосвязи в жизни птиц с явлениями, происходящими в природе весной. Воспитывать бережное отношение к птицам.

«Мак-маковистый»

игровая-хороводная

8 занятие

 «Весенняя ярмарка»

Воспитывать любовь к русскому народному творчеству. Доставить детям радость, привлечь в совместную деятельность.

Знакомый репертуар

апрель

«На зелёном, на лугу»

1 занятие

«На зелёном, на лугу»

Продолжать знакомство с малыми формами фольклора –потешки, прибаутки…

«На зеленом лугу» потешка

Игра «Пастух и стадо»

2 занятие

«Дудочка – дуда»

Знакомство с русским народным инструментом дудочкой. Разучивание русской народной песней «Пастушок» с музыкальными инструментами: ложками, трещоткой, дудочкой и свистульками.

«Пастушок» хороводная

3 занятие

«Во долине- луговине»

Продолжать разучивание русской народной песней «Пастушок» с музыкальными инструментами: ложками, трещоткой, дудочкой и свистульками. Учить правильно извлекать звук на дудочке, а так же работать над ритмическим рисунком.

«Пастушок» хороводная

4 занятие

«Гармошечка говорушечка»

Познакомить с русским народным музыкальным инструментом – гармошка.

«Как под наши ворота» плясовая

5 занятие

«Не лопата, не совок, что захватит – то в роток»

Знакомить с историей создания деревянной ложки и приемами игры на них.

Пляска «Расписные ложки»

«Как под наши ворота» плясовая

6 занятие

«Русская народная игрушка»

Познакомить с деревянной игрушкой – Матрешкой, историей ее создания, вариантах росписи.

«Матрёшечки- румяные» частушки

7 занятие

«Без частушек прожить можно, да чего-то не живут»

Рассказать о характерных признаках частушки.

«Матрёшечки- румяные» частушки

8 занятие

«Весела была беседа»

Воспитывать любовь к русскому народному творчеству. Доставить детям радость, привлечь в совместную деятельность.

Знакомый репертуар

май

«В хороводе были мы»

1 занятие

«В хороводе были мы – лучше русской нет игры»

Рассказать о  многообразии русских  хороводов.

 «Вейся, вейся капустка» игровая

2 занятие

«Закружись наш хоровод».

Пение песен в хороводе, отрабатывать переменный шаг.

«Вейся, вейся капустка» игровая

«Рано на зорюшке» хороводная

3 занятие

«У наших ворот всегда хоровод»

Учить, неторопливо двигаться в хороводе спокойного напевного содержания в умеренном темпе, спокойным и размеренным шагом.

«Рано на зорюшке» хороводная

Хоровод «Россия»

4 занятие

«Родной матушки платок по середочке

цветок»

Познакомить с платочными узорами. Вызвать восхищение красотой павлопосадских платков. Обучать хороводному шагу и перестроениям с платками.

Хоровод «Россия»

5 занятие

«Чудо - балалайка»

Узнавать балалайку по тембру.

Игра «Трынцы-брынцы»

6 занятие

«Развесёлый хоровод»

Учить передавать в движении весёлый, задорный характер хороводных игр, согласовывая движения с содержанием песни.

«Как у наших у ворот» шуточная

Игра «Трынцы-брынцы»

7 занятие

«Как у наших у ворот»

Совершенствовать исполнительские навыки детей в театрализации, пении, танцах и играх.

«Как у наших у ворот» шуточная

8 занятие

«Приходите в гости к нам»

 Доставить детям радость, привлечь в совместную деятельность.

Знакомый репертуар

  1. Примерное расписание

Вторник 16.30 – 17.00

Пятница 16.30 – 17.00


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Кружок «Народная кукла»

Актуальностью программы является приобщение ребёнка к народной культуре через изготовление традиционной народной куклы.           Новизна пр...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА-ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 ЛЕТ) «Жила была посуда….»

Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения (посуда); прилагательными, характеризующимисвойства и качества предметов. Развитие всех компонентов устной речи дет...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Креативное рисование».

Рабочая дополнительная общеразвивающая программахудожественной направленности«Креативное рисование» для детей 5-7 лет....

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности “Волшебный мир красок” для детей дошкольного возраста 4-7 лет (Срок реализации -1 учебный год)

Отличительные особенности программы. Настоящая программа описывает курс по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения для детей 4-7 лет. Программа дополнительного образован...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности “Волшебный мир красок” для детей дошкольного возраста 4-7 лет (Срок реализации -1 учебный год)

Программа разработана как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию....