Учебно-методическая разработка по использованию стеклянных камушков "Марбле" для развития мелкой моторики и мыслительных операций
материал (младшая группа) на тему

Вовк Марина Анатольевна

Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_kamushkov_marble.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методическая разработка по использованию стеклянных камушков "Марбле" для развития мелкой моторики и мыслительных операций

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
В.А.Сухомлинский

Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.

М.М.Кольцова пришла к заключению, что "морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук". Она особо подчеркивает, что влияние импульсов с мышц руки очень значительно в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. Это относится к детям и с нормальным, и с нарушенным речевым развитием. Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению М.М.Кольцовой, "мощным средством повышения работоспособности головного мозга".

Логопедические дети имеют ряд особенностей (нарушение звукопроизношения, трудности в различении акустико- и артикуляторно сходных звуков, недоразвитие лексико-грамматического строя речи) встречается неполноценность динамического праксиса, слухо- и оптико-моторной координации, что препятствует автоматизации графомоторного навыка. Наряду с этим отмечаются дефицит зрительной и слуховой памяти; недостаточный уровень процессов внимания, нарушение формирования самоконтроля и произвольной регуляции поведения. И это далеко неполный перечень возможных расстройств.

Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе логопедического воздействия.

Применение камушков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.

Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними. Задания предназначены для детей от 3-х лет и до 7-8 летнего возраста, а также для детей с отклонениями в развитии (ДЦП, ЗПР, ОНР, ФФНР - это те диагнозы с которыми бала апробация). Для детей имеющих нарушения в опорно-двигательной сфере предлагается оснастить пособие дополнительной устойчивостью, т. е. на обратную сторону стеклянного камушка приклеит липучку игольчатой стороной вниз и организовать шершавую поверхность для работы с ними (ковролин, драп т и т.д.). Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре. В ходе упражнений предусмотрено с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом с учетом различных умений и навыков детей, с другой, - приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в других видах деятельности.

В занятие, проводимое педагогом, может включаться одно или несколько видов упражнений. Каждое упражнение проводят несколько раз, постепенно их усложняя. Комплектование, загруженность и продолжительность занятия варьируется педагогом.

Данная разработка адресована: учителям-логопедам, дефектологам, воспитателям и родителям детей дошкольного возраста.

Можно применять на логопедическом пункте при ДОУ, в логопедической группе, массовой группе, а также в домашних условиях.

I. Сенсорное развитие.

Упражнение "Знакомство"

Цель: привлечение внимания ребенка к тактильному объекту.

Оборудование: емкость с камушками "Марблс".

Задание: педагог обращает внимание на камушки и предлагает по перебирать камушки руками.

Выкладывать их из емкости, двигать в ней руками по очереди и одновременно. При этом педагог знакомит с текстурой - стеклянные, гладкие; качеством - хрупкое, прозрачное; цветом - красный, синий, зеленый,..

Затем дается время для самостоятельного манипулирования.

Упражнение "Найдем предмет" или "Угадай-ка"

Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от камушков "Марблс" (Например: небольшой строительный материал, киндер-игрушки и т.д.)

Оборудование: емкость глубокая, камушки "Марблс", игрушки из киндер-сюрпризов.

Задание: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами, определить что это.

Упражнение "Змейка"

Цель: учить складывать камушки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: камушки "Марблс". Для детей с низкой моторной ловкость: специально заготовленные камушки на липучке.

Задание: Педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все камушки лежали друг за другом без промежутка. Можно использовать разные цвета.

Усложнение: Педагог предлагает выложить змейку, используя один цвет, два цвета чередуя их, используя количественный показатель (Возьми 5 камушков одного цвета и 4 камушка другого цвета).

Упражнение "Помоги"

Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению; стимулирование зрительно-поисковой деятельности. Усвоение названий цветов. Развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: камушки "Марблс", карточки с эталонами цвета, емкости для раскладывания (количество зависит от количества используемых цветов).

Задание: Педагог обращает внимание, что все камушки разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам.

Предъявляется эталон цвета и предлагается отсортировать сначала предъявленный цвет. Дети называют цвет - зеленый и отбирают , и складывают в свои баночки только зеленые камушки. При повторении упражнения количество предъявляемых цветов увеличивается.

Усложнение: Цвет не предъявляется карточкой, а называется словом.

Упражнение "Выложи по заданию"

Цель: развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.

Оборудование: карточки с заданиями.

Задание: Педагог предлагает разложить камушки накладывая их на образец -карточку, на которой нанесен рисунок.

Усложнение:

  1. Выкладывание камушков, ориентируясь на образец на свободном пространстве.
  2. Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.                                              Примечание: для детей с низкой моторной ловкостью применяется шершавая поверхность для выкладывания и специально заготовленные камушки с липучкой на одной стороне.

Упражнение "Графический диктант"

Цель: учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико-пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: плоскость (лист бумаги, шершавая поверхность) разлинованная на квадраты (3*3; 4*4), камушки "Марблс".

Задание: Педагог дает устные задания типа:

Положите красный камушек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом.

Педагог предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование стеклянных камушков "Марблс" для развития мелкой моторики и мыслительных операций

Камешками МАРБЛС можно не только украсить интерьер гостиной или наполнить аквариум, их с успехом можно применить в логопедической работе с детьми, т. к. они приятны на ощупь и малыши от них просто в в...

«Методическая разработка по использованию стеклянных камушков "Марблс" и камешков– кабошонов для развития мелкой моторики и мыслительных операций детей с ОВЗ дошкольного возраста»

Игры с камешками "Марблс" предназначены для детей  от 3-х лет и до 7 летнего возраста, а также для детей с отклонениями в развитии. Данная разработка адресована воспитателям, учителям-логопедам, ...

Учебно-методическая разработка по использованию стеклянных камушков "Марбле" для развития мелкой моторики и мыслительных операций.

Учебно-методическая разработкапо использованию стеклянных камушков "Марбле" для развития мелкой моторики и мыслительных операци....

Консультация для родителей.«Использование стеклянных камушков «Марблс» для развития мелкой моторики и мыслительных операций».

Вся жизнь ребенка – игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре....

Консультация для воспитателей "Использование камней "Марблс" для развития мелкой моторики и мыслительных операций с дошкольниками""

Вся жизнь ребенка - игра. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику - необходимый элемент в системе логопедического воздействия. Применение камушков "Марблс&qu...

Нетрадиционные методы коррекционно-развивающей работы в игре со стеклянными камушками "Марблс» для развития мелкой моторики и мыслительных операций

Вся  жизнь  ребенка - игра.  И  потому  процесс  обучения  ребенка  не  может  проходить  без  нее.  Тактильные  ощущения,  м...

Использование стеклянных камушков «Марблс» для развития мелкой моторики и мыслительных операций.

Камешки Марблс -хороший дидактический материал для работы коррекционного педагога. При помощи них можно работать над многими "западающими" у ребенка сторонами. В публикации приводятся пример...