Консультация "Организация в дошкольном учреждении самостоятельной музыкальной деятельности детей"
консультация

Лукина Елена Владимировна

Материал можен быть полезен педагогам ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lukina-samostoyatelnaya_muzykalnaya_deyatelnost.doc64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад №14»

Консультация для воспитателей

«Организация в дошкольном учреждении

самостоятельной музыкальной деятельности детей»

материал подготовил:

музыкальный руководитель

Лукина Е.В.

Саранск, 2020

Самостоятельная музыкальная деятельность - одна из сложных форм музыкальной деятельности, так как возникает она не только при условии интереса ребёнка к музыке, его стремления выразить свои художественные переживания от встречи с ней, но и от наличия устойчивых певческих, музыкально-ритмических, двигательных навыков, навыков восприятия и игры на детских музыкальных инструментах.

Сложность возникновения активной самостоятельной музыкальной деятельности и в том, что, в отличие от доступности рисования, пересказа, художественного моделирования, которые к тому же оснащены соответствующими средствами, музыкальная деятельность детей предполагает высокое качество воспитывающего и развивающего обучения на музыкальных занятиях, дифференцированный подход к индивидуальному обучению детей со стороны музыкального руководителя и умелое косвенное руководство этой деятельностью воспитателя.

Что же обеспечивает и предопределяет самостоятельную музыкальную деятельность?

1. Наличие устойчивых умений, навыков детей, полученных на музыкальных занятиях, в области восприятия, пения, музыкально-ритмических движении, игры на детских музыкальных инструментах.

Особое внимание педагог должен уделять воспитанию инициативы, самостоятельности, творческой активности детей, последовательно реализуя программные требования по такому виду музыкальной деятельности как детское музыкальное творчество (песенное, танцевальное, игровое).

Решая задачи по восприятию музыки на музыкальных занятиях (слушание), особое внимание рекомендуется уделять умению самостоятельно слушать музыкальное произведение, различать характер музыки, ориентироваться в форме музыкального произведения (вступление, части, припев, запев), в жанрах.

С целью воспитания у детей устойчивого интереса к музыке, обогащения их музыкальных впечатлений, расширения музыкального кругозора необходимо систематически использовать на музыкальных занятиях аудиозаписи произведений. Это даёт возможность познакомить детей с оркестровым звучанием, звучанием различных музыкальных инструментов.

Необходимо подводить детей к тому, чтобы они могли называть свои любимые музыкальные произведения, самостоятельно высказываться, почему они им нравятся, самостоятельно определять характер, настроение произведения.

В пении самостоятельность детей проявляется в активном восприятии песни, в определении её характера, настроения, в выборе любимой песни и осознанном отношении к этому выбору. Главное, дети учатся петь без музыкального  сопровождения, вначале с поддержкой голоса взрослослго, а затем самостоятельно.

Дети к шести годам способны не только самостоятельно исполнять несложные песни, но контролировать слухом качество пения сначала товарищей, а затем и свое собственное.

Помимо этой воспроизводящей певческой деятельностии большое место на музыкальных занятиях отводится песенному творчеству (особенно со старшими дошкольниками). Творческие задания, связанные с песенными импровизациями, большой степени способствуют проявлениям самостоятельности. Уже в младшей группе дети пробуют пропеть имя куклы, свое имя, спеть, как петушок, воробушек и т. д. В средней и старшей группе умеют отвечать в песенной форме на музыкальный вопрос, заканчивать песню, начатую педагогом, свободно импровизируя. В подготовительной к школе группе дети сочиняют собственные простые мелодии (без слов, со словами, в жанре марша, танца и т.д.).

В музыкально-ритмической деятельности (в плясках, играх, хороводах) дети используют навыки, усвоенные в результате специальных упражнений. Педагог приучает их действовать не только по показу, но и самостоятельно определять способ действия в соответствии с музыкальным образом. Особенно это характерно для игр, в процессе разучивания которых необходимо развивать у детей творческое воображение.

Задания на развитие танцевально-игрового творчества способствуют развитию детской инициативы и творческой активности, что непременно скажется в их самостоятельной деятельности вне занятий.

Первоначальным навыкам игры на детских музыкальных инструментах дети обучаются на занятиях, начиная со средней группы. Свой первый опыт, полученный в результате непосредственного показа педагога (приёмов игры), многократных упражнений, ребёнок переносит в быт. Вначале он закрепляет полученные навыки, затем пробует самостоятельно играть знакомые мелодии (пробует подбирать) и, наконец, сочиняет собственные несложные мелодии, ритмы (но это уже в самостоятельной деятельности).

Таким образом, во всех видах музыкальной деятельности проявление способов самостоятельных действий связано непосредственно с обучением, с выполнением того или иного действия, задания (воспроизводящего или творческого) под руководством педагога.

2. Запас музыкальных впечатлений, полученных детьми не только на музыкальных занятиях, но и на праздниках, развлечениях, в результате прослушанных и увиденных радио- и телепередач, музыкальных спектаклей.

В связи с этим необходимо тщательно продумывать (составлять) сценарии праздничных утренников и развлечений в детском учреждении, предполагая активные самостоятельные действия всех детей в различных эпизодах.

Учитывая впечатляющую силу развлечений, особенно зрелищных, необходимо планировать и проводить их регулярно, желательно еженедельно в каждой возрастной группе. Проводят развлечения и воспитатели, и музыкальный руководитель. Последний - один раз в месяц в каждой группе.

3. Создание условий в семье.

Родители не всегда заботятся о создании условий для художественного развития своего ребёнка вообще и музыкального развития в частности, не ощущают пользу художественно-музыкальных впечатлений, их эмоционально-эстетической окрашенности, не знают возможности своих детей, не предполагают, в чём их (родителей) роль.

В связи с этим педагогическим коллективам дошкольных учреждений необходимо активизировать свою работу по пропаганде среди родителей вопросов музыкально-эстетического воспитания.

Ежегодно в годовой план должны включаться тематические консультации для родителей, такие как «Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в семье», «Детская музыкальная игрушка», «Какие детские музыкальные инструменты нужны вашему ребёнку», «Праздники и развлечения в семье», «День рождения вашего ребёнка», «Песни в вашем доме», «Как организовать просмотр детских телепередач» и др.

Целесообразно сопровождать такие консультации выставками соответствующего содержания, предлагать вниманию родителей папки-передвижки, литературу по данному вопросу.

Кроме консультаций, можно использовать такие формы работы с родителями, как родительское собрание (посвященное данной теме), открытое музыкальное занятие.

Для самостоятельной музыкальной деятельности необходимы следующие условия: правильный подбор игрушек и пособий для каждой группы с учётом возрастных особенностей детей, целесообразное их размещение, периодичность внесения.

Какие игрушки и пособия понадобятся

  • Детские музыкальные инструменты: со звуком неопределённой высоты (погремушки, бубны, барабаны, маракасы, тарелки, румбы, треугольники, кастаньеты, трещотки, деревянные палочки); с диатоническим и хроматическим звукорядом ударные (металлофон, ксилофон).
  • Неозвученные музыкальные игрушки: пианино, балалайка, гармошка; и игрушки-инструменты: трёхступенчатая, пятиступенчатая, восьмиступенчатая лесенка с дополнительным мелким игровым материалом (матрёшки, солдатики, птицы, животные).
  • Озвученные музыкальные игрушки: музыкальная книжка, музыкальный молоточек, органчики, музыкальная шкатулка, музыкальные волчки, музыкальные колокольчики.
  • Настольные музыкально-дидактические игры: «Музыкальное лото», «Кто в домике живет». «Учитесь танцевать», «Сколько нас поёт» и др.
  • Атрибуты: шапочки и маски, детские костюмы в соответствии с содержанием хороводных музыкально-дидактических игр, игр с пением; с теми персонажами, которые были введены на праздничных утренниках, развлечениях и т. д.

Различные виды театра: театрально-игровая деятельность детей стимулирует «музицирование» (синтез пения, декламации, игры на детских музыкальных инструментах).

Как лучше разместить игрушки и пособия в игровой комнате.

Основной принцип размещения - целесообразность. Каждую музыкальную игрушку, пособие должны использовать по назначению: музыкально-дидактические игры размещаются там же, где и настольно-печатные игры; игрушки-инструменты (озвученные, неозвученные) - в игровом уголке, туда же целесообразно поместить такой игровой материал, как CD-плейер (бутафорский) с дисками, телевизор с кинолентами и т. д.: атрибуты, шапочки-маски для игр с пением, хороводных музыкально-дидактических игр - в физкультурном уголке: детали костюмов - в уголке ряжения или в речевой зоне, где сосредоточены материалы для театрализованных игр.

Следует определить место для детских музыкальных инструментов. Для этого можно отвести отдельный столик, место в шкафу, подвесную полку (на высоте, удобной для детей). При этом «уголок детских музыкальных инструментов» может быть размещён как в игровой комнате, так и в спальне, в раздевалке, холлах (при соответствующих условиях конкретного дошкольного учреждения).

Какие детские музыкальные инструменты могут быть использованы в каждой возрастной группе

Младшая группа: бубен, барабан (с кожаной основой), погремушки, колокольчики, деревянные палочки (бамбуковые, например).

Средняя группа: деревянные палочки, деревянные ложки, треугольник, металлофон (во второй половине года).

Старшая группа: металлофоны, румба, треугольник, трещотка, бубны.

Подготовительная к школе группа: маракасы, кастаньеты, металлофоны, ксилофоны и др.

Кроме названных детских музыкальных инструментов могут быть использованы и другие, в соответствии с имеющимся в конкретном дошкольном учреждении ассортиментом инструментов и с учётом предпочтений музыкального руководителя.

Одновременно в «Уголке детских музыкальных инструментов» могут помещаться инструменты трёх-четырёх видов. В течение года они заменяются другими, убираются и вносятся вновь.

Важно, чтобы каждый инструмент вносился только после того, как дети освоили способ звукоизвлечения на нём и приобрели минимальный запас умений, навыков игры на данном музыкальном инструменте.

В «Уголок детских музыкальных инструментов» могут быть внесены озвученные и неозвученные музыкальные лесенки в старшей и подготовительной к школе группе, портреты композиторов, с творчеством которых дети знакомились на занятии (в течение года в группу вносится пять- шестъ портретов на две-три недели каждый),

Духовые детские музыкальные инструменты (по соображениям гигиены) не используются в самостоятельной деятельности, поэтому в эти уголки их помещать не следует.

Какие формы организации самостоятельной музыкальной деятельности можно выделить?

Прежде всего, эти формы определяются типами самостоятельной музыкальной деятельности: исполнительской и творческой.

Исполнительская деятельность представляем собой упражнения, в процессе которых дети совершенствуются в каком-либо умении (например, в игре на детском музыкальном инструменте).

В творческой деятельности дети импровизируют, ищут свой вариант, свой способ действий и т.д. (например, сочиняют мелодию, наигрывая её на металлофоне, придумывая новое танцевальное движение или целую сценку).

Для творческой деятельности характерны следующие организационные формы:

  • сюжетно-ролевые игры («Наш оркестр», «Ищем таланты» и др.);
  • импровизирование на детских музыкальных инструментах:
  • песенное и танцевальное импровизирование;
  • театрализованные представления (импровизированного характера).

Для исполнительской деятельности дети  используют такие формы, как:

  • игры с пением;
  • настольные музыкально-дидактические игры
  • хороводные музыкально-дидактические игры
  • игра на детских музыкальных инструмента: (закрепление, повтор выученных с педагогом мелодий);
  • сюжетно-ролевые игры («Музыкальные занятия», «Музыкальный магазин», «Концерт» и т. п.);
  • театрализованные представления с включением отдельных видов музыкальной деятельности по готовым сюжетам («Репка», «Кот, Петух и Лиса», «Заюшкина избушка» и т. д.);
  • игры-драматизации с использованием различных видов музыкальной деятельности;
  • концерты детской художественной самодеятельности - развлечения, организованные стихийно по инициативе детей или стимулированные игровым материалом («Музыкальная кapусель», «Музыкальный будильник», «Вертушка», «Музыкальный телефон» и др.).