Консультация для педагогов на тему: «Игра в жизни дошкольника»
консультация

Меджидова Мадина Магомедхабибовна.

Цель: актуализировать знания педагогов по теме.

 

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Детская игра - средство активного обогащения личности, поскольку представляет свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, обеспечивает ребенку деятельностью, развивающей его неограниченные возможности, таланты в наиболее целесообразном применении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия им. Н.В. Пушкова»

Дошкольное отделение № 2

Консультация для педагогов на тему:

«Игра в жизни дошкольника»

Подготовила воспитатель

средней группы  №12
Меджидова Мадина Магомедхабибовна

г. Москва, г. Троицк
Март 2019 года

 «Игра в жизни дошкольника»

Цель: актуализировать знания педагогов по теме. 

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Детская игра - средство активного обогащения личности, поскольку представляет свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, обеспечивает ребенку деятельностью, развивающей его неограниченные возможности, таланты в наиболее целесообразном применении.

Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается в самом процессе, а целью является получение удовлетворения играющим. В любой игре может быть реализован весь комплекс нижеприведенных функций:

1.    эмоционально развивающая функция;

2.    диагностическая функция - раскрываются скрытые таланты;

3.    релаксационная функция - снижается излишнее напряжение;

4.    компенсаторная функция - дает человеку то, что ему не хватает;

5.    коммуникативная функция - является великолепным средством для общения;

6.    функция самореализации- служит средством для достижения желаний и реализации возможностей;

7.    социокультурная функция - в процессе игры человек осваивает социокультурные нормы и правила поведения;

8.    терапевтическая функция - может служить средством лечения психических расстройств человека.

Организация качественной, полезной игры сложный и кропотливый процесс. Педагог должен мастерски владеть этим искусством (точно сформулировать правила, организовать пространство, выбрать подходящее время, определить сюжет игры, подобрать игровой реквизит и грамотно организовать начало и финал). При организации игры он должен выбрать  в качестве основной цели одну- две функции, которые будут для него наиболее важными.

Роль взрослого в игре:

  • Побуждает к игре.
  • Тактически руководит игрой.
  • Развивает фантазию детей.
  • Сохраняет самодеятельность детей.

Роль игры в воспитании дошкольников в детском саду

Начиная организацию игры в детском саду, воспитатели опираются уже на достигнутый уровень развития ребят, их склонности, привычки, способности, а затем планомерно перестраивают существующие интересы детей на желаемые, повышая к ним требования, терпеливо и настойчиво работая над их духовным ростом.

Воспитателям в детском саду важно опираться на роль игры в воспитании -именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности.

Если игры действительно увлекли ребят, то воспитатель имеет в своем распоряжении и необходимые иногда меры наказания, вплоть до исключения детей из игры за нарушение правил, за плохое поведение.

Несмотря на большую роль игры в воспитании ее нельзя обособлять, считать моносредством, рассчитывать путем только одних игр воспитывать детей.

Велика роль игры в воспитании правильного отношения к труду. Очень часто можно так удачно скомпоновать игру с трудовым процессом, что она украсит труд, воспитает постоянную любовь к нему, поможет успешно овладеть мастерством.

Воспитательная роль игры состоит в том, что игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины.

При планировании работы на учебный год воспитатели ставят перед собой цели и задачи, посредством которых они будут развивать творческие способности, физические возможности детей, помогать создавать дружный детский коллектив, т.е. максимально использовать роль игры в воспитании. Вот почему игры во всем своем многообразии широко применяются в воспитательной работе с детьми.

Игровые технологии в воспитательно-образовательном процессе

Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.

 Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Используя игровые технологии, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Сначала они используются как отдельные игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама), интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа “Хоровод”, “Догонялки” и “Выдувание мыльных пузырей”.

В дальнейшем важной особенностью игровых технологий, которые   используют воспитатели-педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы: восприятия, внимания, памяти, мышления и т. д.

Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка “школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Однако существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду: они могут быть использованы для нивелирования отрицательных факторов, влияющих на снижение его эффективности. Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более “пристойно” выражают гнев, избавляются от страха. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей. В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств используются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками.

Игра представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок переживает чувство контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат.

Игра - символический язык для самовыражения; игра может открыть нам: что ребенок пережил, чувства, связанные с тем, что он пережил, какие желания, мечты, его потребности.

Список литературы

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

3. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А.К.Бондаренко, - М.: Просвещение, 1983.

4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: - 1966. - № 6.

5. Никитин Б.П. Развивающие игры. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 1985.

6. Педагогика и психология игры: Межвузовский сб. науч. трудов. - Новосибирск: Изд. НГПИ, 1985.

7. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.

8. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Метод. пособие для учителей и воспитателй. - М.: Просвещение,1974.

9. Караманенко Т.Н. Кукольный театр - дошкольникам. - М.: Просвещение, 1973.

10. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников.- М.: Просвещение, 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей "Компьютер в жизни дошкольника."

Как часто дошкольники на вопрос «Какая твоя любимая игра?» отвечают: «Компьютерная». А дальше выясняется, что ребенок практически каждый день длительное время играет в любимые «гонки», «стрелялки», «б...

Консультация для педагогов на тему: « Игра, как средство развития, воспитания и обучения дошкольников». ФГОС

Игра - наиболее доступный ребёнку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно-образному характеру его мышления, эмоциональности, активности.Игр...

Консультация для педагогов на тему: «Игры, способствующие развитию воображения и творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности»

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знани...

Консультация для педагогов «Сюжетно - ролевая игра в жизни дошкольника».

Игра занимает очень важное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности.  Недаром её называют "ведущей" - именно благодаря игре ребенок познае...

Консультация для воспитателей на тему: «Игра в жизни ребенка дошкольника»

Консультация для воспитателей  на тему: «Игра в жизни ребенка дошкольника»...

Консультация для педагогов на тему: «Музыка в жизни дошкольников»

Познакомить воспитателей с целями и задачами музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Рассказать о приёмах и методах  работы на музыкальных занятиях в детском саду....

Консультация для родителей на тему « Игра в жизни дошкольника».

Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Всё это происходит в собственн...