Конспект НООД по познавательному развитию "Путешествие по сказкам"
методическая разработка (подготовительная группа)
Конспект
непосредственно - организованной образовательной деятельности
с воспитанниками подготовительной группы
общеразвивающей направленности
по образовательной области «Познавательное развитие»
на тему: «Путешествие по сказкам»
Автор-разработчик:
Зайцева Мария Николаевна
воспитатель
2020 год
Схема конспекта непосредственно организованной образовательной деятельности
Возрастная группа воспитанников - подготовительная к школе группа
Тема НООД: «Путешествие по сказкам»
Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.
Программные задачи:
формировать умение у детей узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам.
Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Интегрируемые образовательные области – познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Вид детской деятельности, лежащий в основе организации НООД: познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная.
Методы и приемы:
Словесные: сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; загадывание загадок; педагогическая оценка, поощрения;
Наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций
Практические: решение проблемной ситуация; поисковые действия; дидактические игры; здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, физминутка, мимическое упражнение).
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок («Маша и медведь», «Три медведя», «Колобок», «Лиса и заяц», «Репка», «Теремок», рассматривание иллюстраций к ним; пересказывание сказок; дидактическая игра «Узнай, из какой сказки герой».
Оборудование:
Сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, папка – имитация обложки книги, 7 разноцветных страниц, игра «Собери картинку» по сказкам, конверты с загадками, письма.
Части НООД | Деятельность воспитателя
| Деятельность детей
| Способы поддержки детской инициативы |
1 часть - вводная | Цель: Включение детей в игровую ситуацию, настрой детей на предстоящую деятельность. | ||
Создание образовательной ситуации | Воспитатель: Дети, какой сегодня замечательный день. Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и наше приветствие.
- Почему вы их любите? - А как можно сказать о сказке, какая она? (Если в сказке есть чудо, то она…чудесная; есть волшебство, то волшебная; есть добро, то … добрая; есть радость, то… радостная; есть загадки, то загадочная; есть мудрость, то … мудрая и т. д.Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д. - Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными? Воспитатель: Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству - А если их написал сказочник, автор, то, как они называются? - Как определить сказку? Чем отличается от рассказа? - Какими словами начинаются сказки?
- А какими словами сказки заканчиваются?
| Дети заходят в зал.
Дети здороваются с гостями. Ответы детей потому что, их сочинил народ
Авторскими Много волшебства. Герои разговаривают, происходят чудеса. Жили-были. В некотором царстве. В стародавние годы. В некотором королевстве. За тридевять земель. Стали жить-поживать, да добра наживать. И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, в рот не попало. И зажили припеваючи. Жили долго и счастливо. Сказочке конец, а кто слушал, молодец. |
Вопросы
Вопросы
|
Мотивация детей на предстоящую деятельность | Воспитатель:
Давайте, прочитаем. «Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, попросила Могучего Ветра разбросать их по Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!» - Давайте произнесем волшебное заклинание. Чтобы думалось нам быстрее, чтобы решение быстрее пришло на ум. Будем пальчики считать, Будем сказки называть Рукавичка, Теремок, Колобок – румяный бок. Есть Снегурочка – краса, Три медведя, Волк – Лиса. Не забудем Сивку-Бурку, Нашу вещую каурку. Про жар-птицу сказку знаем, Репку мы не забываем Знаем Волка и козлят. Этим сказкам каждый рад
|
дети рассуждают, высказывают свои предположения
Ответы детей
Ответы детей
- сжимаем и разжимаем пальчики в кулачки - на каждое название сказки загибаем поочередно пальчики
. – хлопаем в ладоши |
Вопросы |
2 часть - основная | Цель: Формировать у дошкольников установку на помощь; обобщить и систематизировать знания детей о русских народных сказках, героях сказок. | ||
Формулирование цели предстоящей деятельность и принятие её детьми | Воспитатель: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном мешочке. (Открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок) |
|
|
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым | Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – делаю один моток, а вы при этом называете сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка. Игра «Назови сказки»
Клубочек покатился к сундучку
Клубок приводит детей к столу, на котором письмо от Бабы Яги Смотрите, здесь письмо «Ну, молодцы, детишки! Дорогу все-таки нашли, и страничку одну. Только не радуйтесь очень, а загляните лучше в конверт. Видите, во что я превратила ваших любимых героев? Сумеете расколдовать, узнать героев, из какой они сказки, получите еще одну страницу!» Игра «Собери картинку» по сказкам: «Маша и медведь», «Курочка-Ряба», «Репка», Дети называют сказку, героев) Клубок ведет к стульчикам. Воспитатель: Здесь еще одно письмо, на конверте написано «Помогите!». Только не могу понять, кому нужна наша помощь? (Открываю конверт, достаю карточки).
«Помогите! Я превратилась в облачко!» Воспитатель: «Бабка Ёжка, выгляни в окошко» В темном лесу есть избушка Стоит задом наперед В этой избушке есть старушка Бабушка Яга живет Нос крючком, Глаза большие Словно угольки горят Ух, сердитая какая! Дыбом волосы стоят Воспитатель:
- Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Гуси-лебеди». Как называется эта сказка? Почему гуси-лебеди унесли братца? Почему Аленушке помогали печка, яблонька и речка? Чтобы сделали бы вы, если бы оказались в такой ситуации? - А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая?
- Вот мы и еще две страницы книги нашли. Какого они цвета? - А клубок ведет нас дальше. (Дети вместе с воспитателем подходят к столу с загадками) - Девочка в корзинке Посадили ее в землю глубоко, Где-то в поле он стоит, На базар ушла их мама, Носик круглый пятачком, Как-то мышка невеличка Возле леса, на опушке, Хоть он был без рук и ног, В сказке лисонька плутовка
|
дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя сказку
ответы детей
Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!»
Сказка «Три медведя». В сказке девочку зовут Маша. Герои не волки, а медведи. Маша легла не на раскладушку, а на кровать.
Красная
оранжевого Дети с воспитателем смотрят по сторонам и ищут страницы книги Идут, подходят к стульчикам, садятся.
Машенька, сказка «Три медведя» Медведь, сказка «Теремок» Иванушка, сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Снегурочка, сказка «Снегурочка» Желтого
дети шагают на месте дети поворачиваются грозят пальцем грозят пальцем другой руки показывают пальчиком показывают покачивают головой бег на месте руки вверх
Подходим к столу, где находится иллюстрации к сказкам
Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.
Это сказка «Курочка Ряба». Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.
Маша и медведь
Репка
Теремок
Царевна – Лягушка
Волк и семеро козлят
Поросята
Курочка Ряба
Три медведя
Колобок
Заюшкина избушка
синего
Дети становятся в круг
Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой
Фиолетового
Ответы детей |
Положительная оценка
Положительная оценка
Положительная оценка
Положительная оценка |
3 часть - заключительная | Цель: Подвести общий итог НООД, провести плавный переход деятельности детей. | ||
Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей. | теперь превратим нашу книгу в настоящую книгу сказок. Нам поможет наш волшебный сундучок. Давайте положим книгу в сундучок и скажем волшебные слова «Снуп, снап,снуре!». Чтобы чудо произошло, нам необходимо эти волшебные слова произнести 3 раза разными способами: - Что вам больше всего запомнилось? - Какие сказки вы бы хотели ещё послушать? Давайте заглянем в наш сундучок! Посмотрите, какую книгу смогли мы с вами собрать! Каждый вечер будем с вами ее читать! Вы у меня все молодцы! Вы самые лучшие любители русских народных сказок, самые лучшие ценители! Верить в сказку – это счастье. И тому, кто верит, сказка обязательно отворит все двери. И что-то интересное подарит. Это вам Баба Яга прислала подарок за смелость, за старание, за любовь к русским народным сказкам. Предлагаю вам самостоятельно раскрасить их дома, затем маме и папе рассказать сказку об этом герое. Предлагаю наш клубок отправить в сказку, он там может пригодиться другим героям. Давайте создадим картину нашего настроения. Если вам понравилось принимать участие в сказочных викторинах, разгадывать шарады и ребусы сварливой Бабы Яги, было интересно и хочется еще путешествовать, прикрепите лучик солнечный, если кажется, что не все сегодня удалось - голубое облако, а темную хмурую тучу пусть прикрепит тот, кому было совсем неинтересно. |
Дети выполняют вместе с воспитателем
Ответы детей
Дети получают в подарок из сундука раскраски. |
Вопросы
Вопросы Положительная оценка |
Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность
| А теперь, я вам предлагаю отправиться в группу раскрасить раскраски, которые вам прислала Баба Яга.
| Дети отправляются вместе с воспитателем в группу. |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_skazkam.docx | 41.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственно - организованной образовательной деятельности
с воспитанниками подготовительной группы
общеразвивающей направленности
по образовательной области «Познавательное развитие»
на тему: «Путешествие по сказкам»
Автор-разработчик:
Зайцева Мария Николаевна
воспитатель
2020 год
Схема конспекта непосредственно организованной образовательной деятельности
Возрастная группа воспитанников - подготовительная к школе группа
Тема НООД: «Путешествие по сказкам»
Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.
Программные задачи:
формировать умение у детей узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам.
Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Интегрируемые образовательные области – познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Вид детской деятельности, лежащий в основе организации НООД: познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная.
Методы и приемы:
Словесные: сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; загадывание загадок; педагогическая оценка, поощрения;
Наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций
Практические: решение проблемной ситуация; поисковые действия; дидактические игры; здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, физминутка, мимическое упражнение).
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок («Маша и медведь», «Три медведя», «Колобок», «Лиса и заяц», «Репка», «Теремок», рассматривание иллюстраций к ним; пересказывание сказок; дидактическая игра «Узнай, из какой сказки герой».
Оборудование:
Сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, папка – имитация обложки книги, 7 разноцветных страниц, игра «Собери картинку» по сказкам, конверты с загадками, письма.
Части НООД | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Способы поддержки детской инициативы |
1 часть - вводная | Цель: Включение детей в игровую ситуацию, настрой детей на предстоящую деятельность. | ||
Создание образовательной ситуации | Воспитатель: Дети, какой сегодня замечательный день. Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и наше приветствие.
- Почему вы их любите? - А как можно сказать о сказке, какая она? (Если в сказке есть чудо, то она…чудесная; есть волшебство, то волшебная; есть добро, то … добрая; есть радость, то… радостная; есть загадки, то загадочная; есть мудрость, то … мудрая и т. д.Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д. - Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными? Воспитатель: Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству - А если их написал сказочник, автор, то, как они называются? - Как определить сказку? Чем отличается от рассказа? - Какими словами начинаются сказки? - А какими словами сказки заканчиваются? | Дети заходят в зал. Ответы детей. Дети здороваются с гостями. Ответы детей Ответы детей. потому что, их сочинил народ Авторскими Много волшебства. Герои разговаривают, происходят чудеса. Жили-были. В некотором царстве. В стародавние годы. В некотором королевстве. За тридевять земель. Стали жить-поживать, да добра наживать. И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, в рот не попало. И зажили припеваючи. Жили долго и счастливо. Сказочке конец, а кто слушал, молодец. | Вопросы Вопросы |
Мотивация детей на предстоящую деятельность | Воспитатель:
Давайте, прочитаем. «Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, попросила Могучего Ветра разбросать их по Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!» - Давайте произнесем волшебное заклинание. Чтобы думалось нам быстрее, чтобы решение быстрее пришло на ум. Будем пальчики считать, Будем сказки называть Рукавичка, Теремок, Колобок – румяный бок. Есть Снегурочка – краса, Три медведя, Волк – Лиса. Не забудем Сивку-Бурку, Нашу вещую каурку. Про жар-птицу сказку знаем, Репку мы не забываем Знаем Волка и козлят. Этим сказкам каждый рад | дети рассуждают, высказывают свои предположения Ответы детей Ответы детей - сжимаем и разжимаем пальчики в кулачки - на каждое название сказки загибаем поочередно пальчики . – хлопаем в ладоши | Вопросы |
2 часть - основная | Цель: Формировать у дошкольников установку на помощь; обобщить и систематизировать знания детей о русских народных сказках, героях сказок. | ||
Формулирование цели предстоящей деятельность и принятие её детьми | Воспитатель: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном мешочке. (Открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок) | ||
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым | Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – делаю один моток, а вы при этом называете сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка. Игра «Назови сказки» Клубочек покатился к сундучку
Клубок приводит детей к столу, на котором письмо от Бабы Яги Смотрите, здесь письмо «Ну, молодцы, детишки! Дорогу все-таки нашли, и страничку одну. Только не радуйтесь очень, а загляните лучше в конверт. Видите, во что я превратила ваших любимых героев? Сумеете расколдовать, узнать героев, из какой они сказки, получите еще одну страницу!» Игра «Собери картинку» по сказкам: «Маша и медведь», «Курочка-Ряба», «Репка», Дети называют сказку, героев) Клубок ведет к стульчикам. Воспитатель: Здесь еще одно письмо, на конверте написано «Помогите!». Только не могу понять, кому нужна наша помощь? (Открываю конверт, достаю карточки).
«Помогите! Я превратилась в облачко!» Воспитатель: «Бабка Ёжка, выгляни в окошко» В темном лесу есть избушка Стоит задом наперед В этой избушке есть старушка Бабушка Яга живет Нос крючком, Глаза большие Словно угольки горят Ух, сердитая какая! Дыбом волосы стоят Воспитатель:
- Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Гуси-лебеди». Как называется эта сказка? Почему гуси-лебеди унесли братца? Почему Аленушке помогали печка, яблонька и речка? Чтобы сделали бы вы, если бы оказались в такой ситуации? - А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая? - Вот мы и еще две страницы книги нашли. Какого они цвета? - А клубок ведет нас дальше. (Дети вместе с воспитателем подходят к столу с загадками) - Девочка в корзинке Посадили ее в землю глубоко, Где-то в поле он стоит, На базар ушла их мама, Носик круглый пятачком, Как-то мышка невеличка Возле леса, на опушке, Хоть он был без рук и ног, В сказке лисонька плутовка | дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя сказку ответы детей Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!» Сказка «Три медведя». В сказке девочку зовут Маша. Герои не волки, а медведи. Маша легла не на раскладушку, а на кровать. Красная оранжевого Дети с воспитателем смотрят по сторонам и ищут страницы книги Идут, подходят к стульчикам, садятся. Машенька, сказка «Три медведя» Медведь, сказка «Теремок» Иванушка, сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Снегурочка, сказка «Снегурочка» Желтого дети шагают на месте дети поворачиваются грозят пальцем грозят пальцем другой руки показывают пальчиком показывают покачивают головой бег на месте руки вверх Подходим к столу, где находится иллюстрации к сказкам Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым. Это сказка «Курочка Ряба». Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко. Маша и медведь Репка Теремок Царевна – Лягушка Волк и семеро козлят Поросята Курочка Ряба Три медведя Колобок Заюшкина избушка синего Дети становятся в круг Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой Фиолетового Ответы детей | Положительная оценка Положительная оценка Положительная оценка Положительная оценка |
3 часть - заключительная | Цель: Подвести общий итог НООД, провести плавный переход деятельности детей. | ||
Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей. | теперь превратим нашу книгу в настоящую книгу сказок. Нам поможет наш волшебный сундучок. Давайте положим книгу в сундучок и скажем волшебные слова «Снуп, снап,снуре!». Чтобы чудо произошло, нам необходимо эти волшебные слова произнести 3 раза разными способами: - Что вам больше всего запомнилось? - Какие сказки вы бы хотели ещё послушать? Давайте заглянем в наш сундучок! Посмотрите, какую книгу смогли мы с вами собрать! Каждый вечер будем с вами ее читать! Вы у меня все молодцы! Вы самые лучшие любители русских народных сказок, самые лучшие ценители! Верить в сказку – это счастье. И тому, кто верит, сказка обязательно отворит все двери. И что-то интересное подарит. Это вам Баба Яга прислала подарок за смелость, за старание, за любовь к русским народным сказкам. Предлагаю вам самостоятельно раскрасить их дома, затем маме и папе рассказать сказку об этом герое. Предлагаю наш клубок отправить в сказку, он там может пригодиться другим героям. Давайте создадим картину нашего настроения. Если вам понравилось принимать участие в сказочных викторинах, разгадывать шарады и ребусы сварливой Бабы Яги, было интересно и хочется еще путешествовать, прикрепите лучик солнечный, если кажется, что не все сегодня удалось - голубое облако, а темную хмурую тучу пусть прикрепит тот, кому было совсем неинтересно. | Дети выполняют вместе с воспитателем Ответы детей Дети получают в подарок из сундука раскраски. | Вопросы Вопросы Положительная оценка |
Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность | А теперь, я вам предлагаю отправиться в группу раскрасить раскраски, которые вам прислала Баба Яга. | Дети отправляются вместе с воспитателем в группу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НООД по познавательному развитию дошкольников "Путешествие на дно океана"
Цель:Формирование у детей представление о том, что планета Земля – это огромный шар, а большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями, на планете Земля обитает много живых существ и всем...
Конспект НООД по познавательному развитию "Путешествие в зимний лес". Старшая группа
Тема: «Путешествие в зимний лес» Цель: уточнить и расширить представление детей о внешнем виде и образе жизни лесных зверей зимой (заяц, белка, лиса, волк, лось); Образовательные задач...
Конспект НООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну цифр»
Цель: Познакомить с образованием и составом числа 6, цифрой 6.Задачи: · Учить детей определять место числа в числовом ряду;·...
Конспект НООД по познавательному развитию детей раннего возраста. «Катание и вылавливание шариков из воды»
Конспект НООД...
Конспект НООД по познавательному развитию в средней группе «Лесные зверюшки в гостях у детей»
Конспект занятия НООД по познавательному развитию в средней группе с использованием мультимедийного материала....
Конспект НООД по познавательному развитию с детьми 5 -6 лет на тему: «Мамино сердечко».
Цель: Повышение социальной значимости материнства. Показать значимый для ребенка образ мамы.Задачи:ü Воспитывать у детей чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку &nd...
Конспект НООД по познавательному развитию (ФЭМП) для детей старшей группы «Путешествие по сказкам»
Образовательные задачи:1.Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 7.2. Закрепить прямой и обратный счет в пределах 7.3. Совершенствовать знания геометрических фигур.5. Совершенствовать ум...