"Проектирование цифрового информационно-образовательного пространства в ДОО"
материал

текстовый файл

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сл. 1 Проектирование цифрового информационно-образовательного пространства в ДОО – необходимое условие повышения качества дошкольного образования

                                         Шаримова Л.В.,

старший воспитатель

МБДОУ «Д/с №4 «Ручеек»

Уважаемые коллеги,

двадцать первый век – время цифровой информации. Поэтому одна из важных задач дошкольной образовательной организации – создание и развитие информационно-образовательной среды, которую необходимо осуществлять  с применением современных цифровых ресурсов для достижения нового качества образования.

Сл. 2. Информационно-образовательное пространство ДОО – это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательной деятельности: администрация – педагоги - воспитанники – родители.  В нашем дошкольном учреждении мы  обозначили следующие основные компоненты ИОС – организационно-управленческий, информационно-методический, образовательный компонент и компонент взаимодействия с родителями, педагогическим сообществом. 

Такая модель информационно-образовательной среды обеспечивает возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности:

- автоматизацию документооборота;

- планирование образовательной деятельности;

- размещение и сохранение материалов педагогического процесса;

- мультимедийное сопровождение занятий;

- использование ресурсов медиатеки для организации образовательной деятельности с воспитанниками;

- фиксацию хода педагогического процесса;

- фиксацию  результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования на основе программно-диагностического комплекса «Соната – ДО»;

- взаимодействие между участниками образовательной деятельности, в том числе  дистанционное посредством сети Интернет;

-возможность использования данных, формируемых в ходе образовательной деятельности  для решения задач управления образовательной деятельностью;

- взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования и с другими образовательными учреждениями, организациями и др.

Сл. 3. Информационно-образовательная среда нашего дошкольного учреждения  включает в себя совокупность технологических средств, представленных на слайде.

Использование педагогами представленных на слайде электронных образовательных ресурсов, программных средств расширяют спектр возможностей и методик работы с воспитанниками для более качественной реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а также позволяют сделать увлекательными занятия по дополнительному образованию, а в целом – и образование продуктивным. Окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей   жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Современных детей смело можно назвать виртуальным поколением, любая деятельность для них: познавательная, исследовательская, игровая с помощью цифровых, компьютерных средств является повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений. Цифровой век формирует новое мышление ребенка-дошкольника.

Сл. 4. Заглянем в логопедический кабинет.

Основная задача работы учителя - логопеда - научить воспитанников говорить чисто, связно, грамматически правильно. Для ее достижения используются различные формы, приемы, методы и средства обучения, а также применяются современные образовательные технологии. В логопедической практике учителем – логопедом активно используются самостоятельно разработанные компьютерные игры и представленные в сети Интернет электронные образовательные ресурсы  на индивидуальных, подгрупповых коррекционных занятиях для оптимизации процесса автоматизации звуков, а также для развития лексико-грамматической стороны речи, связной речи, познавательных психических процессов. В целях развития дыхания, чувства ритма, фонематического слуха, восприятия, произношения, связной речи, грамматического строя используются компьютерные логопедические  программы «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно», а  на этапе автоматизации звуков – программный комплекс «Домашний логопед».

Сл. 5. Кабинет педагога-психолога – одно из любимых мест ребят в детском саду. И это неудивительно. Занятия на световом песочном столе вызывают неподдельный интерес у ребенка. Это хорошая альтернатива компьютерам и телевизорам. Очень важный психологический элемент в песочном рисовании — рисование не ради «результата», т.к. рисунок недолговечен, сиюминутен. Именно это обстоятельство не переносит ценность с процесса на результат. Как следствие, ребенок не теряет интерес, если у него что-то не получилось. Это и есть залог его развития и веры в себя!

Сл. 6. Педагог-психолог осуществляет психологическую диагностику эмоционально-личностной сферы развития воспитанников 3 – 7 лет, психологическую диагностику готовности к обучению школе и по результатам диагностики коррекционно-развивающую деятельность на основе использования ЭОР:

CD – диск «Индивидуальный методический маршрут педагога-психолога ДОО», который содержит:

- диагностические материалы;

-программу и психолого-педагогическое сопровождение адаптации воспитанников при поступлении в детский сад;

-систему коррекционно-развивающих занятий по подготовке к школе;

-преодоление тревожности и страхов у дошкольников;

- занятия для детей с ЗПР;

- развитие внимания и эмоционально-волевой сферы;

- занятия по снижению детской агрессии и др.

Уникальное авторское пособие психолога Анны Сергеевны Пономаренко «Комплексная программа развития интеллекта создано для детей 5-7 лет и направлено на развитие мышления, памяти, внимания и других навыков, которые понадобятся ребенку в школе.
Программа комплексная, потому что  охватывает очень большой спектр разнообразных знаний. Кроме того, и восприятие информации осуществляется различными способами: ребенок не только выполняет увлекательные задания, приведенные в пособии, но и закрепляет свои знания, играя в специальные развивающие игры на компьютере.

Сл. 7. Практика показывает, что использование воспитателями на познавательных занятиях мультимедийных презентаций, объединяющих звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении, превращают процесс обучения детей в живой, творческий и естественный процесс, помогают лучше усваивать материал, способствуют повышению качества образовательной деятельности. Детям интересно послушать рассказ в сопровождении  презентацией, подготовленной педагогом.  

Сл. 8. Но и среди ребят есть знатоки в определенной области, которым очень хочется поделиться своими познаниями. И вот у экрана проектора ребенок, который представляет презентацию, подготовленную вместе с родителями о родном городе.

Сл.9.  Мультимедийное оборудование предоставляет возможность совершить виртуальную экскурсию не только по родному городу, но и побывать в других городах области и России. Наши воспитанники вместе с воспитателями второй год в формате посткроссинга в рамках проекта «Рабочие профессии Кузбасса» с помощью мультимедийных презентаций обмениваются информацией о рабочих профессиях, о достопримечательностях города Мариинска и Новокузнецка с педагогами и воспитанниками МБДОУ «Д/с № 20 «Лучик» г. Новокузнецка.

Сл.10.  Презентация – это источник не только новых знаний, но и творческого вдохновения. Так, дошкольники, узнав с помощью мультимедийной презентации о жизни обитателей океана, сами попробовали создать свой большой, красивый океан.

Сл. 11. Совершив виртуальную экскурсию по городу, у ребят возникло желание  побыть в роли ландшафтного дизайнера и украсить город к юбилею.

Сл. 12. Если мы заглянем не только в группы, но и в музыкально-спортивный зал, то и там тоже встретим цифровое оборудование. Музыкальный руководитель на своих занятиях с воспитанниками  также использует  ЦОР для активизации восприятия учебного материала и достижения наибольшей наглядности и привлекательности его, делая занятие интересным и увлекательным: с помощью мультимедийной установки  дети могут виртуально попасть в концертный зал, изучать творчество композиторов, познакомится с разными музыкальными жанрами.   Интересно, ярко и понятно можно знакомить дошкольников   с разными видами искусства, такими как театр, балет, опера, продемонстрировав не только иллюстрации, но и видео – ролики. Микрофоны используются на занятиях вокалом, в театральной деятельности, на коррекционных занятиях по развитию речевого дыхания.

Сл.13. Ведущую роль в формировании информационно-образовательной  среды дошкольного учреждения отведена методической службе. Как старший воспитатель,  занимаюсь формированием информационной среды, направленной на  совершенствование образовательной деятельности. В методическом кабинете имеется оборудованное компьютером, сканером, принтером рабочее место для педагогов.

В помощь педагогам создана медиатека, включающая  в себя: электронные учебные и методические пособия, видеофильмы, звукозаписи, конспекты НОД с компьютерными презентациями по направлениям развития воспитанников.

Однако, современное образование развивается столь динамично, что создание медиатеки в методическом кабинете детского сада уже не способно в полной мере удовлетворить потребности педагога. Поэтому каждому педагогу обеспечен  доступ к информационным системам и информационно – коммуникационным сетям, посредством которых они осуществляют  выбор электронных образовательных ресурсов.

Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, использовать их в своей педагогической деятельности. Это помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим развития как открытой образовательной системы.  Поэтому, в нашем дошкольном учреждении первостепенной задачей в настоящее время становится повышение цифровой грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог создавать и использовать самостоятельно разработанные электронные пособия для проведения занятий с воспитанниками на качественно новом уровне.

Воспитатель представит вашему вниманию разработанное ею электронное пособие - сборник дидактических материалов  на формирование представлений у воспитанников о времени.

Сл. 14. Педагогам  цифровые технологии помогают лучше оценить способности и знания ребенка, побуждают искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения их.

Инструментарий для педагогической диагностики, используемый воспитателями в нашем дошкольном учреждении  - это программно-диагностический комплекс для оценки индивидуального развития воспитанников СОНАТА – ДО. В данном продукте представлена методика экспресс – анализа и оценки детской деятельности, разработанная специалистами  НГПУ им. Горького  и НГЛУ им. Добролюбова г. Нижний Новгород под руководством доктора психологических наук, профессора педагогического университета Сафоновой О. А.

Это инструментарий для оценки индивидуального развития детей на этапе завершения определенного этапа  дошкольного образования (младший, средний, старший дошкольный), позволяющий фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка по пяти образовательным областям и основным видам детской деятельности. В качестве основной единицы анализа рассматривается детская деятельность во всем многообразии ее видов: игра, конструирование, изобразительная, музыкальная, речевая, двигательная, трудовая деятельность, которая позволяет оценить индивидуальное развитие воспитанников  в ходе наблюдений за ними  в повседневных ситуациях, беседах, играх и т.д. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики - оценки индивидуального развития воспитанников дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.

Программный комплекс содержит диагностические комплекты по каждой возрастной группе.

Результаты педагогических наблюдений систематически в течение года заносятся в автоматизированную систему обработки данных, которая позволяет быстро сформировать индивидуальные и групповые карты результативности, а также сводные отчеты по динамике всех показателей, сделать вывод о результативности образовательной  деятельности  и осуществить своевременную коррекцию особенностей развития воспитанников, распределить содержание и форму работы, выстроить эффективное взаимодействию с семьями воспитанников.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться  исключительно  для построения индивидуального образовательного маршрута.

- Блок "Профили" предназначен для внесения данных о воспитанниках и формирования списков групп.

 - Блок "Показатели " содержит структурированный диагностический материал, позволяющий оценить состояние и динамику развития ребенка 2-7 лет. Предложены только общепринятые в психолого- педагогической практике критерии оценки. Инструмент также позволяет разрабатывать и использовать собственные методики оценки развития ребенка. Для удобства разбиты на составляющие компоненты.

- Блок "Результаты" позволяет автоматически формировать диагностические карты, ведомости и отчеты, делать количественный и качественный анализ результатов педагогической деятельности, определять индивидуальную и общегрупповую тенденцию развития детей.

(показать принцип работы программно-диагностического комплекса)

Подводя итог уже проделанной работе можно сказать, что применение цифрового оборудования и электронных образовательных ресурсов в ДОО позволяет нашим педагогам более качественно и эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность.

А о каком цифровом оборудовании мечтают наши воспитанники и педагоги, мы сейчас узнаем (видеофрагмент)

Сл.15. Желаю  успехов вам в создании и развитии цифровой  среды и применении современных информационных средств и технологий для повышения качества образовательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Литературно-художественный центр - важный компонент информационно-образовательного пространства разновозрастной группы общеразвивающей направленности»

Книжный уголок является неотъемлемой составляющей информационно-образовательного пространства,  в целом,  и лит...

Формирование единого информационного образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения как условие повышения качества его функционирования

В данной статье находят отражение результаты экспериментальной деятельности дошкольного образовательного учреждения по разработке единого информационного пространства ДОУ....

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников через открытое информационное образовательное пространство

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников через открытое информационное образовательное пространство  1. Использование новых информационно-коммуникационных технологий в системе ...

Взаимодействие с родителями воспитанников в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации

Информационно-коммуникационные технологии занимают на сегодняшний день все более прочные позиции во всех сферах общества. Сфера образования также не является исключением. Кроме того, необходимость реа...

Единое информационно-образовательное пространство современного дошкольного образовательного учреждения

В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно-компьютерных технологий во все сферы жизни. Всё шире становится роль информационных технологий в сфере дошкольного образования. Информатиз...

Самообразование . Тема " Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации»

.  Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляе...

Материал по самообразованию на тему: "Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации"

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное...