Мастер класс «Игровая технология с элементами мелкой моторики»
материал

Бербенцева Ольга Александровна

Расширение представлений участников мастер класса об использовании игровых технологий с элементами мелкой моторики для развития детей  дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_tehnologiya_s_elementami_melkoy_motoriki.docx34.62 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер–класс для педагогов «Игровая технология с элементами мелкой моторики»

Цель :                                                                    Расширение представлений участников мастер класса об использовании игровых технологий с элементами мелкой моторики для развития детей  дошкольного возраста.

 Задачи:

1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

2. Поделиться с педагогами своими разработками по этой теме.

3. Апробировать с педагогами несколько игр и упражнений по развитию мелкой моторики.

Участники: Педагоги

Форма проведения: Мастер – класс

Пояснительная записка.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.
Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика» Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.
Новые образовательные программы для ДОУ нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. То есть, на практике мы получили более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка. Диктующая педагогика наконец-то полностью изжита и её заменит более современная педагогика развития, педагогика творчества и свободы.
Чтобы ребёнок развивался гармонично, обязательно нужно с ним заниматься, совершенствую мелкую моторику рук. Сегодня существует множество авторских методик, развивающих игрушек и занятий, которые проводятся в игровой форме и помогают узнавать новую информацию через тактильные ощущения. Существуют виды деятельности, развивающие мелкую моторику рук:

Игровая деятельность

  • Пальчиковые игры и упражнения;
  • Массаж кистей рук и пальцев;
  • Игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками;
  • Игры с верёвочкой, шнуровку.

Продуктивная деятельность

  • Лепка, аппликация, рисование;
  • Раскрашивание ;
  • Вырезание ножницами;

Познавательно-исследовательская

  • Конструирование из лего-конструктора;
  • Конструирование из бумаги;
  • Конструирование из природного материала;
  • Графические упражнения, штриховки;
  • Собирание конструкторов и мозаик;

Театральная деятельность

  • Показ разных видов театра

Существуют виды деятельности как традиционные, так и нетрадиционные.

Теоретическая часть

Слайд 1

Колокольчик зазвонил в круг собраться пригласил.                                                     Добрый день, уважаемые коллеги! Нам очень приятно видеть всех вас сегодня.

И чтобы сразу включиться в работу предлагаем вам ответить на несколько простых вопросов.

Мы  рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Едва не замерзли в дороге, в пути,

Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

Тема нашего сегодняшнего мастер–класса «Игровая технология с элементами мелкой моторики».

Слайд 2                                                                                                                           Сегодня мы хотим затронуть вопрос о важности работы по развитию мелкой моторики, поделиться с вами своими находками по данной теме, поупражняться в играх и упражнениях на развитие мелкой моторики.

Прежде чем начать наш мастер-класс, хотим попросить Вас взять лист бумаги со стола обеими руками, мы с вами сейчас будем мять бумагу, следуя инструкциям.

Читается стихотворение:

Раз, два, три, четыре, пять

Мы бумажку будем мять!

Мы бумажку будем мять!

Свои ручки развивать!

(Плотную бумагу берём со стола и мнём обеими руками, как будто лепим снежок) .

В ручку правую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

Левой ручке отдаём.

(Берём в левую руку и мнём только левой рукой) .

В ручку левую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

И на стол быстрей кладём.

(Убираем смятую бумагу на край стола)

На бумажку посмотри,

На что похоже говори!

Слайд 3                                                                                                                         (Педагоги отвечают на что похожа их смятая бумажка)                                                                            Раз, два, три, четыре, пять

Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхнём,

Заниматься мы начнём!

Вопросы педагогам:

Для чего мы делали это упражнение?

Какие были ощущения, что вы чувствовали при выполнении упражнения?

Послушай – и ты узнаешь,

посмотри – и ты поймешь,

сделай сам – и ты научишься.

Это выражение подходит к структуре работы каждого мастер-класса, сегодня оно так же будет определять этапы нашей работы.

На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.

Слайд 4                                                                                                                                        Что такое моторика?

Моторика, в переводе с латинского – движение. Различают – крупную моторику и мелкую моторику.

Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и …. – все это относится к крупной моторике.

Крупная моторика это основа, вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.

Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы.

Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика.

Слайд 5                                                                                                                            Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?

Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Речь совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребёнок хорошо говорил, развивайте его ручки!

Слайд 6                                                                                                                             Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

Слайд 7                                                                                                                       Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят его успехи в обучении. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорно не только в младшем дошкольном возрасте, но и в старшем, и дальше в начальных классах.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.

Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, создавали всё необходимое для жизни. По рукам судили о здоровье, о положении человека в обществе (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте (флегматичные или быстрые, нервные руки). Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками.

Слайд 8                                                                                                                         Предлагаю вам вспомнить пословицы, поговорки, высказывания о руках.

«Мастер на все руки»

«Золотые руки»

«Положа руку на сердце»

«Рукой подать»

«Руками развести»

«Руки опускаются»

«Обеими руками «за»

«Своя рука – владыка»

«Чужими руками жар загребать»

«Руки не оттуда растут»

«Как рукой сняло»

Практическая часть

Слайд 9                                                                                                                   Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься  в детском саду.

Различные игры с пальчиками.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках.

Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры.

(совместно с педагогами проводится пальчиковая игра) 

Пальчиковая игра"Эй ребята "                                                                      Цель: активизировать движения пальцев рук.                                                                                                        Эй, ребята, все ко  мне.                                                                                                                 Кто стоит там в стороне?                                                                                                                      А ну быстрей лови кураж                                                                                                             И начинай игру-массаж.                                                                                                                    Разотру ладошки сильно,                                                                                                       Каждый пальчик покручу.                                                                                            Поздороваюсь со всеми,                                                                                                         Никого не обойду.                                                                                                                       С ноготками поиграю,                                                                                                           Друг  о друга их потру.                                                                                                              Потом руки "помочалю".                                                                                                                                  Плечи мягко разомну.                                                                                                                   Затем руки я помою,                                                                                                                  Пальчик в пальчик я вложу                                                                                                        На  замочек их закрою                                                                                                                             И тепло поберегу.                                                                                                                   Вытяну я пальчики,                                                                                                                   Пусть бегут, как зайчики.                                                                                                                      Раз-два, раз-два,                                                                                                                            Вот и кончилась игра                                                                                                                 Вот и кончилась игра                                                                                                              Отдыхает детвора!

Слайд 10                                                                                                                              Игры с сыпучими материалами.                                                                                        Игры с крупами, дети очень любят играть руками, выкладывать из гороха и фасоли рисунки, рисование мелкой крупой.

Игра "Сказочная золушка"                                                                                                    Цель: Развитие мелкой моторики рук, знание цвета, величины, формы. Наложение на контур, работа со схемой, пространственная ориентировка, развитие воображения.                                                                                       Рассортировать фасоль белая - красная, горох. Нужно разложить содержимое в  3  тарелочки.  Затем на готовом рисунке выкладывание по контуров фасолью или горохом. Это может быть и солнышко,  дерево цифра, буква и т.д.                                                                                                                                               Слайд 11                                                                                                                                Игра "Нарисуй крупой"                                                                                                        Цель: снижение психофизического и мышечного напряжения, расслабление.                                                                                       Рисуем на световом ящике различные рисунки:  солнышко, кружок, дорожку и т.д. Чтобы дорожка получилась разная, сначала нарисуем ее большим пальчиком. Указательным, мизинцем, всей ладонью.                                                                                                                                            

Слайд 12                                                                                                                            Игры с крышечками от бутылок.                                                                       Пробками можно играть как мозайкой, выкладывание рисунка, это может быть бабочка, гусеница, дерево и т.д. выкладывание пирамидки. Дети очень любят этот  нетрадиционный вид игры.                                                                                                                                                                                                 Игра "Лыжная эстафета"                                                                                                         Цель: развитие у детей мелкой моторики пальцев.                                                        Берем две крышечки ложем резьбой вверх – это лыжи, ставим  в крышечки пальчики.                                                                                                                       Двигаемся на «лыжах» -

«Мы едим на лыжах,

мы мчимся с горы,

мы любим забавы снежной зимы»

Слайд13                                                                                                                            Игры с предметами и материалом                                                                              Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковые игры, но и разнообразные действия с предметами. Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его моторику. Это упражнение особенно хорошо тренирует координацию пальцев руки. Оно требует предельной концентрации внимания. Предлагаем Вам такие игры.

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками.                                                                                                                                            Слайд 14                                                                                                                           Игра «Плетение корзины»                                                                                            Цель: развитие мелкой моторики рук, зрительно-двигательной координации, знание названий цветов, зрительного восприятия величины (длинный - короткий, широкий -узкий, счет.                                                                                                       Вплетаем в нашу корзину ленты и шнурки разного цвета, размера и длины.

Слайд 15                                                                                                                                 Игра "Шнуровка"                                                                                                                   Цель: развитие логики, внимания и мышления, развитие моторики пальцев рук.                 Берется шнуровка с картинками и пронизывается шнурок разными способами.             Слайд 16                                                                                                     Игра"Балансирующие блоки"                                                                                  Цель: Развитие познавательного интереса, мелкой моторики и практических умений детей через игрушку-балансир.(Игра нового поколения)                                                                  Смысл игры в постепенном заполнении блоками основы- балансира в форме белочки и кита. Укладывать фигурки на основание так, чтобы игрушка не упала.                                                                                                                                           Слайд 17                                                                                                                      Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Это может быть: Су-джок, бигуди, грецкие орехи, карандаши, резиночки для волос, камушки, зубные щётки и т. д.)                                                                                                                 (Упражнение проводится с педагогами)                                                                                Слайд 18                                                                                                                         Массаж рук с Су-Джок  "С мячиком дружу"                                          Цель: стимулирует активные точки, укрепляет мышцы рук, развивает мелкую моторику, способствует развитию речи, закрепляет проговаривание стихов одновременно с движениями рук.                                                                                          

Я мячом круги катаю,                    

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

 Слайд 19.20.21                                                                                                          Вывод: все наши данные упражнения развивают у детей не только тонкую моторику, точную координацию, но и формирует зрительно - двигательные и слуховые связи, что обеспечивает быстрое и правильное развитие не только навыков письма, но и речи.

Слайд 22

Подведение итогов мастер-класса (рефлексия)

Предлагаем участникам мастер – класса оформить наше дерево цветными ладошками.                                                                                                             Рефлексия «Светофор» - зеленый – было интересно, мне понравилось, желтый – не очень интересно, красный – зря потрачено время.

Слайд 23                                                                                                                                   В заключительной части семинара педагогам раздаются буклеты с рекомендациями по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Хотим закончить наш мастер – класс словами Сухомлинского:

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке- тем умнее ребенок». Будем рады, если данные методы вы будете использовать в своей работе. А нам остаётся только поблагодарить Вас за внимание, нам было приятно с вами работать. И в заключение хотим провести ещё одну любимую, волшебную для участников игру "Чудесный мешочек" (с сюрпризом для участников)

Слайд 24                                                                                                                           Желаем вам всем творческих успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс: "Изготовление шнуровок"( для развития мелкой моторики)

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. И...

Мастер - класс "Бумагопластика как средство развития мелкой моторики и творчества дошкольников"

Мастер - класс знакомит педагогов с видами аппликации в технике "бумагопластика" и позволяет применить теоретические знания в практической деятельности....

Мастер-класс для родителей на тему: "Мелкая моторика в нервно-психическом развитии ребенка"

Знакомство родителей с различными способами укрепления мускулатуры рук ребенка...

Презентация Мастер–класс для педагогов «Игровая технология с элементами мелкой моторики»

Расширение представлений участников мастер класса об использовании игровых технологий с элементами мелкой моторики для развития детей  дошкольного возраста....

Мастер-класс «Игровая технология с элементами мелкой моторики»

Расширение представлений участников мастер класса об использовании нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук у детей  дошкольного возраста....

Мастер–класс для педагогов «Игровая технология с элементами мелкой моторики»

Расширение представлений участников мастер класса об использовании игровых технологий с элементами мелкой моторики для развития детей  дошкольного возраста....

Мастер-класс для родителей(законных представителей). Игровые технологии для развития мелкой моторики рук у детей группы комбинированной направленности для детей с нарушением речи 5-6 лет «Путешествие в страну сказок»

Сегодня каждый родитель понимает важность полноценного развития личности ребенка. Подмечено, что при плохо развитой мелкой моторике у детей наблюдается недоразвитие речи, что приводит к проблемам с па...