Консультация для воспитателей: Воспитание патриотических чувств у дошкольников средствами музыки.
консультация

Глистина Алевтина Павловна

 

1.  Первые годы дошкольника имеют решающее значение в формировании основ его личности, поэтому важно организовать процесс усвоения им опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания окружающей его социальной действительности. Для каждого конкретного возраста ребенка нужно условно «очертить» тот мир, который для него особенно важен в плане становления базисных основ личности.

Общеизвестно , что на каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся ему близкими  и незаменимыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskie_chuvstva.docx20.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для  воспитателей:

Воспитание  патриотических чувств  у дошкольников  средствами музыки.

1.  Первые годы дошкольника имеют решающее значение в формировании основ его личности, поэтому важно организовать процесс усвоения им опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания окружающей его социальной действительности. Для каждого конкретного возраста ребенка нужно условно «очертить» тот мир, который для него особенно важен в плане становления базисных основ личности.

Общеизвестно , что на каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся ему близкими  и незаменимыми.

В звуках и красках предстают перед ребенком первоначально мир родной семьи , затем родного д.\сада. В старшем возрасте –мир родного Нижегородского края,и  наконец, мир родной отчизны- России.Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации.

2  К. Д. Ушинский отмечал, что «…воспитание , если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным…» .Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях первые и блестящие попытки раскрытия национальной самобытности.

Народная педагогика использовала для достижения своих целей:

- фольклор (предания, загадки, пословицы, поговорки, сказания, былины, сказки)

- народную музыку (бытовые, колыбельные и обрядовые песни)

-народный театр (Петрушка, скоморохи, балаган)

-изобразительное прикладное искусство(лубок, различные росписи, ремесла)

-быт и межличностные отношения в семье.

Таким образом , еще в 60-х,70-х годах 19 века народное легло в основу русской педагогической системы, в т.ч. и дошкольного воспитания.

Современная дошкольная педагогика широко использует все богатство накопленного опыта и ставит целевой задачей- возрождение национальной культуры, установление глубокой преемственной связи воспитательной работы с опорой на этнографию, фольклористику, теорию культуры.

А.Н. Толстой –«…Устное народное  творчество –это не только плод народного досуга.Оно было достоинством и умом народа, Ставило и укрепляло его нравственный облик, было его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняло глубоким содержанием всю его жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой, почитанием отцов и дедов.»

Народное искусство является первоосновой профессионального искусства,способствует  формированию  художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к  профессиональному искусству, природе, окружающей действительности.

 3. Рассмотрим воспитание патриотических чувств  у дошкольников средствами  музыки в этом аспекте.

Для работы в этом направлении мы используем вариативную программу дополнительного образования «Мой родной дом» Э.П.Костиной.

Ее содержание системно выражено в четырех блоках и представлено в возрастном аспекте.

-«Мой родной дом- семья» (3-4 года);

-«Мой родной дом-детский сад»(4-5 лет);

-«Мой родной дом-Нижегородский край-малая родина «(5-6лет);

-«мой родной дом-Россия»(6-7лет).

Целью программы является социализация личности дошкольника в процессе организации  педагогической работы с детьми по следующим направлениям:

1.-Воспитание любви к родному дому:семье, малой родине-Нижегородскому краю, большой родине- России.

2.-Приобщение детей к основам национальной культуры, быта и межличностным отношениям.

3.-Развитие потребности в активном , творческом преобразовании окружающего мира в  соответствии с национальными традициями.

.Рассмотрим подробнее направление «  Воспитание любви к родному дому: семье, малой родине-Нижегородскому краю, большой родине- России «.

Реализация цели обеспечивается через группу взаимосвязанных задач:

(таблица № 1.)

Второе направление : Приобщение детей к основам национальной культуры, быта и межличностных отношений.

Реализация цели осуществляется  через решение следующих задач:

2.- 1. Познакомить детей с национальной русской культурой;

     - с национальным классическим (авторским) музыкальным искусством.

      - с  народным  фольклорным искусством.

2.  2.Ввести детей в мир национальных праздников;

  - праздников с социально-значимой идеей.

  -фольклорных праздников.(народный репертуар)

  -современных детских праздников (современный репертуар).

2.3.Обеспечить  освоение доступного детям национального русского быта;

   -национальных традиций(обычаев, обрядов, именин).

В музыкальной деятельности  поставленные задачи  решаются через репертуар, который должен отвечать главному требованию- он должен быть высокохудожественным, соответствовать возрасту детей, быть  доступным, понятным с ярко выраженным художественным образом.

Рассмотрим  образцы национального  классического(авторского) русского искусства:

-вторая младшая группа «Мой дом- моя семья» Рекомендуемые музыкальные произведения:П.Чайковский «игра в лошадки», «мама», «мой Лизочек так уж мал»,»колыбельная», «подснежник», «зимнее утро»;

М.И.Глинка «чувство»,»полька»; Д.Кабклевский»плакса»,»резвушка»,»злюка».»клоуны»,»еж»,»хромой  козлик». Н.Римский-Корсаков «белка»(из оперы «сказка о царе Салтане»).

А . Лядов»музыкальная табакерка», Г Свиридов»музыкальный ящик».

-средняя группа»Мой дом-мой детский сад».Рекомендуемые музыкальные произведения:П.Чайковский»новая кукла «,»болезнь куклы»,»нянина сказка»,»баба-яга»,»осенняя песня»,»на тройке», «подснежник»,»марш деревянных солдатиков».

С. Рахманинов»итальянская полька»,В.Калинников»грустная песенка»,М.Мусоргский» избушка на курьих ножках»,» балет невылупившихся птенцов».Д.Шостакович»шарманка».

-старшая группа: П.Чайковский «Русская песня»,»Утренняя молитва»,»Комаринская»,»Старинная французская песенка»,»немецкая песенка»,»Неаполитанская песенка»,»Мой Лизочек так уж мал»,пьесы из сборника «Времена года»,М. Мусоргский»слеза»,М. Глинка»Разлука»,С. Прокофьев симфоническая сказка «петя и волк»,Д.Шостакович»вальс»,»вальс-шутка»,»Гавот»,»Полька» ,Н.Римский-Корсаков»сказка о царе Салтане»,А. Лядов»Музыкальная табакерка».

Подготовительная группа: П.Чайковский»времена года»,»Ноктюрн»,»мелодия»,»Скерцо»,»Юмореска»,фрагменты из балетов «Щелкунчик»,»Лебединое озеро»,»Спящая красавица»,мазурки,вальсы.

С.рахманинов»Вешние воды»,прелюдии,»музыкальный момент(ми бемоль минор),С.прокофьев  Фрагменты из балета»Золушка»,(Фея Осени»,»фея Зимы»,»Фея Весны»),»Вальс»(из оперы «Война и мир»),Г.свиридов «Вальс»,»Весна и осень»,» тройка»,»Зима»,»Дождик».Н.Римский-Корсаков «Полет шмеля»,»Океан море-синее»,М.Глинка «Марш Черномора»,С.Прокофьев «Бой часов»(из балета «Золушка»),С .Рахманинов первая часть фортепианного концерта №2,М.Мусоргский» Старый замок»,»Избушка на курьих ножках».

Рекомендуемый  музыкальный  фольклор:

Вторая младшая группа-р.н.хороводы, потешки,прибаутки,колыбельные;

Средняя группа – колыбельные, частушки,заклички,колядки,прибаутки, р.н.хороводы,шуточные народные песни;

Старшая группа- народные песни в исполнении народных хоров, оркестра народных инструментов.

- хороводы-инсценировки;(Где был Иванушка,С речки Аннушка идет)

-игровое творчество;(Как у наших у ворот,По улице мостовой)

-игры-драматизации.(Во кузнице,Патока с имбирем,Как у нашей Дуни).

-Подготовительная группа-народная музыка в обработках для исполнения оркестрами и ансамблями народных инструментов, песни в исполнении народных хоров:» Березка»,»Уральский»,»Русская песня»,»Золотое кольцо».

-русские народные песни;

-игровое творчество;

-танцы, игры, хороводы под народные мелодии (Сударушка,Ой вставала я ранешенько,Уж как по мосту мосточку, Комаринская,На горе-то калина).

2. 2.Ввести детей в мир национальных праздников.

 Вторая младшая группа-  Праздники с социально значимой идеей:                    

-праздник семьи,именины,праздник мамы,Новый год,праздник дружного дома.

Фольклорные  праздники:

-осенины(21 сентября)

-масленица, сороки(22 марта)

-благовещение(7 апреля)

-троица

Современные детские праздники.

Средняя группа-Праздники с социально значимой идеей:

-праздник Д.\сада.

-Новый год

-праздник мамы

-праздник друзей.

Фольклорные праздники:

-Осенины(21 сентября)

-покров(14 октября)

-святки, масленица

-сороки(22 марта)

-благовещение, троица.

Осенние, зимние, весенние посиделки.

Современные детские праздники.

Старшая группа- праздники с социально значимой идеей;

-Праздник родного города;

-Новый год;

-Праздник мамы;

-праздник друзей.

Фольклорные праздники;

-осенины,покров,святки,масленица, сороки, благовещение,троица;

- осенние , зимние, весенние посиделки.

Современные детские праздники: первое апреля, праздник послушания, праздник безобразник.

Подготовительная группа-праздники с социально значимой идеей;

-Праздник Родины- России,

-День защитников Отечества,

-Новый год,

-праздник мамы,

-Праздник друзей,

-Выпуск в школу.

Примечание: Ознакомление старших дошкольников и  их родителей(при активном участии тех и других) с классическим  музыкальным и поэтическим, а также изобразительным искусством в процессе  подготовки и проведения художественных  гостиных.»Золотая осень»,» Здравствуй, Зимушка- Зима!»,» Весна- Красна».

Фольклорные праздники;

-Осенины, Покров, Святки, Благовещение, Троица,

Осенние, зимние, весенние посиделки.

2.3. Обеспечить освоение национального быта, доступного детям(традиции, обычаи,обряды)

Младшая группа: отмечать праздник всей семьи, встречать гостей радостно, с угощением, отмечать  дни рождения членов семьи, проводить один раз в неделю за самоваром общее чаепитие в Д.\саду-посиделки.

Средняя группа- встречать песней «Доброе утро» каждый новый день, отмечать праздник Д.\сада, отмечать именины и дарить подарки.

Старшая группа- отмечать праздник Родного края, День города, День района.

Ухаживать за цветами в клумбах  на территории участка; поливать, полоть, рыхлить огород Д. сада.

Подготовительная группа- национальные традиции- отмечать праздник Родины-России.

3. Третье направление «Развитие потребности к участию в активном творческом преобразокании  окружающей жизни в соответствии с национальными традициями» решается также через ряд задач, одной из которых является: Формирование потребности в использовании национального фольклора в повседневной жизнедеятельности детей.

-Начиная с младшего возраста, воспитатели в группе используют малые фольклорные формы(потешки, прибаутки, считалки) в режимных моментах: при приеме детей, при умывании, приеме пищи и т. д.; поют колыбельные песни во время укладывания спать. Дети, присутствуя на фольклорных праздниках, слушают русские народные и обрядовые песни, заклички.

-В средней группе используются те же формы, но  детей побуждают к исполнению фольклорных форм в сюжетно-ролевых играх.Здесь дети начинают использовать русские народные игры с пением, поговорки, пословицы.

-В старшем возрасте дети вполне могут самостоятельно использовать в сюжетно-ролевых играх колыбельные, потешки, прибаутки, в трудовой деятельности –малые фольклорные формы. Дети с удовольствием сами играют в русские народные игры, водят хороводы, используют народные песни на посиделках, в самостоятельной художественной деятельности.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Настроение и чувства в музыке" для старшей группы

Музыкальный руководитель: Ребята, как вы думаете, когда я поздоровалась с вами в начале занятия, какое у меня было настроение?  (Дети отвечают). А если бы я поздоровалась с вами вот так? (Повторя...

Педагогическая технология обогащения представлений старших дошкольников об эмоциях и чувствах посредством музыки.

Эмоциональное развитие дошкольника является одним из приоритетных направлений развития личности ребенка. Чувства и переживания, которые характеризуют взрослого человека, не даны ребенку в готовом виде...

Настроения и чувства в музыке

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект Организованной образовательной деятельности область "Музыка" по теме: "Настроение и чувства в музыке"

Конспект Организованной образовательной деятельности область "Музыка"  для детей старшего дошкольного возраста "Настроение и чувства в музыке"...

Развитие эстетических чувств посредством музыки

Выступление на педагогическом совете. Роль музыкальных инструментов...

«Настроение и чувства в музыке» Подготовительная группа

Создание условий, способствующих  повышению творческой активности детей, расширению их музыкального кругозора, пробуждению интереса ко всем видам музыкальной деятельности. Формировать коммун...

«Воспитание париотических чувств средствами музыки»

Музыкальное искусство  в педагогике является  важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких  детей в прекрасный мир музыки, воспитывая  на...