План-конспект непосредственной образовательной деятельности Тема "Эксперименты"
методическая разработка

Каликанова Ольга Александровна

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Задачи:

-Развивать представления детей о свойствах и качествах предметов;

 -Формировать представление о живой и не живой природе;

-Развивать стремление к простейшему экспериментированию с предметами и материалами;

-Развивать интерес, любознательность и познавательную активность;

-Формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности;

-Обобщить и активизировать словарный запас по теме «Экспериментирование»; «Опыты»;

-Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;

-Развивать творческие способности;

- Воспитывать умение работать в группе, способность выслушивать друг друга, учитывать мнение партнера;

- Способствовать формированию потребности в двигательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nedelya_eksperimentov.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

План-конспект НОД

Тема «Эксперименты»

(средняя, старшая группа)

                                                                                                                     Выполнила:

                                                                                                                                                                                           Каликанова О.А

                   

2020г

ПЛАН – КОНСПЕКТ НОД

Тема: «Эксперименты».

Группа: средняя.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Задачи: 

-Развивать представления детей о свойствах и качествах предметов;

 -Формировать представление о живой и не живой природе;

-Развивать стремление к простейшему экспериментированию с предметами и материалами;

-Развивать интерес, любознательность и познавательную активность;

-Формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности;

-Обобщить и активизировать словарный запас по теме «Экспериментирование»; «Опыты»;

-Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;

-Развивать творческие способности;

- Воспитывать умение работать в группе, способность выслушивать друг друга, учитывать мнение партнера;

- Способствовать формированию потребности в двигательной активности.

Методы и приемы:

Практические: физминутка «Капелька»; пальчиковая гимнастика «Шарик»; подвижная «Солнечные зайчики», «Найди пару», «Затейники»; дидактическая игра «Нарисуй столько же», «Угадай звук»; экспериментальная деятельность «Узнаем какая вода», «В поисках воздуха»; игра-эстафета «Налил-вылил»; игра малой подвижности «Найди, где спрятано»; рисование «Солнечный зайчик»; лепка «Тарелочка из глины»; аппликация «Шарики летят в небо»; конструирование из бросового материала «Лаборатория для экспериментов».

Наглядные: рассматривание набора для экспериментирования; набор бросового материала; наблюдение за экспериментальной деятельностью, за движением солнечного зайчика; демонстрация образца на занятиях лепкой, рисовании и аппликации; рассматривание предметов в группе, сделанных из разных материалов;

Словесные: дидактическая игра «Что из чего сделано»; составление рассказа о постройке, беседа «Свойства глины и песка»

Материалы и оборудование: предметные картинки по теме «Опыты и эксперименты»; набор для экспериментирования; материалы и оборудование для проведения экспериментов с водой, воздухом, песком и глиной; (в т.ч и для лепки), карандаши, бумага, бросовый материал и т.д.

Формы организации совместной деятельности

Детская

деятельность

Формы и методы

организации совместной деятельности

Двигательная

Утренняя гимнастика «Мы затейники», физминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Шарик», подвижная игра «Найди пару»;  НОД в спортзале.

Игровая

Дидактическая игра «Нарисуй столько же», подвижная игра «Затейники», «Солнечные зайчики»».

Продуктивная

Рисование «Солнечные зайчики», лепка «Тарелочка из глины», аппликация «Шарики летят в небо», конструирование из бросового материала «Лаборатория для экспериментов».

Познавательно-исследовательская

Экспериментальная деятельность «Узнаем, какая вода», «В поисках воздуха»; наблюдают за солнечным зайчиком.

Коммуникативная

Дидактическая игра «Что из чего сделано»; составление рассказа о постройке, беседа «Свойства глины и песка»

Музыкально-художественная

Слушание «Колыбельная» В. Агафонникова, «Барабанщик» М. Красева, музыкально – ритмические движения «Бег и шаг», дидактическая игра «Угадай, что звучит»; НОД.

Чтение художеств. литературы

Чтение сказки  Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду»

Трудовая

Поручения

Логика образовательной деятельности

Деятельность

педагога

Деятельность

воспитанников

Ожидаемые

результаты

1.

Воспитатель вносит набор для экспериментирования

Рассматривают набор для экспериментирования

Сформировать интерес к предстоящей деятельности.

2.

Воспитатель в роли «Капельки» предлагает  провести эксперименты с водой «Узнаем, какая вода»

Участвуют в экспериментировании(определяют цвет, запах, вкус, добавляют в воду краситель, сахар, сок лимона)

Формировать целостное представление о воде, как о природном явлении; знакомить со свойствами воды(жидкая, прозрачная ,без запаха и без вкуса, может менять цвет, вкус и запах)

3.

Предлагает физминутку «Капелька»

Капля - раз, капля - два,

Очень медленно сперва,          (хлопки руками)

А потом, потом, потом -

Все бегом, бегом, бегом.               (бег на месте)

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять.              ( хлопки руками)

Кап-кап, кап-кап.                        

(пальчиками по ладошке)

Зонтики скорей раскроем,

От дождя себя укроем.               (соединить руки над головой)

Выполняют физминутку «Капелька»

Формировать  потребности в двигательной активности.

4.

Обращает внимание детей на картинку с тучкой и капельками.

Рассматривают картинку.

Сформировать интерес к предстоящей деятельности

5.

Предлагает на листочке нарисовать столько же капелек, сколько на картинке (5)

Дидактическая игра: «Нарисуй столько же»

Уточнить представление детей о понятии «столько же», закреплять порядковый счёт в пределах 5, формировать умение анализировать, сравнивать.

6.

Воспитатель приглашает поиграть.

Игра-эстафета «Налил-вылил»

Развивать координацию движений, расширять представления о свойствах воды.

7.

Воспитатель читает сказку  Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду»

Слушают сказку, анализируют.

Воспитывать интерес к народному творчеству, умение слушать и анализировать.

8.

Воспитатель предлагает поиграть

Игра малой подвижности «Найди, где спрятано?»

Развивать у детей выдержку, наблюдательность, честность

9.

Включает запись «Звуки предметов»(звон стекла, стук по дереву, стук по железу)

Слушаю внимательно

Сформирован интерес к предстоящей деятельности

10.

Предлагает определить какие предметы могут давать такой звук

Музыкальная дидактическая игра «Угадай звук»

Развивать интерес к предметам окружающего мира, способствовать развитию интереса к экспериментальной деятельности.

11..

Воспитатель обращает внимание, что многие предметы в группе сделаны тоже  из разных материалов.

Дидактическая игра  «Что из чего сделано».

Развивать связную речь, уточнять знания детей об окружающих предметах

12.

Предлагает найти пары по карточкам(на карточках изображены предметы из стекла, дерева, железа)

Подвижная игра «Найди пару»

Развивать умение быстро строиться в пары.  Реализовать потребность в двигательной активности.

13.

Воспитатель в роли Незнайки сообщает детям, что он так сильно спешил, что не заметил куда делся воздух из шарика.

Дети слушают историю Незнайки

Сформировать интерес к предстоящей деятельности

14.

Предлагает отправиться на поиски воздуха.

Участвуют в экспериментировании «В поисках воздуха»

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять   знания о воздухе, активизировать   речь и обогащать   словарь детей.

15.

Незнайка сообщает, что воздух мы нашли, и предлагает запустить шарики в небо

Выполняют коллективную аппликацию «Шарики летят в небо»

 Развивать умение работать в коллективе, сообща; формировать умение аккуратно работать с клеем.

16.

Предлагает поиграть с пальчиками

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

Выполняют пальчиковую гимнастику «Шарик».  

Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук

17.

Воспитатель с помощью зеркала создает солнечного зайчика.

Наблюдают

Сформировать интерес к предстоящей деятельности и к экспериментированию.

18.

Предлагает пофантазировать и зарисовать солнечного зайчика.

Рисуют акварельными красками солнечного зайчика

Развивать творческое воображение, фантазию. Формировать умение правильно и аккуратно пользоваться кистью и акварелью

19.

Предлагает поиграть с солнечным зайчиком

Играют в подвижную игру «Солнечный зайчик»

Реализовать потребность в двигательной деятельности, развивать ловкость и скорость реакции.

20.

Воспитатель вносит в группу ведерко с глиной и ведерко с песком.

Обращают внимание на ведерки с глиной и песком

Сформирован интерес к предстоящей деятельности.

21.

Рассказывает о свойствах этих пород, задает вопросы.

Участвуют в беседе «Свойства глины и песка»

Расширять представлений о свойствах песка, глины; формировать умение участвовать в диалогической речи, активизировать словарь.

22.

Предлагает побыть мастерами гончарного производства

Лепят «Тарелочку»(из глины)

Знакомить с основными приемами работы с глиной; развивать фантазию, воспитывать уважение к труду народных умельцев

23.

Воспитатель приглашает детей в хоровод

Подвижная игра «Затейники»

Формировать умение выполнять   различные танцевальные движения; реализовать потребность в двигательной активности.

24.

Вносит в группу коробку с бросовым материалом

Обращают внимание на коробку

Сформирован интерес к предстоящей деятельности

25.

Предлагает из предметов в коробке построить свою собственную лабораторию для экспериментов.

Конструируют в подгруппах «Лаборатория экспериментов»

упражнять детей в сооружении различных зданий из бросового материала, развивать фантазию и воображение.

26.

Предлагает каждой подгруппе рассказать о работе созданной лаборатории

Представляют свою постройку, рассказывают какие эксперименты там будут проходить

Формировать умение грамматически правильно строить предложения, активизировать словарь.

Конспект составил: воспитатель Каликанова О.А

ПЛАН – КОНСПЕКТ НОД

Тема: «Эксперименты».

Группа: старшая.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Задачи: 

-Развивать представления детей о свойствах и качествах предметов;

 -Формировать представление о живой и не живой природе;

-Развивать стремление к простейшему экспериментированию с предметами и материалами;

-Развивать интерес, любознательность и познавательную активность;

-Формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности;

-Обобщить и активизировать словарный запас по теме «Экспериментирование»; «Опыты»;

-Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;

-Развивать творческие способности;

- Воспитывать умение работать в группе, способность выслушивать друг друга, учитывать мнение партнера;

- Способствовать формированию потребности в двигательной активности.

Методы и приемы:

Практические: физминутка «Капелька»; пальчиковая гимнастика «Шарик»; подвижная «Солнечные зайчики», «Найди пару», «Затейники»; дидактическая игра «Нарисуй столько же», «Угадай звук»; экспериментальная деятельность «Узнаем какая вода», «В поисках воздуха»; игра-эстафета «Налил-вылил»; игра малой подвижности «Найди, где спрятано»; рисование «Солнечный зайчик»; лепка «Тарелочка из глины»; аппликация «Шарики летят в небо»; конструирование из бросового материала «Лаборатория для экспериментов».

Наглядные: рассматривание набора для экспериментирования; набор бросового материала; наблюдение за экспериментальной деятельностью, за движением солнечного зайчика; демонстрация образца на занятиях лепкой, рисовании и аппликации; рассматривание предметов в группе, сделанных из разных материалов;

Словесные: дидактическая игра «Что из чего сделано»; составление рассказа о постройке, беседа «Свойства глины и песка»

Материалы и оборудование: предметные картинки по теме «Опыты и эксперименты»; набор для экспериментирования; материалы и оборудование для проведения экспериментов с водой, воздухом, песком и глиной; (в т.ч и для лепки), карандаши, бумага, бросовый материал и т.д.

Формы организации совместной деятельности

Детская

деятельность

Формы и методы

организации совместной деятельности

Двигательная

Утренняя гимнастика «Мы затейники», физминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Шарик», подвижная игра «Найди пару»;  НОД в спортзале.

Игровая

Дидактическая игра «Нарисуй столько же», подвижная игра «Затейники», «Солнечные зайчики»».

Продуктивная

Рисование «Солнечные зайчики», лепка «Тарелочка из глины», аппликация «Шарики летят в небо», конструирование из бросового материала «Лаборатория для экспериментов».

Познавательно-исследовательская

Экспериментальная деятельность «Узнаем, какая вода», «В поисках воздуха»; наблюдают за солнечным зайчиком.

Коммуникативная

Дидактическая игра «Что из чего сделано»; составление рассказа о постройке, беседа «Свойства глины и песка»

Музыкально-художественная

Слушание «Колыбельная» В. Агафонникова, «Барабанщик» М. Красева, музыкально – ритмические движения «Бег и шаг», дидактическая игра «Угадай, что звучит»; НОД.

Чтение художеств. литературы

Чтение сказки  Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду»

Трудовая

Поручения

Логика образовательной деятельности

Деятельность

педагога

Деятельность

воспитанников

Ожидаемые

результаты

1.

Воспитатель вносит набор для экспериментирования

Рассматривают набор для экспериментирования

Сформировать интерес к предстоящей деятельности.

2.

Воспитатель  предлагает  провести эксперименты  «Снег, лёд, вода»

Участвуют в экспериментировании

Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: (снег, лед, вода) сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа.

3.

Предлагает физминутку «Капелька»

Капля - раз, капля - два,

Очень медленно сперва,          (хлопки руками)

А потом, потом, потом -

Все бегом, бегом, бегом.               (бег на месте)

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять.              ( хлопки руками)

Кап-кап, кап-кап.                        

(пальчиками по ладошке)

Зонтики скорей раскроем,

От дождя себя укроем.               (соединить руки над головой)

Выполняют физминутку «Капелька»

Формировать  потребности в двигательной активности.

4.

Обращает внимание детей на картинку со снежинками

Рассматривают картинку.

Сформировать интерес к предстоящей деятельности

5.

Предлагает на листочке нарисовать столько же снежинок, сколько на картинке (8)

Дидактическая игра: «Нарисуй столько же»

Уточнить представление детей о понятии «столько же», «поровну», закреплять порядковый счёт в пределах 10, формировать умение анализировать, сравнивать.

6.

Воспитатель приглашает поиграть.

Игра-эстафета «Налил-вылил»

Развивать координацию движений, расширять представления о свойствах воды.

7.

Воспитатель читает сказку  Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду»

Слушают сказку, анализируют.

Воспитывать интерес к народному творчеству, умение слушать и анализировать.

8.

Воспитатель предлагает поиграть

Игра малой подвижности «Найди, где спрятано?»

Развивать у детей выдержку, наблюдательность, честность

9.

Включает запись «Звуки предметов»(звон стекла, стук по дереву, стук по железу)

Слушаю внимательно

Сформирован интерес к предстоящей деятельности

10.

Предлагает определить какие предметы могут давать такой звук

 Дидактическая игра «Угадай звук»

Развивать интерес к предметам окружающего мира, способствовать развитию интереса к экспериментальной деятельности.

11..

Воспитатель обращает внимание, что многие предметы в группе сделаны тоже  из разных материалов.

Дидактическая игра  «Что из чего сделано».

Развивать связную речь, уточнять знания детей об окружающих предметах

12.

Предлагает найти пары по карточкам(на карточках изображены предметы из стекла, дерева, железа)

Подвижная игра «Найди пару»

Развивать умение быстро строиться в пары.  Реализовать потребность в двигательной активности.

13.

Воспитатель в роли Незнайки сообщает детям, что он так сильно спешил, что не заметил куда делся воздух из шарика.

Дети слушают историю Незнайки

Сформировать интерес к предстоящей деятельности

14.

Предлагает отправиться на поиски воздуха.

Участвуют в экспериментировании «В поисках воздуха»

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять   знания о воздухе, активизировать   речь и обогащать   словарь детей.

15.

Незнайка сообщает, что воздух мы нашли, и предлагает запустить шарики в небо

Выполняют объемную аппликацию «Шарик летит в небо»

 Развивать умение работать в коллективе, сообща; формировать умение аккуратно по контуру вырезать детали,  работать с клеем. Напомнить правила безопасности при работе с ножницами.

16.

Предлагает поиграть.

Надуваем быстро шарик, (Дети расходятся, образуя круг.)

Он становится большой,

Вот какой! (Показываем руками.)

Вдруг шар лопнул – сссс (Сужаем круг к центру.)

Воздух вышел, (ручки вверх.)

Стал он тонкий и худой. (Показываем ручками, какой стал шарик.)

Мы не станем горевать, (Качаем головой.)

Будем надувать опять.

Надуваем быстро шарик, ( расходятся, образуя круг.)

Он становится большой,

Вот какой

               

Физминутка «Шарик»

Формировать умение координировать слова с движениями. Активизировать потребность в двигательной активности

17.

Воспитатель с помощью зеркала создает солнечного зайчика.

Наблюдают

Сформировать интерес к предстоящей деятельности и к экспериментированию.

18.

Предлагает пофантазировать и зарисовать солнечного зайчика.

Рисуют акварельными красками солнечного зайчика

Развивать творческое воображение, фантазию. Формировать умение правильно и аккуратно пользоваться кистью и акварелью

19.

Предлагает поиграть с солнечным зайчиком

Играют в подвижную игру «Солнечный зайчик»

Реализовать потребность в двигательной деятельности, развивать ловкость и скорость реакции.

20.

Воспитатель вносит в группу ведерко с глиной и ведерко с песком.

Обращают внимание на ведерки с глиной и песком

Сформирован интерес к предстоящей деятельности.

21.

Рассказывает о свойствах этих пород, задает вопросы.

Участвуют в беседе «Свойства глины и песка»

Расширять представлений о свойствах песка, глины; формировать умение участвовать в диалогической речи, активизировать словарь.

22.

Предлагает побыть народными умельцами

Лепка «Чашка и блюдце»(из глины ленточным способом)

Знакомить с основными приемами работы с глиной; развивать фантазию, воспитывать уважение к труду народных умельцев

23.

Воспитатель приглашает детей в хоровод

Подвижная игра «Затейники»

Формировать умение выполнять   различные танцевальные движения; реализовать потребность в двигательной активности.

24.

Вносит в группу коробку с бросовым материалом

Обращают внимание на коробку

Сформирован интерес к предстоящей деятельности

25.

Предлагает из предметов в коробке, а так же используя крупный конструктор, построить свою собственную лабораторию для экспериментов.

Конструируют в подгруппах «Лаборатория экспериментов»

упражнять детей в сооружении различных зданий из бросового материала и конструктора, развивать фантазию и воображение.

26.

Предлагает каждой подгруппе рассказать о работе созданной лаборатории

Представляют свою постройку, рассказывают какие эксперименты там будут проходить

Формировать умение грамматически правильно строить предложения, активизировать словарь.

Конспект составил: воспитатель Каликанова О.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние питомцы» «Научим поросенка Хому говорить правильно».

План - конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности в старшей группе  по образовательной области «Речевое развитие»  в рамках тематической недели «Домашние ...

План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние питомцы» «Научим поросенка Хому говорить правильно». Приоритетная образов

План - конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности в старшей группе  по образовательной области «Речевое развитие»  в рамках тематической недели «Домашние ...

Примерный план конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» в рамках тематической недели: «Неделя правил дорожного движения» по теме: «Знай и

Примерный план конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности  в старшей   группе по образовательной    области «Социально – коммуникативн...

План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в 1 младшей группе по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» в рамках тематической недели «В стране игрушек» по теме «Любимая игрушка» Подготови

структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 «Образовательный  центр» имени Героя Российской Федера...

План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в 1 младшей группе Тема: «Путешествие с Колобком».

План - конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие»  в 1 младшей группеТема: «Путешествие с Колобком»....

План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе Тема: «Профессий много на земле…» Подготовила : Рафикова Эльмира Тихфятовна, воспитатель 2

План - конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие»  в старшей группеТема: «Пр...

План-конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в средней группе «Ваза с листьями для мамы»

План-конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в средней группе «Ваза с ...