Методы, приемы и игры ТРИЗ-педагогики в дошкольном образовании
материал

Светлана Михайловна Гордиенко

1. Прием “Хорошо-плохо” (метод противоречия).

2. Игра «Да-нетка» (метод сужение поля поиска).

3. Составление загадок по моделям А.А. Нестеренко.

4. «Составление лимерика».

5. «Системный оператор» или «Волшебный экран» (метод системного анализа).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прием “Хорошо-плохо” (метод противоречия).

Описание: универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности, формирующий представление о том, как устроено противоречие. Формирует умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации; умение разрешать противоречия; умение оценивать объект, ситуацию с разных сторон.

Возраст участников: от 4 лет.

Инструкция. Ведущий называет любой объект, который не вызывает у ребёнка  стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций. Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте «плохо» а что «хорошо» что нравится и не нравится, что удобно и неудобно и т. д.

Ход игры.

Объект: зима

«Плюсы»

«Минусы»

Можно  кататься на санках,  коньках и на лыжах.

Можно на льду поскользнуться, упасть и повредить себе что-нибудь.

Можно лепить снежную бабу.

Снегопад заметает дорогу.

Можно  строить крепость из снега.

Можно  замерзнуть от холода.

Можно  играть в снежки.

Можно заболеть.

Можно наблюдать за снегопадом.

Рано темнеет, долго не погуляешь.

Новогодний праздник, подарки.

Нужно носить теплые вещи.



Предварительный просмотр:

Игра «Да-нетка» (метод сужение поля поиска).

Описание: «Да-нетка» подразделяется на следующие виды:

- линейная игра «Да-нетка». Объекты  выстроены в линию (предметная или числовая),  

- плоскостная игра «Да-нетка». Объекты находятся на вертикальной или горизонтальной плоскости.

- объемная игра «Да-нетка». Объекты находятся в трехмерном  в пространстве (комната, шкаф и т.д.).

Пространственная «Да-нетка» формирует навыки логического мышления. Обучает целенаправленному поиску нужной информации, развивает самостоятельность, интеллектуальную активность и  настойчивость в достижении поставленной цели; развивает умение выделять имя признака, по которому идет сужение поля поиска.

В ходе игры с детьми можно: выучить порядковый счет, буквы, дни недели, месяцы;  расширить словарь; научить задавать вопросы; научить ориентироваться в пространстве, научить находить страны на карте;   разрабатывать стратегию, что бы задавать меньше вопросов: форма, цвет, размер, агрегатное состояние, функция (для чего?), его части и месторасположение, звук, запах, вкус, температура, влажность, материал, способность двигаться или выполняемое действие, то, как может изменяться во времени.

Виды классификационной «Да-нетки»:

-  с набором картинок,

- с видимыми  для ребенка объектами ближайшего окружения,

-  с объектами, которых нет в ближайшем окружении (но это обязательно должен быть конкретный, а не абстрактный объект).

Возраст участников: от 3 лет.

Инструкция. Объекты (цифры, числа, картинки, игрушки) должны быть выстроены линейно, расставлены на плоскости или распределены в объемном пространстве. Ведущий дает задание: найти загаданный объект. Отгадывающий игрок должен  задавать вопросы по его поиску, не перечисляя названия объектов, а сужая поле поиска, отсекая часть пространства. На вопросы можно отвечать словами: «Да», «Нет», «И да, и нет», «Это не существенно» (если в данном направлении поиск бесполезен). Чем меньше вопросов будет задано до отгадки – тем лучше. Играя с маленькими детьми, надо прятать, убирать ту часть предметов, которые не попадают в суженное поле поиска.

Ход игры. Надо угадать загаданную картинку (загадан прямоугольник) за наименьшее количество вопросов.

   

- Эта фигура  слева от треугольника?

- Нет.

- Эта фигура  справа от звезды?

- Нет.

 - Это прямоугольник.



Предварительный просмотр:

Составление загадок по моделям А.А. Нестеренко.

Описание. Технология позволяет научить дошкольников составлять загадки. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок.

Модель 1

«Слова – связки» - «а, не».

Какой?

Кто (что) бывает таким же?

Модель 2

«Слова – связки» - «но, не».

Что делает?

Кто (что) делает так же?

Модель 3

«Слова – связки» - «как, но».

На что похоже?

Чем отличается?

Возраст участников: от 3,5 лет.

Инструкция и ход игры. Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Модель 1.

Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка   или схематический рисунок). Например:  яблоко.

Заполнение левой части таблицы: какое?

Какое?

Кто (что) бывает таким же?

круглое

красное

сладкое

Заполнение правой части таблицы:  Кто (что) бывает таким же, но не яблоко?

Какое?

Кто (что) бывает таким же?

круглое

красное

сладкое

мяч

помидор

сахар

Вставка «слов – связки» - «а,не». Составление загадки о яблоке.

Загадка:  Что это?

                 Круглое, а не мяч?

                 Красное, а не помидор?

                 Сладкое, а не сахар?

Модель 2

 Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка   или схематический рисунок). Например:  снег.

Заполнение левой части таблицы: Что делает?

Что делает?

Кто (что) делает так же?

падает

холодит

тает

Заполнение правой части таблицы:  Кто (что) делает так же, но не снег.

Что делает?

Кто (что) делает так же?

падает

холодит

тает

дождь

лед

мороженое

Вставка «слов – связки» - «но, не». Составление загадки о снеге.

Загадка:     Что такое?

                   Падает, но не дождь?

                   Холодит, но не птица?

                   Тает, но не мороженое?

Модель 3.

Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка   или схематический рисунок). Например: солнце.

Заполнение левой части таблицы: на что похоже?

На что похоже?

Чем отличается?

шар

мяч

колобок

Заполнение правой части таблицы: Чем отличается?

На что похоже?

Чем отличается?

шар

мяч

колобок

не катается

не кинешь

не съешь

Вставка «слов – связки» - «как, но». Составление загадки о солнце.

Загадка: Что это?

                 Как шар, но не катается.

                 Как мяч, но не кинешь.

                 Как колобок, но не съешь.



Предварительный просмотр:

«Составление лимерика»

Описание Ли́мерик — форма короткого стихотворения, появившегося в Великобритании, основанного на обыгрывании бессмыслицы.

Форма лимериков строго закреплена: они состоят из пяти строк. В первой, довольно длинной строке, обычно описывается, кто и где жил да был; вторая, тоже довольно длинная строка, знакомит с какой-то интересной особенностью героя; третья и четвертая строки – короткие, они повествуют о неожиданных, а подчас невероятных событиях; пятая строка – довольно длинная и самая смешная (иногда она похожа на первую). Рифма в лимериках строго фиксирована: первая и вторая строки рифмуются с пятой строкой, а третья – с четвертой (схема – ААББА). Главное в лимерике — заведомая бессмыслица, вызывающая смех.

 Как правило, лимерика начинается со слов “There was a …”, что соответствует русскому фольклорному зачину “Жил-был”. 

Однажды увидел чудак

Во сне, что он ест свой башмак

Он вмиг пробудился

И убедился,

Что это действительно так.

(Перевод С.Я. Маршака)

Составление лимерика формирует умение детей самостоятельно подбирать рифмованные слова; составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию; создавать варианты рифмованных текстов. Развивает монологическую речь; умение подбирать рифму; обогащает словарный запас.

Возраст участников: от 4,5 лет

Инструкция. В течение 5 минут постарайтесь придумать лимерик. Он должен быть сказочным, загадочным, можно использовать непонятные слова, но чтобы рифма сохранялась.

Первая строка

Выбор объекта. (Жил был кто?)

А

Вторая строка

Характеристика объекта. (Какой?)

А

Третья строка

Реализация действия. (Что делал?)

Б

Четвертая строка

С кем общался?

Б

Пятая строка

Вывод

А

Ход игры.

1. Выбираем объект  - собачка, подбираем слова рифмы – кусачка, морячка, рыбачка, жвачка, задачка.

2. Какая или что делала? В рифму с первой строкой.

3-4.  Что из этого получилось?

5. Реакция на этот поступок. Причем, конец последней строки повторяет конец первой.

Например:

Жила была на острове смешная собачка.

И была она  хорошая морячка.

Хвостом, как удочкой махала.

Рыб всех распугала.

Вот какая смешная собачка.

Жил был чудесный жираф.

Он был похож на шкаф.

Как птица по небу летал.

Бабочкам стихи читал.

Вот такой чудесный жираф.



Предварительный просмотр:

«Системный оператор» или «Волшебный экран» (метод системного анализа).

Описание: метод системного анализа способствует всестороннему знакомству с предметом или явлением. Позволяет заглянуть в историю создания предмета, разложить предмет по деталям и даже заглянуть в будущее предмета. Системный оператор можно использовать при знакомстве с предметами быта, ближайшего окружения, при описании игрушек. Системный оператор даёт возможность составить наиболее полное представление о рассматриваемых предметах; развивает воображение и фантазию; позволяет решать творческие задачи, делает решение разнообразным и интересным.

Возраст участников: от 3 лет

Инструкция. В детском саду этот метод называют «Волшебный экран». Для детей старшего дошкольного возраста доступна девятиэкранка, для детей младшего возраста используются упрощенные варианты: горизонтальная или вертикальная трехэкранка, по мере освоения  - пятиэкранка.

Надсистема в прошлом.

Надсистема. Это некая система более высокого уровня, частью которой и является изучаемый нами объект. Надсистема может быть родовой

Надсистема в будущем.

Система в прошлом. Чем/кем объект был раньше?

Система. Это тот объект, который мы и собираемся изучить или даже преобразовать, имеет свою функцию (как-то функционирует)

Система в будущем. Чем будет?

Подсистема в прошлом.

Подсистема. Это то, что входит в систему — ее составляющие части.

Подсистема в будущем.

Для  запоминания порядка рассматривания систем детям помогает стихотворение М. Гафитулина «Что-то».

Если мы рассмотрим что-то.

Это что-то для чего-то.

Это что-то из чего-то.

Это что-то часть чего-то.

Чем-то было это что-то.

Что-то будет с этим что-то.

Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

Ход игры. Рассматриваем систему «Дерево» на «Волшебном экране». Нужно подготовить картинки с изображением предметов.

1 этап в младшей и средней группе -  трехэкранка.

1. Что это? Дерево.

2. Чем было? Саженцем.

3. Чем будет? Мебелью.

2. Саженец

1. Дерево

3. Мебель

2 этап в старшей группе – пятиэкранка. 

1. Что это? Дерево.

2. Из чего состоит? Ствол, корни, ветки, листья, цветы, плоды.

3. Часть чего? Леса.

4. Чем было? Саженцем.

5. Чем будет? Мебелью.

3. Лес

4. Саженец

1. Дерево

5. Мебель

2. Ствол, корни, ветки, листья, цветы, плоды.

3 этап в подготовительной группе – девятиэкранка.

1. Что это? Дерево.

2. Из чего состоит? Ствол, корни, ветки, листья, цветы, плоды.

3. Часть чего? Леса.

4. Чем было? Саженцем.

5. Из чего состоит саженец? Ствол, корни, ветки, листья,

6. Чем был лес? Семенами

7. Чем будет дерево? Мебелью.

8. Чем будут части дерева? Дровами.

9. Чем будет лес? Бревнами.

6. Семена

3. Лес

9. Бревна

4. Саженец

1. Дерево

7. Мебель

5. Ствол, корни, ветки, листья.

2. Ствол, корни, ветки, листья, цветы, плоды.

8. Дрова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы логопедической работы в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Формы и методы логопедической работы в соответствии с ФГОС дошкольного образования...

Использование приемов и методов ТРИЗ-педагогики в современном дошкольном образовании.

Опыт работы по применению ТРИЗ-педагогики в детском саду....

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014г. №293 «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014г. №293 «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования»...

Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении

Порядок приема  на обучение по образовательным программам дошкольного образования (далее - Порядок)   в муниципальном бюджетное дошкольном образовательном учреждении «Детский сад ...

Семинар-марафон для педагогов детского сада «Методы, приемы и игры ТРИЗ-педагогики в дошкольном образовании»

В ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. Для того, что бы систематизировать знания педагогов в области ТРИЗ – педагогики, ...

Практико значимая работа "Приемы внедрения информационных технологий в процессе дошкольного образования"

В связи с модернизацией образования изменилось его содержание, изменились задачи, которые общество поставило сегодня перед педагогом. Актуальность, значимость и новизна информатизации образовател...