Конспект НОД "Настроения и чувства в музыке"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Наумова Татьяна Юрьевна

Конспект музыкальной НОД в подготовительной группе

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная НОД (подготовительная группа)

Тема: «НАСТРОЕНИЯ И ЧУВСТВА В МУЗЫКЕ»

Цель:  Развитие умения чувствовать и понимать выразительный смысл музыкальных произведений, способности определять настроения в музыке, их смену.

Задачи:

Развивать:

  • музыкальный слух,  аудиальную  память, координацию движений, пластичность, творческие и артистические способности, певческие навыки, дыхательный и артикуляционный аппарат;
  • умение ориентироваться в пространстве,
  • ассоциативное  мышление, воображение, восприятие, внимание;
  • способность передавать  характер музыкального произведения через пластическое движение

Формировать:

  • умение передавать эмоциональную окраску песен путём выразительных средств исполнения
  •  умение анализировать музыкальное произведение
  • умение устанавливать связь между музыкальным образом и средствами музыкальной выразительности

Воспитывать:

  • положительные эмоции и качества личности;
  • чувство товарищества и желание прийти на помощь;
  • устойчивый  интерес к музыке, желание ее слушать и исполнять;

Обогащать музыкальные впечатления и расширять кругозор.

Оборудование:

  • Экран, проектор, 2 ноутбука, аудиосистема, синтезатор
  • Сундучок с атрибутами для танцевальных импровизаций
  • «Сугроб» - белое, расшитое блёстками покрывало

Ход:

  1. Вводная часть. (слайд 1)

1.Вход детей. Приветствие.

              Дети входят в зал, образуют круг. («Полька», м. Ю.Чичкова)                      

М.р.: Здравствуйте, ребята! Я очень рада снова видеть вас в нашем зале. Какое у вас сегодня настроение? (ответы детей) Замечательно! И у меня настроение сегодня просто отличное – ведь мы с вами снова встретились. Давайте поприветствуем друг друга  весёлой музыкальной игрой, которая так и называется – «Здравствуйте»!

2. Музыкальная игра с движением под инструментальное сопровождение «Здравствуйте». Датская народная мелодия.

М.р.: Как чудесно у вас получилось! И ритмический рисунок очень чётко показали, а как уж друг другу улыбались! Просто замечательно! Скажите, это музыка вам помогла так приветливо улыбнуться? (Да) А почему вам захотелось именно улыбнуться, а не заплакать, например?

(Потому что настроение у музыки не грустное и плаксивое, а задорное, весёлое, улыбчивое и т.д.) Конечно же, вы правы! Это очень приветливая мелодия. Вот и поздоровались мы с вами, а теперь -

          Чтоб ходить могли мы ловко,

          И прекрасно танцевать,

          Нужно нам со всей сноровкой

          Ручки, ножки поразмять.

          Приготовились, по кругу

          Ровным шагом друг за другом.

3. Музыкально-ритмические движения. Упражнения.

Ориентирование в пространстве. Ходьба змейкой.  

 «Куранты» В.Щербачева

Работа в парах. Игра с движением «Мячики». «Юмореска» А.Дворжака

М.Р.: Ребята, объясните мне, почему вы шли-шли друг за другом, а потом вдруг стали прыгать, как мячики? (Музыка изменилась). То есть, вам опять подсказала музыка…А как же она это сделала? (Ответы детей). Правильно, музыка подсказала вам это своими средствами выразительности – темпом, ритмом, динамикой, мелодией.

  1. Основная часть.

М.Р.: Молодцы! Присаживайтесь на стульчики или на ковёр – кому как удобно. Как ваше настроение? Изменилось? Какое оно? (Ответы детей). А чтобы оно было еще радостнее и светлее, я хочу предложить вам послушать замечательные музыкальные произведения. Итак, мы снова отправляемся в чудесную страну Музыки.

4.Восприятие.

Звучит «Шутка» И.С. Баха.(слайд 2)

М.Р.: Знакомо ли вам это музыкальное произведение?  Как оно называется? Как звучит музыка? Она стоит на месте или движется? Как она движется? Какой темп? А какой инструмент её исполняет?

Правильно, ребята. Это флейта. (слайд 3). Она дразнится, шалит. Пьеса звучит радостно, кокетливо, игриво, лукаво, быстро. Мелодия искрится, резвится, скачет, дразнится. А если бы мы были художниками и захотели нарисовать картину к этой пьесе, какие мы краски бы взяли? Конечно же, вы правы – яркие, сочные, блестящие может быть. Давайте «нарисуем» рукой движение мелодии (Пластическое интонирование).

Хорошо. Нас ждёт еще одна музыкальная загадка.

Звучит «Вальс-шутка» Д.Шостаковича. (слайд 4)

М.Р.: Как вы думаете, как называется эта пьеса? (Вальс) А почему именно вальс? (ответы детей) Молодцы! Хорошо слышите и чувствуете музыку. А теперь я вам предлагаю немного пофантазировать. Согласны? Тогда открываем наш волшебный сундучок. Что он нам сегодня приготовил?

Творческая импровизация. (Дети выбирают реквизит – ленты, рыбки-резинки на руки, пальчиковые куклы и т.д.) Слушая музыку, импровизируют движения.

М.Р.: Как здорово у вас получилось! Молодцы! Как ваше настроение? Замечательно! И у меня оно отличное! А…если вдруг я скажу вот так: «У меня отличное настроение» (минор) Вы мне не поверили? А почему? Да, хоть и звучат слова о хорошем настроении, а выражение совсем иное…..Вот и музыка обладает волшебным свойством – она может передавать настроение человека, выражать разные чувства, переживания – нежность, волнение, грусть, жалость. Пьеса, которая сейчас прозвучит, называется….А впрочем, вы её послушаете и сами угадаете название.

Звучит «Первая утрата» Р.Шумана (Дети слушают произведение, узнают его, говорят название и фамилию композитора)(слайд 5)

М.Р.: Какая хорошая у вас музыкальная память. Скажите, а как звучит музыка? (Печально, огорчённо, медленно, тихо, как-будто вздыхая…)

Ребята, а вы теряли что-нибудь когда-нибудь? Обидно было? Горько? А давайте на минуту представим, что мы потеряли что-то своё очень любимое…Какие у нас будут лица, позы, настроение? (Двигательное уподобление характеру звучания музыки)

А вот еще один музыкальный фрагмент.

Звучит «Мелодия» К.Глюка (слайд 6)

М.Р.: Что вы почувствовали, слушая эту музыку? (Ответы детей) Она настолько выразительна, что мы чувствуем страдание, печаль, жалобы…Какой инструмент здесь звучит? (Флейта). Она радуется? Нет, она плачет, тоскует, жалуется. А какие бы краски вы взяли для этой картины? (тёмные, серые, не яркие). А какое сейчас у вас настроение? Мы сегодня слушали с вами разную музыку, и вместе с её сменой менялось и наше настроение, менялись наши чувства. Когда вы придёте в группу или, может быть, дома – пофантазируйте, нарисуйте своё настроение, выбирайте краски, которые сочтёте нужными, представляя любую мелодию из прослушанных сегодня нами и подарите потом эти рисунки мне. А я буду ждать. Ну как, вы больше не грустите? Ребята, а как вы думаете – почему человек плачет? (Ответы детей) А вы обижаете своих родных, друзей? Умеете видеть, когда кому-то другому трудно, грустно, плохо? Чем помогаете? Если вы кого-то жалеете, сострадаете, оказываете помощь – значит, дарите свою любовь. И я вас очень люблю. И от всей души подарю вам отличное настроение! Давайте мы встанем с вами в один большой и дружный круг.

5. Разминка. Танец «Лавата».

М.Р.: Ну, как настроение? Здорово! А сейчас я приглашаю вас к фортепиано – нас ждёт замечательная песенка! Только для начала приготовим свой голосовой аппарат – сделаем упражнения.

6. Дыхательно-артикуляционные и интонационные упражнения.(слайды 7-9)

«Вьюга» - артикуляционная гимнастика, 

«Снежок - метель» - дыхательная гимнастика ,

«Я иду по льду» - интонационное распевание с элементами развития внутреннего слуха.

А вот это упражнение вам знакомо? (проигрывание фрагмента на фортепиано)

«Ёжик и бычок» П.Воронько (пропевание в мажоре и миноре, продолжение рассуждений о настроении в музыке)

7. Пение с пластическим движением.(слайды 10-11)

«Зимняя песенка» м. М.Красева, сл. В.Вышеславцевой 

М.Р.: Какое настроение у нашей песенки? Почему музыка именно такого характера? Существует ли связь между словом и музыкой? В чем это выражается? (Ответы детей) Конечно, ребята. Между текстом песни и характером музыки очень тесная связь. Невозможно передать настроение веселых игр и забав грустной и заунывной мелодией. А голосом возможно передать характер песни? Давайте попробуем окрасить свой тембр голоса красками. Опять же, как художники, представили себе краски. Какие они в вашем воображении? А у меня они получились яркие – синие, как зимнее небо, белоснежные, искристые, как сугробы, алые, как щёки разгорячённых игрой ребят. И вся песенка окрасилась яркими, морозно-снежными искристыми переливами, как наша красавица зима. Вам нравится зима? А что вам нравится зимой? Давайте споём нашу песенку о том, что нам нравится зимой. При этом окрасим наш голос красками хорошего зимнего игривого и шаловливого настроения.

«Что нам нравится зимой» м. Е.Тиличеевой, сл. Л.Некрасовой 

М.Р.: Здорово получилось! Поддержим наше игриво-зимнее настроение весёлым танцем!

8. Музыкально-ритмические движения.

Танец «Зима» м. Э.Ханок, сл. С.Островой   (видеофильм слайд 12)

М.Р.: Прекрасный получился танец! А у меня для вас сюрприз  (достаёт «снежное» покрывало) Поиграем?

III.Итог

9.Музыкальная игра с пением и движением «Сугроб». (слайд 13) 

Игра «Сугроб»

Девочки и мальчики –

Все теперь мы зайчики,

Белые, пушистые,

Снег копаем чистый.

Рядом ходит волк, волк,

Он зубами щёлк, щёлк.

А мы спрячемся в сугроб! – Оп! (М.Р. накрывает одного из детей)

Из сугроба встали – раз!

И кого же нет из нас?

Дети угадывают, кто спрятан под сугробом.

М.Р.: Молодцы! Как быстро угадали! Теперь быстренько соберем кружок вокруг нашего нашедшегося товарища: раз-два-три – кружочек собери! Скажите, как вы себя чувствуете? А каково ваше настроение? Оно менялось на протяжении нашей встречи? Что влияло на смену вашего настроения? Ребята, вы умеете чувствовать, слышать музыку, а значит, учитесь ее понимать. И у вас это очень хорошо получается. А с помощью каких средств музыкальной выразительности музыка рассказывает нам о настроении, чувствах, рисует «картины» в нашем воображении? (Характер (лад), темп, ритм, динамика, тембр) И, конечно же, мелодия – душа музыкального произведения. Я вам желаю, чтобы ваше настроение было всегда отличным, хорошим, замечательным, чудесным, местами даже великолепным! Ну, и совсем иногда можно немного и погрустить. Иначе без грусти не понять радости. А мне с вами было сегодня светло и  радостно. Пусть даже за окнами у нас продолжается зима. И весна еще не скоро растопит льды и снега. Зато в саду у нас всегда тепло и уютно. И чтобы наш сад стал еще краше, давайте посадим в уголке природы красивые цветочки – сейчас мы все превратимся  в семена прекрасных цветов. Семечки лежат в земле и ждут, когда их польёт садовник, тогда они начнут расти и тянуться к солнышку…

10. Релаксационная игра

«Семена цветов и садовник» (видеофильм слайд 14)

М.р.: Спасибо вам, прекрасные цветочки! Я буду ждать нашей встречи снова. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Настроение и чувства в музыке" для старшей группы

Музыкальный руководитель: Ребята, как вы думаете, когда я поздоровалась с вами в начале занятия, какое у меня было настроение?  (Дети отвечают). А если бы я поздоровалась с вами вот так? (Повторя...

Педагогическая технология обогащения представлений старших дошкольников об эмоциях и чувствах посредством музыки.

Эмоциональное развитие дошкольника является одним из приоритетных направлений развития личности ребенка. Чувства и переживания, которые характеризуют взрослого человека, не даны ребенку в готовом виде...

Настроения и чувства в музыке

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект Организованной образовательной деятельности область "Музыка" по теме: "Настроение и чувства в музыке"

Конспект Организованной образовательной деятельности область "Музыка"  для детей старшего дошкольного возраста "Настроение и чувства в музыке"...

Развитие эстетических чувств посредством музыки

Выступление на педагогическом совете. Роль музыкальных инструментов...

«Настроение и чувства в музыке» Подготовительная группа

Создание условий, способствующих  повышению творческой активности детей, расширению их музыкального кругозора, пробуждению интереса ко всем видам музыкальной деятельности. Формировать коммун...

«Воспитание париотических чувств средствами музыки»

Музыкальное искусство  в педагогике является  важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких  детей в прекрасный мир музыки, воспитывая  на...