Камешки Марбл
статья (старшая группа)

Панкевич Оксана Юрьевна

в статье рассмотрены методики применения технологии использования камешек Марбл в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kameshki_marbl.docx34.59 КБ

Предварительный просмотр:

Панкевич Оксана Юрьевна

педагог-психолог

МБДОУ № 8 «Солнышко»

г. Слюдянка

 «Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста                       с использованием камешек Марбл»

Аннотация: в  статье рассмотрены   методики применения технологии использования камешек Марбл в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: игра, камешки Марбл,  творческое воображение

ФГОС предъявляют особые новые требования к среде развития детей дошкольного возраста. Основные из них – создание содержательно – насыщенной, вариативной, доступной среды; обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа; организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества.

Вся жизнь ребенка – игра. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной.

Это подтолкнуло автора  к поиску как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов и средств работы с детьми. Одним из таких приемов является специально организованная деятельность с использованием интересных камешков, которые называются Марблс.

Историческая справка

Одна из самых популярных детских игр на Западе – это игра в камешки или, как ее еще называют, игра в Марблс. Можно с уверенностью предположить, что игра в Марблс ведет свою историю от времен нашего пещерного предка, когда маленькие неандертальцы играли в свободное время мелкой галькой или шариками из глины. Изделия в виде шариков были обнаружены в различных археологических зонах всего мира. Марбл делались из кремня, камня и обожженной глины. Шарики из глины, предназначенные для игры, были найдены в пирамидах Египта и на местах древних городов Ацтеков.

Веками Марбл изготавливались из натурального материала. Приблизительно двести лет назад западный мир впервые познакомился с китайскими керамическими шариками. О появлении в обиходе фарфоровых шариков рассказывается в самой первой книге о Марбл, изданной в 1815 году в Англии. В 1848 году один немецкий стеклодув изобрел специальный инструмент, похожий на ножницы, с помощью которого можно было быстро изготавливать большие партии Марбл. Первые Марбл, произведенные при помощи фабричных станков, появились в 1890 году сначала в Германии, а чуть позже в Соединенных Штатах, так как поступление шариков из Европы из-за войны стало затруднительным. В середине 19 века теперь уже из Японии пришла еще одна технология изготовления Марбл, путем смешения стекла и натурального мрамора, что позволяет добиться очень красивых разводов.

Современные Марбл изготавливаются  из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи при 650 градусах Цельсия. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки, например, добавляя кобальт, получают синие шарики, селений — красные. Красота Марбл завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность Марбл усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам.

       Так что же такое Марбл?

    Марбл (англ. marble, также означает «мрамор») — небольшая сферическая игрушка, обычно — разноцветный шарик, изготовленный из стекла, глины, стали или агата. Эти шары различаются по размеру. Чаще всего они около 12—1 дюйма (1,25—2,5 см) в диаметре, но размер может варьироваться от менее чем 130 дюйма (0,111 см) до более трёх дюймов (7,75 см), а некоторые «марблы» из художественного стекла — и более 12 дюймов (30 см) в диаметре. Марблы используются в различных играх, носящих общее название «марблс» (marbles). Они часто коллекционируются — как из ностальгии, так и за их интересные цвета.(1)

Некоторые камешки имеют форму приплюснутого шара и носят название «Кабошоны», что в переводе означает «шляпка гвоздя». Кабошоны использовать в работе более удобно, так как этот камешек более устойчив и не перекатывается. Так, с одной стороны камень выпуклый, а с другой - ровный, спиленный Они могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла. Они имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках. А главное их предназначение это веселые, полезные и простые игры. Камни всегда были связаны с жизнью людей, как материал для строительства жилища и как магический символ. С древних времен камни считаются сильными оберегами в силу своего природного происхождения, наделяются душой и магическими силами. В этих природных оберегах заключена сила стихий природы. Дети очень любят собирать различные камушки и играть с ними, их привлекает всё таинственное, а камни обладают какой-то неведомой энергетикой. Часто с отдыха, с тех мест, где нам было хорошо, мы привозим маленький камешек с надеждой, что он исполнит наше желание. Особенно, если это камешек с дырочкой! Для кого-то это символ счастья, для кого-то оберег, защищающий от всех неприятностей. Но для всех камень синоним чего-то крепкого, нерушимого, защищаемого. Эмоциональное воздействие камня бывает очень сильным. Недаром культ камней существовал во всём мире, а в Японии до сих пор живы отголоски анимистической веры, обожествлявшей необычные по размерам, форме или окраске камни, скалы и целые горы. В магические свойства камней верят и в наше время!

Камешки "Марбл" - это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре. В ходе упражнений предусмотрено с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом различных умений и навыков детей, с другой, - приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в других видах деятельности. В занятие, проводимое педагогом, может включаться одно или несколько видов упражнений. Каждое упражнение проводят несколько раз, постепенно их усложняя. Занятия с камешками лучше проводить в малых группах (не больше 3 - 5 человек, если возраст детей от 3 до 7 лет) или индивидуально.

 С какого возраста можно использовать данные камешки?

С 2-3 лет и старше. Но необходимо помнить, что детки младшего возраста могут свободно брать их в рот, поэтому рекомендуется использовать более крупные Марбл и обязательно играть под присмотром взрослых. Можно в играх использовать не только камешки овальной и круглой формы, но форме определенного предмета. С такими камешками возникает много новых идей. 

Использование камешков Марбл в творческой деятельности имеет большое значение для  развития мелкой моторики, зрительно-двигательной координации; навыков ориентировки на плоскости,  сенсорного восприятия, тактильных ощущений, глазодвигательных функций, повышение остроты зрения, фиксации взора, зрительного внимания, памяти, мышления, воображения, речи, обогащение словарного запаса, развитие памяти, внимания и логического мышления, фантазии и творческого воображения у детей.

 Творческой деятельностью, по мнению Выгодского, мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью или известным построением ума или чувства, живущим  только в самом человеке. Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, в психологии называют воображением или фантазией. В житейском обиходе воображением или фантазией называют все то, что нереально, что не соответствует действительности и что, таким образом, не может иметь никакого практического серьезного значения. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество для развития данных психических процессов.

Все это можно решить используя  Марбл, которые помогают организовать процесс легко, продуктивно, с большим удовольствием и пользой для ребенка. При использовании камешков Марбл дети становятся уверенными в себе, обогащаются положительными эмоциями.

Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.

 Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей.

      В каждом человеке заложена творческая искра. У одних людей она развита лучше, у других хуже. Хочу отдельно подчеркнуть – творчеству невозможно обучиться, читая книги или статьи. Единственный путь обучения творчеству – практика в решении творческих задач, развитие в той или иной степени творческого воображения, которое поможет в дальнейшем выразить себя в творчестве.

У ребенка вся жизнь — игра, а в ней всегда есть место фантазиям. Ведь игра — это воображаемая ситуация. Не все же время ему быть учителем или врачом, как мама, или шофером или директором, как папа. А может, когда он вырастет и изобретет новую машину или станет ученым и сделает много удивительных открытий, а может быть он станет прекрасным конструктором, и его новые сооружения будут покорять мир? Кто знает! Не бойтесь того, что фантазии унесут его неизвестно куда. Это пройдет. А останется его воображение, смекалка, сообразительность, творческое мышление, благодаря которым его жизнь будет более интересна и полноценна.

      Игры с камешками Марбл – это в первую очередь развитие творческого воображения ребенка. Они тренируют мелкую моторику рук, ловкость, глазомер и координацию движений. В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам.

      Работа с разноцветными камнями так же по силе воздействия на ребенка вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции.

     Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе логопедического воздействия. (4).

     Игра в Марбл признана детскими психологами одной из самых полезных для подрастающего поколения: она развивает меткость, скорость, точность и моторику, а красивые оттенки стеклянных камешков пробуждают в ребенке чувство прекрасного.

Приложение  

Игры с камушками Марбл

 «Чудесный мешочек»

Задачи: формировать умения сопоставлять зрительные и осязательные впечатления, развивать творческое воображение, речь.

Вариант 1. В непрозрачный мешочек кладут камешки разной формы, величины, цвета. Перед ребенком образец-камешек Марбл. Педагог просит ребенка найти в мешочке такой же.

Вариант 2.

Ребенку завязывают глаза, дают шарик, который необходимо обследовать тактильно и на ощупь в мешочке найти такой же.

Камешек в руке катаю,

Между пальчиками верчу,

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

 «Продолжи узор»

Цель: создать условия для понимания последовательности, развить умение находить закономерности, развить воображение, связную речь и мелкую моторику рук, приучить к исследовательской деятельности, снять тревожность, агрессивность и страхи, способствовать расслаблению.

Инструкция. Выбери самые красивые камушки. Рассмотри их и скажи, чем они тебе понравились. Раздели камушки на кучки. Какие кучки у тебя получились? Разложи камушки дорожками. Сделай так, чтобы одна дорожка была больше другой (или одинакового размера). Разложи камушки в следующем порядке: один большой, один маленький (два маленьких); один синий, три зеленых и т. д. Разложи камушки в виде известных тебе геометрических фигур. Создай из камушков свой рисунок: солнце, дом, дерево, забор, кот, человечек и др. Для этого разложи их на столе.

 «Волшебный камень»

Цель: развить воображение, стимулировать исследовательскую деятельность, связную речь и мелкую моторику рук, снять тревожность и страхи.

Инструкция. Выбери камушек. Представь, что камушек ожил и рассказывает историю своей жизни. О чем он может рассказать? Попробуй придумать историю камушка.

«Чудо-лес»

Эта игра способствует развитию творческого воображения. Для нее понадобится листок с нарисованными заранее несколькими деревцами и разнообразными точками, линиями, фигурками и «загогулинами». Задача ребенка — превратить все это в лес. Причем по желанию взрослого это может быть настоящий лес или фантастический. Обязательно уточните этот момент, когда будете давать задание ребенку.

Точно по такому же принципу можно создать «чудо-поляну», «чудо-океан», «чудо-Африку» и прочие «чудесные» картины. После рисования можно продолжить «работу» с полученными изображениями. Например, попросите ребенка составить рассказ по нарисованной им картине. И опять же, только от вас зависит, будет ли рассказ фантастическим или реалистическим.

 «Продолжи рисунок»

Цель: развивать воображение детей, мелкую моторику рук.

Ход игры: простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно выложить рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше  предлагать по очереди. Кто больше?

 «Камешки на берегу»

Цель: учить создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.

Используется большая картина, изображающая морской берег. Нарисовано 7-10 камешков разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким – либо предметом, животным, человеком.

Педагог рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути, превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или, на что он похож».

 Желательно, чтобы несколько камешков имели практически одинаковый контур. Далее предложить детям придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т. д.

Упражнение «Волшебная мозаика»

Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

«Поможем художнику»

Цель: учить детей воображать предметы на основе заданной им схемы.

Материал: большой лист бумаги с нарисованным на нем схематическим изображением человека.

Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше применить. Самые интересные предложения воплощаются в картине.

После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.

 «Сухой бассейн»

Задача: развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику.

Вариант 1. У ребенка глубокая чаша, наполненная камешками Марбл, среди которых - мелкая игрушка. Педагог предлагает ребенку найти игрушку и на ощупь угадать ее.

Вариант 2. У ребенка глубокая чаша, наполненная крупой, в которой находится камешки Марбл. Педагог предлагает ребенку найти и на ощупь описать их.

 «Волшебные картинки»

Цель: учить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

Детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для «дорисовывания» картинки. Дети используют камешки Марбл.

Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо прикладывать камешки  к фигурке все, что угодно. По окончании дети сочиняют рассказы по своим картинам.

«Шкатулка со сказками»

Цель: развитие воображения, мышления, речи, умения работать в коллективе.

Оборудование: шкатулка, в которой находятся круги разного цвета.

Ход игры:

Игроки садятся в круг. В центре круга стоит «шкатулка со сказками». Взрослый обращается к детям: «Сейчас мы все вместе будем сочинять сказку. А поможет нам волшебная шкатулка».Он достает из шкатулки один из камешков, например, зеленый, показывает его детям ипросит назвать предметы зеленого цвета. (Ответы детей). Затем взрослый говорит:«Мне достался зеленый камешек, поэтому в сказке должен появиться предмет или персонаж зеленого цвета. Внимание, начинаю сказку.

Жил-был зеленый кузнечик. Однажды он отправился в путешествие…»

Взрослый произносит два предложения и предлагает сидящему рядом игроку наугад

достать камешек и продолжить сказку. Следующий игрок вынимает камешек, например, голубого цвета и придумывает продолжение сказки:-…Кузнечик весело прыгал по тропинке, пока не добрался до голубой речки. Как же переправится через речку?..

Игроки поочередно достают из шкатулки камешки и, в соответствии с их цветом подбирает персонажей или предметы и продолжает сказку. Выигрывает ребенок, который, по мнению большинства детей, составил наиболее последовательное и интересное продолжение. Взрослый следит за тем, чтобы вводимые в сказку персонажи и предметы не повторялись.

«Точка, точка»

Нанесите на лист бумаги множество точек и попросите своего малыша соединить их

камешками так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Эта игра довольно сложная, поэтому помогите ребенку. Когда он станет постарше, игру можно видоизменить, проставив возле точек номера.

«Волшебные фигурки»

Достаньте коробку с камушками Марбл и скажите ребенку: «Знаешь, это волшебные камешки. Из них можно сделать любую фигурку. Хочешь, я соберу из них звездочку?». Выложите камушки  уголками так, чтобы получилась звездочка. Затем предложите детям самим собрать такую же фигурку, спросите, что малыш хочет сделать еще.

От вашей фантазии зависит, сколько фигурок вы можете предложить ребенку. Это могут

быть цветочки разных цветов и размеров, большая и маленькая клумбы, любые ритмические композиции.

 « Гусеница из камней»

Для осуществления этого творческого замысла вам понадобятся краски, кисточки, гладкие

морские камушки. Сложите камушки в один ряд, самый большой будет головой, самый маленький— хвостом. Разрисуйте гусеницу. Из камней можно сложить фигурку человека, животного, цветок, домик. Пофантазируйте вместе!

 «Новый человек»

Предложите ребенку нарисовать землянина, который в некотором смысле похож на инопланетянина. Как бы мог выглядеть человек еще, кроме того, каким он является? Пусть ребенок «перекроит» тело человека по-новому. Это творческое задание хорошо отражает отношение ребенка к собственному телу. И его рисунок будет своеобразным посланием для психологов. То, что ребенок укрупняет, выпячивает в теле, имеет для него важный смысл. То, что он «забывает» нарисовать, уходит в область подсознательного в виде страхов и негативных переживаний.

Мозговой штурм. Придумай игру на поле. Педагогам предлагаются поля с различной тематикой («Море», «Зима»)

Релаксация для педагогов, упражнение «Отдых на море»

Цель: релаксация и развитие воображения.

Педагог включает спокойную музыку и говорит: «Займите удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Появляется ощущение свежести и бодрости, оно охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки, ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться. Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день».

Источники, литература.

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя/ Л.С.Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 2-3с. – ISBN 5-09-003428-1.
  2. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений/О.М.Дьяченко. – М.: Знание, 1986.
  3. Гришечкина Н.В. 150 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет. Развитие познавательных способностей, мелкой моторики, чувства ритма, координации движений. – Ярославль, Академия развития, 2009
  4. Википедия  \ru.wikipedia.org\.
  5. В КОНТАКТЕ - http://vk.com/doshkolnikru 
  6. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения /Е.В.Заика//Вопросы психологии. – 1993. - №2. - стр. 54-58.
  7. http: //tfile. org/books/57128/details/
  8. http: //img. mama. ru/uploads/static/images/
  9. http: //stranamasterov. ru/files/imagecache/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка по использованию стеклянных камушков "Марбле" для развития мелкой моторики и мыслительных операций

Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре....

«Использование камешков «Марблс» в развитии дошкольников»Применение камешков Марблс – это нетрадиционный способ обучения. Особый дидактический материал. Идущий от потребностей ребенка. Сама суть Марблс побуждает активность и интерес ребенка. Заставляе

Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.М.М.Кольцова пришла к зак...

Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С КАМЕШКАМИ МАРБЛС.

Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Камешки — интересный, доступный для сенсорного развития, и к тому же многогранный матери...

Консультация для педагогов. Развивающие игры с камешками «Марблс» в работе с детьми раннего возраста. Камешки Марблс что это такое?

Консультация для педагогов Развивающие игры с камешками «Марблс» в работе с детьми раннего возраста....

Учебно-методическая разработка по использованию стеклянных камушков "Марбле" для развития мелкой моторики и мыслительных операций.

Учебно-методическая разработкапо использованию стеклянных камушков "Марбле" для развития мелкой моторики и мыслительных операци....

Камешки Марблс как нетрадиционный материал в обучении детей. Знакомство родителей с камешками «Марблс»

Нетрадиционные материалы любопытны детям как игра с неизвестным, их использование вносит некий элемент сюрприза, волшебства, ожидания чуда – а ведь, как известно, познание мира, учение начинаютс...

Мастер-класс для педагогов на тему "Разноцветный мир камешков Марбл" (с презентацией)

Мастер-класс направлен  на развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей....