Проект "Умелые пальчики"
проект (младшая группа)

Апляева Нина

Дети «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность.

      Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_umelye_palchiki.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по развитию мелкой моторики

«Умелые пальчики»

Подготовили: воспитатель

Апляева Н.В

      Тема проекта: развитие мелкой моторики у детей второй группы раннего

возраста «Умелые пальчики».

      Вид проекта: практический, познавательно-игровой.

      Сроки реализации проекта: долгосрочный. (январь-май)

      Участники проекта: дети раннего возраста, родители, воспитатели.

Актуальность:

      Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.

      Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в

центральную нервную систему человека.

      Дети «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность.

      Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка

мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно –

надо обратить их в интересные и полезные игры.

      Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

      Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

      Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими

особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.

      Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и

природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы

познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения

информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные

ощущения.

Проблема:

Не достаточно развита речь.

Цель проекта:

Создание условий для развития мелкой моторики и координации

движений пальцев рук.

Задачи проекта:

• совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой

моторики;

• развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через

использование разнообразных форм, методов и приемов;

• развивать способности координированной работы рук со зрительным

восприятием;

• развивать эмоциональную отзывчивость;

• развивать коммуникативные навыки.

Предполагаемые итоги проекта:

• развитие познавательной активности, любознательности, стремления к

самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных

способностей и речи ребенка;

• пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания

включаться в творческую деятельность.

• развитие речи ребенка; употребление в речи наиболее сложных

предложений; появление в речевом словаре новых слов.

Формы работы с детьми:

Пальчиковые игры, дидактические игры, пальчиковый театр,

нетрадиционные формы рисования, лепка, массаж пальцев и кистей рук.

Формы работы с родителями:

Беседы, консультации, анкетирование.

1 этап.

организационно - подготовительный: изучение проблемы;

Разработка модели взаимодействия взрослых и детей;

Основные методы: беседы, наблюдение, опросы;

Донести до участников проекта важность данной проблемы.

2 этап. Основной – практический

Осуществление замыслов проекта :

• Массаж рук с помощью подручных предметов;

• Упражнения пальчиковой гимнастики;

• Художественное творчество;

• Проведение дидактических игр и пальчиковых игр;

• Консультации для родителей;

• Пальчиковый театр.

3 этап.

• Анализ результатов проделанной работы, выставка детских работ.

• План мероприятий по реализации проекта:

План мероприятий по реализации проекта:

М-ц

Цель

Совместная  деятельность в режимных моментах

Создание условий для совместной и самостоятельной деятельности

Работа с родителями

январь

1.Учить детей подражать движениям взрослого.

2. Развивать хватательные движения рук.

Игра «Прячем ручки».

Игра «Принеси игрушку», «Собери в корзинку».

Игра «Покажи пальчики» .

Кубики разных цветов, мячи разных размеров.

Колпачки от старых фломастеров, пластмассовые бигуди

Знакомство с родителями.

Заполнение анкет родителями.

февраль

1.Развивать хватательные движения, осязание.

2.Развивать силу рук. Формировать навык закручивания крышек.

3.Учить застегивать и расстегивать пуговицы.

Игра «Спрячь руки!», «Найди игрушку».

Игра «Картинки-половинки».

Игра «Цветочная поляна».

Игра «Цветик-семицветик».

Крупная фасоль в миске.

 Разрезные картинки

Тренажер с крышечками от бутылок

Игрушка из ткани

Памятка по проведению игр с предметами  в домашних условиях.

март

1.Укреплять мышцы пальцев и кистей. Учить детей подражать движениям взрослого.

2.Развивать соотносящие и хватательные движения рук.

3.Развивать силу рук.

4. Развивать хватательные движения рук.

Игры: «Спрячь в ладошке», «Котенок», «Ветерок»,  «Брызгалки».

Игра «Собери пирамидку».

Игра «Мастер – ломастер».

Игра «Чудесный мешочек».

Маленькие резиновые игрушки пищалки. Маленькие пластиковые бутылочки с небольшими отверстиями в крышках.

Большие и маленькие пирамидки.

Разнообразные конструкторы.

Шишки, желуди, камушки, каштан, ракушки

Консультация

«Значение  мелкой моторики в развитии ребенка»

апрель

1.Развивать соотносящие движения рук.

2.Развивать силу рук.

3. Формировать навык застегивания и расстегивания различных видов застежек.

4.Развивать умение хватать двумя пальцами.

Игры: «Гора из песка», «Пересыпь крупу»

Игра «Бумажные снежки».

Игры: «Цветочная поляна», «Волшебный кубик», «Стручок гороха».

Игра «Мозаика».

Тазик с песком, 2 миски, крупа, ложки.

Бумага, салфетки.

Игрушки, изготовленные руками родителей.

Мозаика с крупными выпуклыми деталями.

Выставка работ родителей

«Игрушки для пальчиков». Консультация «Пальцами играем- стихи повторяем»

май

1. Развивать силу рук.

2.Формировать навык расстегивания и застегивания прищепок.

3. Формировать навык действия с иглой.

4.Развивать хватательные движения рук.

Игра «Что внутри?».

Игра «Прищепки прячутся».

Игра «Забавные шнурки».

Игра «Погремушка». Игра «Что в мешочке?».

Контейнеры киндерсюрпиза, мелкие игрушки, природный материал

Прищепки.

Шнурки, плоские игрушки шнуровки.

Пластиковые  бутылочки, мелкие предметы для наполнения

Шишки, желуди, камушки, каштан, ракушки, мешочек.

Инд. беседы с родителями об успехах малышей.

Памятка «Рисуем пальчиками» Информация в родительский уголок «Игры на природе»

Игры для развития мелкой моторики рук.

Игра « Спрячь в ладошке»

Цель: Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

 Раздайте малышам небольшие кусочки поролона и предложите спрятать их в ладошке, чтобы поролона не было видно.

«Котенок»

Цель: Укреплять мышцы пальцев и кистей рук;  учить подражать движениям взрослого

Раздайте игрушки и предложите сжать их в кулачке.

Ветерок

Цель: Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.  

Покажите детям резиновую грушу, продемонстрируйте,  как можно сжать ее в ладони, выпуская из отверстия воздух:  «Вот как дует ветерок, давайте сделаем его вместе».

Игра «Брызгалки»

Цель: Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.  

Это упражнение можно провести летом на улице или дома вовремя купания. Вам понадобятся пластиковые пузырьки наполненные водой.

Игра «Ямки»

Цель: Развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук. Разминаем в руках кусок мягкого теста, сделаем в нем «ямки» надавливая указательным пальцем. В ямки можно положить фасоль, горошины, камушки.

Игра  «Спрячь шарик»

Цель: Развивать силу рук, соотносящие движения рук.

Разминаем тесто (пластилин) , прячем яркие шарики в тесто, а потом ищем. При работе с пластилином можно предложить облепить шарик  слоем пластилина, а затем снять его.

Игра «Спрячь руки!»

Цель: Развивать хватательные движения осязание.

Предложить ребенку спрятать руки глубоко в миску с крупой, сжать их в кулаки и пошевелить пальцами. Вместо крупы можно использовать песок, муку.

Игра «Найди игрушку!»

Цель: Развивать хватательные движения осязание.

В миске с крупой  (песок) прячем игрушку, предлагаем ребенку найти ее.

Игра «Пересыпь крупу»

Цель: Учить пересыпать сыпучие вещества из одной емкости в другую.

Предложить детям при помощи ложки пересыпать крупу из одной емкости в другую(можно и руками).

Игра «Сдуй игрушку»

Цель: Развивать силу рук, укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

После игр с надувными игрушками предложить выпустить из игрушек воздух.

Игра «Бумажные снежки»

Цель: Развивать силу рук.

Учим малыша сминать лист  бумаги в комок.

Игра «Осенние листья»

Цель: Развивать соотносящие, хватательные движения рук.

Рвем лист бумаги на мелкие кусочки. Игры с листочками «Листопад».

Погремушка

Цель: Развивать хватательные  и соотносящие движения рук.

Предложить детям сделать погремушку из пустых пластиковых бутылок насыпая в них мелкие предметы. После того как ребенок положит в свою бутылочку предметы, предложить закрыть крышку и погреметь.

Игра «Покажи пальчики!»

Цель: Развивать соотносящие, хватательные движения рук.

Игры с надеванием и сниманием пластмассовых бигуди , колпачков от фломастеров на пальцы.

Игра «Непослушные колечки»

Цель: Развивать соотносящие, хватательные движения рук.

Игра с пирамидкой.

Игра «Мастер - ломастер»

Развивать силу рук.

Учим разъединять, потом собирать детали конструктора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"

Развитие мелкой моторики у ребенка....

«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».

Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....

Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...

Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ  ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».                      ...