Доклад на МО Развитие речевой активности через народное творчество и игровую деятельность
учебно-методический материал

Приходько Гульнара Владимировна

Развитие речевой активности через народное
творчество и игровую деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

\

Доклад на городском методическом объединении воспитателей и музыкальных

руководителей

«Развитие речевой активности через народное
творчество и игровую деятельность».

Подготовила воспитатель Приходько Г. В.

Овладение речью имеет огромное значение для психического развития ребенка. Речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку социального опыта, управления его деятельностью. Под влиянием речи перестраиваются его психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание. Быстро пополняется активный и пассивный словарь ребенка. Кроме существительных и глаголов, все чаще употребляются другие части речи. Произношение многих звуков не совершенно, что на данном возрастном этапе является характерным для детской речи, так как подвижность мышц языка, губ еще не достаточна.

Воспитательно-образовательную работу с детьми провожу на основе "Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С., методические разработки Бочкаревой Ольги Игоревны «Развитие речи. Занимательны^ материалы»; Бондаренко Татьяны Михайловны «Комплексные занятия в первой младшей группе»; Елецкой Ольги Вячеславовны «День за днем говорим и растем», технологию Ксении Юрьевны Белой «Первые шаги».

Цель моей работы: это всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.

Для достижения этой цели ставлю следующие задачи:

  • развивать наглядно-образное, а в дальнейшем и словесно-логическое мышление;
  • развивать умение общаться со сверстниками и взрослыми;
  • развивать интерес к слову, к собственной речи и речи окружающих.

Поэтому методическая тема моего самообразования стала - «Развитие речевой активности детей через народное творчество и игровую деятельность».

В своей работе активно использую элементы народного фольклора как на занятиях, так и во всех режимных моментах, например, во время умывания или причесывания (посмотреть некоторые из них вы можете на выставке).

Во время собственной свободной игры дети более активно используют знакомые им уже потешки, которые были ранее разучены и обыграны во время занятий.

Малые фольклорные формы (песенки, потешки, стишки и пр.) - прекрасный речевой материал, на основе которого у ребенка начинает отрабатываться понимание текста.

При знакомстве со сказками предпочитаю их не читать, а рассказывать. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает им понять не только содержание сказки, но и характер персонажей. Учимся разыгрывать несложные сюжеты по знакомым сказкам, развивая при этом темп речи ее выразительность, силу голоса, поскольку здесь заложены наиболее важнейшие условия дальнейшего развития всех сторон речи.

Фольклор дает возможности познакомить детей с животными, которых они видели только на картинке, формирует представление о диких животных, птицах и их повадках. Образный язык поэзии помогает ребенку открыть для себя многое и в чувствах человека, его отношению к окружающему миру, поступкам отдельных людей. Фольклорные произведения так же учат детей понимать «доброе» и «злое», противостоять плохому, учат проявлять заботу.

Очень важно учитывать разный речевой уровень детей, поэтому особое значение приобретает индивидуальная работа с каждым ребенком. Цель индивидуальной работы - развитие речевых способностей каждого ребенка. Эта работа проводится в обстановке естественного общения.

Словарная работа направлена на подведение детей к пониманию значений слов, обогащение его смысловым содержанием; большая работа проводится по обучению разным способам словообразования: названия животных и их детенышей, предметов посуды образуются с помощью разных суффиксов (заяц - зайчонок - зайчата); дети знакомятся также со способами словообразования глаголов на материале звукоподражаний (воробей чик - чирик - чирикает, лягушка ква - ква - квакает). Различные способы образования глаголов закрепляются в играх «Кто что делает», «Что делают на музыкальных инструментах».

Очень важно влияние звукопроизношения на речевое развитие. Для этого проводятся игры «Чей это голос», «Узнай по голосу», «Угадай что звучит». В этих играх дети учатся различать взрослых животных и их детенышей по звукоподражаниям.Работа по развитию речи детей проходит в определенной последовательности. Параллельно решаются все речевые задачи: воспитание звуковой культуры, формирование словаря и грамматического строя.

В своей работе большое внимание уделяю играм и упражнениям, подготавливающие артикуляционный аппарат. Пользуюсь разработками Марины Юрьевны Картушиной, И. В. Бодраченко.

Чтобы речь была выразительной, ребенку необходимо свободно владеть голосом, дыханием во время речи, соблюдать ритм, темп, интонацию, иметь достаточно развитый фонематический слух, слуховое внимание. Поэтому мною эффективно используются игры и упражнения, направленные на развитие речи, предложенные Елецкой О. В. и Галановой Т. В.

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, особенно в этом возрасте, так же способствуют развитию образного мышления и обогащают речь.

Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком. Ценность фольклорных произведений для раннего периода обусловлена прежде всего их высокой интонационной выразительностью, а также другими жанровыми особенностями: речевыми, смысловыми, звуковыми.

Для развития языковых способностей и полноценного формирования личности стараюсь пополнить развивающую среду такими уголками как:

  • уголок для развития мелкой моторики рук «веселая полянка».
  • Театральный уголок «В гостях у сказки»
  • Кукольный утолок
  • Уголок для игр с водой

Залогом успешной работы по развитию языковых способностей считаю тесное сотрудничество с родителями, так как, по моему мнению, для правильного воспитания ребенка необходимо единство требований семьи и детского сада. Для этого использую разнообразные формы работы:

  • подготовила консультации для родителей, наглядную информацию: «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка», «речь ребенка третьего года жизни», «Малые фольклорные жанры - средства педагогики» ит.д.;
  • для повышения педагогической компетенции родителей показала открытый момент занятия по развитию речи «В гости к Зайке», где родители имели возможность научиться как правильно развивать речь у ребенка.
  • провожу индивидуальные беседы: «Что такое пальчиковые игры и для чего они нужны», «игры и упражнения цо развитию речи детей», «Ребенок учится говорить».

Уже в младшем дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы, и величие человеческого духа.

Фольклор - начало начал для ребенка. Он развивает его сообразительность, умение внимательно слушать, и четко выговаривать слова. Когда ребенок подрастет, он уже не пройдет мимо великой русской культуры, импульс к познанию которой мы даем ему в раннем детстве.

Третий год жизни ребенка - это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещен солнцем народного поэтического творчества.

Свое выступление я хочу закончить словами Константина Дмитриевича Ушинского «... родное слово есть основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний: с него начинается всякое понимание, через него проходит и к нему возвращается...».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевой активности детей раннего возраста в игровой деятельности

из опыта работы по развитию речевой активности детей группы раннего возраста в игровой деятельности...

"Формирование и развитие речевой активности и сценического творчества средствами театрализации через проектную деятельность с детьми 1 младшей группы и их родителями"

Доклад из собственного опыта работы по формированию и развитию речевой активности и сценического творчества средствами театрализации через проектную деятельность  с детьми 1 младшей группы и их р...

Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской экспериментальной деятельности.

Цель:Уточнение знания детей о признаках зимы, по средствам понимания простейших причинно следственных связей, через развития речевой активности и активизирование словаря по теме «Зима».Зад...

План самообразования на тему: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Игра для ребёнка – это жизнь. Отсутствие активной игровой деятельности может привести к серьёзным нарушениям личностного развития ребёнка. Психологи определяют игру, как особый вид детской деяте...

Доклад на тему «Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития»

Выступление на методическом дне ДОУ (2020-2021 уч.год)Доклад на тему «Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития»...

«Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством игровой деятельности».

laquo;Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством игровой деятельности».Вам было бы интересно узнать, как создать условия для развития мелкой моторики рук?Мне тоже было это и...

Тема мастер-класса: «Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством игровой деятельности».

laquo;Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством игровой деятельности».Вам было бы интересно узнать, как создать условия для развития мелкой моторики рук?Мне тоже было это и...