Рабочая программа по музыкальному воспитанию
календарно-тематическое планирование

Дорофеева Альбина Алексеевна

материал для музыкальных руководителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_na_2020_god.docx52.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

          Государственное бюджетное учреждение «Реабилитационный центр детей и подростков с ОВЗ»

                                     г.Конаково

                               Рабочая программа

с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года, № 1155)

по коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ

по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

 

подготовила: музыкальный руководитель высшей категории

Дорофеева  Альбина Алексеевна

                                           2020 год

Содержание:

1.Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка………………………………………………стр.3

1.2 Цели, задачи, условия и формы реализации программы………….стр.5

1.3 Принципы и подходы к формированию коррекционно-развивающей программы…………………………………..............................................стр.6

1.4 Цели и задачи психолого-педагогической работы в образовательной области «Музыка»…………………………..............................................стр.7

 

 

 

  1. Содержательный раздел

2.1 Индивидуальный маршрут развития ребенка дошкольного возраста с ОВЗ………………………………………………………………………...стр 8

2.2 Содержание диагностико-мониторинговой деятельности …………………………………………… ………..стр.10

 

3.Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение программы……………..стр.14

  1. Работа с родителями……………………………………………………………………….стр.15
  2. Перспективный план индивидуальной коррекционной работы на 2020 г. …………………………………………………………………………………………………………стр.17

 

 

 

1.Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья – как взрослых, так и детей. Эти гарантии закреплены во многих законодательных актах России. Во многих субъектах Российской Федерации разрабатываются документы, региональные целевые программы, посвящённые вопросам поиска новых, эффективных форм оказания коррекционной психолого-педагогической помощи нуждающимся детям в условиях перехода к процессам интеграции в образовании.    

В системе образования данная форма обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должна учитывать современные социально-экономические условия, региональные особенности системы образования.  В методическом письме Министерства образования РФ от 16 января 2002г. № 03-51-5 ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии образовательных учреждениях» отмечается, что интеграция не должна осуществляться стихийно. Она возможна лишь при наличии в образовательных учреждениях соответствующего материально-технического, программнометодического и кадрового обеспечения.  

Актуальность проблемы

Социальное благополучие ребенка во многом зависит от того, как приспособлен, адаптирован он к окружающей действительности, каковы его самоощущения в ней. Для комфортного существования ребенка в социуме необходимо осознание своих возможностей и умение их использовать. Полноценное развитие ребенка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав ребенка на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становятся сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы родителей, медицинских работников, социальных работников, педагогов, психологов, различных социальных институтов, всего общества в целом.

Интеграция детей с ОВЗ предполагает не просто обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками, а совместную жизнь всех воспитанников в стенах образовательного учреждения, организованную как часть жизни граждан нашего общества. Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни.

Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обуславливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, обеспечивающего интегрированное образование. Педагоги должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.  

Важным условием для обеспечения эффективной интеграции детей с ОВЗ в образовательное учреждение общего типа является проведение информационно-просветительской работы, разъяснительных мероприятий по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса конкретных категорий детей, со всеми участниками образовательного процесса.  

Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей,  воспитывающихся в общеобразовательных   учреждениях,  должно быть направлено на формирование оптимальных психолого-педагогических коррекционноразвивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в развитии и поведении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции  каждого воспитанника.  

Реализация    прав   детей с    ограниченными    возможностями    на образование     рассматривается     как     одна     из     важнейших     задач государственной политики в области образования. Приоритетным направлением этой деятельности является максимально раннее выявление недостатков в развитии детей, и организация коррекционной работы с детьми, имеющими такие нарушения. Своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала его обучения на ступени начального общего образования и таким образом в дальнейшем подготовить его к обучению в школе.

Для оказания помощи детям в центре организована целенаправленная педагогическая деятельность. Работа строится в тесной взаимосвязи специалистов центра: педагог-психолог, инструктор по физической культуре, логопед, музыкальный руководитель, воспитатели, старшая медсестра. Они разрабатывают и реализуют индивидуальную программу коррекционно-развивающей работы с детьми - инвалидами, которая позволяет наметить индивидуальную траекторию развития ребёнка. Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется как в образовательном учреждении, так и на дому (по индивидуальным показаниям) и имеет как общие с воспитанием детей с нормой развития задачи, так и специфические, обусловленные иными возможностями ребёнка, медленным темпом освоения материала, структурой дефекта, его индивидуальными способностями, характером заболевания.

Для определения задач и целей по воспитанию и обучению детей-инвалидов:

  • составляется характеристика на воспитанников, составляется акт обследования материально-бытовых условий семьи,  определяется объем образовательной нагрузки для детей-инвалидов школьного     возраста     при     обучении     и     воспитании     на     дому продолжительностью – 2 часа в неделю,
  • собираются   индивидуальные   сведения   о   ребенке-инвалиде (данные патронажа на дому, сведения о родителях и семье, справка медицинской экспертизы и др.).

Программа коррекционно-развивающей работы разработана по методике арттерапии с детьми-инвалидами, целью которой является коррекция нарушений здоровья средствами музыкального искусства. Проведение музыкальных занятий способствует созданию атмосферы психологической защищенности и доверия ребенка к педагогу, взаимопонимания и взаимодействия, снижению эмоционально психологического напряжения, формированию положительных эмоций, обеспечению чувства комфортности ребенка в эмоционально двигательном самовыражении, осознанию и осмыслению собственного «Я», преодолению барьеров в общении, формированию коммуникативных навыков, развитию внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии.  

Данная рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию  детей является компилятивной и составленной на основе:  

  • примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы,

Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой)

  • авторской программы Котышевой Е.Н. «Музыкальная коррекция детей с ОВЗ»
  • методического пособия Арсеневской О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду

Содержание коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Основополагающий принцип проведения музыкальных занятий – взаимосвязь музыки, движений и речи. Работа музыканта в образовательном учреждении не должна подменять или копировать работу логопеда. Но, тщательно отбирая музыкальный материал, используя эффективные методы и приемы в работе, музыкальный руководитель может подготовить почву для работы логопеда.   Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мышление.

         Музыкальная терапия – это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей с ОВЗ. Определение ценностных ориентиров: регулирование психовегетативных процессов, регуляция психоэмоционального состояния, повышение социальной активности, коррекция коммуникативной функции,  активизация творческих проявлений

Основной формой работы во всех образовательных областях программы является игровая деятельность — основная форма деятельности детей. Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

1.2 Цели, задачи, условия и формы реализации программы

Цель: социальная адаптация детей с ограниченными возможностями средствами музыкальной деятельности. Построение системы, предусматривающей коррекционно - полную интеграцию действий всех специалистов образовательного учреждения и родителей  детей с ОВЗ.

В программе сформулированы и конкретизированы задачи коррекционной работы:

  • способствовать развитию и коррекции психических процессов
  • стимулировать игровую, коммуникативную и речевую активность ребенка
  • формировать произвольную регуляцию поведения
  • развивать эмоциональную сферу личности, потребность самовыражения в процессе музыкальной деятельности
  • вырабатывать координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук и артикуляционных движений
  • формировать представления об окружающем мире
  • воспитывать культурные привычки в процессе общения со взрослыми и детьми

        Условия реализации программы:  

  • хорошо освещенная, проветриваемая, достаточно просторная комната-зал с хорошей звукоизоляцией для избежания посторонних звуков, которые могут помешать процессу;
  • набор музыкальных инструментов;
  • фортепиано,синтезатор,музыкальный центр,микрофоны;
  • использование разнообразного наглядно-зрительного, наглядно-слухового и дидактического материала: игрушек, иллюстраций, предметов прикладного искусства, художественного слова, аудио,видео.
  • Предметы для игр и плясок(платочки,флажки,цветочки,кубики,косыночки,грибочки,ленточки,султанчики,платки,плоскостные-балалайки,гармошки,шапочки овощей,фруктов,грибов,театральные маски,и т.д)
  • Интерактивная доска,кукольный театр,ширма для театра,теневой театр,театр мягкой игрушки.

 

Срок реализации программы – один год. Для проведения индивидуальных и подгрупповых музыкально-коррекционных занятий создано безопасное пространство, обстановка подобрана специально для музыкальной терапии.

Музыкальные коррекционные занятия имеют особенности в построении и отборе репертуара. Прежде всего, это игровой материал: 

  • игры со словом;
  • музыкально-дидактические игры;
  • игры с пением и хороводы;
  • этюды на развитие мимики, жеста;
  • игры на развитие ориентировки в пространстве;
  • игра на детских музыкальных инструментах (ударно-шумовых, мелодических, народных);
  • упражнения, направленные на развитие основных движений, мелкой моторики рук (с предметами и без них), на активизацию     внимания, на координацию движений,
  • танцевальные и плясовые движения.

 

 

Фронтальные периоды непосредственно образовательной деятельности

Постановка диафрагмально-речевого дыхания.

Развитие координации движений.

Музыкотерапия.

Развитие общей и мелкой моторики.

Развитие эмоциональной сферы.

Развитие сенсорной культуры.

1.3. Принципы и подходы к формированию коррекционно-развивающей программы

Программа имеет в своей основе следующие принципы:  

  • принцип единства диагностики и коррекции развития (соответствие цели и содержания коррекционной работы)
  • принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития (индивидуальный подход к ребенку)
  • деятельностный принцип (выбор средств, способов достижения поставленной цели)
  • принцип систематичности (непрерывность, регулярность, планомерность коррекционного процесса)
  • принцип наглядности (единство чувственной и логической ступеней познания)
  • принцип учета эмоциональной сложности материала (стимулирование положительных эмоций)
  • принцип комплексности (связь музыкально-коррекционных занятий с другими видами психолого-педагогического воздействия)
  • принцип индивидуализации (учет возможностей, особенностей развития и потребностей ребенка)

Все рассмотренные принципы связаны между собой и определяют единство коррекции, профилактики и развития детей с ОВЗ в процессе проведения музыкально-коррекционных занятий.

Связь с другими образовательными областями:

«Физическое развитие»

Развитие физических качеств, для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация.

«Социально коммуникативное развитие» 

 

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи. Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

«Познавательное развитие»

Расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества

«Художественное эстетическое развитие»

Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества.

«Речевое развитие»

Использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений

 

1.4 Цели и задачи психолого-педагогической работы в образовательной области «Музыка»

Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

  • Формировать у детей музыкальный вкус, знакомя их с классической, народной и современной музыкой.
  •  Воспитывать любовь и интерес к музыке, развивая музыкальную восприимчивость, музыкальный слух.  
  • Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера, звуковысотный, тембровый и динамический слух, чувство ритма.  
  • Формировать певческий голос и выразительность движений.  

 Развивать умение музицировать на детских музыкальных инструментах.

   Продолжать формировать творческую активность, самостоятельность и стремление применять в жизни знакомый музыкальный репертуар.

Слушание. Формировать умение вслушиваться, осмысливать музыку и собственные чувства, и переживания в процессе восприятия музыки, определять средства музыкальной выразительности, создающие образ. Продолжать учить различать и правильно называть песню, танец, марш; определять части произведения. Знакомить детей с вокальной, инструментальной, оркестровой музыкой. Прививать любовь к слушанию произведений русских, советских и зарубежных композиторов- классиков (М.Глинка, П.Чайковский, Н.Римский-Корсаков, С. Рахманинов, В. Моцарт, Р. Шуман, Л. Бетховен, Д. Шостакович, С. Прокофьев, Д. Кабалевский).

Пение. Совершенствовать сформированные ранее певческие навыки (навыки звукообразования, певческого дыхания, дикции, чистоты вокального интонирования, сольного и ансамблевого пения). Добиваться выразительного исполнения песен различного характера в диапазоне от «до» первой октавы до «ре» второй октавы. Развивать умение самостоятельно начинать и заканчивать песню. Учить самостоятельно находить песенные интонации различного характера на заданный и самостоятельно придуманный текст.

Музыкально-ритмические движения. Учить самостоятельно придумывать и находить интересные танцевальные движения на предложенную музыку, импровизировать под музыку различного характера, передавать в движении образы животных.

Игра на детских музыкальных инструментах. Воспитывать потребность в музицировании и чувство радости и удовлетворения от исполнения на слух знакомой мелодии. Продолжать развивать умение играть в ансамбле небольшие попевки, русские народные песни, произведения композиторов-классиков.

2. Содержательный раздел

2.1 Индивидуальный маршрут развития ребенка  с ОВЗ

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обусловливающим успешную социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. Составление индивидуальной программы развития способствует максимально эффективной реализации программного содержания, защищает от односторонности в работе и возможных упущениях, помогает разумно использовать рабочее время.

Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников. Особенностями работы музыкального руководителя с детьми – инвалидами являются:

  • - взаимодействие со специалистами центра (группы) по вопросам организации совместной деятельности  
  • - проведение индивидуальных занятий с ребенком инвалидом
  • - консультирование родителей по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств
  • - ведение соответствующей документации

Программа индивидуального развития для воспитанника утверждается на педсовете образовательного учреждения.  

 

Цель индивидуального маршрута развития ребёнка: отработка механизма личностно ориентированной системы образования на основе   рекомендаций доктора, диагностики физического, психического и личностного развития ребенка.

 

Задачи индивидуального маршрута развития ребёнка.

  • определить и создать адаптированные условия воспитания и обучения ребенка
  • контроль за психофизическим состоянием  
  • проведение музыкально-оздоровительных мероприятий;

 

При составлении индивидуальной программы развития ребенка используются следующие методы и приемы:

  • изучение документов, личных дел
  • знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка
  • изучение социума (социального окружения) ребенка диагностические исследования.

Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка:

  1. Цель предварительного этапа работы – сбор информации о ребенке.
  2. Цель диагностического этапа: - изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определяется его статус, зоны актуального и ближайшего развития.
  3. Цель коррекционно-развивающего этапа: - улучшение психического состояния обучающихся, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, своевременная организация лечебно-оздоровительных мероприятий.
  4. Цель заключительного этапа – анализ результатов эффективности психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, адаптации ребенка, коррекционно-развивающей работы.

Стратегия построения индивидуальной программы сопровождения ребенка:  

  1. Выявление актуальных проблем ребенка.
  2. Разработка путей поддержки и коррекции.  
  3. Составление индивидуальной программы сопровождения  
  4. Реализация намеченной программы.

В конце учебного года музыкальный руководитель участвует в составлении характеристики на каждого воспитанника ОВЗ и аналитического отчета по результатам коррекционно-педагогической работы.

Индивидуальный образовательный маршрут – ИОМ

Индивидуальный образовательный маршрут – это образовательное пространство, создаваемое для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном учреждении специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного времени. Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы данной ступени, и реальными возможностями воспитанника, исходя из его конкретного диагноза.

Фамилия, имя

Дата рождения

Домашний адрес, телефон

Состав семьи:

Родители

ФИО матери, образование, место работы, должность

.

ФИО отца, образование, место работы, должность

Жилищные условия

Соответствуют нормам

Посещение группы:

общая  

Состояние здоровья ребенка, диагноз

Психолого-педагогический статус (уровень психического развития, уровень развития общения и деятельности, уровень усвоения ребенком программного материала)

   По результатам комплексного обследования выявлено, что психологический возраст ребенка соответствует приблизительно 5-ти лет.  Не взаимодействует со сверстниками и взрослыми. В совместные игры не вступает, часто предпочитает «игру рядом». Взаимоотношения с детьми в группе не складываются, не проявляет интереса к тому чем заняты окружающие.

    Наблюдается несовершенство коммуникативных возможностей, специфика в протекании процессов внимания, памяти, восприятия, существуют отклонения в формировании моторных навыков, недостатки в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах.

    Отмечаются трудности в восприятии и воспроизведении программного материала, нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, высокая возбудимость, неустойчивость внимания, повышенная отвлекаемость. На занятиях быстро устает, истощается, нет усидчивости. Часто переводит тему беседы на интересующие его абстрактные темы.

Не включается в образовательный процесс, большую часть времени занимается посторонними делами.

     В данном случае нужна дополнительная стимуляция для удержания внимания, подбадривания для выполнения задания.

     

Характеристика уровня психофизической подготовленности

Общая характеристика и рекомендации

    По результатам комплексного обследования сделано заключение о возможности

ПМПК, включая характер адаптации к условиям образовательного учреждени

ребенка

регулярного посещения ребенком общей группы.

     Ребенок нуждается в коррекционно-развивающей работе, направленную на стимуляцию двигательной активности (все специалисты), коррекцию звукопроизношения (логопед); развитие пространственных представлений, расширение запаса знаний об окружающем мире (воспитатель), стабилизацию внимания, памяти (психолог), развитие саморегуляции, самоконтроля (все специалисты), развитие навыков игрового взаимодействия (воспитатель, музыкальный руководитель, психолог), развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанника, гармонизацию родительского взаимодействия (психолог, воспитатель).

      Рекомендовано проводить индивидуальную коррекционную работу по индивидуальному плану в образовательной области «Музыка» (10-12 минут с ребенком 2 раза в неделю).  придерживаясь гибкого графика, чтобы не лишать ребенка возможности поиграть с детьми.

Организационно-педагогические реализации ИОМ

условия

Образовательные технологии, программы:  

  • «От рождения до школы» - основная общеобразовательная программа дошкольного образования (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.  
  • «Музыкальная коррекция детей с ОВЗ» Е.Н.Катышева
  • «Развитие социального интеллекта у детей 5-7 лет в музыкальной деятельности» - корекционно-развивающая программа М.А.Федосеева
  • Здоровье сберегающие технологии  

Формы контроля и учета достижений ребенка с ОВЗ  

– заполнение индивидуальной карты развития

- составление диагностического мониторинга

Здоровье сберегающие технологии

  • Валеологические песенки-распевки (поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению);
  • Дыхательная гимнастика (повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развиваются певческие способности детей.  
  • Артикуляционная гимнастика (повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание).  
  • Оздоровительные и фонопедические упражнения (укрепление голосовых связок детей, подготовка их к пению, профилактика заболеваний верхних дыхательных путей).  
  • Игровой массаж (повышаются защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма).
  • Пальчиковые игры (развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук).
  • Речевые игры (эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности

речи детей, двигательной активности).   

Музыкотерапия:

  • инструментальная музыкальная терапия        
  • вокал терапия        
  • танце терапия
  • музыкальная релаксация

Данные технологии повышают иммунитет детей, снимают напряжение и раздражительность, направлены на коррекцию психоэмоциональной сферы ребёнка, на приобретение навыков расслабления, активный метод коррекции природных данных: голоса, слуха, чувства музыкальной формы.

Планируемый результат коррекционноразвивающих работы.

 

    Разработанные в ОУ системы коррекции показывают возможности детей с ОВЗ достигать достаточного уровня психического развития, преодолевая негативное влияние дефекта как на формирование сенсорной, так интеллектуальной и эмоциональной сфер личности. 

    Индивидуальный и дифференцированный подход при обучении и коррекции позволяет оптимально решить проблему преодоления отклонений в развитии детей. Положительная динамика диагностических данных по развитию зрительного восприятия у детей подтверждает значимость индивидуального и дифференцированного подхода в системе общего развития ребёнка.

    Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мышление.

 

2.3 Содержание диагностико-мониторинговой деятельности  

Диагностический блок занимает особое место в педагогическом процессе и играет роль индикатора результативности оздоровительного, коррекционно-развивающего и образовательно-воспитательного воздействия.

Для реализации поставленных задач необходимо осуществлять диагностико - мониторинговую деятельность в трёх направлениях:  

  • диагностика,
  • контроль,  
  • мониторинг.

Проектирование и реализация задач психолого-педагогического сопровождения требует от каждого педагога детского сада высокого уровня профессиональной компетентности, полного представление о характере собственной деятельности в структуре комплексного сопровождения ребенка и деятельности коллег, умения решать свои задачи в условиях командной работы. Кроме того, важно определить принципиальные позиции диагностической работы с детьми, отобрать нужные формы и методы, разработать рабочую и отчетную документацию. Все это создаст условия для обеспечения управляемого позитивного развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья.  

Диагностическое направление.

  • исследование индивидуальных особенностей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, состояния здоровья, условий семейного воспитания.
  • выявление степени усвоения коррекционно - развивающей и образовательной программы.
  • построение психолого-педагогического прогноза и определения условий для более успешного преодоления отклонений в развитии.

 

Контрольное направление (контроль за усвоением):

  • коррекционно - развивающей программы;
  • образовательно-воспитательной программы.

 

Мониторинговое направление  

  • мониторинг реализации коррекционно- образовательного процесса (условия, процесс реализации).

Основной целью индивидуальной диагностики является выявление и описание особенностей развития ребенка (познавательной деятельности, речевого развития, эмоционально - волевой и двигательной сферы, его актуальных знаний, умений и навыков, а также потенциальных возможностей). Анализ результатов обследования позволяет определить прогноз дальнейшего развития ребенка, отобрать содержание коррекционно-развивающего воздействия и наиболее эффективные методы психолого-педагогического воздействия применительно к воспитаннику.  

Работа ОУ в инновационном режиме требует постоянного повышения профессиональной компетентности всех педагогов и психологов и побуждает педагогический коллектив к работе в поисковом творческом режиме. Контроль за развитием ребенка и осуществление мониторинга за реализацией педагогического процесса позволяет сделать работу более эффективной.

 

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

3.1. Материально-техническое обеспечение программы.

  Состояние материально-технической базы ГБУ «Реабилитационный центр детей и подростков с ОВЗ» соответствует современным требованиям и санитарным нормам. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства для детей с ОВЗ в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:  

  • игровую, познавательную, творческую активность воспитанников,  
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;  

¬ эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;  

¬ возможность самовыражения детей.  

Оснащение музыкального зала для индивидуальной коррекционной работы:

  • Наличие специализированной методической литературы 
  • музыкальный центр 
  • музыкальные игрушки (балалайки, гармошки, пианино, лесенка).  
  • детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан, погремушки, бубен, детский синтезатор, маракасы, кастаньеты, румба, трещотка, треугольники, колокольчики).  
  • «поющие» игрушки.  
  • звучащие предметы-заместители.  
  • ложки, палочки, молоточки, кубики.  
  • магнитофон, аудиокассеты с записью детских песенок, музыки для детей, «голосов природы».  
  • музыкально-дидактические игры  
  • портреты композиторов  
  • альбомы по творчеству композиторов - игрушки (по темам)
  • наглядно - иллюстративный материал
  • настольно-печатные музыкально-дидактические игры
  • атрибуты для игр-плясок (согласно программному репертуару)
  • кукольный театр
  • картотека предметных картинок «Музыкальные инструменты»

 

3.2 Работа с родителями

         Социальными заказчиками деятельности учреждения являются в первую очередь родители воспитанников. Поэтому коллектив ОУ пытается создать доброжелательную, психологически комфортную атмосферу, в основе которой лежит определенная система взаимодействия с родителями, взаимопонимание и сотрудничество.

Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого, психофизического развития ребенка, на интенсивное развитие познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой сферы дошкольника и обеспечивает всестороннее гармоничное развитие личности в целом.

Совокупность педагогических условий, предопределяющих и обеспечивающих эффективное формирование начальных социальных компетенций у детей с ОВЗ, включает в себя:  

  • создание адаптивной образовательной среды ОУ, направленной на интеграцию детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников; организацию процессов адаптации, коммуникации, здоровье сбережения, социализации на основе экспериментальной программы социального развития детей с ОВЗ, способствующей обогащению опыта их социального взаимодействия;  
  • определение индивидуального образовательного маршрута детей с ОВЗ с целью выравнивания их стартовых возможностей для успешного вхождения в детско-взрослое сообщество;  
  • выработка единых взглядов и требований к процессу сопровождения ребенка с ОВЗ в ходе продуктивного взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Основное содержание работы с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ - формирование межличностных взаимоотношений между ребёнком и его родителями. Успешность развития ребёнка с ОВЗ зависит в первую очередь, от активной позиции родителей, которые играют ведущую роль в коррекции любых отклонений, в становлении его психической деятельности.  

Специалисты оказывают:

  • квалифицированную педагогическую поддержку родителям;  
  • создают условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;  
  • помогают близким взрослым создать в семье комфортную для развития ребёнка среду;  
  • выявляют, раскрывают и поддерживают положительные личностные качества родителей, необходимые для успешного сотрудничества со своим ребёнком;  
  • формируют уверенный и спокойный стиль воспитания

Формы работы с родителями:

  • консультирование родителей по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств
  • вовлечение родителей в музыкально-образовательное пространство ОУ  
  • социологические исследования по определению социального статуса и микроклимата в семье
  • выявление уровня требований родителей к дошкольному образованию и воспитанию
  • повышение компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания (индивидуальные беседы, анкетирование, консультации)  
  • вовлечение в музыкально-образовательный процесс (открытые занятия, участие в них, создание развивающей предметно пространственной среды);
  • совместная культурно-досуговая деятельность  

Доступным для детей с ОВЗ образовательное учреждение делают педагоги и родители, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы в образовательном учреждении и дома, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.

3.3 Перспективный план индивидуальной коррекционной работы на 2020 г.