Консультация для родителей «Значение сказок в развитии и воспитании детей раннего возраста»
консультация (младшая группа)

Гордеева Татьяна Владимировна

              Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Дети с раннего возраста очень любят слушать сказки. Сказка – это способ общения взрослого и малыша на понятном ему языке и   первые маленькие жизненные уроки. Именно через сказку, ребенку становятся   доступны знания об окружающем его мире, о   взаимоотношении людей.  В наше время. когда  книги отошли на второй план, их заменили, компьютеры, планшеты, родители  предпочитают дать ребёнку своему планшет, как хорошо – тишина, никто не мешает им заниматься своими делами. А потом встаёт неожиданно вопрос: «ребёнок не умеет общаться, правильно писать. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Значение сказок в развитии и воспитании детей раннего возраста»

                          Татьяна Владимировна Гордеева,     воспитатель  МДОУ - детский сад 44 «Колокольчик»,   г. Серпухов

                                                                                        Недаром дети любят сказку.

                                                                                   Ведь сказка тем и хороша,

                                                                                Что в ней счастливую развязку

                                                                                Уже предчувствует душа.

                                                                                И на любые испытанья

                                                                                Согласны храбрые сердца

                                                                                 В нетерпеливом ожиданье

                                                                                 Благополучного конца.

                                                                                               (Валентин Берестов)

              Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Дети с раннего возраста очень любят слушать сказки. Сказка – это способ общения взрослого и малыша на понятном ему языке и   первые маленькие жизненные уроки. Именно через сказку, ребенку становятся   доступны знания об окружающем его мире, о   взаимоотношении людей.  В наше время. когда  книги отошли на второй план, их заменили, компьютеры, планшеты, родители  предпочитают дать ребёнку своему планшет, как хорошо – тишина, никто не мешает им заниматься своими делами. А потом встаёт неожиданно вопрос: «ребёнок не умеет общаться, правильно писать. Почему это происходит?».  Может - быть родителям нужно вспомнить своё детство и научить ребёнка полюбить сказку. Именно сказки в совокупности с играми знакомят малыша с окружающим миром, прививают ему жизненные ценности и формируют его характер. Донести до ребенка какую-то информацию или правило намного проще в форме сказок, нежели в форме нудных и долгих нотаций. Почему надо слушаться родителей и не убегать от них далеко, можно прекрасно объяснить на примере сказки «Колобок», а необходимость уступать проиллюстрирует сказка «Под грибом» Сутеева. Главное – подобрать правильную сказку.  Малыши, которые в детстве постоянно слушают сказки, гораздо быстрее и менее болезненно адаптируются в детских садиках, школах. Именно эти дети быстрее находят общий язык с незнакомыми людьми, и именно у них по жизни практически не бывает комплексов. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок воспринимал жизнь позитивно, чтобы легко принимал неудачи, извлекая при этом из них должный урок, чтобы радовался удачам и шел к своей цели, читайте ему сказки.  Чтение сказки - это не просто приятное, интересное время препровождения, но это еще и один из самых мощных инструментов, помогающих малышам правильно, гармонично развиваться. Оптимальным временем считается чтение сказки перед сном, так как в это время можно еще и обсудить прочитанное и еще сказка перед сном – это ваше общение со своим ребенком на волшебном, понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни. Сказка на ночь – это своего рода пожелание спокойной ночи своему ребенку.

Правильно подобранные сказки с учетом возрастных и психоэмоциональных особенностей детей способны не только положительно влиять на эмоциональное состояние малышей, но также корректировать их поведение. Кроме того, слушая сказку, ребёнок получает красивый и правильный образец речи, что чрезвычайно важно для речевого развития. Дети, которым с самого раннего детства читают сказки гораздо быстрее начинают правильно говорить.

К выбору сказки нужно отнестись серьёзно. В первую очередь, необходимо учитывать возраст, особенности характера ребенка и его темперамента. Например, для генеративных детей лучше выбрать спокойные сказки.

Страшные сказки, крайне полезны для детей. Если ребенок будет знаком только с миром, полным добрых людей и существ, он может вырасти неподготовленным. Важно учитывать уровень страха, который может выдержать малыш соответствующего возраста.

Как понять подходит сказка или нет? Первый раз прочитайте сказку сами. Посмотрите на неё глазами ребенка, если появляется много моментов, которые вас смущают, лучше отложить до другого времени, пусть ребенок подрастет.

Первые сказки должны быть короткими и несложными. Смысл сказки должен быть уловимым, слова понятными и простыми. Обращайте внимание на внешний вид книги: они должны быть прочными, красочными, яркими. Множество картинок легко воспринимаются ребенком в этом возрасте, пополняя его словарный запас.

Детям от 1-3 лет подходят сказки простые народные. В них должно быть множество повторений: «бил, бил – не разбил»«тянут, потянут»«катится колобок, катится» и т. п.

Лучшие русские народные сказки для детей этого возраста: «Колобок»«Курочка Ряба», «Теремок» (обр. М Булатова)«Маша и медведь»(обр. М. Булатова)«Репка»(обр. К. Ушинского)«Козлятки и волк»(обр. К. Ушинского).

Советы родителям

Одно из главных условий - эмоциональное отношение взрослого к рассказываемому.

1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие.

2. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.

3. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передавать музыку ритмической речи.

4. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо — в зависимости от содержания текста, стараясь голосом передать характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию.

5. Сокращайте текст, если он слишком затянут, так как ребёнок всё равно перестанет воспринимать услышанное. Кратко перескажите окончание.

6. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать.

7. Читайте вслух каждый день, сделайте из этого семейный ритуал.

8. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» ребёнка, позвольте ему самому выбирать книги.

9.Читать нужно нараспев, медленно, подражая голосу животных, жестикулируя корчить рожицу от имени героев сказки – это вашему ребенку очень понравится. Таким образом мы заинтересуем ребенка чтением и привьем любовь к книге. Важно показывать необходимый спектр эмоций вместе с героями.

Читая сказки детям, обязательно следите за их реакцией. Ребенок всегда даст знать, понравилась ему сказка или нет. А если Вы хотите привить своему ребенку любовь к чтению – есть один простой секрет. Начинайте читать детям сказки как можно раньше, учитывая его возраст, интересы и характер – и только в этом случае Вы станете настоящим проводником в удивительный мир чтения для своего ребенка!

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ    ИСТОЧНИКОВ:

 1.«От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2014.

3. Зинкевич- Евстегнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапию. - СПБ, 1998.

 4.Зинкевич- Евстегнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПБ, 2002.

5. Лямина Г.М., Развитие речи ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М.: Айрис-ПРЕСС, 2006.

6. Сидловская О.В. Сказка в развитии дошкольника //Ребёнок в детском саду, 2009.-№3.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Значение сказок в развитии и воспитании детей раннего возраста»

                          Татьяна Владимировна Гордеева,     воспитатель  МДОУ - детский сад 44 «Колокольчик»,   г. Серпухов

                                                                                        Недаром дети любят сказку.

                                                                                   Ведь сказка тем и хороша,

                                                                                Что в ней счастливую развязку

                                                                                Уже предчувствует душа.

                                                                                И на любые испытанья

                                                                                Согласны храбрые сердца

                                                                                 В нетерпеливом ожиданье

                                                                                 Благополучного конца.

                                                                                               (Валентин Берестов)

              Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Дети с раннего возраста очень любят слушать сказки. Сказка – это способ общения взрослого и малыша на понятном ему языке и   первые маленькие жизненные уроки. Именно через сказку, ребенку становятся   доступны знания об окружающем его мире, о   взаимоотношении людей.  В наше время. когда  книги отошли на второй план, их заменили, компьютеры, планшеты, родители  предпочитают дать ребёнку своему планшет, как хорошо – тишина, никто не мешает им заниматься своими делами. А потом встаёт неожиданно вопрос: «ребёнок не умеет общаться, правильно писать. Почему это происходит?».  Может - быть родителям нужно вспомнить своё детство и научить ребёнка полюбить сказку. Именно сказки в совокупности с играми знакомят малыша с окружающим миром, прививают ему жизненные ценности и формируют его характер. Донести до ребенка какую-то информацию или правило намного проще в форме сказок, нежели в форме нудных и долгих нотаций. Почему надо слушаться родителей и не убегать от них далеко, можно прекрасно объяснить на примере сказки «Колобок», а необходимость уступать проиллюстрирует сказка «Под грибом» Сутеева. Главное – подобрать правильную сказку.  Малыши, которые в детстве постоянно слушают сказки, гораздо быстрее и менее болезненно адаптируются в детских садиках, школах. Именно эти дети быстрее находят общий язык с незнакомыми людьми, и именно у них по жизни практически не бывает комплексов. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок воспринимал жизнь позитивно, чтобы легко принимал неудачи, извлекая при этом из них должный урок, чтобы радовался удачам и шел к своей цели, читайте ему сказки.  Чтение сказки - это не просто приятное, интересное время препровождения, но это еще и один из самых мощных инструментов, помогающих малышам правильно, гармонично развиваться. Оптимальным временем считается чтение сказки перед сном, так как в это время можно еще и обсудить прочитанное и еще сказка перед сном – это ваше общение со своим ребенком на волшебном, понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни. Сказка на ночь – это своего рода пожелание спокойной ночи своему ребенку.

Правильно подобранные сказки с учетом возрастных и психоэмоциональных особенностей детей способны не только положительно влиять на эмоциональное состояние малышей, но также корректировать их поведение. Кроме того, слушая сказку, ребёнок получает красивый и правильный образец речи, что чрезвычайно важно для речевого развития. Дети, которым с самого раннего детства читают сказки гораздо быстрее начинают правильно говорить.

К выбору сказки нужно отнестись серьёзно. В первую очередь, необходимо учитывать возраст, особенности характера ребенка и его темперамента. Например, для генеративных детей лучше выбрать спокойные сказки.

Страшные сказки, крайне полезны для детей. Если ребенок будет знаком только с миром, полным добрых людей и существ, он может вырасти неподготовленным. Важно учитывать уровень страха, который может выдержать малыш соответствующего возраста.

Как понять подходит сказка или нет? Первый раз прочитайте сказку сами. Посмотрите на неё глазами ребенка, если появляется много моментов, которые вас смущают, лучше отложить до другого времени, пусть ребенок подрастет.

Первые сказки должны быть короткими и несложными. Смысл сказки должен быть уловимым, слова понятными и простыми. Обращайте внимание на внешний вид книги: они должны быть прочными, красочными, яркими. Множество картинок легко воспринимаются ребенком в этом возрасте, пополняя его словарный запас.

Детям от 1-3 лет подходят сказки простые народные. В них должно быть множество повторений: «бил, бил – не разбил»«тянут, потянут»«катится колобок, катится» и т. п.

Лучшие русские народные сказки для детей этого возраста: «Колобок»«Курочка Ряба», «Теремок» (обр. М Булатова)«Маша и медведь»(обр. М. Булатова)«Репка»(обр. К. Ушинского)«Козлятки и волк»(обр. К. Ушинского).

Советы родителям

Одно из главных условий - эмоциональное отношение взрослого к рассказываемому.

1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие.

2. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.

3. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передавать музыку ритмической речи.

4. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо — в зависимости от содержания текста, стараясь голосом передать характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию.

5. Сокращайте текст, если он слишком затянут, так как ребёнок всё равно перестанет воспринимать услышанное. Кратко перескажите окончание.

6. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать.

7. Читайте вслух каждый день, сделайте из этого семейный ритуал.

8. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» ребёнка, позвольте ему самому выбирать книги.

9.Читать нужно нараспев, медленно, подражая голосу животных, жестикулируя корчить рожицу от имени героев сказки – это вашему ребенку очень понравится. Таким образом мы заинтересуем ребенка чтением и привьем любовь к книге. Важно показывать необходимый спектр эмоций вместе с героями.

Читая сказки детям, обязательно следите за их реакцией. Ребенок всегда даст знать, понравилась ему сказка или нет. А если Вы хотите привить своему ребенку любовь к чтению – есть один простой секрет. Начинайте читать детям сказки как можно раньше, учитывая его возраст, интересы и характер – и только в этом случае Вы станете настоящим проводником в удивительный мир чтения для своего ребенка!

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ    ИСТОЧНИКОВ:

 1.«От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2014.

3. Зинкевич- Евстегнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапию. - СПБ, 1998.

 4.Зинкевич- Евстегнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПБ, 2002.

5. Лямина Г.М., Развитие речи ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М.: Айрис-ПРЕСС, 2006.

6. Сидловская О.В. Сказка в развитии дошкольника //Ребёнок в детском саду, 2009.-№3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль сказок в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста"

Данный конспект предназначен для информационного просвещения родителей. Так же, конспект оформлен в виде красочных иллюстраций, которые можно использовать для оформления родительского уголка. Иллюстра...

Консультация для родителей « Роль сказок в развитии и воспитании детей»

Консультация для родителей "Роль сказок а развитии и воспитании детей "...

Консультация для родителей «Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей раннего возраста».

Консультациядля родителей«Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей раннего возраста»....

Консультация для родителей "Значение театрализованной деятельности в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста"

Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых в детском саду является театрализация....

Консультация для родителей "Значение народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста"

laquo;Значение народных промыслов («Дымка», «Филимоновская игрушка») на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Получить в детстве начало эстетического ...