Ритмичность и способы ее развития в хореографическом коллективе
статья

Антипова Валерия Анатольевна

Музыка и танец тесно взаимосвязаны друг с другом. Наряду с танцем музыка является одним из факторов эстетического воздействия на детей. Ясная мелодия, чёткий ритмический рисунок - вот необходимые качества танцевальной музыки для детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ритмичность и способы ее развития в хореографическом коллективе

Музыка и танец тесно взаимосвязаны друг с другом. Наряду с танцем музыка является одним из факторов эстетического воздействия на детей. Ясная мелодия, четкий ритмический рисунок - вот необходимые качества танцевальной музыки для детей.

Занятия в хореографических коллективах и развитие музыкально-ритмических способностей способствует общему развитию; умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, двигательной реакции, что очень важно для детей разного возраста. Именно поэтому так важно развивать у детей чувство ритма, это обуславливает необходимость включения в процесс обучения специальных средств, таких как музыкально – ритмические и музыкально – двигательные упражнения, постановка танцев различных по своему ритмическому исполнению.

Хореография и музыка имеют глубокое родство, образная природа этих искусств во многом аналогична. Музыка усиливает выразительность в танцевальной пластике, дает ей эмоциональную и ритмическую основу. Танец не воспроизводит музыку досконально, он существует на ее основе, исполняется в синтезе с ней и выражает ее. Это заключается в соответствии образного характера танца, образному характеру музыки. Это относится не только к характеру настроения (веселая, грустная и др.), а так же к выражению элементарных чувств, сложных образов, которые могут быть и в музыке и в танце.

Музыка - величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Радостная, бодрая, героическая музыка поднимает настроение, повышает работоспособность. Спокойная, лирическая — снимает напряжение, успокаивает, устраняет гнетущую усталость.

Хореография всегда будет подчиняться первоэлементам музыкального искусства: метру, ритму, темпу.

Ритм - (от греч. rythmos - мерное течение), чередование и соотношение различных музыкальных звуков и акцентов. Часто ритм определяет характер и даже жанр музыки, а следовательно, и характер танца.

Ритм в хореографии это закономерное чередование движений человеческого тела, один из основных выразительных элементов танца. Выразительность хореографии находится в зависимости от ритмических соотношений отдельных движений. Несоблюдение конкретного ритмического рисунка и несовпадение ритма музыки и танца, является грубой ошибкой постановщика.

Темп - скорость исполнения произведения, определяющая длительность всего произведения и его частей и отдельных звуков, отсчитывается количеством ударов в минуту. Чем короче промежуток между акцентированными долями, тем быстрее темп. Чувство темпа проявляется в умении сохранять первоначально установленную скорость движения на протяжении всего произведения.

Ясная ритмическая определенность, повторность какой-либо характерной ритмической формулы, является важнейшей особенностью танца и его музыкального сопровождения. При этом ритм не только организует движения танцующих людей, но и обладает значительной эмоциональной силой воздействия, играет огромную роль в создании художественного образа.

Ритму танца всегда придавалось особое значение. Каждый танец имеет свой ритм и эту разницу можно проследить на примере различных танцев народов мира.

Например, в ритмике русского танца присутствует широта души, удаль, жажда жизни здесь и сейчас.

Лезгинка – красивый, старинный кавказский танец. Столь грациозный, и в тоже время, с четкими и резкими движениями и выпадами танец, не похожий ни на один другой, демонстрирующий дух и мужество исполнителя. Лезгинка завораживает и вместе с тем заводит своим ритмом и разгорающейся атмосферой всех танцующих и наблюдающих.

Таким образом, когда дети изучают танцы различных национальностей, они развивают свое чувство ритма. Даже если они танцуют современные танцы, они различны по своему ритмическому рисунку, и это тоже способствует развитию их ритмичности.

Но прежде чем ставить танцы на детей, необходимо выявить их возрастные особенности и способности.

Например, внимание 4-6 летнего ребенка еще недостаточно устойчиво, непроизвольно, он часто отвлекается. Объем внимания узок, он способен сосредотачиваться одновременно только на I - 2 объектах.Хорошо, быстро и прочно запоминается то, что интересно.

Для детей младшей школьной группы (7 – 10 лет) характерно то, что они не умеют находиться в неподвижном положении долгое время. В то же время движения детей плохо координированы. Для детей младшего школьного возраста наиболее подходящим содержанием занятий по танцу является изучение несложных народных и современных танцев, небольшая разминка, ритмические упражнения.К 10 годам усложняются движения и увеличивается дозировка физической нагрузки. Расширяется объем работы над тренажом. С детьми ведутся беседы о стиле, манере и характере данной народности. Так же здесь происходит знакомство с музыкой, песенным материалом, костюмами и т.д.

В средней группе (11 – 14 лет) занятия по хореографии ведутся на более сложном уровне, в значительно более быстром темпе. Учащиеся способны к более скорому усвоению танцевальных движений, у них заметно улучшается координация движений, а это позволяет знакомить их с более сложными комбинациями танцевальных движений.

В старшем возрасте (15 – 18 лет) структура тела в основном уже сложилась, поэтому нагрузка учебных занятий должна быть полной. Особое внимание следует уделять танцевальности и выразительности исполнения. Усложняется также и музыкальный материал.

Таким образом, для успешной работы педагог-руководитель должен разбираться в особенностях каждого возраста. Умело, согласно возрастным особенностям распределять физическую нагрузку. А при формировании репертуара и составлении плана воспитательной работы просто невозможно обойтись без учета возрастных особенностей каждого возрастного периода.

Ну и конечно же необходимо применить на практике способы развития чувства ритма и музыкального слуха на занятиях в хореографическом коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио хореографического коллектива "Колорит"

Данное портфолио является неким "досье успехов", в котором систематизирована ттворческая жизнь коллектива, отражается всё интересное и достойное. Продеманстрированны наиболее значимые результаты практ...

Портфолио на обучающуюся хореографического коллектива "Колорит" Оленникову Екатерину

Данное портфолио составлено по инициативе обучающейся, для обобщения результатов учебной и творческой деятельности и содержит следующие разделы:Раздел I: Портрет. Личные данные. Резюме;Раздел II: Хара...

Статья: "Описание опыта работы педагога дополнительного образования руководителя хореографического коллектива"

Актуальность опыта: Изучение проблемы развития творческих способностей детей посредством танца актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества - человек, способный к...

Сочинение и постановка танца в детском хореографическом коллективе.

В последние годы интерес к хореографическому искусству в нашей стране значительно вырос. Иногда детские коллективы в своем составе имеют  десятки участников-  это не только   ансам...

Гала-концерт районного фестиваля хореографических коллективов «Магия танца 2019г».

Воскресенье в Благовещенском  районом доме культуры   прошел  Гала-концерт районного фестиваля хореографических коллективов «Магия танца 2019г».  В концерте п...

Профилактика и позитивное урегулирование конфликта как один из способов создания благоприятных отношений в коллективе в ДОУ.

Обычно среди людей конфликты ассоциируются с противоречиями, столкновениями, негативными эмоциями. Если в коллективе наблюдается высокий уровень конфликтности, можно утверждать, что уровень эффективно...