Программа кружка LEGO конструирование
учебно-методический материал (старшая группа)

Суринова Татьяна Владимировна

Программа нацелена на создание условий для самовыражения личности ребенка и творческого подхода к разной детской деятельности. Повышение самооценки детей и развитие таких интегративных качеств личности как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества открывают пути к осознанию того что любой ребенок сможет сказать в итоге продуктивной деятельности «я смогу, я справлюсь, я умею». Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_lego_konstruirovanie.docx37.92 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«LEGO-строй»

Возрастная группа старший дошкольный возраст


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность дополнительной образовательной программы

Инновационные системы в сфере образования требуют и от системы дошкольного образования новых подходов в работе с детьми. Активные готовые к самореализации педагоги всегда находят творческий подход к забытой старой или совершенно новой технологии.

Творческая познавательная деятельность одна из главных компетенций старших дошкольников. Именно эта задача стоит перед педагогом в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов. При создании определённых условий данная задача решаема в креативном ключе, здесь на помощь приходит как бы это банально не звучало обычное конструирование.

Креативный подход к конструированию на современном этапе развития робототехники позволил педагогам дошкольных учреждений применять в своей работе создание 3D-моделей из полюбившихся детям LEGO-конструкторов. Которые и обеспечивают всю многогранность и сложность выбираемой конструктивной идеи. Опыт работы с этим чудо-изобретением носит настолько всемирно известный характер моделирования и креативного мышления при создании моделей, что остается только констатировать, данный вид детской деятельности — это отнюдь не детская забава, а вполне взрослое увлечение робототехникой и решает очень серьезные проблемы в развитии познавательной сферы ребенка-дошкольника. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.

Основополагающей особенностью стандартизации дошкольного образования является системно-деятельностный подход в работе с детьми, именно он предполагает чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.

В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:

  1. Развитие психических процессов: мышления, памяти, воображения, воспроизведения.
  2. Развитие физиологических процессов: мелкая моторика рук, координация движений, связь костно-мышечной системы с органами зрения.
  3. Развитие речевого центра: активизация словарного запаса, формирование монолога и диалога.

Продуктивная детская деятельность, к которой и относится конструирование не несет никакой общественной значимости или материально-культурных ценностей для социума. Но грамотное руководство такой деятельности педагогами несут самое благоприятное влияние на формирование конструкторских способностей у дошкольников.

Программа «LEGO-строй» является модифицированной, разработана в соответствии с ФГОС ДО и интеграцией образовательных областей.

LEGOконструирование - эффективное воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка. В совместной игре с родителями ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым.

Новизна, актуальность программы, педагогическая целесообразность

Актуальность.

Старший дошкольный возраст благоприятный период для развития познавательной сферы и технических способностей дошкольников, с помощью LEGO-конструирования педагогу представляется возможность познакомить детей с увлекательным миром – миром техники.

LEGO-конструирование заключает в себе и элементы экспериментирования, а значит активно воздействует на мыслительно-речевые рецепторы, что следовательно, развивает и техническое мышление, и конструкторские способности, и креативное воображение. Все вышеперечисленное своеобразная ступенька к интерпретации и самовыражению, расширяя кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Осталось добавить, что именно LEGO является превосходным средством интеллекта, обеспечивающее интегративный подход в различных видах детской деятельности.

Новизна.

Программа «LEGO-строй» через интеграцию образовательных областей дает возможность реализовать новые концептуальные подходы к овладению конструкторскими умениями детей и позволяет расширить кругозор воспитанников. В форме познавательной деятельности в игре с LEGO развивает необходимые в дальнейшей жизни практические и конструктивные умения и навыки у дошкольников.

Программа нацелена на создание условий для самовыражения личности ребенка и творческого подхода к разной детской деятельности. Повышение самооценки детей и развитие таких интегративных качеств личности как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества открывают пути к осознанию того что любой ребенок сможет сказать в итоге продуктивной деятельности «я смогу, я справлюсь, я умею». Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.

Педагогическая целесообразность.

Посредствам практического мастерства и креативных подходов к творческим задаткам детей обусловлено развитие их конструктивных способностей. Целый ряд специальных практических заданий и упражнений в рамках программы на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения педагогической целесообразности программы.

Цель программы «LEGO-строй»: развитие первоначальных конструкторских способностей у старших дошкольников на основе LEGO– конструирования.

Задачи программы «LEGO-строй»: комплекс обучающих, развивающих, воспитательных задач при интеграции образовательных областей подразумевают следующее их содержание:

Образовательные:

- обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;

- учить сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей;

- знакомить с новыми деталями, их названием и назначением;

- учить заранее обдумывать замысел постройки, представлять её общее конструктивное решение;

- учить соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом.

Развивающие:

- развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;

- развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности;

- развивать творческую активность и интерес к LEGO-конструктору;

- добиваться рассуждений вслух при решении конструкторской задачи;

- развивать воображение, смекалку, самостоятельность, умение работать сосредоточенно.

        Воспитательные:

- доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;

- совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;

- работать вместе, не мешая друг другу, создавать коллективные постройки.

На занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия для развития конструкторских способностей воспитанников, предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Интеграция образовательных областей через Лего-конструирование.

Образовательная область

Область применения Лего-конструирования, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО.

Социально-коммуникативное развитие

Создание совместных построек, объединенных одной идеей, одним проектом.

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Познавательное развитие

Техническое конструирование – воплощение замысла из деталей Лего-конструктора.

формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Речевое развитие.

Работа на логопункте с учителем логопедом при развитии фонетического слуха, понятие синтаксис, словообразование.

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие

Творческое конструирование – создание замысла из деталей Лего-конструктора.

реализация самостоятельной творческой деятельности детей - конструктивно-модельной.

Физическое развитие

 Координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

Для обучения детей LEGO-конструированию используются разнообразные методы и приемы.

Методы

Приёмы

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно-рецептивный

Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-поисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога.

В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с использованием LEGO-конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними. Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы совместной деятельности.

Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа рассчитана на два года обучения с детьми старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет в составе не более двенадцати человек.

Сроки реализации программы

Тематика дополнительного образования по LEGO-конструированию рассчитана на период с октября по май. Периодичность занятий: первый год обучения - 1 раз в неделю, 30 занятий в год. Работа по LEGO-конструированию проводится в рамках дополнительного образования.

Парциальные программы:

 «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы; Т.С. Комаровой; М.А.Васильевой

Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, их всестороннее воспитание, обучение и подготовка к школе;  

«Конструирование и ручной труд в детском саду» автор Л.В. Куцакова

Цель: развитие конструкторских умений и художественно – творческих способностей детей, ознакомление их с различными приемами моделирования и конструирования.

Формы организации детей

  • Конструирование по образцу заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании.
  • Конструирование по модели. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала.
  • Конструирование по условиям. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение.
  • Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования.
  • Конструирование по замыслу обладает большими возможностями для развития творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать.
  • Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материалы и способы их выполнения.

Ожидаемые результаты

  • Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
  • Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  • Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
  • Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Дети будут иметь представления:

  • о деталях LEGO-конструктора и способах их соединений;
  • об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
  • о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;
  • о связи между формой конструкции и ее функциями.

Форма представления результатов

  • Открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей;
  • Выставки по LEGO-конструированию;
  • Конкурсы, соревнования, фестивали.

Содержание изучаемого курса

LEGO-занятия не просто занимательная игра, это работа ума и рук. Любимые детские занятия «рисовать» и «конструировать» выстраиваются под грамотным руководством воспитателя в определенную систему упражнений, которые в соответствии с возрастом носят, с одной стороны, игровой характер, с другой – обучающий и развивающий. Создание из отдельных элементов чего-то целого: домов, машин, мостов и, в конце концов, огромного города, заселив его жителями, является веселым и вместе с тем познавательным увлечением для детей. Игра с LEGO-конструктором не только увлекательна, но и весьма полезна. С помощью игр дошкольники учатся жить в обществе, социализируются в нем.

Совместная деятельность педагога и детей по LEGO-конструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, НОД основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с LEGO деталями учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из LEGO–конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.

Материалы и оборудование

В наборах LEGO-конструктора много разнообразных деталей и для удобства пользования можно придумать с ребятами названия деталям и другим элементам: кубики (кирпичики), юбочки, сапожок, клювик и т.д. LEGO-кирпичики имеют разные размеры и форму (2х2, 2х4, 2х8). Названия деталей, умение определять кубик (кирпичик) определенного размера закрепляются с детьми и в течение нескольких занятий, пока у ребят не зафиксируются эти названия в активном словаре.

В рамках НОД предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана.

При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.

Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос.

В совместной деятельности по LEGO-конструированию дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях. В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости), творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу.

Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки.

При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции.

В зависимости от темы, целей и задач конкретного НОД предлагаемые задания могут быть выполнены как индивидуально, так и парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.

IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Бедфорд А.  Большая книга LEGO / А. Белфорд. – Манн, Иванов и Фербер, 2014 – 110с.

2. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС. Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники / М.С. Ишмакова. – М.: Изд. - полиграф центр «Маска», 2013 -215 с.

3. Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO) / Л.Г. Комарова. – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001 -45 с.

4. Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. – М.: Феникс, 2009. – 79 с.

5. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO / Т.В. Лусс. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 -60 с.

6. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование / Л.А. Парамонова. – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999 -145 с.

7. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов / Е.В. Фешина. – М.: изд. Сфера, 2011 – 120 с.

8. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368с.

Электронные ресурсы

9. Педразвитие [Электронный ресурс] http://pedrazvitie.ru/ raboty_doshkolnoe/statya_istigecheva_parhomenko.

10. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] http://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2016/04/15/proekt-lego-konstruirovanie-kak-sredstvo.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Lego -мастер"

Программа кружка предназначена для детей дошкольного возраста (5-7 лет) и рассчитана на 1 учебный год. Содержит цели, задачи, планируемый результат работы, а также календарно-тематическое планир...

Программа кружка «LEGO - конструирование»

ПРОГРАММА кружка «LEGO - конструирование»(старшая группа)...

ПРОГРАММА кружка «LEGO - конструирование» (средняя группа)

ПРОГРАММА кружка «LEGO - конструирование» (средняя группа)...

Дополнительная общеразвивающая программа по LEGO-конструированию и робототехнике «LEGO – мастер»

Техническая направленность  Возраст детей: 4–5 лет  Срок реализации: 1 год...

1. Рабочая программа кружка Lego-конструирования.

LEGO» - умная игра,Увлекательна, хитраИнтересно здесь играть,Строить, составлять, искать!               Приглашаю всех друзей        ...

4. Фотоотчёт кружка LEGO-конструирования.

laquo;Лего» – умная игра,Завлекательна, хитра.Интересно здесь играть,Строить, составлять, искать!             Приглашаю всех друзей      ...

5. Карточки-образцы для кружка LEGO-конструирования.

Предлагаю Вашему вниманию карточки-образцы, оформленные мною в программе Photoshop....