Консультация для воспитателей «Формирование патриотических чувств и основ краеведения у дошкольников».
консультация

Исаева Оксана Анатольевна

Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. Маленький ребенок еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Формирование патриотических чувств и основ краеведения

 у дошкольников».

 «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он еще не сирота. Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине... Родина - это все: и прежде всего язык, природа, древняя история своей страны, ее праздники, народные песни и сказания, память о предках и уважение к родителем, а главное труд, творческий, сознательный труд, труд во имя своей страны, своего народа».

(Виктор Петрович Астафьев)

Патриотизм - явление естественное и необходимое для полноценного существования, как Отечества, так и каждого гражданина. Задумываясь об истоках патриотических чувств, всегда обращаются к впечатлениям детства: это и дерево под окном, это и улица, по которой ходил, и родные напевы, и поразившие когда-то факты и события – это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. 

Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. Маленький ребенок еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной.

Начиная работу по воспитанию патриотических чувств, по воспитанию любви к родному краю, нужно обязательно подчеркнуть, что каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:

- здесь, как и повсюду в стране, люди трудятся. Они трудятся для блага и счастья всех, всегда готовы помочь друг другу; их труд, как и труд всех советских людей, почетен; результаты труда людей этого края необходимы не только тем, кто живет в данной местности;

- в родном городе, районе, селе, как и в других местах, соблюдаются трудовые и боевые традиции: празднование знаменательных дат, почтение памяти погибших героев, проводы новобранцев на службу в армию, традиционное чествование героев труда, празднование дня урожая и т.д.

- в родном краю могут жить люди разных национальностей; их совместный труд, дружба, взаимопомощь становятся иллюстрацией к тому, что в нашей стране, как в единой семье, живут люди разных национальностей;

- здесь, как и по всей нашей стране, берегут и охраняют природу.

Патриотическое воспитание подразумевает следующие задачи:

- формировать чувство привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.

- формировать чувство любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

- воспитывать чувство патриотизма, уважения и благодарности к подвигу  соотечественников в годы Великой Отечественной Войны, к воинам Российской Армии.

- воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где родился и живет: к родному дому (семье), улице, городу, краю;

- формировать бережное отношение к природе и ко всему живому;

- развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории;

- воспитывать толерантное отношение к людям разных национальностей их традициям;

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

- развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Работу по воспитанию патриотических чувств у дошкольников целесообразно разделить на четыре блока.

«Семья и ближайшее окружение»

 «Детский сад – мой второй дом»

 «Родной свой край люби и знай!»

 «Россия – Родина моя»

 «Семья и ближайшее окружение»

Образ «Я», мир ребенка начинается с его семьи, где он впервые осознает себя членом человеческого общества.

В младшем возрасте необходимо помочь ребенку раскрыть сущность человека, осознание своей индивидуальности, особенность, неповторимость. Через совместную деятельность научить узнавать дом, квартиру, где живет ребенок, знать имена членов своей семьи, воспитывать  у детей отзывчивость на состояние близких, доброе отношение к папе, маме, себе. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей привычки, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, ездить вместе на отдых; то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова.

«Детский сад – мой второй дом» 

Вид из окна, панорама родного села, детский сад, родная природа – все это Родина. Через игры, экскурсии, прогулки, занятия научить ориентироваться в помещениях детского сада,  для этого можно использовать дидактическую игру «Где мы были – мы расскажем».

Воспитывать желание здороваться с педагогами и детьми, прощаться, учить бережному отношению с игрушками и книгами, поддерживать порядок в группе, соблюдать правила уличного  движения и безопасность на улице. Продолжать знакомить детей с природой участка детского сада, проводить целевые прогулки в разные времена года, рассматривать деревья, закреплять их название.

 

«Родной свой край люби и знай»

Любовь к природе – одно из проявлений патриотизма.  Важно прививать детям умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, поощрять желание детей больше узнать о родной природе.

Краеведческие сведения о природе родного края целесообразно давать через рассматривание фотоальбомов, картинок животных лесов своего края, дидактические игры.

Познакомить  детей с многообразием животного и растительного мира России можно через устный рассказ педагога, чтение художественной литературы. Закреплять и расширять знания о жизни животных. Познакомить  детей с «Красной книгой». Провести беседу «Как растения лечат», конкурс загадок о растительном и животном мире, составить гербарии лекарственных растений. Важно чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному краю и ко всему живому. Главное, что должны понимать дети – миром движет любовь. Любить надо все, что создано на Земле и относится ко всему бережно.

«Россия – Родина моя»

В совместной деятельности  дать сведения о том, что, что каждая страна имеет свой флаг, рассмотреть иллюстрации государственного флага и герба, а затем закрепить полученные знания через дидактические игры. Познакомить детей с защитниками родины. Рассмотреть альбомы, иллюстрации воинов различных родов войск. Прочитать былины о русских богатырях. Отдельные темы приурочить к конкретным событиям и праздникам. Например: «День защиты детей», « День защитника Отечества», «Международный женский день», «День Победы» и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями. Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки.

Заключение

Благодаря использованию различных форм и методов работы в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, республикой, с ее народом, бытом и традициями, у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю. Чем больше дети будут узнавать интересного о родном крае, тем глубже и сильнее они проникнутся любовью к своей малой Родине и ко всей Отчизне.

Список литературы

1. Данилин Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. – М.:АРКТИ, 2005

2. Дошкольникам о защитниках Отечества / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2006

3. Дрешина Е.И. Воспитываем любовь к малой родине // Начальная школа: Ежемесячный научно-методический журнал. – 2004. №5. С.19-22

4. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. – М.: Просвещение, 1990

5. Ильчук Н. Ребенок в детском саду, №4, №5, 2005

6. Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. – 2003. №6. С.8-9

7. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. – М.:АРКТИ, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств дошкольников в процессе прогулок и экскурсий».

В консультации рассказывается как воспитывать патриотические чувства дошкольников к Родине, родным местам, основываясь на опыте работы через прогулки и экскурсии....

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей дошкольного возраста».

Воспитание патриотических чувств и любвик родному краю у детей дошкольного возраста, его содержание, формы и методы....

консультация для воспитателей "Воспитание патриотических чувств у дошкольников"

Консультация для воспитателей доу о воспитании патриотических чувств у дошкольников...

Консультация для воспитателей "Воспитание патриотических чувств у детей в процессе приобщения к русским народным играм"

...через детей последующих поколений детские игры повторяются, сноваоживляются в памяти живущихпоколений и снова молодеют...                    ...

Консультация для воспитателей «Развитие патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с родным городом»

laquo;Развитие патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с родным городом»...

Консультация для воспитателей: Воспитание патриотических чувств у дошкольников средствами музыки.

1.  Первые годы дошкольника имеют решающее значение в формировании основ его личности, поэтому важно организовать процесс усвоения им опыта общественной жизни, продумать условия для активно...